Роль школьных предметов в развитии ребенка

Роль школьных предметов в развитии ребенка thumbnail

ТЕМА: «РОЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЖИЗНИ УЧЕНИКА»

ПОДГОТОВИЛ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

АНДРЕЕВА Т.А.

2013г.

Начальная школа – это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий, доказательств и аксиом, теорем, правил и определений.      
          Именно в начальной школе начинается закладка фундамента знаний, на котором ученик будет строить свое дальнейшее образование. А от того, насколько ребенку уютно и комфортно в школе, во многом зависят его учебные успехи и душевное равновесие.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Целью образовательного процесса в начальной школе является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА является первой и основной ступенью системы обучения в школе. Именно в начальной школе закладываются основы знаний и умений, которые ребенок будет преумножать и развивать в дальнейшем. Мы работаем в рамках личностно — ориентированного образования. Это система работы каждого учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса.

Атмосфера, царящая в начальной школе, близка к семейной. Ученики всегда с радостью приходят на занятия, зная, что сегодня они откроют для себя что-то новое, интересное. Здесь их поддержат, похвалят и одарят вниманием и заботой любимые учителя.

Основными линиями развития ребенка в начальной школе являются:
— линия формирования учебно-познавательной деятельности ребенка;
— линия овладения учебным материалом, формирования умений свободного перехода от учебной к неучебной деятельности;
— линия социальной и социально-психологической ориентации в действительности;
Отсюда вытекают целевые ориентиры, которые определяют содержание и направленность всего процесса обучения и воспитания:
— целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
— работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора.
Педагог начальной школы не ограничивается тем, что называет цель предстоящей деятельности, он задает вопросы: «Для чего, зачем мы будем это делать?», что дает ребенку возможность самому ставить цели и задачи, целенаправленно получать результат исходя из своих индивидуальных способностей. Работоспособность: Один из главных целевых ориентиров: научить ребенка работать, принимать самостоятельные решения в различных ситуациях, что способствует самоопределению, самоутверждению его в коллективе. На этапе начальной школы развиваются также такие качества как: Усидчивость, старательность, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца. Все эти ориентиры стоят во главу угла т.к. если эти качества не развиваются на этапе начальной школы, вряд ли их удастся развить позже.

Этому способствует и внеклассная работа. Учителя проводят большую работу по формированию классного коллектива. В каждом классе формируются свои традиции, кипит своя интересная жизнь: классные часы, культпоходы, экскурсии, выставки, праздники, конкурсы.

Приоритетной задачей начальной школы является сохранение индивидуальности ребенка, создание благоприятных условий для адаптации ребенка в школе, здоровье сберегающие технологии. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп каждого ученика, уровень его обученности, сформированности умений и навыков. Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения на уроках, так как они основаны на учебном сотрудничестве младших школьников между собой и работают без пошагового учительского руководства и контроля. Обновление содержания действующих программ в начальной школе проходит через использование параллельных программ и учебников. Все учителя начальной школы в своей работе используют различные формы и методы познавательной деятельности, что позволяет решать еще одну задачу – снять перегрузку детей в школе, пробудить в них стремление познать мир. Осуществляется взаимодействие учреждений образования: школы и дошкольных образовательных учреждений с целью обеспечения преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации школьника .

Вывод: Наши ученики – это многогранно развивающаяся личность с особенностями характера, способностями, склонностями и увлечениями, субъекты учебного процесса.

Мы хотим, чтобы наши ученики не были похожи друг на друга, понимали друг друга и адекватно оценивали окружающий мир, умели жить полноценной жизнью в современных условиях. Это возможно при условии, что мы выпустим человека, умеющего думать, анализировать и соответственно делать выбор. Во многом от нас зависит, состоится ли как личность наш ученик, сможет ли он реализовать себя и, наконец, как сложится его судьба. Школьные предметы и помогают решить эти проблемы.

Когда-то в древности Великий Учитель решил испытать своих учеников, предложив им выбрать для себя мечи. Один из них выбрал лёгкий меч, надеясь сохранить силы в долгом походе. Другой выбрал длинный меч, надеясь поразить им больше противников с безопасного расстояния. Но самым мудрым оказался третий ученик, который выбрал для себя самый удобный меч, ставший продолжением его руки. Мы как Великий Учитель, должны как раз и дать в руки ученику тот самый удобный меч Знаний, который станет для него необходимой частью жизни.

Источник

Роль предмета ИЗО в развитии творческих способностей учащихся

Автор – учитель ИЗО высшей категории

г. Санкт-Петербург

Столярчук Елена Николаевна

Современный мир сложен и многообразен. Его разноцветные краски влекут и дают надежду на самореализацию. Чтобы комфортно чувствовать себя в этом мире, быть конкурентоспособным, самодостаточным, уверенным в себе молодым человеком, нужно обладать большим багажом знаний и умений, основную часть из которых дает школа. Какой путь выберет в дальнейшем выпускник: учеба в высшем учебном заведении, приобретение профессии в средне специальном училище, или предпочтет искать работу? Но большой багаж знаний и умений еще не гарантия того, что тебя везде ждут. Бывает так, что на одно и то же место претендуют несколько человек с одинаковым количеством баллов или одинаковыми дипломами. Как правило, место достается тому, у кого выше творческие способности. Как человек ведет себя в беседе, как он одет, как может себя подать, чем он обладает еще, кроме профессиональных навыков… Это еще один важный момент, которому должна учить школа.

Творческие способности сейчас играют немаловажную роль. Сегодня в современных условиях жизни человек должен быть конкурентно способен. Любая работа, казалось бы на первый взгляд далёкая от творчества, требует самостоятельного и качественного выполнения. Порой, приходится проявлять чудеса творчества и изобретательности сантехнику, строителю, не говоря уже о поваре, швее и т.д.

Задумываясь о дальнейших перспективах развития человека, психологи все больше размышляют о выявлении и активизации его творческих потенциальных возможностей. Нахождение путей формирования личности, способной творчески подходить к делу в любой отрасли человеческой деятельности – важнейшая задача, которая стоит перед учителем. Выявить эти творческие способности, создать условия для их реализации, поддержать и направить талант в нужное русло – обязанность каждого учителя. Творческий потенциал – это фактически не истраченные ресурсы человека, использование которых может способствовать решению обширного спектра его деятельности. Используя эти ресурсы на уроках изобразительного искусства, я стараюсь дать детям возможность проявить себя, выразить свое мироощущение, показать свои эмоции и отношение к объекту изображения.

Каждый ребенок имеет свои индивидуальные способности. У каждого есть свои склонности и таланты. Не для кого не секрет, что есть дети, которым легче даются точные науки, такие как математика, а есть другая категория учеников. Таким ученикам ближе языки, история, биология… Однако, развиваться и расти нужно в различных сферах. Это необходимо, чтобы быть разносторонней развитой современной личностью, а не однобоким представителем общества.

В формировании личности школа играет огромную роль. Школа стала тоже более современной. Высококвалифицированные кадры, материальная учебная база, новые современные технологии, в том числе и в обучении, несомненно, играют большую роль. Но личность учителя, его умение подать свой предмет, заинтересовать учащихся, общечеловеческие качества учителя играют, бесспорно, важную, а порой решающую роль в становлении учащегося. Учитель в школе – это творческая личность, осознающая место своего предмета в целом образовательном процессе, направленном на воссоздание мира и человека в нем.

Каждый предмет в школе играет свою положительную роль в развитии ребёнка. Несомненно, русский язык и математика – это главные предметы в общеобразовательной школе. Но я считаю, что не надо уменьшать значение других предметов. Сегодня много говорят о том, что может нужно отказаться от «второстепенных» предметов, дать возможность детям и родителям выбрать самые для них необходимые. Такие уроки посещать, а остальные – не нужно. Но я не представляю, например, молодого современного человека, который понятия не имеет о том, где находится Австралия или город Владивосток, или кто такой Менделеев и чем мы ему обязаны. Хотя география и химия никогда не считались главными предметами в школе.

Велико значение уроков изобразительного искусства в развитии творческих способностей ребёнка, в становлении его как личности. Знания и умения, приобретённые на этих занятиях, обогащают внутренний мир учащихся, расширяют кругозор детей, способствуют их общекультурному развитию. Кроме того, такие уроки способствуют формированию интересов, развитию эмоциональной сферы учащихся, умению взаимодействовать в коллективе.

Общество становится образованнее, эрудированнее. В распоряжении подрастающего поколения библиотеки, интернет-ресурсы, различные новые технологии. Но означает ли это, что наши дети становятся добрее? Не всегда. Бурное развитие современных технологий предполагает прогресс общества. Сейчас уже очень сложно представить семью, в которой никогда не было компьютера или мобильного телефона. Вся жизнь общества тоже предполагает использование различных гаджетов. Мы вносим различные платежи (квартплата, пополнение счета на мобильном телефоне, оплата обучения и многое другое) через терминалы. Банки, кафе, магазины – всё это уже немыслимо без компьютеров. Дома у нас, порой, не один, а несколько компьютеров, ноутбуков или нетбуков. Мы производим оплаты, перевод денежных средств, покупку авиа и железнодорожных билетов, даже покупки в интернет-магазинах мы совершаем не выходя из дома. Конечно, это во многом удобно. Особенно популярны сегодня различные электронные приспособления у подрастающего поколения. Общения в скайпе с другими регионами не только нашей страны, но и всего мира. Учебные работы, презентации…Это несомненный плюс. Но…игрушки, электронные игры, насилие, убийства, экстремизм, порно – информация доступная всем, к сожалению, и нашим детям. В силу своего возраста, зачастую, они не могут «отфильтровать», вредную для их еще пока не до конца сформировавшихся личностей. Порой «опасную» информацию наши дети (подрастающее поколение) могут расценить как «новую, интересную для себя». Поэтому, мы, взрослые, должны быть помощниками нашим детям. Родители и учителя в сотрудничестве, не перекладывая своей ответственности с одних плеч на другие, должны объяснять нашим детям, «что такое хорошо и что такое плохо». Дома об этом должны заботиться родители, а в школе – учителя. Только совместная работа, постоянное сотрудничество, взаимопонимание и взаимоуважение между родителями, учителями и детьми могут создать условия для максимального благоприятного развития подрастающей личности. В итоге мы получим не только воспитанных и любящих сыновей и дочерей, но и образованных и воспитанных граждан нашего общества. Общества, в котором мы с вами живём.

Предмет изобразительное искусство играет свою положительную роль в развитии подрастающего поколения, в том числе и его духовном развитии. Через рисунок, декоративно-прикладное творчество, народные традиции происходит передача всех земных ценностей. При этом не столь важно, насколько хорошо ребёнок рисует. Ведь красиво рисовать дано не каждому ребёнку. Это талант, который дается человеку свыше. Ведь порой одинаковые по возрасту дети, рисуя одну и ту же тему на уроке или дома, получают совершенно разные результаты. Почему? Потому что другой меньше старался или он хуже? Конечно, можно много говорить об этом. Но мое глубокое убеждение как учителя-предметника с 28-летним стажем работы – изобразительные способности ребёнку даны от природы. И неважно при этом, как учится ребёнок. В моей практике были дети, которые совершенно не хотели (или не могли) учиться, они в школу ходили чуть ли не ради того, чтобы порисовать. Причём не только на уроке ИЗО, но и на других уроках тоже. К стати, рисовали очень прилично, даже побеждали в конкурсах рисунков различного уровня. Помню и другие случаи. Мальчик-отличник в 6-м классе на моих уроках… Всегда опрятный, готов к уроку, принадлежности всегда есть… Урок ИЗО для него был целым испытанием. При всем его старании, щепетильности и усидчивости на его рисунки, как говорится, «без слёз не взглянешь». Однажды при очередной сдаче своей работы на оценку он мне сказал такую фразу: «Я не художник, я поэт…» Действительно, у него были значительные успехи по многим предметам, в том числе и по литературе. Он участвовал в различных конкурсах чтецов, предметных олимпиадах, сам писал стихи. Разве можно оценить его труд по ИЗО ниже, чем труд ребёнка с ярко выраженными способностями в области рисования. Я не могла, не имела морального права ставить ему низкие оценки. Правда, это не всегда были максимально высокие баллы.

Конечно, даже со скромными изобразительными способностями можно научиться рисовать в определённой степени. Как и в других науках, здесь есть свои правила, законы, хитрости. Применяя теоретические знания и навыки, полученные при выполнении практических упражнений, знакомясь с различными техниками можно улучшить свои способности, но не до бесконечности. Но хочу сказать другое. Очень многое зависит не оттого, насколько качественно ты нарисовал, а оттого, как ты это сделал, насколько творчески ты это сделал, какой смысл ты в это вложил.

Два примера. Ученик 5 класса, очень старательный, педантично относится к любой работе. Затрачивает массу времени на выполнения задания, скрупулёзно выполняет указания учителя. Все работы «вылизанные» в хорошем смысле слова. Всегда принимал участие в конкурсах по ИЗО, ни разу не получал призовое место. Он сам удивлялся: «Даже странно, почему я никогда не побеждаю?»

Другая история. Ребёнок 1-й класс. Рисует смело, не задумывается. Тема «Север», краевой конкурс, юбилей Красноярского края. Чукча с весёлой не очень ровной улыбкой ловит разноцветную рыбу возле своего слегка перекошенного чума… Результат – Победитель краевого конкурса, множество различных подарков, среди них – компьютер. Всё это одному ребёнку да еще под Новый год. Более того, его рисунок был напечатан в каталоге конкурса, на календарях наступающего года, а самое главное – единственный рисунок из нескольких тысяч, который использовали для издания Новогодних пригласительных на торжества в Законодательное собрание края. Что это? Фортуна? Несомненно. Но почему именно этот рисунок, со всеми его недочетами и неровностями? Конечно же ребёнок старался, но разве больше, чем первый?

Я думаю, что ответ прост. Творческое начало всему причина. Если первый ученик чётко следовал указаниям учителя, он выполнял задание чисто механически, «чтобы было красиво и правильно», то второй – услышав тему, решил выполнять работу сам, как подсказывает сердце. Итог очевиден.

Это бесценный опыт самостоятельной, творческой работы, который позволяет отличить творца от исполнителя. У ребенка формируется понимание того, что мир познаваем и его необходимо исследовать.

Таким образом, можно сделать вывод, что уроки изобразительного искусства играют огромную роль в становлении личности ребенка, его духовном развитии и формировании его творческих способностей. Знания и умения, приобретенные на этих уроках, помогут сегодняшним ученикам быть конкурентоспособными, грамотными, самодостаточными членами нашего общества.

Источник

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир − источник чувств. Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы − в общем все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение.

В Базисном учебном плане начального общего образования предусмотрено изучение предмета «Окружающий мир» с 1-4 класс. Количество часов в неделю – 2 часа, ежегодно – в 1 классе 66 часов, в 2-4 классах 68 часов. За период обучения в начальных классах – 270 часов.

На основании Федерального государственного стандарта начального образования предмет «ОМ» относится к предметной области – Обществознание и естествознание (Окружающий мир).

«Основные задачи реализации содержания:

1) Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

2) Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.

3) Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

4) Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме». [ФГОС НОО, 23].

Предмет «Окружающий мир» в начальном общем образовании выполняет «интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности». [ПООП НОО, 103-104].

Природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировании у детей целостного представления о мире, о месте в нём человека.

Предмет «Окружающий мир» играет важную роль в экологическом воспитании младших школьников. В нём на конкретном материале – раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранительную деятельность.

Предметные результаты освоения курса «Окружающий мир» должны отражать:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Значение курса «Окружающий мир» для развития младшего школьника состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенной особенностью предмета «Окружающий мир» является то, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. [Прим. прогр. по ОМ.].

Таким образом, все перечисленное выше доказывает, что предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами.

Источник