Роль семьи в речевом развитии ребенка раннего возраста
Консультация для родителей на тему:
Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, ба- бушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко не правильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона ре-чи ребенка развивается самостоятельно, без специального воз-действия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирова-
ния детское речи почти всегда влечет за собой отставание в раз-витии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детское речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на при-мере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ре-бенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ре-бенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или до-чери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.
Вы должны приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный педа-гог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее раз-витие, интеллект, развитие речи).
Например, перед вами два малыша. Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, осмысленно, выра-зительно прочтет стихотворение, споет песенку (он знает их немало: ему пела мама).
И второй. Если к нему обратиться с теми же вопросами, то ваши попытки оканчиваются ничем. Это не значит, что второй малыш глупее или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла мама.
Поэтому в развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. И от того, насколько она подгото-влена к осознанию и исправлению того или иного речевого нару-шения своего ребенка, к его воспитанию, к проведению с ним заня-тий в домашних условиях, зависят психологический климат в се-мье, характер личностных отношений и результаты развития малыша.
Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий и времяпрепровождения со своими детьми.
Источник
Дженнет Ильясова
Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста «Роль семьи в развитии речи детей»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНКА» г. СЕВЕРО-КУРИЛЬСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
(МБДОУ — ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНКА»)
Тел. (42453) 2-12-28, 2-19-86, факс (42453) 2-12-28, severanka1979@mail.ru;https://severanka.shl.prosadiki.ru/
Родительское собрание
«Роль семьи в развитии речи детей».
Воспитатель: Ильясова Д,С,
2018г.
Тема: «Роль семьи в развитии речи детей!»
Цель: создание условий для речевого развития детей.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей 2 – 3 лет.Форма проведения :семинар – практикум.
Участники: воспитатели, родители.
Дата проведения:24 января 2018 года.
План проведения.
1. Вступительная часть.
2. Игра «Вопрос – ответ»
3.Педагогический всеобуч: «Совсем немного науки»
4.Практикум: обсуждение факторов успешного речевого развития; разбор ситуаций.
5. Игры, способствующие речевому развитию детей.
6. «Блиц – турнир»
7. Подведение итогов собрания.
*Подготовительный этап.
1. Написание конспекта собрания.
2. Подготовка памяток для родителей : «Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи», «Формирование интереса и потребности в чтении», «Развитие речи ребёнка 2-3 лет»
3. Подготовка консультации «Особенности речевого развития детей 2 – 3
лет»
4. Объявление в уголке для родителей.
5. Высказывание великих людей о значение речи.
Уважаемые родители!
Спасибо, что нашли время и пришли на родительское собрание!
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов — речи, и роли семьи в развитии речи ребёнка.
Мы, воспитатели считаем, что эта тема всегда актуальна. А как считаете вы мы сейчас узнаем.
Игра «Вопрос – ответ».
— Предлагаю вам ответить на мои вопросы:
1. Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.
Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.
2. А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.
Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте (от 1, 5 до 3 лет) дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.
3. Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.
В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.
4. Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.
Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.
Педагогический всеобуч «Совсем немного науки» Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развиваетсяпо двум взаимосвязанным направлениям:
Во-первых, речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками; Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей: – овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста; — развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.
Практикум. Обсуждение факторов успешного речевого развития ребёнка.
Предлагаем вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (раздать карточки каждому родителю) .
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детям художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.
7. Строение артикуляционного аппарата.
8. Слух.
Рассмотрим ситуацию.
Два малыша. Один из них очень разумно и ясно отвечает на вопросы. Рассказывает осмысленно, выразительно читает стихотворение, поет песенку (он их знает немало: мама ему пела). попытки обратиться ко второму с теми же вопросами кончаются ничем. Это не значит, что второй малыш глупее или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг.
Как вы думаете? В чем разница между этими детьми?
Почему один активен, а другой молчалив?
(ответы родителей)
Разница в том, что первому малышу очень много внимания уделяла мать.
К какому выводу мы пришли:
Чтобы у ребенка была развита речь, ему нужно очень много внимания и заботы. Все родители это очень хорошо понимают, и поэтому будут находить больше времени для занятий со своими детьми.
Но бывает и такое. Родители занимаются с ребенком, а нормально развивающийся ребенок испытывает трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин.
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов и др.
Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении звуками. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых
воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор, а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их.
Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос.
Создайте атмосферу добра и любви.
Вместе с заботой о физическом здоровье в вашей семье, позаботьтесь о психоэмоциональной атмосфере. Ведь в благополучной семье ребенок увереннее себя чувствует, а это одна из составляющих успешной коммуникации. Старайтесь, избегать семейных разногласий, особенно в присутствии малыша. Создайте такие условия, чтобы ребенок испытывал удовлетворение со взрослыми, старшими братьями и сестрами.
Проанализируйте, как вы сами разговариваете.
Механизм формирования речи довольно прост: каждый замечал, что приезжая в другую страну или другой регион (где преобладают те или иные отличия в произношении) через некоторое время начинаешь перенимать яркие речевые особенности (выделение звука «о», или произношение в место звука «дь» — «дз» и др.). это происходит оттого, что наш речевой аппарат имеет свойства самонастройки. Никто ведь не сидит и не зубрит с ребенком слова, как с попугаем. Ребенок сам начинает их воспроизводить. Поэтому очистите уши вашего ребенка от ненужного мусора. Помните, ребенок овладевает речью по подражанию.
Не искажайте произношение.
Как часто мамочки и папочки, души не чая в своих детках, начинают говорить с ними «сюсюкая». А это—основная причина формирования различного рода дефектов речи. Научить ребенка говорить правильно—первостепенная задача любящих родителей. Сделайте вашу речь богатой интонационно, при этом не только в те моменты, когда вы обращаетесь к малышу, но и при общении между собой. Не старайтесь, обращаясь к ребенку, говорить сугубо на завышенном голосе—это вредит не только вашему, но и мешает ребенку сформировать свой в нужной тональности.
Разговаривайте с ребенком.
Даже если ваш малыш еще не разговаривает, нужно разговаривать с ним. Комментируйте все, что происходит вокруг. Обращайтесь и непосредственно к ребенку, задавайте ему вопросы и следите за реакцией, и вы сможете понять, что он хочет сказать. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.
Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.
Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;
Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;
Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
— Загадайте загадки по сказкам. (Родителям предлагается отгадать загадки)
Из муки он был печён,
На окошке был стужён.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. («Колобок»)
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. («Теремок»)
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)
Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь
Все, кого он попросил. («Репка»)
Добрый доктор говорит:
— Побеждаем мы бронхит,
Корь, простуду и ангину,
Дифтерит и скарлатину,
И конечно, с Бармалеем
Тоже справиться сумеем! («Айболит»)
Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев.Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.» (Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)
Апельсин.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один. (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)
Эта долька — для ежа.
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)
А для волка — кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Он сердит на нас — беда;
Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)
Дом и ворота.
На поляне дом стоит,
(Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом)
Ну, а к дому путь закрыт.
(Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом)
Мы ворота открываем,
(Развернуть ладони параллельно друг другу)
В тот домик приглашаем.
(Изобразить крышу дома)
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)
«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру,например: «Вот идёт лошадка,цокает копытцами: цок-цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
Можно сделать массаж язычку:
• «покусываем язычок»,
• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)
Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» — ребёнок тихо говорит «У-У-У…»;по сигналу: «сильная вьюга» — говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась»— замолкает.
Чистоговорки:
Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы,типа:
«да-да-да — в огороде лебеда»,
«ду-ду-ду — растут яблоки в саду»,
«ша-ша-ша — принесли домой ерша»
«ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту»
«жа-жа-жа — есть иголки у ежа»
«чи-чи-чи — прилетели к нам грачи»
«жу-жу-жу — я на солнышке лежу». ну и так далее.
Уважаемые родители!
1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье—мама, папа, бабушки и дедушки.
3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
5. Поощряйте малейшие успехи ребенка и будьте терпеливы при неудачах.
Продолжает наше собрание «Блиц-турнир». Вам нужно кратко ответить на вопрос.
1. Если ребенок научился говорить, у него развита речь, но он не рисует и не лепит. Хорошо ли это для его развития?
• Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.
2. В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»?
• Если двухлетний малыш говорит «ты», в его устах это звучит даже мило, но с четырех лет дети должны, обращаясь к взрослому говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству, кроме близких родных.
3. Ребенок не задает вопросы—это хорошо или плохо? В чем причина?
• Отсутствие необходимых знаний.
• Нет устойчивого интереса к чему-либо.
• Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа.
4. Сказки на ночь полезны для развития речи? * Да.
Подведение итогов собрания.
1. Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой.
3. Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.
5. Принимать активное участие в работе детского сада.
Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой,играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.
Источник