Роль школы в физическом развитии ребенка

Тема выступления на заседании ШМО предметов ест.- научн. цикла

«Роль физического воспитания

в развитии детей младшего  школьного возраста». (сентябрь 2018 г.)

   Роль физического воспитания в развитии детей младшего школьного возраста в условиях школы велика. Младший школьный возраст охватывает период с 7 до 10 лет. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности.

   Двигательная активность каждого ребенка разная. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребенка и обуславливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей.               Физическое воспитание- это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

   Физическое воспитание в образовательных учреждениях решает две взаимосвязанные задачи: сохранение, укрепление здоровья обучающихся и формирование потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании на последующие периоды их жизни.
  Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии двигательных умений и навыков, обеспечивающих подготовку к выбору будущей профессии. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью.

    Считается, что целью физического воспитания в целом является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность.  Для того, чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании младших школьников, решается комплекс конкретных задач оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

    Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья, физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

    Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Двигательные навыки, сформированные у детей младшего школьного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в школе и семье.

   Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие младших детей умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в школьных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

   Для достижения целей физического воспитания применяются следующие группы средств:

 — физические упражнения,

 — оздоровительные силы природы,

 — гигиенические факторы.

    Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами — оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

    Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры и внеурочные занятия спортивного направления, которые строятся в соответствии с общими

 педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности школьников, основу которой составляет двигательная активность ребенка.

   Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья  младших школьников. К формам организации физического воспитания младших школьников относятся:

 — физкультурные занятия,

 — физкультурно- оздоровительные занятия,

 — утренняя гимнастика,

 -физкультминутки,

 -закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями,

 — физкультурно-оздоровительные мероприятия.

 — в режиме дня подвижные игры, прогулки,

 -индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами,      -занятия учащихся различными видами физических упражнений самостоятельно,

 — праздники, Дни здоровья.

   Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи. Каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня начальной школы.

  Роль физического воспитания в развитии детей младшего школьного возраста можно рассматривать в двух аспектах.

  Во-первых, это прямое воздействие физических нагрузок на организм школьников, во-вторых, обучение школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время, чтобы большой  обеспечить суточную потребность организма ребенка в двигательной деятельности.

   Для того, чтобы добиться от школьников заниматься самостоятельно физическими упражнениями необходимо, когда учащиеся занимаются на уроке по отделениям, не надо давать им задания всегда строго по предписаниям. В некоторых случаях желательно ставить только общую задачу, а подбирать упражнения, придумать, как провести игру, выбрать снаряды и инвентарь, измерять результаты, определять победителей

соревнований могут сами дети. Школьники в таких условиях могут быть очень изобретательными, активными, и, чем больше мера ответственности и самостоятельности, тем выше и интерес к занятиям.

  Необходимо стимулировать самостоятельные занятия обучающихся по интересам. И домашнее задание задавать также по интересам детей. Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирование разнообразных двигательных умений и навыков.

  Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности.

  Полноценное развитие детей младшего школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие. В школе закладываются основы физического воспитания подрастающего поколения.

  Это осуществляется всей системой воспитания уроками, внешкольной работой, массовой оздоровительной работой, т.е. комплексом мероприятий. Недостаточная физическая активность детей особенно опасна в периоды активного роста тела ребенка и подростка, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания и ростом силового потенциала ребенка. Такие диспропорции развития часто являются основными причинами ухудшения здоровья детей, снижения у них жизненного тонуса.

  Правильно же организованный двигательный режим, разумное чередование различных физических нагрузок и закаливание позволяют не допустить возникновения заболеваний, помогают организму лучше сбалансировать процессы роста и физиологического развития. Противоречия и их отрицательные последствия преодолеваются за счет включения детей в систему всеобщего физического воспитания, использования всех механизмов и стимулов физического совершенствования.

  Основным механизмом физического воспитания детей младшего школьного возраста является физкультурно-спортивная деятельность. Благодаря физкультурно-спортивной деятельности крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная, сосудистая системы, растет сопротивляемость организма к заболеваниям, оттачиваются физические способности, повышается уровень морально-психологической устойчивости. В ней проявляются, закрепляются такие черты характера, как выдержка, упорство самопреодоление и самодисциплина, настойчивость и трудолюбие. Рассматривая вопросы двигательной активности детей младшего школьного возраста, необходимо учитывать характер их повседневной деятельности. 

   Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Полноценное развитие детей младшего школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие. В школе закладываются основы физического воспитания подрастающего поколения.

Источник

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

 «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

ДОКЛАД:

«Роль физической культуры в развитии школьника».

 учитель физической культуры

Жеребцова Е.Е.

п Первомайский

2013

Система физического воспитания в образовательном учреждении, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития   физических качеств, а также развивать мотивацию к самостоятельным занятиям спортом, помогать ребенку лучше осваивать программный материал.

У грамотного педагога   урок всегда продуман и сбалансирован. В течение урочного времени учитель, грамотно организуя урок, добивается стопроцентной занятости обучающихся. Таким образом, учитель стремится  к тому, чтобы урок физической культуры для учеников стал любимым и эффективно «работал» на их здоровье. Физическая культура должна стать естественной потребностью и частью образа жизни учеников.

Основная цель работы: повысить уровень физического и психического состояния учащихся до величин, гарантирующих им стабильное здоровье, а также приобщение обучающихся к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Методика и средства достижения этой цели:

Двигательные нагрузки на занятиях должны дозироваться. На уроках строго следить за темпом и длительностью выполнения упражнений, за частотой сердечных сокращений (последняя должна соответствовать уровню, оптимальному для определенного вида упражнений, и возрасту ребенка). 

Процесс занятий по физической культуре  должен иметь циклический характер. Исходя из этого, все упражнения  группируются  в  определенные циклы. Каждый цикл составляет либо один  урок, либо повторяется на одном уроке несколько раз.

В перерывах между циклами обязательны   паузы, во время которых  снижается нагрузка. Если же цикл упражнений составляет целый  урок, то во время пауз (между упражнениями) вообще не должно быть никакой нагрузки. Это необходимо для того, чтобы в этот период организм смог полностью восстановиться. Понятно, что чем больше интенсивность нагрузки, тем продолжительнее паузы.

На  уроках необходимо  исключить однообразие.  Обязательно подбирать упражнения таким образом, чтобы они оказывали воздействие  на весь организм в целом.

           В структуру  урока обязательно вводить  элементы оздоровительной физкультуры, которые заключаются либо в обучении детей приемам закаливания и самомассажа, либо в дыхательных упражнениях,  способствующих развитию координации и т.д.

Известно, что выносливость, сила, ловкость, высокий уровень работоспособности могут быть приобретены только путем тренировки, путем использования эффекта целенаправленно организованного процесса адаптации организма школьника к физическим нагрузкам.

В процессе работы с детьми я поняла, насколько важно дифференцировать содержание, объем и интенсивность физических нагрузок школьников в связи с их биологическим (а не паспортным) возрастом, индивидуальными моторными способностями и возможностями.

Поэтому занятия физкультурой я  строю по следующим правилам:

от простого — к сложному, от легкого — к трудному, от известного — к неизвестному.

Велико значение психологического настроя на занятиях физкультурой. Медицине с самых древнейших времен были известны теснейшие взаимоотношения психического и физического здоровья. Убеждена, что уверенность в необходимости и пользе занятия физкультурой являются мощным подспорьем организму.

Доказано, что эффект от занятия физкультурой несравнимо увеличивается в тех случаях, когда физические упражнения сочетаются с самовнушением. Сознание стимулирует биоритмы мозга, а тот отдает приказы всему телу. Поэтому я всегда поддерживаю в учениках  веру в свои силы и  результат. Исходя из этого, использую технологию программирования результата, учу своих воспитанников анализировать свое физическое развитие, делать выводы, оценивать результат и ставить новые задачи. Результатами своей работы я довольна: в классах, где я работаю, нет неуспешных учеников.

 Урок физкультуры позволяет проверить ребенка, что называется, во всех направлениях, выявить его сильные и слабые стороны, причем слабые, естественно, подтянуть. Кроме того (из личного опыта), спорт и физкультура в частности могут коренным образом изменить жизнь и судьбу человека. Представьте себе, ребенок плохо учится в школе, но вдруг на областных соревнованиях стал прзёром. В этот самый момент у него начинается новая жизнь. Меняется самооценка, появляется авторитет среди одноклассников, наконец, ребенок познает вкус победы, манящий вкус! Он широк по своему спектру. Наука побеждать — она одна на все случаи жизни, в физике и в физической культуре, она вырабатывает умение ставить цель и ее добиваться. Значит, урок физкультуры способствует не только развитию мускулатуры, но и становлению характера. Ребенок берет в руки учебник, желая самоутвердиться и дальше. И это только маленький психологический момент.

В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций, проведения конкурсов, соревнований и т.д. Спортивные соревнования среди младших школьников обычно проводят также по знакомым детям подвижным играм и по другим упражнениям учебной программы, не вызывающим у школьников чрезмерных физических напряжений.  

В средних и старших классах соревнования проводятся по различным видам спорта – волейбол, баскетбол, лёгкая атлетика, настольный теннис, футбол, регулярно проводятся «Дни здоровья».

Здоровье и физическая подготовленность детей – важнейшие слагаемые здоровья физического потенциала нации. Проблему всеобщего физического образования и физической культуры надо решать, прежде всего, и главным образом через школу. В школьном возрасте нужно успеть воспитать мотивацию и потребность в занятиях физическими упражнениями, обеспечить физкультурную грамотность каждого.

Вот поэтому роль школьного учителя физкультуры огромна и ответственна на пути к оптимизации физического воспитания.

Источник

Роль физического воспитания в развитии ребенка

Роль физического воспитания в развитии ребенка неоспоримо огромна. Сотрудники детского сада при воспитании ребенка руководствуются специальной теорией. Это теория – физическая культура ребенка. Рассмотрим, какую роль в развитии малыша играет физическое воспитание.

Необходимость физического воспитания для ребенка

Физическое воспитание малыша просто необходимо и его надо развивать. Исследования показали, что здоровыми признано около 15% детей до семи лет. Для гармонического развития ребенка необходимо физическое разностороннее воспитание. В «детсадовском» возрасте организм ребенка бурно развивается. В это время активно развивается костно-мышечная, нервная, сердечнососудистая системы, а также совершенствуется система дыхания. В данном периоде закладывается основа физического развития и основа здоровья. Во многом от физического воспитания ребенка зависит успех в той или иной деятельности. Физическое воспитание – это одна из главных сторон в развитии личности.

Роль, которую играет данное воспитание для ребенка

Роль физического воспитания в детском возрасте – это укрепление здоровья малыша с помощью совершенствования всех систем организма: сопротивляемость и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды путем закаливания. Это такие факторы, как солнечное излучение, низкая и высокая температура воды или воздуха, большая влажность и т. д.

Физическое воспитание наряду с гигиеническими факторами (полноценным питанием, режимом дня) играет большую роль в укреплении моторного и психического развития. В младшем возрасте происходит сильная перестройка дыхательной и сердечнососудистой систем. При этом масса сердца увеличивается, а также увеличивается его адаптационные возможности и работоспособность к физической нагрузке. Занятия физкультурой положительно влияют на дыхательную систему ребенка. Легочная вентиляция и глубина дыхания возрастает и усиливается насыщение кислородом организма.

Можно сказать, что физическое воспитание является большим педагогическим процессом, который направлен на достижение максимальных аспектов развития у малыша. Роль воспитания физического заключается в следующем.

Выполняя и придумывая различные новые композиции и физические упражнения, малыш учится выражать свои эмоции мысли и чувства. Это помогает развивать его творческие возможности. Во время выполнения различных сложных физических задач происходит процесс преодоления трудностей, у ребенка формируются волевые качества. Развиваются: уверенность в себе и в собственных силах, чувства гордости и самоуважения, когда выполняются с успехом сложные упражнения. Ребенок в этот период учится преодолевать страх и робость. При выполнении легких физических комбинаций, у малыша снижается мышечное и эмоциональное напряжение, а это является профилактикой тревожности.

Но и это еще не вся роль физического воспитания чада. Выполняя физические упражнения с точностью, с определенной скоростью и последовательностью, развиваются у ребенка мышление, устойчивость, концентрация и реакция переключения внимания. Различные физические упражнения, где используются предметы (ленты, мячи, скакалки и т. д.) помогают развивать зрительно-моторную координацию. Выполняя групповые физические упражнения, развивается способность ориентироваться в пространстве, а это имеет существенное значение в любой деятельности человека. Помимо всего этого, систематические занятия упражнениями помогают сформировать навыки здорового образа жизни. Поэтому в развитии ребенка физическое воспитание играет важную роль.

Источник