Роль сказки в психологическом развитии ребенка
Роль сказки в психическом развитии дошкольника.
Шувалова Екатерина Владимировна
к.псих.н., воспитатель ГБДОУ41
Фрунзенского района г. Санкт-Петербург
Дошкольное детство – большой отрезок в жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи расширяются до пределов улицы, города. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей. Расширение круга общения требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребёнка.
Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Помимо игры, в дошкольном возрасте важной деятельностью становится также восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.
Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.
Но в каком же смысле восприятие сказки может быть деятельностью? Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. А. В. Запорожцем, Д. М. Дубовис-Арановской и др. было выделено специфическое действие для этой деятельности. Это — содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б. М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет «живую душу художественного восприятия». Сопереживание сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок, и ребенок идет по этой трассе. Там, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать ее, как, например, в некоторых сказках Г.-X. Андерсена, где есть лирические отступления. Т. А. Репина подробно прослеживала путь интериоризации содействия: у маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книжки должны быть книжками с картинками, и картинки являются основной опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой они реально происходят. В старшем дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий.
Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка? Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Его книга объясняет, почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка. Б. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений — потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Чувство удовлетворенности тем, что ребенок делает, очень важно для него. Чтобы обрести это чувство, нужна помощь взрослого. Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества. Пока ребенок еще маленький, это культурное наследие, по мнению Б. Бетельхейма, может быть представлено в литературе.
Сказка — произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.
С другой стороны, культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна именно народная сказка, потому что она передается из уст в уста, из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего. Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными. Над народной сказкой, по словам Б. Бетельхейма, «трудятся» миллионы людей, отбрасывая неважные детали, прибавляя важные. Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем.
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать…», и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.
Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других — более привлекательно. Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.
Сказка очень близка ребенку эмоционально по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых.
Таким образом сказка является не только средством опосреданного развития всех психических процессов, но и выступает как механизм коммуникативных и социальных навыков (неким поведенческим эталоном) взаимодействия с окружающей средой. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, в этом возрасте происходит усвоение эталонов фонем родного языка. Эталоны — это достижение человеческой культуры, это «сетка», через которую мы смотрим на мир. Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике.
Источник
Наталья Балашова
Влияние сказок на психологическое развитие ребенка
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.Вы спросите: «Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
Реальность сказочной жизни. По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.
У доброты есть лицо. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно». Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
Воспитание чувств. В наше время, когда в престижные школы и детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Тогда как для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств. Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка!
Каждому возрасту — свою сказку Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи «сказителя«, помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.
Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки. Если у ребёнка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощённо понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития ребёнка. Следует немедленно проконсультироваться с психологом и логопедом.
Какие сказки читать ребенку на ночь? Сказка на ночь — это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь — это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Прислушайтесь, как звучит сказка на ночь, прочитанная вашей бабушкой? Наверное, тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малыша существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо — во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи — это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком.
Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить «почитать еще». Тут уж не до сна, когда царевну волк унес! Зато динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем,поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев!
Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.
В психологии есть даже отдельное направление — сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках.То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.
Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша — Вы можете решить вместе с ним. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. Если Вы считаете, что «терпенье и труд все перетрут» — то читайте и обсуждайте вместе с малышом «Золушку». Если уверены, что всего можно добиться, «было бы желание» — то «Снежная королева» вместе с целеустремленной Гердой помогут Вам убедить в этом маленького слушателя. При чтении сказки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребенку, с кого он берет пример. Согласитесь, Кай в той же сказке занимает пассивную позицию и не являет собой пример уверенного успешного поведения, хотя и его история заканчивается хорошо. Не пугайтесь,если Ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам:попробуйте вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то из них очень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет к своей цели.
Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!
Источник
Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша,
интересуют следующие вопросы:
- Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые
соответствовали бы уровню развития ребенка? - Почему, чем младше ребенок, тем больше ему интересны сказки о
животных? - Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки?
- Может ли волшебная сказка испугать малыша и нанести вред его
психическому развитию? - В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем
ребенка?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе
хотя бы простейшую схему развития мышления ребенка.
До двух лет ребенок проходит первую стадию интеллектуального развития,
названную сенсо-моторной. Это стадия, на которой ребенок овладевает
своими сенсорными и моторными действиями, познавая окружающий мир
через органы чувств, движения собственного тела и манипуляции с
предметами. На него воздействует только то, что он непосредственно
ощущает, видит, слышит.
Для годовалого младенца самое важное — доползти, долезть, дойти до
намеченной цели, схватить, попробовать на вкус, ощупать, постучать об
пол, разобрать, сломать и так далее. Таким образом, в этом возрасте
ребенок может «помыслить» только о том, что находится или недавно
находилось в зоне его непосредственного восприятия.
Первый год жизни ребенка — это период, когда наибольшее значение для
развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор:
колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его
включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие
к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им
собственного тела, его положения в пространстве.
Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в
памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия
сказочных персонажей. Ребенок может «помыслить» о том, что он ощущал,
видел, делал и запомнил.
Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных,
так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых,
с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока мало доступен
для детского понимания. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит
напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, с помощью которых он усваивает
жизненно важную информацию в условиях безопасности и отсутствия
давления со стороны взрослых. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми,
подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их
действиям с различными предметами, что помогает ребенку изобретать
новые способы взаимоотношений с окружающим предметным и живым миром.
Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться
способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать.
Иначе говоря, к двум-трем годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных
сказок. Ребенок может «помыслить» об отделенном от его действий образе.
Однако именно это достижение интеллектуального развития ребенка может
стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами
волшебных сказок.
Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком
персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему
малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его развитие.
Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора,
и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для
развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с
произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно
развивающихся событий наступает благополучный исход.
Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности
в себе, в своем будущем, а не пугать его.
Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и
ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что
поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.
Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное — чтобы сказка
имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна
обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие.
Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и
не вполне осознанных семейных проблем.
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет
которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его
любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает понять
самого себя, свои желания и эмоции. То есть, это произведение должно
задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции,
поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение
своих насущных проблем. Теперь он может «помыслить» о том, чего нет на
самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.
Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться
желания и потребности, которые открыто высказывать он боится.
Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда
присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и
открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми
попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность
проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.
Дорогие мамы и папы! Понимать смысл сказочных образов так, как это
делают дети, и научиться сочинять сказки не так уж сложно: надо только
бесстрашно заглянуть в волшебное зеркало старой бабушки-сказки и
увидеть там свое отражение.
Психоаналитики считают, что начиная с 4-х лет, роль отца в жизни ребенка геометрически возрастает. Мать, с ее безусловной любовью, и отец-олицетворение принятия ребенка высшей инстанцией, обществом.
То есть, когда ребенок принят любящей матерью (бессознательное принятие самого себя) — олицетворение его будущего принятия женой, женщиной,
и строгим, но справедливым отцом (принятие на уровне сверх-сознания) — олицетворение его будущего принятия обществом,
он впоследствии лишен многих трудностей и предрассудков.
Почему я так на этом зафиксировала внимание?
Если Вы сейчас будете объяснять ребенку, что папа оставил его ради другой семьи, ребенка — это сильный удар по самооценке малыша. Единственное решение, которое было бы разумным, но в нашей стране не очень принято:) — стать одной семьей. Не в смысле всем поселиться в одной квартире, а в плане духовном. Принять того ребенка Вам, новой жене принять Вашего ребенка.
Пусть дети дружат…
31.01.2001 09:13:28, Элла Прокофьева
Уважаемая Элла, помогите пожалуйста советом. Проблема в следующем: мой 4-х летний сын изменил свое отношение к отцу, с которым видится раза 2 в месяц (мы не живем вместе много лет). Я всегда поощряла его восторги в отношении отца, желание во всем походить на него, уверяла, что папа любит тебя. Полагала, что ребенок должен осознавать, что у него как у всех есть отец. Но последнее время отношения между ними ухудшились: папа обещает приехать и не сдерживает обещание (у него новая семья, в которой растет дочь на 2 года младше моего сына), сан очень обижается. Когда отец все же приезжает — дуется на него и ведет себя агрессивно. Не знаю что делать: то ли убеждать, что папа хороший, просто у него много работы (сын не знает о своей сводной сестре), то ли объяснить все как взрослому человеку (конечно в щадящем «режиме»)?
30.01.2001 14:56:02, Елена
Элла! Когда Глебу было 4-5-.., он отказывался слушать сказки с того момента, когда кто-нибудь не слушается. «Все, дальше все будет плохо.» Никакие уговоры, что все хорошо закончиться, что дальше интересно не помогали. В 6-7 лет не принял Карлсона и Тома Сойера, так как «они плохие». Позже все-таки прочитали. Он очень осторожен и до сих пор (почти 11) очень послушен. (Бывают изредка небольшие исключения). Доходит до того, что не поднимает упавший колпачек от ручки — а то поругают. Ручку (возможно поэтому же) из рук не выпускает. Мне это кажется чрезмерным, а что делать и надо ли что-то делать, не понятно…
03.02.2001 01:46:44, Сонечка
уважаемая Элла! Моей дочери год и 8, я, когда укладываю её спать, иногда рассказываю о дрёме, добром старичке, который ходит и разносит деткамсны. Она слушает очень внимательно, повторяет за мной имя и указывает за окно. Вот я подумала, а не вредно ли ребёнка окружать такими выдуманными персонажами, помещать её в нереальный мир? И не слишком ли она мала, не пугает ли её этот образ, хотя я всё время повторяю, что он добрый? Вдруг ей ещё не понятно такое абстрактное слово — добрый?
21.04.2001 18:07:46, Клавка
Уважаемая Элла! Я мать одиночка,на вопрос сына где наш папа, я когда-то ответила, что он улетел в космос.Теперь мой сын(ему 5 лет),глядя на небо меня спрашивает-когда папа вернется из космоса.Я каждый раз придумываю разные истории, что папе надо посчитать все звезды,, ит.д.Как долго он сможет верить в эту сказку и стоит ли дальше придумывать сказочные истории про папу космонавта.
30.09.2003 10:43:18, марина
Уважаемая Элла, в вашей статье не хватает предметности: не указан ни один пример подходящих сказок для разных возрастов.Стоило ли тогда вообще писать статью, если в ней одна «вода», ведь ее читают не Ваши коллеги по профессии, а простые мамы.
04.01.2002 12:13:37, Еленочка
Статья имеет название «Роль сказки в психическом развитии ребенка», а не «Какую сказку выбрать»
27.05.2013 19:46:06, habra4
Всего 14 отзывов Прочитать все отзывы.
Источник