Роль семьи в воспитании и развитии ребенка презентация
Роль семьи в воспитании ребенка (Слайд 1)
(Слайд 2)
Семья- колыбель духовного рождения человека
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из этой семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ –родительский дом.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
(Слайд 3)
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)
Семейные ценности в семье:
- ВЗАИМОвыручка
- ВЗАИМОпонимание
- ВЗАИМОуважение
- ВЗАИМОлюбовь
- ВЗАИМОсогласие
(Слайд 4)
Общение в семье:
- Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие;
- обмен информацией между ними, их духовный контакт;
спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой и т.д.
(Слайд 5)
Задачи родителей:
- создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
- относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно;
- постоянный психологический контакт с ребенком;
- заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка
(Слайд 6)
В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
(Слайд 7)
Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)
Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь)
Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.
(Слайд 8)
Типы семейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
(Слайд 9)
3 стиля семейного воспитания:
— демократический
— авторитарный
— попустический
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.
При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
(Слайд 10)
4 способа поддержки конфликтных ситуаций:
1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)
2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.
3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)
4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.
(Слайд 11, 12)
После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
о Принимать активное участие в жизни семьи;
о Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
о Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
о Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
о Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
о Уважать право ребенка на собственное мнение;
о Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
о С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
(Слайд 13)
Проблемы семейного воспитания:
- Дефицит ласки, который испытывают наши дети;
- Синдром опасного обращения с детьми -поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы;
(Слайд 14)
И ещё несколько Правил для родителей:
- Правило 1. — признание личности ребенка и его неприкосновенности.
- Правило 2. -формирование адекватной самооценки.
- Правило 3. — приобщение ребенка к реальным делам семьи.
- Правило 4. — развивать силу воли ребенка.
- Правило 5. — учить планировать.
- Правило 6. — требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.
- Правило 7. — научить общаться с другими детьми, людьми.
- Правило 8. — формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.
(Слайд 15)
А.С.Макаренко писал:
«Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».
(Слайд 16)
Список источников:
- Азаров Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982
- Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвешение,1985
- Диалоги о воспитании: Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985
- Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988
- Культура семейных отношений: Сборник статей.М.,1985
- Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование,2001
- Воспитание без обид- https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=87920543-38-72&n=21
- Не бей ребенка — https://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=52867184-21-72&n=21
- Избиение детей- https://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=298518828-51-72&n=21
- Семья — https://school8mog.besthost.by/index.php?cstart=7&
- Семья школа любви- https://900igr.net/kartinki/obschestvoznanie/Semja-1/116-Ljubvi.html
(Слайд 17)
Источник
Презентация на тему: Роль семьи в воспитании ребенка
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Педагогическая гостиная для родителей Тема: «Роль семьи в воспитании ребенка»
№ слайда 2
Описание слайда:
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание — сложное явление. На него влияют: наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку.
№ слайда 3
Описание слайда:
Семья- колыбель духовного рождения человека В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты выходишь из этой семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ –родительский дом.
№ слайда 4
Описание слайда:
Задачи родителей создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся; относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно; постоянный психологический контакт с ребенком; заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка
№ слайда 5
Описание слайда:
Формула истиной родительской любви «Люблю не потому что ты хороший» , а «люблю потому , что ты есть».
№ слайда 6
Описание слайда:
Семейные ценности
№ слайда 7
Описание слайда:
СЕМЬЯ – ЭТО:
№ слайда 8
Описание слайда:
Семья для ребенка –
№ слайда 9
№ слайда 10
№ слайда 11
№ слайда 12
№ слайда 13
Описание слайда:
Правила для родителей Правило 1. — признание личности ребенка и его неприкосновенности. Правило 2. -формирование адекватной самооценки. Правило 3. — приобщение ребенка к реальным делам семьи. Правило 4. — развивать силу воли ребенка. Правило 5. — учить планировать. Правило 6. — требовать выполнение домашних обязанностей, поручений. Правило 7. — научить общаться с другими детьми, людьми. Правило 8. — формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.
№ слайда 14
Описание слайда:
Правила разумного воспитания. Правило 1
№ слайда 15
Описание слайда:
Правило 2
№ слайда 16
Описание слайда:
Правило 3
№ слайда 17
Описание слайда:
Правило 4
№ слайда 18
Описание слайда:
Правило 5
№ слайда 19
Описание слайда:
Правило 6
№ слайда 20
Описание слайда:
Правило 7
№ слайда 21
Описание слайда:
Правило 8
№ слайда 22
Описание слайда:
Правило 9
№ слайда 23
Описание слайда:
Правило 10
№ слайда 24
Описание слайда:
Вывод Таким образом, ребенок в семье – неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родителей. А желание развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание –это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить, ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, и отучить от таких, которые постоянно демонстрируешь.
№ слайда 25
Описание слайда:
Китайская притча: «Ладная семья»
№ слайда 26
№ слайда 27
№ слайда 28
№ слайда 29
Описание слайда:
Любите и цените свою Семью! А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».
№ слайда 30
Описание слайда:
Список источников Ривина Е.К. Знакомство дошкольников с семьей и родословной. М.: Мозаика – Синтез, 2008г. Ветохина А.Я. Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС .Из.: «Учитель» 2014г. Диалоги о воспитании: Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985 Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988 Культура семейных отношений: Сборник статей.М.,1985 Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование,2001 Воспитание без обид- https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=87920543-38-72&n=21 Не бей ребенка — https://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=52867184-21-72&n=21 Избиение детей- https://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=298518828-51-72&n=21 Семья — https://school8mog.besthost.by/index.php?cstart=7&
Источник
Родительское собрание:
«Роль семьи в воспитании детей».
Цели:
1.Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
2.Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.
3.Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.
4.Разработать ценностно-значимое содержание семейного воспитания с учетом культурно-исторических традиций.
План собрания:
1 часть: «Роль семьи в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста — сообщение педагога.
2 часть: Дискуссия – «Какой метод эффективнее – похвала или наказание?».
3 часть: Роль старшего поколения – бабушек и дедушек в воспитании детей в современных семьях. Подведение итогов анкетирования.
4 часть: Подведение итогов собрания; раздать памятки родителям: «О правилах жизни ребенка в семье».
Ход собрания:
1 часть:
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы семейного воспитания и проблемы в воспитании детей, возникающие на современном этапе, у родителей. Послушайте стихотворения Агнии Барто:
Нет, уйду я насовсем!
А то я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу, земляники припасу.
Хорошо жить в шалаше, и домой не хочется.
Мне, как папе по душе одиночество.
Пруд заброшенный найду, в чаще спрятанный,
Разговоры заведу с лягушатами.
Буду слушать птичий свист утром в перелеске.
Только я же – футболист, а играть то не с кем!
Хорошо жить в шалаше, только грустно на душе!
Ведущий задает родителям вопросы:
∙ Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?
∙ Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?
∙ Бывает ли у вас такое желание и настроение?
∙ Почему оно появляется?
∙ Как вы думаете – появляется такое желание у ваших детей?
∙ Какова тому причина?
Сообщение педагога «Роль семьи в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста».
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.
Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми.
Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик – заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствуют его здоровому развитию.
В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в характере эмоциональных отношений окружающих и может привести к страху перед общением.
Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдается дефицит эмоционального контакта, дети отличались замкнутостью и агрессивностью. В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.
Отношения детей и взрослых в семье должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще много не знает, не умеет; взрослый образован.опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности.
Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки любящих родителей.
2 часть:
Ведущий задает вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»
Ответы родителей: «Здорового, доброго, трудолюбивого, веселого, красивого, сильного, умного…».
Ведущий: Да, каждый родитель мечтает видеть в своем ребенке гармоничное сочетание внешних, физических и внутренних духовных достоинств. Задача педагогов и родителей – совместно, внимательно наблюдать за ребенком, не пропустить ростки самых ценных черт характера при формировании личности.
«Дети – зеркало семьи» — это выражение удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на духовные и моральные ценности его семьи.
В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности, свои взгляды на воспитание ребенка.
Ведущий предлагает родителям дискуссию: «Какой метод эффективнее – похвала или наказание?». Обмен мнениями, обсуждение тезисов: «Выбирая наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка».
1 тезис. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.
2 тезис. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай!».
3 тезис. За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу много, наказание только одно, за все сразу, а не по одиночке, за каждый проступок.
4 тезис. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступок, обнаруженный спустя неделю, месяц, а то и год – это чревато риском задержки психического развития.
5 тезис. Без унижения. Чтобы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства.
6 тезис. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жить сначала!
7 тезис. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева вашего, а нашего огорчения.
8 тезис. Наказание – не за счет любви. Что бы не случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а наоборот, усилить переживания ребенка. Его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.
3 часть:
Ведущий: Уважаемые родители, как вы считаете, какова роль старшего поколения в воспитании ваших детей? Можно ли обойтись на современном этапе без помощи бабушек и дедушек? Речь идет не о физической помощи, а о моральной поддержке. Можно ли обойтись в воспитании детей без их советов, мудрости? Я думаю, что все вы согласитесь – нельзя!
У нас очень богатые и давние традиции воспитания детей. Они передаются по наследству – от матери к дочери, от бабушки к внучке. Вот например, часто ли вы поете своим детям колыбельные песни?
А ведь как показали результаты анкетирования 81% наших родителей, пели колыбельные в детстве. Сейчас же поют их своим детям лишь 35% мам и пап. Почему? Многие объясняли это нехваткой времени, а многие попросту забыли о таком интимном способе общения с ребенком. Многие писали в своих, что не знают ни одной колыбельной. Восполнить пробелы помогает богатый жизненный опыт старшего поколения. Поэтому, без активной помощи старшего поколения наших семей в воспитании будущих полноценных граждан нашей страны не обойтись.
Ведущий: Отец и мать, а также другие члены семьи – дедушка и бабушка, старшие братья и сестры – формируют личность ребенка с раннего возраста. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей. Семья — это мир, где закладываются основы морали, отношение к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребенка культуры поведения, дисциплинированности и организованности, честности и правдивости, скромности. Для нравственного развития детей важно, чтобы суждение близких им людей подтверждались соответствующими делами.
Мать и отец — главные воспитатели своих детей, которые отвечают за воспитание перед государством. От матери и отца зависит, насколько эффективно участие в воспитании детей старших членов семьи – бабушек и дедушек. Во многих художественных произведениях отражено влияние старших членов семьи на личность ребенка. Например, рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» небольшой по объему, но глубокий по нравственному содержанию. Рекомендую его прочитать взрослым членам семьи.
Достойное поведение родителей в семье служит школьникам примером для подражания, формирует у них такие нравственные черты, как доброта, отзывчивость, заботливость.
Итог собрания:
Ведущий: В конце встречи хочется сказать большое спасибо всем, кто принимал участие в беседе за нашим круглым столом. Я надеюсь – все сегодня услышанное вами ляжет на благодатную почву вашего понимания. Поможет вам в таком трудоемком, но благодарном деле – воспитании ваших детей – маленьких граждан нашей большой Родины. Мы всегда рады видеть вас, всегда готовы помочь, с интересом выслушаем все ваши вопросы, просьбы, пожелания и постараемся помочь. Нашу сегодняшнюю встречу я хочу завершить прекрасным стихотворением:
Язык чужой обиды и печали
Волшебник изучает с детских лет,
Его вселять надежду обучали –
И это основной его предмет.
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Здесь хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
Ведущий раздает родителям памятки: «О правилах жизни ребенка в семье».
Памятка для родителей.
« О правилах жизни ребенка в семье».
∙ Правила (ограничения, запреты, требования) – неотъемлемая часть жизни каждого ребенка в семье.
∙ Хорошо, если правил (ограничений, запретов, требований) не слишком много, если они гибкие и не вступают в явное противоречие с потребностями ребенка.
∙ Все ограничения, запреты, требования усваиваются ребенком при условии их согласованного предъявления взрослыми членами семьи.
∙ Важно придерживаться в предъявлении ограничений, запретов, требований дружественного, разъяснительного тона, а не повелительного.
∙ Обращаясь к ограничениям, запретам, требованиям, важно пользоваться системой взаимных уступок. Чем разнообразнее они – тем лучше. Принципиальность уместна мене всего!
Книга народной мудрости.
Изречения:
∙ Биант (ок.590-530 до н. э.)
«Из молодости в старость бери мудрость. Ибо нет достоинства нужнее».
∙ Демокрит (ок.460-370 до н. э.)
«Без дружбы в семье никакое общение между людьми не имеет ценности».
«К родителям относись так, как ты желал, чтобы твои собственные дети относились к тебе».
∙ БионБорисфенит (4-3 до н. э.)
«Не следует бранить старость: ведь мы сами рады были бы дожить до старости».
∙ Томас Манн (1875-1955)
«Старость хранит возможности не меньше, чем юность, но в других одеждах».
∙ Виктор Гюго (1802-1885) «Великое искусство – уметь быть старым. Еще большее искусство – уметь быть молодым. Уметь понять, как молодости и зрелости подобает относиться к старости».
Пословицы и поговорки о бабушках и дедушках.
∙ Молодость плечами крепка, а старость — головою.
∙ Стар, да дюж.
∙ И стар, да удал – за двоих стал.
∙ Стар да умен – два угодья в нем.
∙ Не красна старость годами, а красна делами.
∙ Старик, да лучше семерых молодых.
∙ Молодой – на службу, старый – на совет.
∙ Чем старее, тем правее.
∙ Без старых не проживешь.
∙ У кого есть дед, у того и обед.
∙ Была б моя бабуся – никого не боюся: бабушка – щиток, кулак с молоток.
∙ Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.
∙ Рассыпался бы дедушка, кабы его не подпоясывала бабушка.
∙ Бабушке один только дедушка не внук.
∙ Корми деда на печи – и сам будешь там.
∙ Нет милее дружка, чем родная бабушка.
∙ Лад в семье – больше счастья не найти, хоть весь свет обойти.
∙ При солнышке тепло, а при бабушке добро
Список использованной литературы:
1. Журнал «Управление ДОУ» №2, 2014г.
2. Журнал «Управление ДОУ» №8, 2013 г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2014 г.
4. Журнал « Домашний очаг» №1, 2013г.
5. Журнал « Домашний очаг» №2, 2014г.
6. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Система воспитания индивидуальности дошкольников.