Роль слуха в развитии ребенка литература

Роль слуха в развитии ребенка литература thumbnail
Роль слуха в развитии ребенка литература

Главная
Случайная страница

Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

Боскис Р. М.

Б85 Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя.—2-е изд.,-испр.’—М.: Просвещение, 1988.— 128 с.: ил.

ISBN 5-09-000756-Х

В книге приводится система работы со слабослышащими детьми, которые могут обучаться в массовой школе. В пособии дан практический материал, который поможет учителю преду­преждать и преодолевать неуспеваемость таких детей.

Книга рассчитана на учителей начальных классов массовой школы и может быть использована для коррекционной работы родителями, у которых дети страдают нарушениями слуха.

, 4310010000—213

S—88, инф. письмо — 88

Издательство «Просвещение», 1975 Издательство «Просвещение», 1988, с изменениями

ISBN 5-09-000756-Х

ПРЕДИСЛОВИЕ

Известно, что даже незначительное понижение слуха, возникшее у ребенка в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию его речи, затруднить обучение в школе, существенно снизить успеваемость, а подчас и от­рицательно отразиться на его судьбе.

Как показывают исследования, небольшое понижение слуха очень часто остается незамеченным, а причины не­понятной неуспеваемости ученика остаются при этом не­известными учителю и родителям. Между тем такие за­труднения в обучении могут быть преодолены при условии осведомленности учителя о возможных затруднениях уче­ника, связанных с недостатком его слуха.

В системе просвещения нашей страны имеется развер­нутая сеть специальных учреждений школьного и дошколь­ного типа, которые обеспечивают необходимые условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности, с расстройством слуха. Здесь обучение проводится по спе­циальным программам и методикам с использованием не­обходимых для коррекции дефекта пособий и оборудо­вания.

Однако не все дети, лишенные полноценного слуха, нуждаются в пребывании в специальных школах. При не­большом понижении слуха и особенно при условии его раннего распознавания и вовремя оказанной ребенку по­мощи может быть достигнута хорошая успеваемость сла­бослышащего ребенка в массовой школе и соответствую­щая коррекция нарушенного развития.

Цель предлагаемой читателю книги — сообщить необ­ходимые сведения учителю массовой школы, который смо­жет принять соответствующие меры для преодоления не­успеваемости ученика с дефектом слуха. Разобравшись в причинах неуспеваемости ученика, учитель, в зависимости от степени поражения слуха и речи, переведет ребенка в специальную школу, либо организует корригирующие за­нятия, которые дадут возможность успешно обучаться ре­бенку в массовой школе.

з

Мы попытались в книге дифференцированно представить педагогический подход к обучению слабослышащие детей в зависимости от степени дефекта.

Дети с более тяжелым расстройством слуха могут оставаться в массовой школе при условии активного участия родителей в коррекционной работе учителя. Для этой цели в книге дано описание своеобразия слуха и речи слабо] слышащих детей и основных приемов коррекционного обучения таких учащихся в массовой школе.

В более легких случаях нарушения слуха окажутся достаточными особое внимание учителя к ученику и описываемая в книге дополнительная работа с ним по обучению чтению и письму.

РОЛЬ СЛУХА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учит­ся ориентироваться в окружающем мире. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения,, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблю­даемое с помощью органов чувств. И в этом сложном про­цессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. Еще задолго до того, как ребенок научится спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких, которые незаметно для самих себя сопровождают свои действия словами, по­ясняющими ребенку то, что он сам не смог бы так рано понять. Задолго до того, как ребенок сам научится гово­рить, он усваивает значение многих слов и словосочетаний, обращенных к нему или произносимых рядом с ним его близкими.

Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху вос­приятием обращенной к нему речи.

Уже с начала второго года жизни ребенок начинает понимать элементарную речь и связывает ее с окружаю­щими, доступными его непосредственному восприятию предметами и явлениями.

В дальнейшем ребенок благодаря слуху учится спра­шивать и понимать ответы, понимать замечания взрослых по поводу его поведения, учится сам выражать свои тре­бования и просьбы, высказывать свои оценки и сообра­жения по поводу наблюдаемых явлений. Сначала он го­ворит лишь отдельные слова, затем — короткие фразы, и, наконец, овладевает связной речью, которая позволяет ему что-то рассказать, понять чей-то рассказ, книгу, ко­торую ему читают, и т. п.

Чтобы научиться произносить слова, ребенок должен овладеть движениями речевого аппарата. Он должен так-

же усвоить, какие элементы слова произносятся под ударением и какие без ударения с меньшей отчетливостью Приблизительно к трем годам ребенок обычно уже умея произносить все звуки, составляющие нашу речь. Исклю­чение чаще всего представляет звук р, который усваивается несколько позднее, некоторыми детьми — только 1 четырем—пяти годам.

Чтобы правильно пользоваться в своей речи словами) ребенок с помощью слуха должен обязательно усвоить, и, каких звуков состоит каждое из слов, а также последовательность звуков в каждом из этих слов)

Было бы, однако, ошибочно думать, что ребенок сна- чала усваивает отдельные звуки, затем собирает их слоги .и слова. Процесс овладения словами протекает не так. (Ребенок усваивает сначала наиболее доступные его слуху звуковые комплексы. Обычно это те части слова которые стоят под ударением. Впрочем, и они сначала усваиваются не совсем точно, произносятся искаженно Позже ребенок, прислушиваясь к речи окружающих, де­лает попытки произнести их более правильно. Таким об­разом постепенно уточняется произношение звуков и до­полняется звуковой состав слова.»., а уже к 4—5 годам у ребенка можно наблюдать сознательные попытки исправить свое произношение. Как известно, ребенок слышит не только речь окружающих, но и собственную, и это позволяет ему уточнить свою речь путем сопоставления с речью взрослых.

Развитие речи у ребенка обязательно предполагает накопление запаса слов в процессе речевого общения а окружающими. Речевая практика ребенка при помощи слухового восприятия создает условия для понимания значений все большего числа слов, которые он, подражая взрослым, по возможности употребляет в разговорах с ними. Восприятие речи при помощи слуха позволяет pe бенку соотнести слова с теми предметами, которые они обозначают. Здесь важно отметить, что ребенок, воспри­нимающий речь окружающих, способен сам усвоить ог­ромный запас слов. Он сам научается называть все окру­жающие его предметы и действия, качества и признаки предметов, научается высказывать свои желания, жалобы, требования. И саго происходит только благодаря тому, что он слышит соответствующие названия определенных явле­ний действительности/^

Важнейшее значение в развитии речи ребенка имеет усвоение грамматических способов выражения мысли

Большинство грамматических форм слов служит для вы­ражения определенных значений. Так, грамматическая форма числа существительных (пуговица—пуговицы) обо­значает единичный предмет или группу одинаковых пред­метов. Включенные в словосочетания с ними обозначения действий или признаков предметов тоже выражаются по-разному, в зависимости от того, идет ли речь об единичном предмете или о группе предметов (пуговица пришита, пу­говицы пришиты).

То же самое относится и ко всем прочим грамматиче­ским формам слов, как, например, к падежам. Все без исключения падежные формы изменяют значение слова, обозначающего предмет. Так, слово карандаш в предло­жениях У мальчика нет карандаша и Мальчик рисует ка­рандашом имеет разное грамматическое значение. Во вто­ром предложении слово карандаш имеет значение орудия действия, в то время как в первом это же слово обозначает отсутствие предмета. То же самое можно сказать о словах ножом, пилой, ручкой в отличие от слов ножа, пилы, ручки и т. п.

В русском языке важную роль играют те грамматиче­ские формы, которые связаны с употреблением предлогов (в, на, под, около, для и др.). Совершенно очевидна раз­ница в значениях таких слов и словосочетаний, как елка, елки, на елке, под елкой, для елки, о елке и т. п. Чтобы усвоить значения падежных форм слов, обозначающих предметы и значение предлогов, отображающих отношения между предметами, ребенку необходимо отчетливо слышать изменяющиеся окончания слов и все предлоги, входящие в состав предложений. При этом следует иметь в виду, что окончания слов очень часто не стоят в речи под ударе­нием, и поэтому для их восприятия требуется большая острота слуха. Предлоги также произносятся приглушенно, и поэтому они тоже трудны для восприятия при помощи слуха.

Слова, обозначающие действия, — глаголы — также употребляются в разных значениях при помощи использо­вания различных грамматических форм. Они выражают разное лицо, выполняющее действия (прыгал, прыгала), разное время действия (прыгает, прыгал, будет прыгать), разное число предметов, производящих действие (прыгает, прыгают). Значение глаголов изменяется также при по­мощи приставок (прибежал, убежал, выбежал и т. п.). Приставки и окончания глаголов чаще всего не стоят под Ударением и, следовательно, для их восприятия также требуется большая острота слуха.

Чтобы различать некоторые оттенки значений слов обозначающих предметы, необходимо уметь ориентировать ся в суффиксах. Например, в словах козел козленок, тигр тигренок в суффиксах -онок и -енок выражено обо значение детенышей животных.

При нормальном слухе ребенок проделывает огромную работу, усваивая грамматические формы. Слушая обращен­ную к нему речь, он научается очень рано пользоваться грамматическими закономерностями языка. Малолетние дети рано (нередко до двух лет) пользуются самостоятель­но ласкательными формами типа мамуля, папуля, бабу, и проделывают это не только в результате подражания, но и самостоятельно. Услышав слова мамуля, бабуля, наб- людаемый нами ребенок двух лет и двух месяцев сам образовывал форму Нинуля, Сашуля. В 3 года он говорил: «Мама, сними резинку. Она мне натугла. И эту сними, она тоже натугнет». В этих неправильно образованных грам­матических формах мы видим самостоятельную созна­тельную работу маленького ребенка, который, наблюдая грамматические изменения глаголов в речи окружающих, смог перенести усвоенные закономерности на другие гла­голы и употребил при этом правильно приставку на и гла­голы прошедшего времени натугла и будущего времени натугнет. Таких слов он не мог слышать и образовал их самостоятельно на основе усвоенных языковых закономер­ностей.

Таким образом, маленький ребенок при помощи слуха овладевает сложнейшей системой языка: приобретает на­выки произношения, усваивает звуковой состав огромного числа слов, их употребление, научается понимать значе­ния, заключенные в грамматических изменениях слов и в построении предложений. Все это требует высокой ост­роты слуха, так как звуки, составляющие нашу речь, не всегда достаточно отчетливы по своему звучанию.

В русском языке в каждом слове лишь один слог обыч­но стоит под (ударением и произносится замедленно и громко; остальные слоги произносятся бегло и приглушен­но. Гласные звуки (а, о, у, и, з) представляют собой наи­более звучные элементы слова, но в речевом потоке с до­статочной четкостью произносится только гласный звук, стоящий под ударением, все же остальные не имеют ста­бильного звучания. В безударном слоге трудно различить о а, е и и т. д.

Согласные звуки обладают различной степенью звуч­ности. Так, звонкие согласные звучат более отчетливо. 8

Более значительной звучностью обладает звук р. Глухие согласные в большинстве своем звучат приглушенно.

При стечении нескольких согласных каждый из них воспринимается с трудом (например, в слове скрипка трудны для восприятия звукосочетания скр и пк). Гораздо легче различить согласные звуки в таких словах, как ‘бумага, кабина, собака. Согласные в сочетании с гласными значительно лучше воспринимаются слухом.

При нормальном слухе все сложные звучания доступ­ны ребенку. Их огромная повторяемость в речевом опыте дает ему возможность усвоить их самостоятельно.

Нельзя, однако, считать, что слышащий ребенок овла­девает языком вполне самостоятельно. Окружающие по­стоянно указывают ему на допускаемые им ошибки, и это позволяет ребенку, проверяя собственным слухом свою речь, исправить недочеты.

Сложный процесс овладения языком начинается очень рано. Как правило, с двух лет дети уже начинают доволь­но широко пользоваться речью. Немало таких детей, ко­торые в полтора года уже говорят не только отдельными словами, но и целыми предложениями. Правда, употребля­емые ими слова и предложения далеко не всегда с доста­точной точностью понимаются ими, но употребляются большей частью уместно. В своем речевом опыте при нор­мальном интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенок все более сознательно и осмысленно пользуется речью.

Исследования показывают, что к трехлетнему возрасту ребенок успевает накопить запас, достигающий 2500 слов, и пользуется этим словарем в общении с. окружающими, выражая свои мысли фразами из 3—6 слов. Его предло­жения в этом возрасте уже в основном правильны. Рече­вая практика ребенка от трех до пяти лет очень велика, он говорит уже не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.

К школьному возрасту при нормальном слухе ребенок полностью овладевает языком в той мере, в какой это тре­буется для устного общения.

Этот сложный процесс может оказаться полностью на­рушенным при условии даже небольшого снижения слуха, возникшего в раннем возрасте.

Date: 2016-05-25; view: 1108; Нарушение авторских прав

Источник