Роль сказок в развитии речи ребенка

Роль сказок в развитии речи ребенка thumbnail

Людмила Колесникова
Роль сказки в развитии речи дошкольников

В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса, как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.

Сказка – это незаменимый инструмент в формировании нравственно здоровой личности, а также в формировании речевого развития ребёнка.

Сказка входит в жизнь малыша с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

От самых простеньких сказок, состоящих из повторяющихся действий («Репка», «Колобок», «Теремок» и т. д., ребенок переходит к слушанию историй, более сложных и насыщенных событиями.

Слушая сказку, ребёнок узнаёт много новых слов для себя. В сказке эти слова так интересно преподносятся, что их хочется понять и запомнить. И дети вникают и запоминают. Дошкольник повторяет высказывания понравившегося героя, запоминает различные новые слова и художественные обороты, так часто применяемые в сказочных текстах. Даже 3 — летний малыш способен повторять «В тридевятом царстве…», «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Сказка выполняет, пассивно, важные для формирования речи функции:

• расширяет словарный запас ребенка

• преподносит готовые художественные обороты и метафоры

• показывает пример составления различных предложений

• естественным образом знакомит с грамматическими основами.

Дошкольник может включаться в сюжет неосознанно, а может и сознательно называть себя сказочным персонажем. Но в любом случае образы помогают ребенку запоминать целые отрывки увлекательного текста, потом их пересказывать, а также использовать для придумывания своих историй. Пересказывая сюжет, ребенок постепенно постигает правило причинно-следственной связи и учится выстраивать логически последовательные сообщения. В собственном пересказе дети среднего дошкольного возраста передают содержание сказки полностью, упуская лишь эпизоды, которые не считают важными. Ключевые повороты сюжета помогают ребенку логично выстраивать рассказ, но их может оказаться недостаточно.

Для связного изложения уместно задавать дошкольнику наводящие вопросы:

• Пятилетние дети исправляют неточности, если взрослые рассказывают уже знакомую сказку своими словами. Услышав новую речевую подачу, дети теряют логическую связь между событиями. Поэтому они требуют от взрослого рассказчика строго придерживаться текста.

Пересказать прослушанную сказку умеют даже 4-летние малыши. При этом они могут не повторить значительную часть событий, но обязательно озвучат самые запомнившиеся словосочетания. Главные моменты также включают в свой пересказ, соблюдая логику событий.

• Творческое воображение помогает детям соединять фрагменты разных сюжетов. В одной сказке впечатлил характер героя, в другой – волшебство, из третьей запомнилось сказочное стихотворное заклинание. И вот уже детская фантазия создаёт новый продукт. Дети пытаются мотивировать поступки своих персонажей, придумывают пояснения их действиям.

• Слушая сказку, ребенок ставит себя на место главного героя. До наступления старшего дошкольного возраста воображение ребенка перемещает его в фантазийную среду, и только после 6 лет он выступает в роли слушателя и воспринимает сказку как художественное произведение.

• Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий.

Все это играет очень важную роль в формировании связной речи дошкольника.

• Куда направился главный герой?

• Кто первым встретился на пути?

• Какие волшебные предметы были у героя?

• Что помогло победить?

• О чем должен помнить герой?

В процессе сочинения сказочных историй в младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка …». Далее Мишка может строить дом, в строительстве которого ему обязательно ему помогут друзья – зайка, лисичка и т. д. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, волшебные образы, выразительный язык, динамичный ход событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Сказочные истории знакомят детей с самого раннего детства с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Сказка – это незаменимый инструмент в формировании нравственно здоровой личности, а также в формировании речевого развития ребёнка.

Читайте также:  Как понять если ребенок отстает в развитии

Дети любят сказки. Читайте их своим малышам!

Источник

МДОУ Детский сад «Золушка» п. Янгель

Консультация  для родителей.

Тема:   «Роль сказки в развитии речи детей».

                                                                      Курская Наталья Валерьевна

                                                                        воспитатель первой категории

                                                                     МДОУ  Детский сад «Золушка»  

п. Янгель, 2017 г.

«Сказка – великая духовная культура

народа,  которую  мы собираем по

крохам, и через сказку раскрывается

перед нами  тысячелетняя

история народа». 
Алексей Николаевич Толстой

    Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость – остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников . 

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.

А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку — способствует активизации разных сторон речи детей:

  • Словаря;
  • Грамматического строя;
  • Диалогической и монологической речи;
  • Совершенствованию звуковой стороны речи.

  Организовать работу по развитию словесного творчества детей, обучать составлению репродуктивно — творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и их драматизации. Создать благоприятную психологическую атмосферу. Обеспечению рациональных условий пространства и времени, а так же по использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учётом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество.

Задачи:

  • Образовательная: Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.
  • Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких поступками. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.
  • Развивающая: развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенному воспитателем. Развивать умение изображать мимикой и жестами состояние героев сказки.

Начиная с 4 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5  лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. 

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой. 

Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Читайте также:  Упражнения для развития силовых способностей ребенка

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга

Статья

По теме: «Роль сказки в развитии речи дошкольников».

Подготовила: Железнякова О.А.

Санкт-Петербург, Колпино

2018 г.

Речевое развитие детей дошкольного возраста является оной из наиболее актуальных и сложнорешаемых проблем в современной педагогике. В наш век всеобщей компьютеризации взрослые все больше поощряют занятия детей с компьютерами, планшетами, телефонами…, и все дальше на последний план уходит книга. Нам, педагогам, приходится приложить немало усилий, чтобы заинтересовать ребенка именно литературой. И тут на помощь приходит сказка…

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадет.

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: «Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.

Нужно помнить, что каждому возрасту своя сказка. Но также одну сказку можно перечитывать разным возрастам и каждый раз находить новые ценности.

Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, — как бы между прочим,-важные для формирования речи функции:

  • расширяет словарный запас ребенка
  • передает готовые художественные обороты и метафоры
  • показывает пример составления различных предложений
  • естественным образом знакомит с грамматическими основами.

Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.

Формы работы со сказкой могут быть различны:

  • пересказ
  • сочинение сказочных историй
  • придумывание своего окончания
  • добавление нового героя
  • Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном
  • Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки.
  • Сравнение: кто на кого похож, сравнение иллюстраций разных авторов
  • Словесное рисование иллюстраций…. И т. д…

В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.

4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. «Захотел Зайка посадить деревце… чтобы на нем росли золотые яблочки… Для этого нужно деревце поливать волшебной водичкой».

Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок.

Читайте также:  Роль книги в интеллектуальном и нравственном развитии ребенка

Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями.

Сказка может служить привычным шаблоном и для различных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.

Например, для детей младшего возраста интересно формировать сказочную карету, которая отправится в путь, если только дети выполнят определённые задания. Каждому посетителю кареты даётся индивидуальное задание для объяснения и рассуждения.

  • Кто расскажет, в какие необыкновенные места мы направляемся
  • Какие волшебные слова нужно произнести, чтобы карета отправилась в путь
  • Кто назовет, какие подарки можно привезти своим друзьям из сказочной страны

В старшем возрасте сказка поможет восприятию буквенно-звукового состава слова. Например, расселение сказочных героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв. В подводный Теремок уместнее заселять Карася, Окуня, Щуку, Сома; в ягодный – иных жителей.

Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.

С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и педагогам придется вспомнить главный язык детства — мудрую и очень интересную сказку. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.

Источник

Лира Свешникова
Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль сказок в развитии речи ребенка

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста»

Свешникова Лира Сергеевна, воспитатель первой категории,

МБДОУ ЦРР детский сад № 2 «Оленёнок»

Добрый день, уважаемые коллеги, хотела бы поделится с вами своей работой по кружковой деятельности «Волшебный мир сказок».

Актуальность: сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения-учить играя. И воспитывающая сила сказка огромна.

К сожалению, сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи слабоваты.

И сказка является отличным способом устранить все эти проблемы. Игра в сказку способствует активизации разных сторон речи детей:

• Словаря,

• Грамматического строя речи,

• Диалогической и монологической формы речи,

• Совершенствование звуковой стороны речи.

Цель работы кружка:

Организовать работы по развитию словесного творчества детей, обучать составлению репродуктивно — творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и их драматизации. Создать благоприятную психологическую атмосферу.

Задачи:

Образовательная: Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; учить умению поддерживать непринужденную беседу.

Воспитательная: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща, стремлению радовать близких поступками. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать навык работать старательно. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.

Развивающая: Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Систему развития связной речи, я разделила на 4 этапа:

1 этап. Слушание

2. этап. Пересказ

3 этап. Играем в сказку

4 этап. Рисуем сказку

Схема занятия:

• Артикуляционные упражнения;

• Дыхательная гимнастика;

• Слушание сказки;

Пересказ, ответы на вопросы;

• Продуктивная деятельность- Рисование.

Особое внимание уделяю обучению пересказыванию, поскольку этот вид деятельности является основополагающим, для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания.

Диагностика проводится два раза в год. Разработала 3 уровня для выявления степени развития речи у детей.

• — Высокий уровень: Знает 5-6 и более сказок, пересказывает содержание. Словарный запас богатый. Четко говорит все звуки. Подражает любому персонажу из сказок. Дает полный ответ на заданный вопрос.

• — Средний уровень: Знает меньше 5 сказок. Затрудняется в пересказе. Использует простые предложения. Не четко выговаривает некоторые звуки. С трудом даются ролевые задания. Отвечает на вопросы с помощью наводящих вопросов.

• — Низкий уровень: Не знает названий сказок. Не может пересказать содержание сказок. Не выговаривает много звуков. Словарный запас беден. Не может дать ответы на вопросы. Не играет роли.

Несмотря к таинственному миру на технический прогресс дети все таки тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями. Дети растут и им все интереснее принимать участие в театрализованных играх.

Источник