Роль схемы в психическом развитии ребенка
Светлана Морозова
Значение общения в психическом развитии ребенка
Значение общения в психическом развитии детей дошкольного возраста
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение, благодаря широким возможностям к научению, ребенок приобретает все свои высшие познавательные способности и качества и превращается в полноценную личность.
Личность людей складывается и функционирует только в их отношениях с окружающими людьми. Согласно Л. С. Выготскому все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т. е. такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно посредством присвоения они становятся внутренними.
Разработка взглядов Л. С. Выготского привела к созданию отечественными психологами (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения общественно-исторического опыта в процессе взаимодействия с его носителями — взрослыми.
Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. Потребность общения ребенка со взрослыми, возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях. Общаясь со взрослыми, ребенок оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Именно в ходе общения ребенок совершает первые вылазки в новые области; благодаря общению подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) передает информацию; 3) развивает речь и все познавательные процессы; 4) формирует личностные качества, самооценку, эмоции; 5) способствует усвоению различных видов деятельности;
6) формирует отношение к другим людям. Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:
• изучение «детей-маугли»;
• исследование природы и причин «госпитализма»;
• прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.
Результаты психологического исследования «детей-маугли», выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое, и необратимое недоразвитие. Сегодня никто не сомневается, что приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным», а затем, по-видимому, и вовсе ее теряет. Это передвигающиеся на четвереньках существа, полностью зависящие от вскормивших их животных. Явление «госпитализма» обнаружилось при первых попытках наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. В конце прошлого и начале нынешнего века появились частные и государственные приюты, которые вскоре превратились в «фабрики ангелов» — так велика была смертность, особенно в первые месяцы и годы жизни детей. Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом, и особенно в психическом развитии: к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность. Описанный комплекс и получил название «госпитализма». Полная изоляция детей от взрослых, не позволяет им стать людьми и оставляет на положении «полуживотных». Недостаточность контактов со взрослыми («дефицит общения») тоже драматическим образом влияет на психическое развитие ребенка, снижая его сопротивляемость болезням, темп психического развития и его уровень, достигнутый в младенческом и раннем возрасте. Не менее значимыми, чем взаимоотношения со взрослым, для ребенка дошкольного возраста становятся взаимоотношения со сверстниками. Характерными чертами общения дошкольников со сверстниками являются: разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон; большое разнообразие коммуникативных задач; яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность контактов; а также преобладание инициативных действий над ответными. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А. В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша — один из путей овладения общественным опытом. На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка. Усложнение видов деятельности и общения, расширение круга общения приводят к формированию самосознания. Ребенок осознает себя, прежде всего, на уровне субъекта действия. У него складывается устойчивое положительное отношение к себе, определяемое потребностью в признании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителя индивидных характеристик — физического облика и пола, как человека, изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее. Самооценка дошкольника появляется в особых ситуациях, требующих от ребенка оценить себя, но по содержанию она ситуативна и отражает оценку, даваемую ребенку взрослым. К концу дошкольного возраста формируется конкретная самооценка, ребенок может внеситуативно и обоснованно оценить себя. Согласно B.C. Мухиной, психическое развитие детей в общении с другими людьми будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным. Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах, в желании того, чтобы окружающие были ему благодарны и признавали его хорошие поступки. На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. По данным Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной, на положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам. Социальная ситуация развития, специфическая для дошкольного возраста, определяет весь образ жизни ребенка и особенности его психического развития. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с сюжетно-ролевой игрой как ведущей деятельностью дошкольника, в которой складываются главные психические новообразования этого возраста, формируется опыт межличностных отношений. Навыки общения и совместной деятельности заключаются в развитии навыков социальной перцепции, согласование детьми своих мыслей и действий, разработки общего плана, прежде всего, в игре; способности выражать сочувствие, оказывать взаимную поддержку, делать взаимооценки, распределять игрушки, отстаивать свою точку зрения, поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Если ребенок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в игровых ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка старшего дошкольного возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, — симпатию, сочувствие, уважение. Игровые отношения – суровые отношения по правилам, только опрятный, смышленый и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет нравиться, и будет ими принят. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у детей неприязнь. Тихий и плаксивый может вызвать желание не принимать его в игру. Развитие личности будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным.
Таким образом, общение с взрослым выступает решающим, но недостаточным фактором полноценного, гармоничного развития личности дошкольника. Общение со сверстниками является необходимым условием формирования готовности к обучению в школе. Вклад общения и совместной деятельности со сверстником в развитие дошкольника наиболее заметен в этической, познавательной сферах личности, в развитии самосознания, творческих способностей, способности к сотрудничеству.
Используемая литература:
1. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В. В.) М. 1978
2. Лисина М. И., Формирование личности ребенка в общении. — электронная книга
3. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.
Источник
Общение
имеет огромное значение в формировании
человеческой психики, ее развитии и
становлении разумного, культурного
поведения. Через общение, благодаря
широким возможностям к научению, ребенок
приобретает все свои высшие познавательные
способности и качества и превращается
в полноценную личность. Многочисленные
описанные факты показывают, что, будучи
лишенным общения, что человек лишенный
общения получает изменения в своем
психическом развитии (феномен Маугли,
или будучи взрослыми, в результате
несчастного случая оказались в
одиночестве, например, после
кораблекрушения).
Особенно
большое значение для психического
развития ребенка имеет его общение со
взрослыми на ранних этапах онтогенеза.
В это время все свои человеческие,
психические и поведенческие качества
он приобретает почти исключительно
через общение, т.к. вплоть до начала
обучения в школе, а еще более определенно
– до наступления подросткового возраста,
он лишен способности к самообразованию
и самовоспитанию.
Психическое
развитие ребенка начинается с общения.
Это первый вид социальной активности,
который возникает в онтогенезе и
благодаря которому младенец получает
необходимую для его индивидуального
развития информацию. Что же касается
предметной деятельности, которая также
выступает как условие и средство
психического развития, то она появляется
гораздо позже – на втором, третьем году
жизни.
В
общении сначала через прямое подражание
(викарное научение), а затем через
словесные инструкции (вербальное
научение) приобретается основной
жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми
он общается, являются для ребенка
носителями этого опыта, и никаким другим
путем, кроме общения с ними, этот опыт
не может быть приобретен. Интенсивность
общения, разнообразие его содержания,
целей и средств являются важнейшими
факторами, определяющими развитие
детей. Выделенные выше виды общения
служат развитию различных сторон
психологии и поведения человека.
Личностное
общение формирует человека как личность,
дает ему возможность приобрести
определенные черты характера, интересы,
привычки, склонности, усвоить нормы и
формы нравственного поведения, определить
цели жизни и выбрать средства их
реализации.
Разнообразное
по содержанию, целям и средствам общение
также выполняет специфическую функцию
в психическом развитии индивида.
Материальное общение позволяет человеку
получать необходимые для нормальной
жизни предметы материальной и духовной
культуры, которые, выступают в качестве
условия индивидуального развития.
Когнитивное общение непосредственно
выступает как фактор интеллектуального
развития, так как общающиеся индивиды
обмениваются и, следовательно, взаимно
обогащаются знаниями.
Кондиционное
общение создает состояние готовности
к научению, формулирует установки,
необходимые для оптимизации других
видов общения. Тем самым оно косвенно
способствует индивидуальному
интеллектуальному и личностному развитию
человека. В процессе мотивационного
общения, ребенок приобретает новые
интересы, мотивы и цели деятельности и
увеличивает свой развивающий потенциал.
Деятельностное общение, которое
определяется как межличностный обмен
действиями, операциями, умениями и
навыками, имеет для индивида прямой
развивающий эффект, так как совершенствует
и обогащает его собственную деятельность.
Социальное общение обслуживает
общественные потребности людей и
является фактором, способствующим
развитию форм общественной жизни: групп,
коллективов, организаций, наций,
государств, человеческого мира в целом.
Непосредственное
общение необходимо человеку для того,
чтобы обучаться и воспитываться в
результате широкого использования на
практике данных ему с рождения, самых
простых и эффективных средств и способов
научения условно-рефлекторного, викарного
и вербального. Опосредствованное общение
помогает усвоению средств общения и
совершенствованию на базе их способности
к самообразованию и самовоспитанию
человека, а также к сознательному
управлению самим общением.
Благодаря
невербальному общению человек получает
возможность психологически развиваться
еще до того, как он усвоил и научился
пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме
того, само по себе невербальное общение
способствует развитию и совершенствованию
коммуникативных возможностей человека,
вследствие чего он становится более
способным к межличностным контактам и
открывает для себя более широкие
возможности для развития. Что же касается
вербального общения и его роли в
психическом развитии индивида, то ее
трудно переоценить. Оно связано с
усвоением речи, а она лежит в основе
всего развития человека, как
интеллектуального, так и собственно
личностного.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Преодоление
недостатков и исторически обусловленных
ограничений, высказанной Л.С. Выготским
гипотезы, отражает этапы становления
отечественной возрастной психологии.
Первый шаг в
развитии отечественной психологии был
сделан уже в конце 30-х годов психологами
Харьковской школы (А.Н. Леонтьев, А.В.
Запорожец, П.И. Зинченко. П.Я. Гальперин,
Л.И. Божович и др.). Они показали, что в
основе развития обобщений лежит не
общение языкового типа, а непосредственная
практическая деятельность субъекта.
Исследования
А.В. Запорожца (у глухих детей обобщения
образуются в результате практической
деятельности), В.И. Асина (то же самое у
нормальных детей), А.Н. Леонтьева
(исследование световой чувствительности
руки и роль поисковой активности в этом
процессе), П.Я. Гальперина (изучения
различия вспомогательных средств у
животных и орудий человека) позволили
с разных сторон уточнить представление
о том, что является движущей силой
психического развития, позволили
сформулировать
тезис о значении деятельности в развитии
человека.
Есть существенное
различие между понятием «обучение» и
понятием «деятельность». Понятие
«обучение» подразумевает наличие
внешнего принуждения человека. Понятие
«деятельность» подчеркивает связь
самого субъекта с предметами окружающей
его действительности. Невозможна прямая
«пересадка» знания прямо в голову
субъекта, минуя его собственную
деятельность. Введение понятия
«деятельность» переворачивает всю
проблему развития, обращая ее на субъекта
(Д.Б. Эльконин). По словам Д.Б. Эльконина,
процесс формирования функциональных
систем есть процесс, который производит
сам субъект. Эти исследования открыли
путь для нового объяснения детерминации
психического развития.
Исследования
отечественных психологов открыли роль
деятельности ребенка в его психическом
развитии. Это был выход из тупика проблемы
двух факторов. Процесс
развития ‑ это самодвижение субъекта
благодаря
его деятельности с предметами. Факторы
наследственности и среды ‑
это лишь условия,
которые
определяют не суть процесса развития,
а лишь различные вариации в пределах
нормы.
Следующий шаг в
развитии возрастной психологии в
советской стране связан с ответом на
вопрос о том, остается ли деятельность
одной и той же на протяжении человеческого
развития или нет. Он был сделан А.Н.
Леонтьевым, углубившим разработку идеи
Л.С. Выготского о ведущем
типе деятельности.
Благодаря работам
А.Н. Леонтьева, ведущая деятельность
рассматривается как критерий периодизации
психического развития, как показатель
психологического возраста ребенка.
Ведущая
деятельность характеризуется
тем, что в ней возникают и дифференцируются
другие виды деятельности, перестраиваются
основные психические процессы и
происходят изменения психологических
особенностей личности на данной стадии
ее развития.
Содержание и форма
ведущей деятельности зависит от
конкретных исторических условий, в
которых протекает развитие человека.
В современных общественно-исторических
условиях, когда во многих странах дети
охвачены единой системой общественного
воспитания, ведущими в развитии ребенка
становятся следующие виды деятельности:
—
эмоционально-непосредственное общение
младенца со взрослыми;
— орудийно-предметная
деятельность ребенка раннего возраста;
— сюжетно-ролевая
игра дошкольника;
— учебная деятельность
в младшем школьном возрасте;
— интимно-личностное
общение подростков;
— профессионально-учебная
деятельность в ранней юности.
Смена ведущих
типов деятельности подготавливается
длительно и связана с возникновением
новых мотивов, которые формируются
внутри ведущей деятельности, предшествующей
данной стадии развития, и побуждают
ребенка к изменению положения в системе
отношений с другими людьми. Разработка
проблемы ведущей деятельности в развитии
человека ‑ фундаментальный вклад
отечественных ученых в возрастную
психологию.
В многочисленных
исследованиях А.В. Запорожца, А.Н.
Леонтьева. Д.Б. Эльконина была показана
зависимость психических процессов от
характера и строения внешней предметной
деятельности.
Изучение процессов
становления и смены мотивов, приобретения
и утраты деятельностью личностного
смысла было начато под руководством
А.Н. Леонтьева и продолжено Л.И. Божович
и ее сотрудниками. Вопрос о предметном,
операциональном содержании деятельности
разрабатывался в исследованиях П.Я.
Гальперина и его сотрудников. В них
особо рассматривалась роль организации
ориентировочной деятельности для
формирования физических, перцептивных
и умственных действий. Наиболее
продуктивным направлением в отечественной
психологии было изучение специфических
особенностей перехода внешней деятельности
во внутреннюю, закономерностей процесса
интериоризации в онтогенезе.
Следующий шаг в
развитии идей Л.С. Выготского был
подготовлен работами П.Я. Гальперина и
А.В. Запорожца, посвященными анализу
строения и формирования предметного
действия, выделению в нем ориентировочной
и исполнительной частей. Актуальным
стал вопрос соотношения функционального
и возрастного генеза психических
процессов.
Д.Б. Эльконин
выдвинул концепцию, в которой преодолевается
один из серьезных недостатков зарубежной
психологии ‑ расщепление двух миров:
мира предметов и мира людей. Он показал,
что это расщепление ложно. Человеческое
действие двулико: оно содержит собственно
человеческий смысл и операциональную
сторону. Строго говоря в человеческом
мире не существует мира физических
предметов, там безраздельно господствует
мир общественных предметов, удовлетворяющих
определенным способом общественно
сформированные потребности. Даже
предметы природы выступают для человека
включенными в общественную жизнь, как
предметы труда, как очеловеченная
общественная природа. Человек ‑
носитель этих общественных способов
употребления предметов. В человеческом
действии всегда нужно видеть две стороны:
с одной стороны, оно ориентировано на
общество, с другой стороны, на способ
исполнения. Эта микроструктура
человеческого действия, согласно
гипотезе Д.Б. Эльконина, отражается и в
макроструктуре периодов психического
развития.
Д.Б. Элькониным
был открыт закон чередования, периодичности
разных типов деятельности: за деятельностью
одного типа ориентации в системе
отношений следует деятельность другого
типа, в котором происходит ориентация
в способах употребления предметов. Они
и становятся причиной развития. Каждая
эпоха детского развития построена по
одному принципу. Она открывается
ориентацией в сфере человеческих
отношений. Действие не может дальше
развиваться, если оно не введено в новую
систему отношений ребенка с обществом.
Пока интеллект не поднялся до определенного
уровня, не может быть новых мотивов.
Любая деятельность
имеетсложную
структуру.
Прежде всего,
нужно иметь ввиду, что не бывает
немотивированной деятельности. Первый
компонент структуры деятельности ‑
мотив. Онобразуется
на основе той или иной потребности.
Потребность может быть удовлетворена
разными способами, т.е. с помощью разных
предметов. Потребность «встречается»
с соответствующим предметом и приобретает
возможность побуждать и направлять
деятельность. Таким образом, возникает
мотив.
Деятельность
состоит из
отдельных действий,
направленных
на достижение сознательно поставленных
целей. Цель
и мотив деятельности не совпадают.
Допустим, школьник выполняет домашнее
задание по математике и решает задачу.
Его цель ‑ решить задачу. Но мотивом,
реально побуждающим его деятельность,
может быть стремление не огорчать маму,
или получить хорошую оценку, или
освободиться и пойти погулять с друзьями.
Во всех этих случаях будет различным
тот смысл,
которыйимеет для
ребенка решение математической задачи.
Смысл действия
меняется в зависимости от того, в связи
с каким мотивом ставится цель.
Действие обычно
может выполняться разными способами,
т.е. с помощью разных операций.
Возможность
использования той или иной операции
определяется условиями, в которых
разворачивается деятельность.
Вопросы, связанные
со структурой деятельности и влиянием
деятельности на развитие ребенка,
касались внешнего плана действий. Но
существует и план внутренний. В
отечественной психологии принято
понимать психическое развитие как
формирование внутренних действий.
Психологический механизм перехода из
внешнего во внутренний план действий
называется интериоризацией.
Интериоризация
предполагает трансформацию внешних
действий ‑ их обобщение, вербализацию
(перевод в словесный план) и сокращение.
Как подчеркивал А.Н. Леонтьев, процесс
интериоризации состоит не в том, что
внешняя деятельность перемещается во
внутренний план сознания, ‑ это
процесс, в котором внутренний план и
формируется.
Соседние файлы в папке 1
- #
- #
19.02.20167.28 Mб29Маклаков А.Г. — Общая психология.doc
- #
- #
- #
- #
Источник