Роль слуха и зрения в развитии ребенка
Лариса Максимова
Роль слуха и зрения в развитии речи ребёнка (рекомендации родителям)
Для развития речи ребёнка очень важным является его полноценный слух. Первая реакция на звук проявляется у ребёнка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребёнок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребёнка большую роль начинает играть слух. Во втором полугодии ребёнок воспринимает определённые звукосочетания и связывает их с предметами или действиями: «тик-так», «дай- дай», «иди-иди»… В возрасте 7-9 месяцев малыш начинает подражать звукам речи окружающих. А к году у него появляются первые слова. Таким образом, при помощи слуха ребёнок воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует своё произношение. Исследования учёных показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха возникают затруднения в восприятии звуков. Такое понижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит к общему недоразвитию речи, т. е. нарушается произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй. У слабослышащих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей, но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и постепенно угасает. В таких случаях речь без специального педагогического воздействия не развивается. Слух человека в процессе эволюции приобрёл особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Этим он отличается от слуха животных. В раннем детстве фонематический слух ещё не сформирован, поэтому дети часто смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Обычно к 4 годам ребёнок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.
Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Это подтверждается тем, что слабовидящие от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребёнок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, слышит звуки речи и пытается повторять их. Такая взаимосвязь зрения, слуха и артикуляционного аппарата постоянно развивается и укрепляется. Таким образом, у ребёнка формируется полноценная речь. И наоборот, нарушение одного из звеньев данной связи ведёт к стойким речевым нарушениям, которые преодолеваются впоследствии с большим трудом.
Признаки нарушения слуха и зрения
Будьте внимательны к развитию своего ребёнка! К врачу следует обратиться в том случае,если:
• К концу первого месяца ребёнок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча карманного фонарика вправо – влево.
• К концу 2 месяца не прислушивается к звону колокольчика и не следит за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону
• К концу 3 месяца не ищет глазами, откуда звенит колокольчик
• К концу 5 месяца не прекращает плакать, когда слышит пение матери
• К концу 6 месяца уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля зрения
• К концу 7 месяца не может стучать кубиком по столу
• К концу 8 месяца не прислушивается к разговору взрослых
• К концу 9 месяца не может стучать кубиком о кубик
• К концу 10 месяца не сбрасывает игрушки со стола
• К концу 15 месяца не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах
• В 2 года не может отличить съедобное от несъедобного
• В 2 года и 8 месяцев не может выложить кубики в одну линию
Источник
Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается конкретными импульсами первой сигнальной системы, отражающей реальную действительность. Первая сигнальная система обладает сигналами, образующими чувства.
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух.
Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с определенными предметами или действиями (тик-так, иди-иди, дай-дай).
В возрасте 7 — 9 мес. малыш начинает подражать звукам речи окружающих. А к году у него появляются первые слова.
Таким образом, ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.
Исследования Л. В. Неймана и В. И. Бельтюкова показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха (не превышающем 20 — 25 Дб) возникают затруднения в восприятии некоторых звуков (многих согласных, безударных окончаний слов и т.п.). Такое понижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи (когда начинает нарушаться произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй).
У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и поэтому постепенно угасает. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь детей не развивается.
Слух человека приобрел в процессе онтогенеза особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). (Этим он отличается от слуха животных.) В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом.
Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к 4 г. ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.
Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям.
В процессе развития ребенка между анализаторами слуховыми, зрительными и другими возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.
Источник
Консультация и рекомендации для родителей на тему:
Роль слуха и зрения в развитии речи ребёнка
Для развития речи ребёнка очень важным является его полноценный слух. Первая реакция на звук проявляется у ребёнка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребёнок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребёнка большую роль начинает играть слух. Во втором полугодии ребёнок воспринимает определённые звукосочетания и связывает их с предметами или действиями: «тик-так», «дай- дай», «иди-иди»… В возрасте 7-9 месяцев малыш начинает подражать звукам речи окружающих. А к году у него появляются первые слова. Таким образом, при помощи слуха ребёнок воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует своё произношение. Исследования учёных показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха возникают затруднения в восприятии звуков. Такое понижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит к общему недоразвитию речи, т. е. нарушается произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй. У слабослышащих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей, но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и постепенно угасает. В таких случаях речь без специального педагогического воздействия не развивается. Слух человека в процессе эволюции приобрёл особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Этим он отличается от слуха животных. В раннем детстве фонематический слух ещё не сформирован, поэтому дети часто смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Обычно к 4 годам ребёнок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.
Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Это подтверждается тем, что слабовидящие от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребёнок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, слышит звуки речи и пытается повторять их. Такая взаимосвязь зрения, слуха и артикуляционного аппарата постоянно развивается и укрепляется. Таким образом, у ребёнка формируется полноценная речь. И наоборот, нарушение одного из звеньев данной связи ведёт к стойким речевым нарушениям, которые преодолеваются впоследствии с большим трудом.
Признаки нарушения слуха и зрения
Будьте внимательны к развитию своего ребёнка! К врачу следует обратиться в том случае, если:
• К концу первого месяца ребёнок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча карманного фонарика вправо – влево.
• К концу 2 месяца не прислушивается к звону колокольчика и не следит за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону
• К концу 3 месяца не ищет глазами, откуда звенит колокольчик
• К концу 5 месяца не прекращает плакать, когда слышит пение матери
• К концу 6 месяца уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля зрения
• К концу 7 месяца не может стучать кубиком по столу
• К концу 8 месяца не прислушивается к разговору взрослых
• К концу 9 месяца не может стучать кубиком о кубик
• К концу 10 месяца не сбрасывает игрушки со стола
• К концу 15 месяца не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах
• В 2 года не может отличить съедобное от несъедобного
• В 2 года и 8 месяцев не может выложить кубики в одну линию
Источник
Беседа: «Роль слуха и зрения в развитии речи детей»
и «Этапы речевого развития детей»
Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда у ребенка полноценное зрение и слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на слух проявляется расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух.
Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звуки, звукосочетания и связывает их с определенными предметами или действиями (тик-так, дай-дай, иди-иди).
В возрасте 7 – 9 месяцев малыш начинает подражать звукам речи окружающих. А к году у него появляются первые слова.
При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.
Исследования Л.В. Неймана и В. И. Бельтюкова показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха (не превышающем 20 – 25 Дб) возникают затруднения в восприятии некоторых звуков.
Понижение слуха, которое возникло до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит как правило, к О.Н.Р. у детей (когда начинает нарушаться произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй).
У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и поэтому постепенно угасает.
В таких случаях без специального воздействия сурдолога, логопеда речь у таких детей не развивается.
Слух человека отличается от слуха животных тем, что человеческий слух точно различает звуки человеческой речи, (т.е. фонемы). В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо еще понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом.
Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения.
Обычно к 4 годам ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.
Зрение также имеет огромное значение в развитии речи. Слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже, т.к. зрячий ребенок внимательно наблюдает за положением языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям.
В процессе развития ребенка слух и зрение развиваются. Речь служит показателем умственного развития ребенка.
Кроме того, нужно четко знать каждый этап речевого развития ребенка, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, малыш в 1 год 4 месяца еще не говорит. Нормальное это явление или нет, педагог, воспитатель, родители могут решить, если знают, когда при нормальном развитии появляются первые слова. Это также необходимо знать при диагностике нарушений речи. Так, некоторые специалисты порой направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения. Правильно ли это? Нет! Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в этом возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление называется физиологическим косноязычием, оно вполне закономерно и обусловлено еще и недостаточной сформированности артикуляционного аппарата. Знание законов речевого развития нужно еще и для того, чтобы правильно построить коррекционную, воспитательную работы.
Например, обучая неговорящих детей (алаликов) очень важно знать, что сначала у всякого ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Поэтому, если сразу развивать у ребенка речь, то работа не принесет желаемого результата.
Например, А.Н. Гвоздев выделяет в речи ряд периодов.
Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет всего два периода:
1-й – подготовительный (до одного года),
2-й период – этап самостоятельного оформления речи.
А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й – подготовительный (до 1 года),
2-й этап – первоначального овладения языком (до 3-х лет),
3-й – дошкольный этап (до 7 лет),
4-й – школьный (от 7 лет и выше).
Остановимся подробно на каждом этапе.
1-й этап – подготовительный.
В 1 месяц ребенок успокаивается мелодичной песней (колыбельной). Следит глазами, поворачивает голову в сторону говорящего. Реагирует на интонацию: на ласковую — оживляются, на резкую – плачут.
в 2 месяца появляется гуление и к началу 3 месяца – лепет (агу – угу – тя-тя, ба-ба и т.п.)
В 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит губы взрослого и пытается ему подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения губ ведет к закреплению двигательного навыка.
В 6 месяцев – появляются первые слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па). Ребенок также воспринимает темп, ритм, интонацию, мелодику.
В 7 – 9 месяцев – повторяет за взрослым разные сочетания звуков.
В 10 – 11 месяцев – появляется реакция на первые слова.
В 12 месяцев, т.е. к году – появляются первые слова.
2-й этап – преддошкольный (от 1 – 3-х лет)
Ребенок много и охотно повторяет за взрослым и сам произносит слова, но путает звуки, переставляет их, искажает, опускает. Одним словом ребенок может обозначать предмет, и просьбу, и чувства. Это ситуативная речь, она сопровождается мимикой, жестами.
В 1,5 года ребенок начинает понимать словесное объяснение взрослого, т.е. уже слова обобщает. В 1,5 года у ребенка 10 – 15 слов.
В 2 года – 300 слов (т.е. за 6 месяцев около 300 слов).
К 3-м годам – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!)
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй.
3-й этап – дошкольный (от 3 до 7 лет)
От 3 – 7 лет у детей еще наблюдается неправильное произношение звуков «р», «л», шипящих, свистящих, реже наблюдаются дефекты смягчения, озвончения и йотации. Дети сами на слух слышат свое неправильное произношение, начинают его исправлять в некоторых случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В 4 – 6 лет в словаре детей – 3000 – 4000 слов. Значения слов уточняются, обобщаются.
К.Д. Ушинский придавал большое значение «чувству языка», которое подсказывает ребенку, место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.
В 4 года дети хорошо пользуются в речи простыми и сложными предложениями («Я куклу в такое красивое платье одела. Я стану большим сильным дядей»).
В 5 лет дети свободно пользуются сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины». «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»)
Дети пользуются рассказом, пересказывают сказки из 40 – 50 предложений, т.е. развивается монологическая речь.
В 4 года ребенок различает, дифференцирует все звуки родного языка.
4-й этап – школьный (от 7 – 17 лет)
Появляется новая речь – письменная. Дети усваивают грамматические правила, речь их перестраивается: от восприятия и различения звуков до сознательного использования всех языковых средств. Чтобы процесс речевого развития у детей протекал нормально, необходимо, чтобы:
Ребенок должен:
— быть психически и соматически здоровым (soma (греч.) – тело человека, т.е. организм), иметь нормальные умственные способности;
— иметь нормальный слух и зрение;
— обладать достаточной психической активностью;
— обладать потребностью в речевом общении;
— иметь полноценное речевое окружение.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие тесным образом связаны с развитие мышления.
Беседу подготовила воспитатель Гаврилова З.И.
Источник
Из опыта работы учителя-логопеда. Роль слуха в развитии ребенка
Автор: Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель — логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край.
Цель:
Повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения в вопросах речевого развития, в связи с речью и слухом ребенка.
Задачи:
Сообщить необходимые сведения родителям, педагогам о значении слуха в языковом и речевом развитии детей;
Помочь родителям заметить и осознать проблему снижения слуха в развитии и поведении ребенка, чтобы своевременно обратиться к специалистам.
Актуальность проблемы нарушения слуха у детей.
Статистика утверждает, что более чем у 6% населения наблюдаются проблемы со слухом. Понижение слуха или тугоухость имеет место у разных возрастных групп. Главное своевременно обратиться к врачу. Если такие нарушения вовремя не выявить, то может произойти частичная или даже полная потеря слуха. К сожалению, актуальность проблемы нарушения слуха у детей не утратила своего значения. Что такое глухота для взрослого человека? Это ограничение трудоспособности, а в некоторых случаях и полная инвалидность. Проблемы нарушения слуха у детей имеют более серьезные последствия. Ребенок только начинает говорить, учится подражать услышанным звукам. Только наличие хорошего слуха способствует нормальному психоречевому развитию ребенка. Ребенок, который слабо слышит, может отставать от своих сверстников в умственном развитии, ему труднее будет учиться в школе.
Материал будет полезен родителям, педагогам.
Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих.
Период раннего детства один из важнейших в жизни ребенка. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблюдаемое с помощью органов чувств.
Антрополог Генри Ф. Осборн назвал человеческий мозг «самым чудесным таинственным объектом во вселенной». У каждого, даже самого небольшого, участка мозга – строго определенная функция: руководство двигательными актами, координация положения тела и движения, анализ зрительных и слуховых ощущений. Головной мозг состоит из полушарий. Каждое полушарие включает лобную, височную, теменную и височную доли. Лобные доли отвечают за интеллектуальные функции, накопление информации, сохранение её, анализ, переработку. Нормальное функционирование этих образований обеспечивает критическое отношение к себе, к своим возможностям, понимание юмора, представления о нравственных устоях. Височная – область функции слуха, вкуса и обоняния.
И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. После рождения, еще до того, как ребенок научится спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких. Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху, восприятием обращенной к нему речи. Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, важно хорошо слышать.
Почему мы слышим?
Звук проводится через наружное и среднее ухо. Звуковая волна приводит к вибрации барабанную перепонку. Далее она передает эту вибрацию на цепочку, состоящую из слуховых косточек, — это молоточек, наковальня и стремечко.
От стремечка, которое находится в конце цепочки косточек среднего уха, колебания проходят в полость внутреннего уха. Она имеет форму улитки и заполнена жидкостью. В этой полости находятся чувствительные клетки, которые механические колебания преобразуют в нервные импульсы. Эти импульсы поступают в мозг по слуховому нерву, там происходит формирование и восприятие того звукового образа, который мы слышим.
Статистика показывает, что один человек из трех может иметь неполноценное ухо. Возможные причины потери и снижения слуха у детей:
Недоношенность, гипоксия, асфиксия, длительный безводный период
Наследственность
Травмы, детские инфекции
Применение антибиотиков
Исключительная роль слуха в развитии детской речи определяет необходимость дифференциации недоразвития речи от речевых расстройств, обусловленных нарушениями слуха.
Нарушения в развитии речи, вызванные недостаточностью слуха, в значительной степени связаны с временем потери слуха, а также с характером слухового дефекта.
По характеру дефекта все нарушения слуха делятся на кондуктивные и нейросенсорные. При кондуктивных отмечается нарушение проведения звука в среднем или наружном ухе. При нейросенсорных имеется поражение внутреннего уха, слухового нерва, его ядер или слуховых зон коры головного мозга. Наиболее частыми являются нейросенсорные нарушения.
Нарушения слуха подразделяются на тугоухость и глухоту. Недостаточность функции слухового анализатора приводит к нарушению развития всех сторон речи – фонетичиской, лексической, грамматической, смысловой, а в ряде случаев к полному отсутствию речи.
Необходимо учитывать, что для овладения активной речью требуется значительно большая сохранность слуха, чем для понимания речи окружающих.
Полная сохранность слуха особенно важна в сензитивные периоды развития речи.
Слухопонимание у ребенка с нормой:
1 месяц – прислушивается и реагирует на голос взрослого: изменяет, приглушает плач.
2 месяца – ищет источник звука поворотом головы
3 месяца – крик с отчетливой интонацией, певучее гуление
4 месяца – четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы
5 месяцев – различает близких и чужих, строгий и ласковый тон
6 месяцев – по- разному реагирует на свое и чужое имя
7 месяцев – на вопрос «где?» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает на него пальцем
8 месяцев – выполняет просьбы взрослого: подает руку, машет ей на прощание, играет в «ладушки»
9 месяцев— по просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, откликается на зов.
10 месяцев – по просьбе показывает части своего и чужого лица и тела
11 месяцев – понимает первые обобщения: машинки, мячики, кубики.
12 месяцев – выполняет простые поручения, очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке.
1 год 3 месяца – быстро расширяется запас понимаемых слов.
1 год 6 месяцев – обобщает предметы по существенным признакам.
1 год 9 месяцев – понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы.
2 года – употребляет в речи прилагательные и местоимения
2 года 6 месяцев – понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого.
Исследования показывают, что к трехлетнему возрасту ребенок успевает накопить запас, достигающий 2500 слов, и пользуется этим словарем в общении с окружающими, выражая свои мысли фразами из 3—6 слов. Его предложения в этом возрасте уже в основном правильны. Речевая практика ребенка от трех до пяти лет очень велика, он говорит уже не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.
К шести годам ребенок:
Обладает словарем около 4000 слов
Практически все звуки родного языка произносит правильно
Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому
Помнит и может описать прошедшие события
Пользуется сложными предложениями
Употребляет все части речи
Использует абстрактные и отвлеченные понятия
Рисует, заштриховывает, обводит
Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги
Различает и дифференцирует звуки речи.
К школьному возрасту при нормальном слухе ребенок полностью овладевает языком в той мере, в какой это требуется для устного общения. У будущего школьника должен быть хорошо развит и сформирован фонематический слух, что является залогом успешного усвоения школьной программы по основным предметам.
Этот сложный процесс может оказаться полностью нарушенным при условии даже небольшого снижения слуха, возникшего в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию его речи, затруднить его обучение в школе, существенно снизить успеваемость, а подчас и отрицательно отразиться на его судьбе.
В результате отклонений в развитии речи слабослышащие дети встречаются со следующими затруднениями в школьном обучении:
1. Затрудненное усвоение первоначальной грамоты (письма и чтения).
2. Специфические ошибки в диктанте и самостоятельном письме.
3. Трудности понимания объяснений учителя.
4. Затруднения при пользовании учебником в следствии недостаточного понимания читаемого текста.
При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, врачей, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агриссивность, чрезмерная расторможенность, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и роботоспособность снижены.
Важно помнить,
что небольшое понижение слуха очень часто остается незамеченным, как родителями, так и ребенком, а причины непонятной неуспеваемости в школе остаются при этом неизвестными учителю и родителям. Между тем такие затруднения в обучении могут быть преодолены при условии осведомленности окружающих о возможных затруднениях ученика, связанных с недостатком его слуха. Важно убедиться, что у ребенка нет снижения слуха еще до поступления в школу.
Каждый ребенок индивидуален, но если вас насторожило, что ребенок недостаточно хорошо слышит, мало и совершенно непонятно для окружающих говорит, обратитесь к специалисту — сурдологу.
В настоящее время разработаны методы объективной оценки слуха, уже начиная с периода новорожденности. Этот метод позволяет рано выявить случаи глухоты и тугоухости и дифференцировать их от других патологий.
Слух можно проверить в любом возрасте, так же как и проконсультироваться у логопеда.
Вид и степень тугоухости определяется в центре слуха или сурдологическом центре по аудиограмме. Обратите внимание, что ребенок со снижением слуха нуждается в специализированной медицинской помощи. Ранняя диагностика, своевременное и квалифицированное назначение слухового аппарата, правильное его ношение и специальное обучение могут помочь ребенку в значительной степени компенсировать недостаток слуха.
Доброжелательность, любовь и поддержка со стороны близких ребенку людей, как родителей, так и педагогов, помогут ему преодолеть трудности в овладении речью, добиться раскованности, уверенности в себе. Важно своевременно помочь ребенку, а не насмехаться и не предпринимать никаких действий помощи.
У людей с нарушением слуха есть выход! Есть возможность услышать мир и быть полностью интегрированными в слышащее общество.
«Дети подобно взрослым стараются дотягиваться или опускаться до ожиданий, которые с ними связывают».
Источники: А. Герасимова «Уникальное руководство по развитию речи», МОСКВА АЙРИС ПРЕСС, 2002
Рекомендуем посмотреть:
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
План работы учителя логопеда с родителями в ДОУ
Гимнастика для глаз для детей 5-6 лет в стихах в детском саду
Обогащение словарного запаса детей дошкольников антонимами и синонимами
Источник