Роль социальных факторов в психическом развитии ребенка

Ребенок овладевает
социальным опытом при помощи взрос­лого,
в процессе общения с окружающими,
обучения.

На психическое
развитие ребенка раннего детского
возраста (1-3 года) значительное влияние
оказывает овладение прямой походкой.
Способность к передвижению вызывает
ряд психоло­гических последствий,
связанных с вступлением ребенка в
сво­бодное, самостоятельное общение
с внешним миром, с развитием способности
ориентировки в пространстве.

Ведущей деятельностью
ребенка в раннем детстве становится
предметная, манипулятивная деятельность
(усвоение общественно выработанных
способов действия с предметами), которая
сменяет непосредственно-эмоциональное
общение со взрослым, являющее­ся
основным видом деятельности в период
младенчества (0-1 год). Ребенок научается
ориентироваться на постоянное значение
пред­метов, закрепленное в человеческой
деятельности. В составе пред­метной
деятельности наиболее важное значение
приобретает появ­ление первых
целеполаганий и собственно орудийных
действий.

Ранний возраст
является сензитивным для овладения
речью, в это время наиболее эффективно
происходит ее развитие. К концу 2-го года
жизни ребенок употребляет около 300 слов,
к концу 3-его года — 1500 слов. С 2-х до 3-х
лет речь приобретает связный характер.

Показ взрослым
предметных действий вместе с речевыми
указаниями ставят ребенка и взрослого
в ситуацию общения.

В 3 года происходит
смена ведущей деятельности и переход
в следующий возрастной период —
дошкольный возраст (3 -7 лет). Предметная
деятельность сменяется игрой и
продуктивной деятельностью, которые
становятся ведущими. В ходе игры идет
воспроизводство системы отношений
взрослых, социальных от­ношений, в
продуктивной — овладение рисованием,
лепкой, конструированием.

Новые задачи,
стоящие перед ребенком, приводят к
совер­шенствованию работы анализаторных
систем. Так, в дошколь­ном возрасте
отмечается значительное снижение
порогов зри­тельной, слуховой, кожной
и двигательной чувствительности.
Возрастают острота зрения, тонкость
различения цветов и их от­тенков,
развиваются фонематический и неречевой
слух.

Развитие восприятия
стимулируется усвоением детьми сен­сорных
эталонов, служащих своеобразными
мерками, позволяющ оценить особенности
обследуемых объектов.

На следующем этапе
развития ведущей становится учебная
деятельность детей, наступающая в
возрасте 7 лет и длящаяся до 10 лет (младший
школьный возраст). Основное новообразование
этого возраста — появление отвлеченного
словесно-логического и рассуждающего
мышления, возникновение которого
перестраивает другие познавательные
процессы, а также умение произвольно
регулировать свое поведение и управлять
им.

Затем наступает
время подросткового возраста и юности,
ко­гда наиболее значимым становится
поиск новых видов занятий вместе со
сверстниками и, наконец, социальная
активность, на­правленная на поиск
перспективы жизненного пути.

Краткий обзор
периодизации детского развития
показывает, что на каждом этапе его
развития ребенок является объектом
со­циального воздействия. Предмет, с
которым взаимодействует ре­бенок,
социален по своим функциям и происхождению,
а чело­век, с которым он общается,
является носителем определенных способов
употребления вещей и определенных
смыслов челове­ческой деятельности.
Специфичность воздействия на ребенка
на каждом этапе определяется его
возрастными возможностями.

Л.С. Выготский
рассматривал этапность психического
раз­вития с точки зрения «кризисов»,
переломных периодов в жиз­ни ребенка
(кризис новорожденности, одного года,
трех, семи, тринадцати лет), во время
которых происходят основные, зна­чимые
перестройки, открывающие путь качественно
новым этапам развития.

В физиологии
развития такие периоды рассматриваются
как наиболее чувствительные к
«неадекватным» раздражителям, ко­торые
могут «повредить» организм.

Многие ученые
отмечают трудность исследования
изменений, которые возникают в мозге
человека в результате стимулирую­щего
влияния среды. Тем не менее, они приводят
примеры пси­хологических исследований,
которые показывают, что стимули­рующая
среда не только способствует
интеллектуальному разви­тию, но и
может компенсировать физиологический
ущерб, при­чиненный в раннем детстве.

Так, в исследованиях,
проведенных в Великобритании,
осуществлялось обследование всех детей,
появившихся на свет при неблагополучных
условиях: преж­девременные роды,
маленький вес или кислородная
недостаточ­ность при родах и др.,
которые расценивались как факторы,
по­вышающие риск повреждения головного
мозга.

Повторные
исследования детей, проведенные в
возрасте 7-ми и 10-ти лет показали, что
лишь незначительная часть детей име­ла
отклонения в психическом развитии,
которые можно было связать с родовыми
осложнениями.

Основная часть
детей с отклонениями психического
разви­тия из группы риска относилась»
к тем, кто жил в плохих услови­ях. К
плохим условиям относились недоедание,
отсутствие меди­цинской помощи, дурное
обращение с детьми и невнимание к их
физическим нуждам (ребенок плохо одет,
неопрятен, никто не заботится о его
безопасности), психологическая
запущенность (родители не разговаривают
с ребенком, не проявляют к нему теплых
чувств, не стимулируют его развитие).

Так, если в надлежащее
время не произошло овладение речью,
которое действует как пусковой механизм
для становления корковых функций, то
кортикальная ткань, в норме предназначенная
для речи и связанных с ней способностей
может подвергнуться функциональной
атрофии. Как заключает Ф. Блум: «нервная
система человека должна развиваться в
условиях человеческой жизни, чтобы
порождать «че­ловеческое поведение».

Известный
американский генетик Ш. Ауэрбах пишет:
«Каждый признак, нормальный или
отклоняющийся от нормы, — результат
процесса развития и определяется как
генами, так и средой. Хотя относительное
участие наследственности и среды у
от­дельных признаков сильно варьируется,
лишь немногие признаки полностью
определяются наследственностью, а
признаков, опре­деляемых только
средой, и того меньше» (Ш. Ауэрбах,
1969. с.131). И дальше: «Мы начинаем жизнь,
имея на руках гены, как игрок начинает
партию, имея на руках карты. …Чаще всего
успех зависит от умения и опыта игрока.
…Хороший игрок с плохими картами может
достигнуть большего успеха, чем плохой
с хорошими» (Там же. с.138).

Таким образом,
необходимо учитывать, что процесс
психиче­ского развития ребенка должен
опираться на гармоничное соот­ветствие
между нейрофизиологическими возможностями
ребенка и требованиями, предъявляемыми
социальным окружением.

Соседние файлы в папке OsnKorPed

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Биологические факторы включают в себя:

— наследственные свойства

— врожденные свойства организма

Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Прежде всего, по наследству ребенок получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств. Физические признаки, общие для всех людей, среди которых важнейшее значение имеют прямолинейная походка, рука, как орган познания и воздей­ствия на окружающий мир относятся к фенотипу как совокупности всех признаков и свойств индивида, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. Наследуют дети биологические, инстинктивные потребности (потребности в пище, тепле и пр.), особенности типа ВНД.

Наряду с наследственностью к биологическому фактору относится врожденность. Не все, с чем рождается ребенок, является наследственным. Отдельные врожденные особенности его, отдельные признаки объясняются условиями внутриутробной жизни младенца (здоровьем матери, влиянием лекарственных средств, алкоголя, курения и др.). Прирожденные психофизиологические и анатомические особенности нервной системы, органов чувств, головного мозга принято называть задатками, на основе которых формируются, развиваются человеческие свойства и способности, в том числе интеллектуальные.

Итак, биологический фактор имеет важное значение, он определяет рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения и деятельности различных органов и систем, возможность его стать личностью. Хотя при рождении люди имеют биологически обусловленные различия, однако каждый нормальный ребенок может обучиться всему, во что вовлекает его социальная программа. Природные особенности человека не предопределяют сами по себе развитие психики ребенка. Биологические особенности составляют природную основу человека. Сущностью же его являются социально значимые качества.

Социальные факторы включают в себя:

— социальная среда;

— воспитание, обучение;

— социализация.

Социальная среда – окружающая человека общественная ситуация, материальные, духовные условия его существования. Среду подразделяют на макро- и микросреду. Микросреда – это ближайшее окружение (семья, школа, сверстники). Макросреда предполагает идеи, ценности, установки, общественный строй.

Определенное влияние на развитие психики ребенка оказывает природная среда, физический мир: воздух, вода, солнце, особенности климата, растительности. Природная среда важна, но она не определяет развитие, ее влияние косвенное, опосредствованное (через среду социальную, через трудовую деятельность взрослых людей).

Основной толчок психическому развитию ребенка дает его жизнь в обществе людей. Вне общения с другими людьми нет развития психики ребенка.

Воспитание и обучение – можно рассматривать как целенаправленный процесс, когда ребенок усваивает нормы и правила общества через влияние социальных институтов и как спонтанный процесс, когда ребенок усваивает, путем непосредственного наблюдение за межличностными отношениями окружающих, особенностями их поведения, нормы и стереотипы общества.

Воспитание и обучение неотделимы от понятия «социализация».

Социализация – процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы, семьи, общества и т.д. Она включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы.

Выделяют следующие стадии социализации:

1) Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2) Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все ещё не устойчиво в мировоззрении и характере ребенка.

3) Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В противном случае возможны следующие исходы:

· сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;

· изменение себя, «стать как все»;

· конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4) Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5) Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Встает вопрос о соотношении биологического и социального в развитии. Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития – наследственность или окружающая среда – привел к теории конвергенции этих двух факторов. Её основоположник В. Штерн. Он считал, что оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка. По Штерну, психическое развитие – это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.

Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) обусловлены наследственно больше, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции – продукт культурно-исторического развития, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда всегда «участвует» в развитии.

Источник

Ребенок овладевает социальным опытом при помощи взрослого, в процессе общения с окружающими, обучения.

На психическое развитие ребенка раннего детского возраста (1 – 3 года) значительное влияние оказывает овладение прямой походкой. Способность к передвижению вызывает ряд психологических последствий, связанных с вступлением ребенка в свободное, самостоятельное общение с внешним миром, с развитием способности ориентировки в пространстве.

Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве становится предметная, манипулятивная деятельность (усвоение общественно выработанных способов действия с предметами), которая сменяет непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, являющееся основным видом деятельности в период младенчества (0 – 1 год). Ребенок научается ориентироваться на постоянное значение предметов, закрепленное в человеческой деятельности. В составе предметной деятельности наиболее важное значение приобретает появление первых целеполаганий и собственно орудийных действий.

Ранний возраст является сензитивным для овладения речью, в это время наиболее эффективно происходит усвоение речи. К концу 2-го года ребенок употребляет около 300 слов, к концу 3-его года — 1500 слов. С 2-х до 3-х лет речь приобретает связный характер.

Показ взрослым предметных действий вместе с речевыми указаниями ставят ребенка и взрослого в ситуацию общения.

В 3 года происходит смена ведущей деятельности и переход в следующий возрастной период – дошкольный возраст (3 – 7 лет). Предметная деятельность сменяется игрой и продуктивной деятельностью, которые становятся ведущими. В ходе игры идет воспроизводство системы отношений взрослых, социальных отношений, в продуктивной – овладение рисованием, лепкой, конструированием.

Новые задачи, стоящие перед ребенком, приводят к совершенствованию работы анализаторных систем. Так, в дошкольном возрасте отмечается значительное снижение порогов зрительной, слуховой, кожной и двигательной чувствительности. Возрастают острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков, развиваются фонематический и неречевой слух.

Развитие восприятия стимулируется усвоением детьми сенсорных эталонов, служащих своеобразной меркой, позволяющей оцепить особенности обследуемых объектов.

На следующем этапе развития ведущей становится учебная деятельность детей, наступающая в возрасте 7 лет и длящаяся до 10 лет (младший школьный возраст). Основное новообразование этого возраста – появление отвлеченного словесно-логического и рассуждающего мышления, появление которого перестраивает другие познавательные процессы, а также умение произвольно регулировать свое поведение и управлять им.

Затем наступает время подросткового возраста и юности, когда наиболее значимым становится поиск новых видов занятий вместе со сверстниками и, наконец, социальная активность, направленная на поиск перспективы жизненного пути.

Краткий обзор периодизации детского развития показывает, что на каждом этапе его развития ребенок является объектом социального воздействия. Предмет, с которым взаимодействует ребенок, социален по своим функциям и происхождению, а человек, с которым он общается, является носителем определенных способов употребления вещей и определенных смыслов человеческой деятельности. Специфичность воздействия на ребенка на каждом этапе определяется его возрастными возможностями.

Л.С. Выготский рассматривал этапность психического развития с точки зрения “кризисов”, переломных периодов в жизни ребенка (кризис новорожденности, одного года, трех, семи, тринадцати лет), во время которых происходят основные, значимые перестройки, открывающие путь качественно новым этапам развития.

В физиологии развития такие периоды рассматриваются как наиболее чувствительные к “неадекватным” раздражителям, которые могут “повредить” организм.

Ф. Блум и др. отмечают трудность исследования изменений, которые возникают в мозге человека в результате стимулирующего влияния среды. Тем не менее, они приводят примеры психологических исследований, которые показывают, что стимулирующая среда не только способствует интеллектуальному развитию, но и может компенсировать физиологический ущерб, причиненный в раннем детстве.

Так, в исследованиях, проведенных на острове Кауаи в 1955 году и в Великобритании, осуществлялось обследование всех детей, появившихся на свет при неблагополучных условиях: преждевременные роды, маленький вес или кислородная недостаточность при родах и др., которые расценивались как факторы, повышающие риск повреждения головного мозга.

Повторные исследования детей, проведенные в возрасте 7-ми и 10-ти показали, что лишь незначительная часть детей имела отклонения в психическом развитии, которые можно было связать с родовыми осложнениями.

Основная часть детей с отклонениями психического развития из группы риска относилась к тем, кто жил в плохих условиях. К плохим условиям относились недоедание, отсутствие медицинской помощи, дурное обращение с детьми и невнимание к их физическим нуждам (ребенок плохо одет, неопрятен, никто не заботится о его безопасности), психологическая запущенность (родители не разговаривают с ребенком, не проявляют к нему теплых чувств, не стимулируют его развитие).

В другом наблюдении описывается случай, связанный с историей девочки, обнаруженной в 13 лет в Калифорнии в 1970 го­ду. Психопат отец изолировал девочку с 20-месячного возраста в маленькой комнате, где она находилась все время, привязанная к стулу. Из еды она получала только детское питание и молоко. Когда ее обнаружили, она не умела жевать, не могла выпрямлять ноги и руки, не понимала слов и не могла говорить. По словам ее матери, в раннем возрасте девочка выглядела нормальным ребенком.

С девочкой начала работать психолог С. Кертис, за шесть лет работы добившаяся некоторых результатов. Девочка научилась понимать в некоторой степени речь, научилась говорить на уровне 2 – 3-летнего ребенка: “хочет молоко”, “два рука”. Она научилась пользоваться предметами, рисовать, в некоторых случаях связать причину и следствие. Однако дальше ее речь не развивалась и изобиловала ошибками, которые не свойственны даже двухлетним здоровым детям.

По предположению С. Кертис, если в надлежащее время не произошло овладение речью, которое действует как пусковой механизм для становления корковых функций, то кортикальная ткань, в норме предназначенная для речи и связанных с ней способностей может подвергнуться функциональной атрофии. Как заключает Ф. Блум: «нервная система человека должна развиваться и условиях человеческой жизни, чтобы порождать “человеческое поведение”.

Таким образом, необходимо учитывать, что процесс психического развития ребенка должен опираться на гармоничное соответствие между нейрофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением».

Источник:Азаров А.И. Основные этапы социализации детей у народов Северо-Западной Меланезии / Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1992. – С. 99 – 108.

Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 1215; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8631 — | 7463 — или читать все…

Читайте также:

Источник