Роль школы в полноценном развитии ребенка

Роль школы в полноценном развитии ребенка thumbnail

Роль школы в полноценном развитии ребенка

Ребенок пошел в школу. Школьный период – это серьезное испытание для всей семьи. Новые заботы и обязанности появляются не только у ребенка, но и у родителей. Период школьного обучения привносит новые, специфические задачи воспитания. В сравнении с предшествующим школьному – дошкольным периодом обучения это качественно новый этап формирования личности. Происходит перераспределение нагрузки – резко увеличивается умственная и заметно ограничивается физическая нагрузка, изменяется социальная роль ребенка, предъявляются требования сознательной деятельности в рамках коллектива.

Роль школы в воспитании детей неоспоримо очень велика. После семьи – это важнейший социально значимый институт. Полноценное развитие личности ребенка сложно представить в отсутствии семьи или школы. Эффективность процесса обучения и воспитания напрямую зависит от взаимодействия усилий педагогов и родителей. Родители и учителя должны стать союзниками в образовательном и воспитательном процессе. Только в таком тандеме возможно формирование полноценной, высоконравственной, творческой, культурной и социально зрелой личности. Поэтому взаимодействие с родителями – важнейшая задача школы. Именно в школе родители должны находить помощь и поддержку в сложных семейных ситуациях и конфликтах, в вопросах воспитания ребенка. Школа должна способствовать укреплению семьи, становлению хорошего микроклимата в ней.

Роль школы в воспитании детей

Учитель начальных классов и классный руководитель – люди, занимающие особое место в формировании и становлении личности ребенка, также от этих людей зависит степень комфортности нахождения ребенка в школе и классном коллективе. Именно на плечи этих  людей ложатся все заботы по обеспечению качества школьной жизни их подопечных. Ни что не должно ускользнуть из их поля зрения и области внимания: усвоение учебного материала, вопросы воспитания и взаимоотношения в классном коллективе, успехи и неудачи класса и каждого ученика в отдельности, даже состояние помещения (класса), закрепленного за учителем и его учениками и школьная мебель, находящаяся в нем, вернее, их эстетическое и санитарно-гигиеническое состояние. В стенах школы в компании одноклассников и учителей ребенок проводит половину дня, и именно эта социальная среда сильно влияет на его поведение и воспитание. Из этой среды ребенок черпает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет или, наоборот, искореняет существовавшие у него черты характера, приобретает новые.

Год от года роль школы в воспитании подрастающего поколения лишь увеличивается, а требования к педагогам повышаются. В первую очередь это связано с небывалым скачком развития науки и техники, повсеместным внедрением высоких технологий в жизнь каждого человека. Для реализации самых разных направлений воспитания: духовно-нравственного, спортивно-оздоровительного, экологического, гражданско-патриотического, трудового и т.д. сегодня используются не только беседы с детьми, но и многие другие, современные формы и методы работы. Квалифицированному педагогу под силу не только обучение ребенка по школьной программе, но и его полноценное развитие и становление в обществе.

  • Материалы по теме:

    … loading images

Источник

Роль школы в полноценном развитии ребенка

В школе проходит подавляющая часть повседневной жизни ребенка, и именно здесь он познает азы социальных отношений и нюансы разнообразных учебных предметов. Каково же влияние школы на формирование личности ребенка, и от чего подобное влияние зависит?

Положительное влияние школы на формирование личности ребенка

Влияние школы на социализацию личности оказывается огромное, но далеко не всегда негативное. Именно за счет постоянного существования в большом коллективе одноклассников, ребенок учится находить общий язык со всеми, он начинает понимать многообразие людских характеров и интересов. Психологи давно доказали, что дети, которые занимаются на даму или дистанционно, имеют огромные проблемы в плане социализации, с которыми детишки, посещающие школу, не сталкиваются.

Роль школы в полноценном развитии ребенка

Еще один важный положительный нюанс влияния школы на личность ребенка — это формирование у учащихся новых интересов. Современные учебные заведения могут похвастаться разнообразными секциями, театральными и спортивными кружками. Участвуя во всех школьных мероприятиях, ребенок развивается, находит что-то поистине интересное для себя. Иногда именно за счет грамотной работы педагогов-организаторов, ребенок определяется с желаемой профессией, которой хочет посвятить свою жизнь.

Влияет школа и на развитие волевых качеств у детей. Амбициозность, целеустремленность, активность — все эти положительные качества развиваются на фоне правильной деятельности педагогов. Стимулируя своих учеников к постоянному познанию, к получению все новой и новой информации, преподаватель может добиться того, что дети и по жизни продолжат проявлять амбициозность и целеустремленность.

Роль школы в полноценном развитии ребенка

Помимо знаний по предметам, в школе дети приобретают и определенные воззрения. Так, на внеклассных занятиях педагог может внушить своим подопечным мысль о негативности вредных привычек, о последствиях раннего секса, обо всех преимуществах здорового образа жизни. Все эти идеи, изложенные правильным образом, становятся частью мировоззрения подростка, напрямую влияя на его будущее.

Негативное влияние школы на личность ребенка

Рассказывая о влиянии современной школы на ребенка, не стоит забывать и про оборотную сторону этого процесса. Многие родители жалуются на то, что их ребенок изменяется до неузнаваемости, и все из-за школьного окружения. Если подросток попадет не в лучшую школьную компанию, то его взгляды на жизнь, которые так тщательно взращивали родители, могут сильно преобразиться. Детки из плохих компаний часто проявляют грубость, агрессивность и озлобленность. Вредные привычки также становятся их спутниками, и только совместная работа педагогов, а также родителей, поможет справиться с последствиями такого дурного влияния.

Роль школы в полноценном развитии ребенка

Если ребенок внезапно становится изгоем в классе, это обязательно негативно повлияет на его характер, личностные качества. Обычно такие малыши предпочитают замкнуться в себе, не общаться со сверстниками и родителями. На фоне всеобщей нелюбви могут развиться комплексы, депрессии и даже мысли о суициде. Здесь только помощь всегда любящих родителей поможет справиться с потоком навалившихся проблем.

Конфликты с учителями также могут негативно сказаться на самооценке и успеваемости ребенка. Испытывая ненависть к преподавателю, школьник может полностью потерять ученические амбиции, что немедленно скажется на его успеваемости.

Многие родители, начитавшись про негативное влияние школы на ребенка, отдают предпочтение дистанционной форме обучения. Однако, несмотря на возможные недостатки школьного воспитания, именно здесь, в рамках класса происходит важная социализация ребенка, которая в дальнейшем повлияет на его амбициозность и активность по жизни.

Источник

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает умеющего жить в социуме члена общества.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или быть может потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.

Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.

Что это за факторы? Давайте вместе их рассмотрим, но для начала разберемся с тем, что такое социализация.

Что такое социализация личности

Социализация личности — это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.

Социализация — это процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью социального и культурного опыта, присущего для данного общества, социальной общности, группы (то есть, усвоения и воспроизводства ценностей, норм, образцов поведения). Социализация человека может успешно изучаться только при условии объединения усилий многих наук — философии, истории, психологии, антропологии, культурологии, социологии, педагогики.

Школа, как институт социализации

Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.

Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:

  • социально-психологическое — неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
  • социально-педагогическое — усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.

Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.

Проблемы школьной социализации

Одновременно с признанием школы, как одного из значимых инструментов социализации детей, специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему. А именно, современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительском аспекте, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.

Пути решения этой проблемы специалисты видят в:

  • постепенном внедрении в систему работы учебных заведений психолого-педагогического проектирования социального развития личности,
  • стимулировании социально-коммуникативной активности школьников,
  • создании единой системы воспитательных воздействий семьи и школы.

Помимо этого, чтобы вклад учебного заведения в социализации молодого поколения был действенным и влиятельным, необходимо внедрять новейшие социальные программы в теорию и практику социального воспитания молодежи. Поэтому формирование социальной зрелости личности в условиях современного образовательного пространства является одной из наиболее актуальных проблем педагогической науки.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник

МКОУ «СОШ №2 р.п. Самойловка Самойловского района Саратовской области»

Воспитание, возникнув из потребности общества в передаче знаний и опыта старших поколений младшим, стало постоянным спутником человеческого общества. Именно поэтому, воспитание является одной из давних, имеющих огромное значение, областей деятельности человека. Великий знаменитый французский писатель Антуан де Сент Экзюпери в книге «Планета людей» описывая тех людей, кого уважал и кем восхищался, справедливо заметил, что «восхищения достойна, прежде всего, почва, их взрастившая». Далеко недостаточно того, чтобы подарить человеку жизнь, нужно ещё и научить его использовать этот бесценный дар. Ведь, в отличие от животных, механизмы жизнедеятельности не заложены в человеке при рождении. Каждый человек проходит длительный путь подготовки и самосовершенствования, прежде чем стать полноправным членом общества.

Влияние воспитания на развитие детей во многом зависит и от обстановки, в которой оно осуществляется. Обстановка в семье, школе – своеобразный микроклимат, в котором живёт и формируется воспитанник. Обстановка воспитания создаётся взрослыми.

Дети — радость нашей жизни. Мы живём и трудимся во имя счастья наших чад. Но любой из нас воспитывает своего ребёнка так, как считает нужным. Семья в воспитании ребёнка играет огромную роль.

С самого рождения формируется будущий характер и поведение ребёнка. Известно, что центральная нервная система ребёнка и его мозг обладает огромной пластичностью. Благодаря этому закрепление и формирование у детей привычек и навыков происходит успешнее, чем в старшем возрасте.
Если родители в детстве учат своего ребёнка обманывать старших, друзей, то он и в старшем возрасте будет лживым. Если родители не приучают ребёнка к порядку, то он и, став взрослым, не будет соблюдать порядок.

Однажды великого педагога В.А. Сухомлинского спросили: «Моему сыну 3 месяца. Когда начинать его воспитывать»? Он ответил: «Вы опоздали ровно на 3 месяца».

Начиная с первых лет жизни, детей нужно учить быть честными, справедливыми, приучать относиться с уважением к старшим, приучать к труду. В воспитании нужно всегда учитывать возраст ребёнка. Подростки нуждаются в большем внимании, чуткости, педагогическом такте, чем дети младшего возраста. Подростков раздражает, если родители обращаются с ними в приказном тоне. Они переживают, что самые родные им люди не уважают их. Такие дети становятся настырными, стараются сделать всё наперекор родителям. Дети любят, когда с ними обращаются на равных, как с полноправными членами семьи, когда обсуждают с ними семейные проблемы, обращаются к ним за советом или с просьбой. Такое доверие к детям порождает у детей чувство нужности, и они отвечают им любовью и относятся к ним с уважением.

В семье ребёнок проходит первую школу морали. Родители влияют на них, начиная с первых дней их жизни. Они должны воспитывать их не только словом, но и своим поведением. Однажды великий мыслитель И. Брандт сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Именно семья обеспечивает ребёнку тепло и комфорт или порождает чувство одиночества. Очень часто дети у родителей отодвигаются на второй план, так как их внимание сосредоточивается на друзьях.

Семейное воспитание — это любовь и уважение, постоянное общение, проведение совместного досуга и совместные домашние дела, а не постоянные нотации . В семье воспитывают даже молчанием, мимикой, взглядом, шуткой и грустью, а самое главное — личным примером. Грош цена отцу и матери, которые говорят сыну или дочери о вреде курения и алкоголя, а сами приходят домой, едва держась на ногах и с сигаретой в зубах, а из уст несётся матерная брань.

Несдержанность родителей, недостойное поведение, ссоры в семье, пьянство родителей калечат ребёнка. Нельзя при детях быть раздражительными, ругаться, сплетничать, обсуждать других и поступать вразрез со своими словами. Ребёнок всё это заметит и будет поступать также. Ещё хуже, если ребёнок видит, как его родители обижают своих родителей. Важно запомнить простую истину: ваши дети, когда вырастут, будут относиться к вам так же, как вы сейчас относитесь к своим родителям. Ребёнка воспитывают в каждый момент своей жизни. Как родители разговаривают с другими людьми и как к ним относятся, как общаются со своими друзьями или врагами, как одеваются, как трудятся – всё имеет огромное значение. Недостойное поведение родителей имеет печальные последствия.

Далеко не все родители соблюдают в присутствии детей правила приличия и часто совершают недостойные поступки. Не следует забывать, что дети очень наблюдательны и впечатлительны.

Внимательное, чуткое руководство детьми, высокий моральный облик родителей помогает завоевать настоящий авторитет.

Ошибкой семейного воспитания часто является отсутствие единого требования со стороны родителей. Часто бывает, что между родителями идёт спор, что и как нужно сделать по отношению к дочери или сыну, и этот спор происходит в присутствии ребёнка, чего нельзя ни в коем случае делать. По-разному родители оценивают и поступки детей – один осыпает ласками, другой наказывает, один что-то разрешает, другой запрещает. В такой системе ребёнок стремится вырваться из-под контроля одного и ищет защиты у другого. Авторитет одного из родителей падает.

Часто ребёнок предоставлен сам себе, отсутствует контроль над ним. Родители сетуют на то, что заняты работой и отстраняются от воспитания детей. Как бы ни были заняты родители, они не должны забывать о своих обязанностях. Безнадзорный ребёнок вырастает недисциплинированным, грубым, таящим чувства зависти, ненависти к тем, кого щедро одаряют лаской и любовью.

По данным социологического опроса на воспитание детей у родителей уходит всего 17 минут в день. Но учёные-педагоги спорят с социологами. Так, доктор педагогических наук А.П. Ситник доказывает, что раньше никогда не отводили на воспитание детей специального времени. В семье воспитывали детей всем образом жизни и не только во время своего присутствия, но и во время своего отсутствия. Огромное значение имеет причина отсутствия. Например, если мать или отец задерживается на работе, то возникает гордость за родителей, что у них важная, престижная и ответственная работа. Если же родители проводят время в компании друзей — бездельников за рюмкой водки, то возникает обида на них, что променяли семью и детей на друзей и рюмку.
Постоянная опека — тоже плохо. Она порождает неверие в свои силы, потребность в опоре. Изнеживающее воспитание наносит огромный вред – оно воспитывает эгоизм. Чем щедрее сыплются поцелуи, ласки, тем всё больше растут потребности подростка. Всё должно быть в меру. А. С.Макаренко считал, что «любовь и уважение к ребёнку надо сочетать с высокой требовательностью к нему». Слишком суровое, жёсткое воспитание подавляет и ожесточает. Такие подростки становятся грубыми, недисциплинированными, хулиганами.

Родители должны быть осведомлены о здоровье своих детей, знать их интересы, их друзей, их неудачи, неприятности, огорчения, где и с кем ребёнок проводит свой досуг. Зная это, правильно используя возрастные особенности ребёнка, можно предупредить деформацию личности и поведения.

Дети — это наше будущее, поэтому государство проявляет неустанную заботу о воспитании молодого поколения.

Все учебные заведения вооружают своих питомцев глубокими знаниями. Наряду с этим школа формирует в детях моральные качества. Роль школы в воспитании ребёнка неоспоримо велика.

Школа после семьи занимает второе место в воспитании детей. Невозможно представить полноценное развитие ребёнка без школы. Школа оказывает помощь ученикам в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Именно в школе родители должны находить помощь и поддержку. Школа должна консультировать родителей по вопросам воспитания ребёнка.

Каждый год школа принимает новых учащихся, и каждый год её стены покидают сформировавшиеся молодые люди. С каким багажом выйдут её питомцы в свою самостоятельную жизнь, что будут знать и уметь, какими станут людьми – это во многом зависит от учителей.

Особое место в воспитании ребёнка занимает учитель начальных классов. Он работает с классом один. От него зависит, будут ли созданы условия для проявления познавательной активности, разносторонних интересов, творческого отношения к учёбе с первых лет обучения. Эта обстановка определяет отношение младшего школьника к учителю и его требованиям, к одноклассникам. Характер этих отношений формирует личность ученика. Учитель начальных классов первым открывает детям горизонты науки, учит их добру, правде, красоте, становится авторитетной фигурой для детей. Он формирует человека. А для первоклассника начало обучения вносит коренные изменения во всю его жизнь. Беззаботное детство закончилось. В жизнь шестилетнего малыша входит новый вид деятельности – учение, которое является обязательным, требует от ребёнка определённой ответственности и затраты труда. Младшие школьники испытывают огромную потребность в общении с учителями, родителями и своими одноклассниками. От учителя начальных классов, а в дальнейшем от классного руководителя, зависит, комфортно или нет ребёнку в стенах школы и в классном коллективе. На плечи этих людей ложатся все заботы. Взаимоотношения между учениками класса, усвоение учебного материала, успехи и неудачи, взаимоотношения с учителями — предметниками, взаимоотношения с родителями — должно находиться в поле зрения учителя.

Эффективность процесса воспитания и обучения будет достигнута быстрее, когда удаётся обеспечить тесное содружество семьи и школы. Самая важная задача школы – непрерывная связь с родителями.

В школе ученики и учителя проводят большую часть дня, и именно эта среда влияет на ребёнка. Многие дети впервые в школе попадают в большой коллектив, а роль коллектива огромна. Ребёнок, как губка, впитывает в себя всё, что он видит и слышит. Из этой среды он получает знания, приобретает новые привычки и черты характера.

Уроки нравственности, которые проводятся в школе, предусматривают научить детей анализировать свои и чужие поступки, видеть их последствия, уметь давать им оценку. Такие уроки должны помочь детям осознать всю сложность человеческих отношений.

С каждым годом роль школы в воспитании детей увеличивается. Воспитательные функции стали едва ли не важнее, чем образовательные. Только никакой школе не под силу воспитать ребёнка, если в этом не будет участвовать семья. Часто от родителей можно слышать такие слова: «Мы их отправили в школу, вот пусть учителя и воспитывают». Такие нерадивые родители очень редко появляются в школе, не посещают родительские собрания, не интересуются, как живёт их ребёнок в стенах школы.

Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направлять её. Раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для детей окружающий их мир, помочь сделать верные шаги в нём должны мы, взрослые – родители и педагоги.

Важно каждому запомнить простые, но вечные истины, которые делают из ребёнка человека:

  • Если ребёнок живёт в терпимости — он учится понимать других.
  • Если ребёнка подбадривают — он учится верить в себя.
  • Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
  • Если ребёнок растёт в честности – он учится быть справедливым.
  • Если ребёнок живёт в безопасности – он учится верить в людей.

НО!

  • Если ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
  • Если ребёнок живёт во вражде – он учится агрессивности.
  • Если ребёнка высмеивают – он становится замкнутым.
  • Если ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины.

И самое главное:

Если ребёнок живёт в любви – он учится любить!!!

Источник