Роль стихов в развитии ребенка

Роль стихов в развитии ребенка thumbnail

Правильное развитие ребенка — это обязанность всех родителей. Однако в современном мире технологий, родители чаще всего уделяют много внимания развитию логического мышления, не заботясь о развитии речи и абстрактного мышления. И именно в этом заключается основная ошибка родителей, так как малыш развивается неравномерно.

Развитие абстрактного мышления с помощью стихов

Народное творчество с древних времён играло значительную роль в развитии мышления, фантазии, способности слушать. Сказки и прибаутки, стишки и песни с древних времён наполняли жизнь каждого ребёнка, рассказывали о мире, о людях, о героях, о странах. Это очень важно для развития личности, характера, индивидуальности.

Значительную часть народного творчества занимают колыбельные, которые матери раньше пели детям. Это сейчас можно включить мультфильмы и подождать пока дети уснут. А вот раньше мамы пели колыбельные. А значит говорили с детьми больше, ласковее, уделяли время таким песенным рассказам. С того момента, когда малыш начинает говорить, слушая колыбельную, он развивает память, способность слушать и сопоставлять, запоминать слова, звуки. Благодаря этому увеличивается словарный запас, ведь в стихах используются слова, которые редко употребляются в разговорной речи. Маленький ребёнок благодаря колыбельным, не только лучше засыпает, но и учится слушать.

Обрядовые песни, девичьи песни, песни рабочих в поле — слагали удивительные мотивы и сюжеты. Об этом можно было рассказать другим. И поэтому такое творчество было образцом литературного искусства. Для детей важно получать такой опыт. Ведь песни передают опыт, сюжет, иногда украшают быт. Слушая песни, стихи, малыши узнают о том, что так далеко от них, чего может быть они никогда не увидят, или лучше представляют о том что их окружает, по-другому смотрят на обычные дела, это становится интереснее. Значит народное творчество развивало фантазию, воображение, мышление, а также преподавало те навыки, которые пригодятся в быту.

Раньше солнышко не встанет,
Солнце ждёт пока ты спишь.
Только утром светло станет.
Спи спокойно, мой малыш!

Чем  заменяется народное творчество в реалиях современного мира?

Музыка всегда привлекает маленьких детей. На праздниках, на дискотеках они готовы бегать и играть друг с другом, с теми взрослыми кто тоже танцует. Песни иногда бывают непонятными, а маленькие слушатели пытливо пытаются выяснить что же такое люли-люли, и почему зайчик бывает солнечный?

Однако, детям предстоит научиться правильно расставлять акценты, чувствовать ритм и если не понимать все песни целиком, то узнать о том, какие чувства хочет передать исполнитель. Современные дети чаще слушают песни: как по ТВ, и это всевозможные жанры, так и по радио, в машинах своих родителей, на компьютере.

Когда начинать учить стихам

дети играютНачинать учить детей небольшим стишкам, можно с самого раннего детства. Как только ребенок научился говорить, и его словарный запас составляет более ста слов, вы можете начать понемногу учить его стихам. Самое главное в этом деле проявить терпение, ведь тяга к учебе, есть не у всех детей, поэтому родителям нужно постараться.

Для начала обучения малыша стихам, лучше всего подходят стишки-игры, которые позволят ему не только учиться, а и повеселится с родителями. Благодаря таким играм он может выучить первый стишок, так как дети интуитивно повторяют поведение взрослых.

После того, как маленький выучит несколько первых стишков, можно попробовать научить его детской считалке. Это тоже полезно для памяти и поможет ему в будущем в играх. Обучение считалкам, тоже можно проводить в виде игры, так как это самая лучшая форма для обучения детей.

В 3-4 года, можно обучать более серьезным стишкам, которые имеют сюжет и смысл. Это поможет ему развить память, обогатить речь, и позволит выглядеть оригинально. Конечно, не стоит забывать и о физическом развитии, или о логическом мышлении, так как развитие детей должно проходить гармонично.

Почему нужно позаботиться о всестороннем развитии в раннем возрасте

Если вы будете уделять вашему чаду должное внимание, играть с ним, учить его, то еще в раннем возрасте он получит незаменимый толчок для развития, который поможет ему на протяжении всей жизни. При этом оба родители, должны заниматься развитием малыша. Время, потраченное на занятия с ребенком в раннем возрасте, обучение его стихам, игры с ним, не будет потрачено зря. Ведь спустя всего несколько лет, когда он будет учиться в школе, вам не придется заниматься с ним, так как школьник намного лучше будет усваивать любой материал. Ведь благодаря развитому абстрактному мышлению, он намного лучше самостоятельно усваивает материал.

Научные факты

Учеными, уже давно доказано, что люди, которые в детстве учили стихи, имеют лучше развитый интеллект. Однако это не единственная польза от стихов. Благодаря стихам, расширяется кругозор ребенка, и тренируется весь мозг, поэтому стихи в детстве просто незаменимы. Именно исходя из этого утверждения, разработаны общеобразовательные программы. Ведь даже в детском саду устраивают утренники, на которых дети рассказывают стихи. Это помогает им развивать свои таланты. Поэтому важность стихов в развитии ребенка, невозможно отрицать.

Источник

Березина Любовь Ивановна
Консультация для педагогов ДОУ «Роль поэзии в развитии речи дошкольников»

Материалы педагогического совета

Консультативный материал для педагогов ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение города Кургана

«Детский сад комбинированного вида №18 «Журавлик»

Подготовила:

Березина Любовь Ивановна,

воспитатель, первая квалификационная категория

«Дать ребенку радость поэтического

вдохновения, пробудить в его сердце

живой родник поэтического творчества-

это такое же важное дело, как научить

читать и решать задачи».

Василий Александрович Сухомлинский.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Лев Семёнович Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».

Многие ученые, педагоги, занимающиеся проблемами методики развития речи, отмечают огромное положительное влияние поэзии на развитие речи ребенка, например Наталья Анатольевна Стародубова в своей работе «Теория и методика развития речи дошкольников» отмечает, что «поэтическое произведение оказывает на ребят огромное воздействие: обостряет чувства, способствует более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывает богатство интонаций и звукового состава слова; развивает чувства ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогает увидеть и выразить в словах впечатление от многоцветного окружающего мира, учит любить яркое, меткое слово».

Поэтическая речь кардинально отличается от обычной разговорной речи. Она насыщена яркими образами, красочна, фонетически богата и воспринимается, как песня. Дети чувствуют эти особенности и тянутся именно к таким произведениям. Разучивание поэтических произведений для дошкольниковимеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, речь, формируется культурный уровень маленького человека. Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма.

Повторение и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга.

Давно доказано, что ребенку, знающему большое количество стихов в детстве, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания, они демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким-либо причинам со стихами не знакомили.

Старайтесь создать атмосферу поэзии в детском саду, когда поэтическое слово сопровождает ребенка во всех видах деятельности. Читайте детям стихи, заучивайте их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически, в течении года, развивайте потребность слушать и запоминать.Поэтическое слово звучит при каждом удобном случае: на занятиях, на прогулке, во время наблюдений, экскурсий, игр, при рассматривании картин и иллюстраций, во время выполнения режимных моментов.

Организовать такую работу помогают сборники стихов, в которых можно найти подтверждение и ответы на многие вопросы нравственного содержания.

С помощью стихов увлекайте детей, доводите до их сознания этические постулаты и прививайте любовь к родному языку. Ни реклама, ни боевики, ни страшные картины новостных телевизионных программ должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрым, прекрасным, радостным, пусть на первый взгляд и простым, обыденным.

В процессе педагогической деятельности добивайтесь положительных результатов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников, используя в образовательном процессе поэзию.

Можно выделить следующие задачи:

• Знакомить с художественным словом на всех занятиях, а также в свободной и игровой деятельности.

• Учить использовать поэтические образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений, драматизаций.

• Учить выразительно читать стихи и уметь их слушать.

• Учить подбирать рифмы к стихотворным строчкам.

Работу по использованию стихов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников выстраивайте следующим образом. Прежде чем начать беседу, или проводить занятие, или отправиться на прогулку, определяйте, какие стихи помогут решить поставленные цели и задачи, отражайте данную ситуацию.

При знакомстве детей с поэтическими произведениями необходимо эмоционально их настроить. Как? Это может быть беседа по теме произведения, демонстрация иллюстративного материала, короткий рассказ о поэте, выразительное чтение стихотворения воспитателем, а также анализ произведения, по ходу которого детям даются объяснения непонятных слов и выражений, обращается внимание на то, какие слова и обороты использованы для характеристики героя, описания событий, картин природы. Вопросы формулируются так, чтобы дети могли отвечать на них словами стихотворения.

Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического

воспитания. Данный вопрос должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию. Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.

Ребенку непросто запомнить то, что не связанно с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением. Поэтому подбираем такие стихи, которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их.

Дети чувствуют ритм стихов, понимают, что в них есть рифма, поэтому используйте игры, при помощи которых можно развивать чувство рифмы, необходимое и для понимания специфики стихотворной речи, и для выразительной декламации стихов. Это такие игры как «Продолжи строчку», «Подбери пару», «Найди рифму», «Что звучит одинаково?», «Отгадка рядом» и т. д.

Очень важно периодически организовывать выставку «Любимые книги» (Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова). Это помогает дошкольникам не только глубже окунуться в поэтический мир, но и ближе познакомиться с авторами детских стихов.

Широко используется в практике работы проведение во всех возрастных группах литературных праздников, конкурсов и викторин. Они могут быть посвящены творчеству детских поэтов или объединены определенной тематикой («Все обо всем», «Веселые стихи», «Праздник настоящих друзей», «Небылицы в лицах» и т. д.). Сюжетно-ролевая основа такого мероприятия роднит его с игрой, поэтому дети с удовольствием в него включаются. В сценарии присутствует множество игровых моментов, побуждающих детей к образному движению, к звукоподражанию и имитации «речи» персонажей.

Главными принципами организации таких праздников являются:

• деятельностный подход;

• нравственно-эстетическая направленность;

• сочетание индивидуальной и коллективной деятельности.

Одной из форм организации деятельности дошкольников, является конкурс чтецов, который дает возможность каждому ребенку для самореализации. Подготовка к конкурсу позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. При организации конкурса объединяются разные виды искусств – музыка, живопись, литература, что способствует духовному и нравственному развитию личности, воспитанию эстетического вкуса.

Конкурсы чтецов проводятся ежегодно. Их тематика разнообразна, она может быть связана с различными знаменательными датами, посвящена предстоящему празднику и т. д.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, педагогирешают следующие задачи:

развивать речевой слух детей (фонематический слух, темп, ритм);

— формировать произносительную сторону речи (правильное произношение звуков, дыхание, голос, дикция);

— воспитывать интонационную выразительность речи (умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, и тембра).

К отбору репертуара конкурсных стихов подходите вдумчиво и серьезно: подбирайте малоизвестные, интересные, небольшие по объему и понятные детям тексты. Важно, чтобы дети приняли активное участие, не только запомнили и прочитали стихи, но и

услышали их. Приучение детского уха к поэзии, создание своеобразного пласта «наслышанности» — вот главная задача таких праздников.

Взрослые – активные участники в организации и проведении литературных праздников. Воспитатели и родители выступают в качестве членов жюри, участников праздника, исполняют роль сказочных персонажей, готовят атрибуты и подарки. Активное участие взрослых предполагает содержательное общение педагогов, родителей и детей.Опыт проведения таких мероприятий показывает: царит атмосфера взаимопонимания, дружбы, совместного творчества, сотрудничества. Стремитесь, чтобы ни один ребенок не остался без внимания, чтобы каждый участник получил награду.Дипломы и персональные подарки вручайте в разных номинациях: «Создание яркого образа», «Творческое исполнение», «За обаяние», «Самое смешное стихотворение», «Приз зрительских симпатий» «За идейное содержание» и т. д.

Уверена: если дети полюбят поэзию, будут знать наизусть много стихов, они станут интеллектуально и духовно богаче. Диапазон данной темы представляет целостную систему работы по эстетическому и нравственному развитию дошкольников, где предусматриваются цели и задачи коммуникативных навыков и умений речевого развития.

Конечно же, понятно, что нельзя просто просить детей выучить наизусть стихотворение на какую-то тему и потом прочитать их выразительно. Конкурс требует более основательной подготовки.В этом участвуют: воспитатели, учитель-логопед (при необходимости, родители. Подбирают тексты доступные, интересные по содержанию и близкие жизненному опыту детей.

Выразительно читать, перевоплощаться, владеть мимикой — это дано не каждому ребенку, эти умения развиваются и совершенствуются, при проведении таких мероприятий.

Завершить своё выступление хочется словами русского критика, публициста,теоретика и историка литературы Виссариона Григорьевича Белинского: «Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, а сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них как музыка).

Источник

При подготовке к школе постарайтесь, чтобы ваш ребёнок заучивал, как можно больше стихов. Это очень важный воспитательный и обучающий момент для вашего малыша. Ребенок тренирует речь, память и воображение. Увеличивается словарный запас. Формируется чувство ритма. Стихи очень мелодичны, напевны и прекрасно воспринимаются детьми любого возраста. Присмотритесь к своему ребёнку, когда вы читаете ему стихи, с каким вниманием и удовольствием он слушает. Поэтому детские авторы также с большим удовольствием пишут, кроме прозы, ещё и сказки, рассказы и истории в стихах. Проза, с её монотонностью немного утомляет детей, особенно маленьких. А вот стихи, наоборот вызывают огромный интерес и очень быстро они их запоминают. По своей природе у детей великолепная память, поэтому и стихи они запоминают очень быстро. Нам взрослым, просто необходимо использовать это качество ребёнка, чтобы ещё больше развить его память, а значит и его способность к обучению в будущем. Заучивать стихи можно уже с ребёнком самого маленького возраста. Начинать можно с замечательных детских писателей: Агния Барто, Корней Чуковский, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Александр Пушкин. Читать стихи этих авторов своему ребёнку начинайте как можно раньше. Они научат вашего малыша только любви, добру и пониманию. Если у вас праздник в семье или приближается Новый год – это лишний повод выучить с ребёнком стихи. Радостная атмосфера предстоящего праздника, подготовка и ожидание будет стимулом к заучиванию стихов. А разучивание стихов объединит вас с вашим ребёнком. Вы найдёте общую тему для разговора и эмоциональные точки соприкосновения.

Зачем же всё-таки учить стихи?

Сейчас более старшее поколение знает гораздо больше стихов, чем современные дети. Потому что в те далекие времена нашего детства, когда не было телевизоров, нам мама много читала, мы учили стихи, а затем и сами много читали. Родителям необходимо осознать, что стихи учить со своим ребёнком надо, так как это наиболее действенный метод развития детей. При заучивании стихов дети учится восприятию поэзии, расширяют свой кругозор, совершенствуют устную речь и формируют общий уровень культуры. Но самое главное – при заучивании стихов у детей развивается память.

Когда начинать учить стихи с ребёнком?

С того самого момента, как только узнали, что беременны. И это не шутка. Все беременные женщины могут подтвердить, что дитя находясь в животе, очень даже реагирует на все, что происходит во внешнем мире. Если во время беременности вы будет читать вслух стихи и петь колыбельные своему малышу, который в назначенный срок появится на свет, то родившись, ваш малыш гораздо быстрее адаптируется к окружающему миру. Вполне возможно, что у вашего ребенка, в самом раннем возрасте, проявятся музыкальные и поэтические способности. Хотите родить гения? Начинайте читать ребенку стихи, с момента беременности. Ну, а новорождённый ребёнок с ещё большим удовольствием будет слушать ваш голос. А затем короткие четверостишья, например, Агнии Барто, ваш 2-3 годовалый малыш уже сможет повторять их за вами. Стихотворные рифмы, их ритмичность и мелодичность на подсознательном уровне откладываются в памяти малыша, а когда он подрастает, то с легкостью выучит первые стихи-четверостишия. В современной жизни при изобилии техники заучивать стихи с малышом можно использовать аудио и видео. Идёте с ребёнком гулять, по дороге учите с ним стихи и повторяйте их под счёт шагов. А затем дома с друзьями и родственниками устройте праздник-соревнование по чтению стихов.

Как учить?

Я учу с детьми 5-7 лет стихи так: сначала читаю сама, затем объясняю непонятные слова, встречающиеся в стихах. Потом ребёнок читает стих сам, пусть медленно и по слогам – неважно. Потом читаем вместе. Рассказываем друг другу весь сюжет стихотворения. И начинаем учить по паре строк, добавляя ещё и еще по мере заучивания. «Начерно» стихотворение из 2-3 куплетов ребёнок заучивает довольно быстро. Затем только повторять выученное, как я рекомендую родителям – три раза (три подхода), по три раза (каждый подход по три раза). Ну и как всегда, очень важно, для вашего ребенка, ваше личное отношение к книгам, к литературе, к поэзии. Если вы сами знаете и любите поэзию, то обязательно передадите эту любовь и своим детям. Поэтических деток вам, уважаемые родители!

Вот несколько интересных и красивых стихотворений для изучения с детьми :

-Гуси, гуси.
-Га-га-га.
-Есть хотите?
-Да-да-да.
-Так летите же домой.
-Серый волк под горой.
Зубы точит, воду пьет,
Нам проходу не дает.
-Ну, летите, как хотите.
Только крылья берегите.

***

Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
— Ко-ко-ко, ко-ко-ко
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Земляного червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.

***

Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает
Довезли до сеновала
Муха с возу закричала:
-На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая.

***

Меня ужалила пчела,
Я закричал: «Как ты могла?»
Пчела в ответ:
«А ты как мог?
Сорвать любимый мой цветок.
Ведь он мне был
Ужасно нужен —
Я берегла его на ужин».

***

Бода-бода-болабода,
Живет жабка у болота,
Выпуча глаза сидит,
Громко, громко говорит:
Квак-квак, квак-квак,
А я прыгаю вот так!

***

Выпал иней на луга,
Щиплет гусям лапки.
-Гуси, гуси!- Га-га-га!
-Надевайте тапки!
Надевайте тапки,
Берегите лапки!

***

Под горою вырос гриб,
Гриб увидел дед Архип.
Стал тянуть его из мха,
Только силушка плоха.
Обессилел дед Архип.
Ты поможешь вырвать гриб?

***

Жили-были два кота-
Восемь лапок, два хвоста.
Подрались между собой
Серые коты.
Поднялись у них трубой
Серые хвосты.
Бились днём и ночью,
Полетели клочья.
И остались от котов
Только кончики хвостов.

***

Просит вечером подушка:
-Положи меня под ушко,-
Очень хочется, Антон,
посмотреть твой новый сон.

***

Приглашенные к обеду
Шли букашки к Короеду.
Лабиринт пройдёшь не скоро
В триста тридцать коридоров…
Все пришли!.. А Короед,
Не дождавшись, съел обед.

***

Утром мама будит нас-
Льется солнышко из глаз.
И на самом донышке
Мы с братиком,
Как зернышки.

***

К нам домой пришла лягушка,
Разбросала все игрушки,
Оглядела кавардак
И сказала тихо: «Квак…»

***

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.

***

В трикотажном магазине повстречались три кота
Продавались там перчатки, были разные цвета.
Подошли к прилавку важно, промяукали протяжно:
— А у вас мышинный цвет есть в продаже или нет ???

***

— Горошек,горошек, да ты акробат!
Как ловко взбираешься ты на канат!
Усатый горошек сразу зазнался.
— Да я б, — говорит, до Солнца добрался
— Да я б, — говорит, до неба добрался
— Да жаль, — говорит, канат оборвался.

***

Средь широких и диких степей,
Сладко спал одинокий репей.
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в чьи-то штаны,
В волчий хвост или заячью грудь
И отважно отправится в путь.

***

Ели на опушке —
До небес макушки —
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-ёлочки,
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод

***

Под крыльцом
построен дом —
Лубяная крыша.
Кто живёт в домишке том?
Ну, конечно, мыши!
Из зерна они пекут
Вкусные лепёшки
И мышонка берегут
От соседки кошки.
***

— Муравьишко, муравьишко,
Расскажи, где твой домишко?
— Возле пня под старой ёлкой,
Где горой лежат иголки.
Я там год живу уже
на трёхсотом этаже!

***
А. Усачев. Улитка.

Дождик лил как из ведра.
Я открыл калитку
И увидел средь двора
Глупую Улитку.

Говорю ей:-Посмотри!
Ты ведь мокнешь в луже…-
А она мне изнутри :
-Это ведь снаружи!

А внутри меня весна ,
День стоит чудесный!-
Отвечала мне она
Из скорлупки тесной.

Говорю:-Повсюду мрак…
Не спастись от стужи!-
А она в ответ : -Пустяк.
Это ведь снаружи!

А внутри меня уют:
Расцветают розы,
Птицы дивные поют
И блестят стрекозы!

-Что ж , сиди сама с собой!-
Я сказал с улыбкой
И простился со смешной
Глупенькой Улиткой…

Дождь закончился давно.
Солнце — на полмира…
А внутри меня темно,
Холодно и сыро.

Источник