Роль сказки эмоциональном развитии ребенка

Саида Мамедова
Роль сказки в развитии детской эмоциональности
Роль сказки в развитии детской эмоциональности
Сказки очень важны для правильного развития ребенка – под воздействием волшебных историй, благодаря их метафоричности и символике развивается личность ребенка, формируется его характер, закладываются основные моральные принципы и эмоциональный опыт.
Она поможет родителям и воспитателям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, придется вспомнить главный язык детства — мудрую и очень интересную сказку.
Благодаря сказкам ребенок познает, что такое добро и зло, он впитывает эмоциональное содержание каждой сказки, сопереживая героям и погружаясь в их миры и чувства.
Внутреннее содержание персонажей порой гораздо важнее внешних событий, и именно поэтому сказки помогают формировать эмоциональность ребенка, его характер, основы которого закладываются в раннем возрасте.
Сказки лучше любых других действий помогут ребенку отличить хорошие поступки от плохих, разобраться в себе и в собственных желаниях. Вспомнив модель поведения хороших и плохих героев в сказках, ребенок сможет соотнести их с жизнью вокруг себя и понять, как именно стоит поступить.
В зависимости от того, какие черты характера наиболее сильно проявляются ребенке, и в зависимости от того, какие недостатки характера вы замечаете в нем, выбирайте сказки для воспитательного воздействия.
Например, слишком эгоцентричному и жадному ребенку можно прочитать сказку о рыбаке и рыбке. Для пугливого выберите сказку, в которой главные герои побеждают зло с помощью храбрости, а для капризного хорошо подойдет сказка о принцессе на горошине.
Если ребенок тревожится и беспокоится, можно предложить ему создать собственную сказку, а затем понаблюдать за тем, как ребенок описывает положительных и отрицательных героев, и как именно он создает сюжет. В процессе создания сказки ребенок может найти выход из ситуации, символически поборов зло действиями позитивного героя собственной истории. Сказка способна стать хорошим инструментом для вывода ребенка из стрессовой ситуации.
Подбирайте сказки, в которых символический смысл соответствует уровню развития вашего ребенка именно на данный момент, и в которых всегда есть счастливый конец.
Существует целое направление психотерапии, которое так и называется «сказкотерапия», или «сказкокоррекция». Психолог сочиняет сказку, помогающую ребенку избавиться от тревог и страхов, повысить уверенность в себе, научиться общаться, освоить другую модель обучения и т. д. Сказкотерапия бывает особенно эффективна в случаях детского упрямства, капризов, конфликтов со сверстниками и близкими …
Педагогом может быть использован алгоритм психокоррекционной сказки:
— подбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру;
— описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью;
— герой «помещается» в проблемную ситуацию, переживаемую ребенком; — герой начинает искать выход из создавшегося положения. Здесь важно раскрыть создавшуюся ситуацию в нескольких ракурсах, т. е. предложить альтернативные модели поведения — герой осознает ошибочность своей позиции, изменяет ее, т. е. становится на путь изменения.
Таким образом, через сказки ребенок получает не только знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах, возникающих у человека в жизни, но и о путях выхода из трудных ситуаций.
Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности.
Одну и ту же сказку можно, и даже нужно, перечитывать несколько раз. Так ребенок сможет понять смысл, заложенный в ней. Как правило, когда суть сказки становиться ясна малышам, они теряют к ней всякий интерес. К тому же, каждый ребенок находит в сказке то, что ему особенно интересно. Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет.
Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли.
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность.
Источник
Роль сказки в развитии детской эмоциональности
Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка (Андерсен, братья Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца» воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, помните, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроится воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» – скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое содержание буквально.
Взрослым, например, знакомо состояние поиска выхода из затруднения, когда человек очень устает, но мучительно хочет решить проблему. Мысли напряжены, то прерываются, то вновь возникают, замкнутый круг не дает возможности найти выход. Снова и снова мы возвращаемся к проблеме, но решение не дается. Мысли врезаются в память, причиняют боль и вызывают негативные переживания, и перед человеком действительно возникает картина, подобная широкой непреодолимой реке. Советы друзей, основанные на собственных мыслях и доводах, еще больше «расширят» реку. А вот если совет будет совершенно нереальный, фантастичный, нелогичный, новый взгляд на проблему – возникнет воздушный мост, и река будет преодолена, проблема побеждена.
Ребенок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в Ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т.д.
Почувствуйте и догадайтесь об эмоциональной проблеме вашего малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.). Придумайте фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т. д.) похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей и выборов для преодоления препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребенку сказку, обязательно ее закончите сразу, старайтесь говорить ее своим обычным голосом и языком, доступным ребенку, усвоенным им в реальном общении с родителями.
Выбирая сказку для своего малыша, обязательно учтите, что в силу особенностей психо-эмоционального развития, необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна, безразлична или даже вредна. В данной книге не ставится целью проанализировать эту проблему, это тема глубокой теоретической работы. Здесь хочется остановиться лишь на нескольких наиболее популярных сказках. Одной из самых ранних из них является «Курочка Ряба». Помните: «Жили-были Дед да Баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил – не разбил. Баба била не разбила. А Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет Дед, Баба плачет, а курочка Ряба кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба, я снесу вам яичко не золотое, а простое…»
Очень милая, распевная, убаюкивающая сказка. Давайте посмотрим, какова же ее функция в плане психо-эмоционального развития ребенка.
Для 1–1,5-годовалого малыша смысл сказки пока еще совершенно не ясен. Однако ее плавность, чуть-чуть знакомые слова: «дед», «баба», «мышка», «курочка» – делают сказку для малыша приятной, успокаивающей перед сном, убаюкивающей. А вот 2-годовалому ребенку уже знакомы слова «бил», «плачет», «упало», «разбилось». Внутренний негативный смысл этих слов, связанный уже с личным опытом малыша, делает сказку подсознательно тревожной, неосознанно напрягающей эмоциональное восприятие ребенка. Обратите внимание, с каким грустным выражением лица 2 – 2,5-летний ребенок дослушивает эту сказку. И даже, казалось бы, оптимистичное обещание курочки снести другое яичко не радует ребенка. Что же он чувствует, откуда такое интуитивно-осторожное восприятие безобидной сказки? Скоро это станет совсем понятным. Отметим только, что 3-летний ребенок и более старший слушает эту сказку с полным безразличием. А теперь давайте разберемся, в чем же на самом деле смысл этой древней, по-настоящему мудрой и эмоционально насыщенной сказки.
Во-первых, эта сказка была предназначена взрослым и, являясь частью богатого русского народного взрослого фольклора, в первоначальном варианте звучит и толкуется немного иначе. В Древней Руси даже дети знали и понимали ее символический смысл. Золотое яйцо – символ смерти получали старые люди, когда им приходило время умирать. Пестрая курица – посредник между небом и землей обозначала возможность выборов и времен. И поэтому те, кому удавалось разбить золотое яйцо, оставались жить, а простое яичко символ новой жизни. Сказка как бы успокаивала взрослых, давала им возможность не горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью, продолжение ее в детях. Теперь вам понятна тревожность 2-летнего ребенка. А почему же она не воспринимается эмоционально 3-летним? Да потому, что в восприятии современного малыша, дезинформатична. Он, уже научившись усваивать элементы причинно-следственных связей, не в состоянии увидеть в ней, не зная истинного ее смысла, логики происходящего и эмоциональною переживания героев. Ребенок ещё может допустит, что курочка снесла золотое яичко. Ему не совсем понятно, почему же Дед и Баба стали его бить. Они – сильные – не разбили, а маленькой Мышке с хилым хвостиком это удалось. Стране, ну ладно, ведь в сказках все бывает. А и дальше совсем непонятно. Почему же они плач, ведь сами же его били-били, они же хотели этого? Ребенок окончательно запутывается в ходе событий и не понимает, что ему делать – сочувствовать или радоваться.
Именно поэтому данная сказка 3-летнему ребенку не только не полезна, но и вредна. Она не позволяет ему прочувствовать эмоциональное состояние героев, не оставляет в душе ребенка никакого следа.
А всеми уважаемый «Колобок»? В самом раннем возрасте он безобиден, потому что рассказываемый нараспев мамой или бабушкой, он успокаивает своей плавностью, от него очень хочется уснуть.
В 2,5 года что-то в этой сказке настораживает. В 3 года ребенок может заплакать оттого, что хитрая Лиса съела Колобка. В этом возрасте подсознательно улавливается ребенком негативный предостерегающий смысл сказки. Некоторые психоаналитики так ее толкуют.
Долго жили Дед и Баба без детей. И вот захотелось Деду сыночка. Где-то что-то они поскребли, нагребли и сделали Колобка. Нет бы на него сидеть и любоваться, так они его в одиночестве оставили на окне, да и забыли про него напрочь, до конца сказки. Скучал-скучал бедный Колобок, спрыгнул он с подоконника и покатился один-одинешенек в лес символ тайн, страхов и неожиданностей. Все ему по дороге угрожали, но Колобок, как мог, пытался сохранить свою жизнь. Однако мал был еще и неопытен, естественно, что его мудрая взрослая Лиса и съела. Вот так и закончилось грустное одинокое детство нелюбимого сына Колобка. Весело ли вам от такой сказки? Вот и малышу тревожно.
Примером правильного половозрастного выбора может быть рассказывание сказки Ш. Перро «Красная Шапочка». Милая сказка полезна и интересна девочкам в 3 – 4 года. Мальчики эту сказку жалуют реже. Красивая, послушная, кроткая – все эти качества необходимы для развития в девочке женственности. Наказанием за непослушание и своеволие является встреча с волком и все неприятности, которые случились с бабушкой из-за того, что Красная Шапочка не послушала Маму. И только какие-то люди со стороны, случайно проходившие мимо, спасли ситуацию. Мораль сказки глубока – девочка должна слушаться маму, не то на пути ее повстречается зло (страшный волк), и мама уже ничем не поможет. В 4,5 – 5 лет в психо-сексуальном развитии девочки наступает стадия принятия и любви к лицу противоположного пола, в частности к отцу. Если в этом возрасте настойчиво рассказывать сказку о горьких последствиях встречи девочки с существом мужского пола – страшным, кровожадным, голодным, то есть большой риск, что в подсознании девочки сформируется модель негативного отношения к мужчине и во взрослом поведении эта модель может проявиться в виде нарушения взаимоотношений с мужчинами, в страхе и недоверии к ним.
Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребенка. Старайтесь рассказывать ребенку добрые волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом.
В них главной идеей является победа добра над злом, все образы одухотворены. Энергетика сказочного образа накапливается через словесную энергетику. Энергетический накал сюжета выражается в восприятии его ребенком. Число героев невелико, сюжетные повороты мягкие, спокойные, красивые. Автор считает, что для того, чтобы вызвать образ на фоне словесного описания, не должно быть стрессовых накалов и взрывов, страхов и ужаса. Возможны только усиливающиеся эмоциональные ожидания и вера в добро.
Появление «темных сил» смягчается элементами света (месяц, звезды, заря и пр.). Сказки должны быть эмоционально экологичны, бережливы по отношению к хрупкому душевному миру ребенка, не нести мрачности и тревожности.
Поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте те сказки, которые близки и полезны именно вашему ребенку.
Сочиняйте и рассказывайте!
Примером замечательных сказок, развивающих чувственное восприятие и воображение, умение творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро являются энергетические сказки, придуманные Светланой Павловной Кремневой, педагогом-практиком.
Рассказывать эти сказки рекомендуется с двух лет.
Сказка о дочери Грома и Тучи
В некотором царстве-государстве жил да был дядюшки Гром. Он жил в большой и очень неуютной пещере. Зимой он спал так крепко, что даже забывал ворчать, хотя то было для него самое любимое занятие.
Но вот наступила Весна, дядюшка Гром проснулся и очень-очень заскучал. Яркое веселое Солнце, которое все и всегда видит с высоты, заметило его грусть и сказало: «Ты грустишь потому, что живешь один. Тебе надо подыскать невесту и жениться. Тогда некогда будет грустить».
Дядюшка Гром обрадовался такому совету: «Послушай, Солнце, ты бываешь везде, заглядываешь во все уголки матушки Земли. Найди мне, пожалуйста, невесту!» Солнце с удовольствием согласилось и сразу отправилось на поиски: оно очень внимательно разглядывало матушку Землю, смотрело в озера и реки, желая найти там невесту для дядюшки Грома. От такого пристального взгляда в реках и озерах стала нагреваться вода и подниматься паром вверх, превращаясь в густой туман. Туман поднимался в высокое голубое Небо и, подсвеченный солнечными лучами, превратился в розовые, белые, голубые Облака. Откуда ни возьмись, появился забияка Ветер. Он-то и согнал эти разноцветные облака в большую фиолетовую Тучу. Туча была величава и красива. «Чем не невеста для дядюшки Грома?» – подумало Солнце и попросило: «Послушай, Ветер, проводи, пожалуйста эту красавицу к дядюшке Грому!» Резвый Ветер согласился и немедленно доставил Тучу к пещере. Гром выглянул из своего жилища и замер… Он увидел великолепную, освещенную Солнцем, запутанную в розовое кружево Тучу. Он даже не смог по своему обыкновению поворчать. «Ра-тара-та! – Проворковал Гром. Какая Вы очаровательная и прелестная! У Вас, похоже, очень серьезный характер, Мне это тоже нравится. Не хотели бы Вы выйти за меня замуж?» Туче очень понравились слова дядюшки Грома, его вежливость и восхищение. Она, конечно же, согласилась, только если он всегда будет таким влюбленным и внимательным.
«Милый Гром, мне надоело жить в этой сырой пещере, пойдем, прогуляемся по голубому Небу, на других посмотрим, себя покажем!» – сказала однажды Туча Грому. «С удовольствием, – пр-р-ророкотал Гром, – пр-ройдемся, пр-ро-гуляемся». Они были прекрасны: Величавая Туча и добродушный Гром на голубом Небе. Все любовались ими и говорили: «Смотрите, смотрите, какая Туча идет! Сейчас будет Гром!» А задира Ветер завертелся, закружился и прокричал: «Что это вы разгулялись без дела, пора и вам поработать!» – и что есть силы дунул на Тучу. Туча размахнула своими крыльями, пролилась теплым дождем. А Гром, испугавшись за свою красавицу, грозно одернул озорника: «Ра-ра-ра-ра-ра, не пр-ри-ставай!» Но Туча сказала: «Это моя работа – поливать поля, умывать цветы». «Пр-ре-красная у тебя р-ра-бота!» – пророкотал Гром!.
В это время Солнце спросило у них: «Почему Вы живете до сих пор одни? Вам нужно иметь дитя! Маленького сына или дочку». «И пр-равда, давно пор-р-ра, – обрадовался Гром. – Я хочу, чтобы у нас была красная-оранжевая-желтая дочка!» «Нет, – запротестовала Туча, – только, как я, зелено-сине-фиолетовая!» Они бы очень сильно поссорились, но тут на выручку пришло доброе Солнце. Оно сказало: «Не ссорьтесь, я подарю вам дочку такую, какой хочешь видеть ее ты, Гром, и ты, Тучка!»
И произошло Чудо! Солнце коснулось своим сияющим лучом до краешка Тучи и кудрявого локона Грома, и в тот же миг родилась разноцветная Радуга. В ней было семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий я фиолетовый!
Все живое на матушке Земле замерло от удивления, восхищения и восторга! Все любовались дочерью Тучи и Грома – великолепной и веселой Радугой.
С тех пор люди знают, что в Радуге семь цветов, и называют их спектром.
Вот какая сказка! Понравилась она тебе? Тогда нарисуй дочь Грома и Тучи!
Сказка о птицах
Давно-давно, в стародавние времена в Вековечном Лесу жили птицы. Было их видимо-невидимо. В каждом дупле, на каждой ветке сказочных деревьев и кустов они сидели и пели. А деревьев в том лесу было неисчислимое множество. Удивительно красивые песни распевали лесные птахи: звон, свист, трели, гомон стояли в Вековечном Лесу. И казалось, что жить бы птицам, да радоваться. Но не тут-то было… Грусть-печаль поселилась в этом лесу потому, что все птицы и дрозды, и снегири, и зяблики, и сороки все были черного-пречерного цвета. Захаживали в Вековечный Лес и дети по грибы да ягоды, и странники проходили своей дорогой. Слушали они разноголосый хор лесных птиц, но отличить их друг от друга не могли. Вот почему в Вековечном Лесу поселилась грусть-печаль. Ведь здорово, когда кто-то на других не похож! Наскучило так жить птицам, и обратились однажды они к самому главному правителю жизни на Земле мудрому Солнцу: «О, великий Логос! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной!» Выслушало Солнце птичьи просьбы и повелело своей помощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный Лес, разобраться и навести там порядок, потому что без Радости – какая жизнь?!
Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем семцветном плаще из солнечных струек, птицы замерли в немом изумлении. А Радуга сказала: «Я помогу вам!» Птицы несказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебнице. Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала: «Пусть эти солнечные струи, несущие в себе все краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет!» И в тот же миг плащ рассыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц.
Вот с тех пор и радуются птицы своему разноцветному оперению, потому что подарила Радуга: снегирям – красные перышки, горихвосткам да зябликам – оранжевые, щеглам да иволгам – желтые, зеленушкам – зеленые, а зимородкам – голубые, сойкам – синие, голубям и горлицам – фиолетовые перышки. И стало в Вековечном Лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радость. Вот такая сказка…
Сказка про Кляксу
Жила-была Клякса в темном дупле и очень не любила показываться на людях. Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно! И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Решила она принарядиться. Взяла желтой краски и покрасилась. В яркий солнечный цвет. Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встретился, в ужасе кричал: «Какая желтая Клякса!»
Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила ею свою шляпку. Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!»
Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку. Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в зеленой юбке!» (Желтый и синий цвет, смешиваясь, дают зеленый.)
Очень обиделась Клякса. Взяла она остатки синей краски, вернулась в свое дупло и выкрасила его в синий цвет. Она очень старалась, размазала краску вокруг себя, и вдруг дупло стало очень уютным и Красивым.
В это время пролетала Сова-мудрая голова (а Совы, как правило, близоруки и живут своим умом!). Она не узнала Кляксу в ее новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса. «Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! – сказала вежливо Сова, – Вы, случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что ее приняли за Луну.
Замечание: Рассказывая сказку, можно одновременно рисовать Кляксу и «наряжать» ее в разные цвета.
Источник