Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 5 лет родительское собрание

Ирина Валерьевна Еремина
Родительское собрание в средней группе Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников;

формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: семинар — практикум

Участники: воспитатель, логопед, зав МБДОУ, родители, дети.

План проведения:

Вступительная часть – объявление темы собрания, целей

Организованная образовательная деятельность с детьми (занятие по развитию речи)

Выступление логопеда «Речевое развитие в семье»

Выступление воспитателя «Характеристика речи детей 5 года жизни»

«Чашку чаю я налью, про речь я нашу расскажу» — советы родителей по развитию речи детей в домашних условиях

Домашнее задание для родителей: составление альбома по развитию речи детей «Речевичок»

Домашнее задание для родителей: рассказать о развитии речи детей в домашних условиях (как вы это делаете, что используете)

Ход мероприятия

-Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.

-Сейчас я предлагаю вам посмотреть организованную образовательную деятельность детей по развитию речи (занятие)

Выступление логопеда:

«Успешное речевое развитие ребёнка»

-Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? (выберите на карточке правильный ответ, докажите, приведите личный пример.

Факторы успешного развития речи ребёнка- (карточки для родителей приготовить заранее)

От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста

От общения ребёнка со сверстниками

От строения артикуляционного аппарата

От речи взрослых (как образец для детей)

От развития мелкой моторики

От чтения детям художественной литературы

От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.

В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь. Игра “Модель неправильного общения родителей и детей”.

2. Общение ребёнка со сверстниками.

Между тем, что бы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития. Несмотря на богатейший речевой материал, находящийся в группе. Основным является уголок “фотовыставка”. Дети с удовольствием рассказывают о пережитых впечатлениях.

3. Строение артикуляционного аппарата.

Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т. к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду. Чем раньше будет исправлен дефект, тем лучше для ребёнка. (Логоритмические упражнения)

4. Развитие мелкой моторики рук.

Развитие моторики на прямую связано с речью. Данный пункт мы подробно освещаем с 1 мл. гр.

5. Чтение детям художественной литературы.

Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в худ. лит-ре, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре,но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической речью. (Обратить внимание на выставку книг.)

6. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, — возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению. Современные исследования психологов утверждают, что 90% конфликтных ситуаций в быту обусловлены низким уровнем сформированности навыка сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.

7. Совместное пение с ребёнком.

Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.

8. Дыхательные упражнения.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Так же формируются умения пользоваться интонационной окраской высказываний (восклицательной, вопросительной, утвердительной, повествовательной, испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления, разочарования, нежности). (Работа с карточками).

Итак, мы с вами обсудили основные факторы успешного речевого развития.

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

-Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей, т. е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

-Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении — основа многих школьных трудностей (на письме).

Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

-Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда (консультация)

-Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами.Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок — привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей, учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

-советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре,но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи, звуковые игры и упражнения.

Развитие речи детей происходит в саду не только на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы, но и в течение всего дня.

Характеристика речи детей пятого года жизни

-Главное направление в развитии речи детей на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;

В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:

Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр)

Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).

-Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

-А теперь предлагаю поделиться своим опытом и рассказать, как вы дома развиваете речь своего ребёнка? Что используете, для того чтобы речь ребёнка была красивой, эмоционально-выразительной.

К концу года дети средней группы могут:

• Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.

• Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).

• Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.

• Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

• Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого, повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.

• Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.

• Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

-Предлагаю совместно с вами составить альбом по развитию речи «Речевичок», где вы сможете разместить свои игры, упражнения, стишки, потешки по развитию речи детей.

Источник

Муниципальное казенное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

Родительское собрание в средней группе

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»

Подготовила  воспитатель: Юрьева Ю.Е.

Сухиничи, 2018г.

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: встреча с элементами практикума (игра-занятие)

Участники: воспитатель, родители.

План проведения:  

  • Вступительная часть – объявление темы собрания, целей
  • Прослушивание видео  — записи детей «Как читают стихи наши дети» (средняя в сравнении)
  • Консультация «Речевое развитие в семье»
  • Выступление воспитателя «Характеристика речи детей 5 года жизни»
  • «Чашку чаю я налью, про речь я нашу расскажу» — советы родителей по развитию речи детей в домашних условиях

Ход мероприятия

Воспитатель: -Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: — О! как же ты красива!

Е.Щукина.

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

— речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

— речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

— овладение нормами и правилами родного языка;

— развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

— Сейчас я предлагаю вам давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать вам, а вы должны назвать, что внутри мешочка.

Родители: ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

— Правильно, это кошка, она прибежала к нам из сказки.

— А как вы догадалась, что в мешочке спряталась кошка? (ответы родителей: пушистая, хвост, мягкая и т. д.)

Воспитатель: А теперь, попытаемся описать нашу гостью.

Родители описывают кошку (шерсть у кошки мягкая, пушистая, рыжая.)

-Молодцы, Кошка прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали кошку? (перечисляют сказки, где встречается кошка или кот – «Кот в сапогах», «Кошкин дом», «Репка» и т. д.)

А сейчас мы с вами рассмотрим особенности развития речи детей средней группы.

Игра с загадками

Загадки отгадывают и выставляют отгадки (собаку, кошку, мышь, и репку)

1. Машет радостно хвостом, Когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков — Дом хранить от чужаков. (Собака)

2. Мягкие лапки, а в лапках — цап-царапки. (кошка)

3. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки. (Мышь).

4. Круглый бок, жёлтый бок, сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (Репка)

Воспитатель: -Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? (выберите на карточке правильный ответ), докажите, приведите  личный пример.

Факторы успешного развития речи ребёнка- (карточки для родителей приготовить заранее)

  • От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
  • Общения ребёнка со сверстниками
  • Строение артикуляционного аппарата
  • Речь взрослых (как образец для детей)
  • Развитие мелкой моторики
  • Чтение детям художественной литературы
  • Игры ребёнка со взрослыми и сверстниками

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

— Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

— Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении — основа многих школьных трудностей (на письме).

Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

-Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда (консультация)

— Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок — привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.  

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь  детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

— советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Воспитатель: -А сейчас предлагаю прослушать чтение стихов детьми — какие изменения в речи детей произошли?

— Большое внимание уделяю заучиванию и чтению стихотворений, учу читать стихи выразительно, громко, чётко проговаривая все слова, неторопливо.

— Развитие речи детей происходит в саду не только на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы, но и в течение всего дня.

Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи, звуковые игры и  упражнения.

Характеристика речи детей пятого года жизни

— Главное направление  в развитии речи детей на пятом году жизни – освоение  связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;

В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:

  • Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
  • У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр)
  • Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).

— Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения,  не могут  связывать между собой предложения и части высказывания.

Воспитатель: -А теперь предлагаю поделиться своим опытом и рассказать,  как вы дома развиваете речь своего ребёнка? Что используете, для того чтобы речь ребёнка была красивой, эмоционально-выразительной.

Воспитатель: — Уважаемые родители! Предлагаем Вам немного поиграть.

1.Станция «Творческая».

Подберите эпитеты к словам:

— снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.),

— человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.),

— ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.),

— дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.),

— луна (яркая, растущая и т.д.).

  1. Станция «Сказочная».

Воспитатель: Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого. Сказка поможет скоротать время, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …(«Колобок»)

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! («Репка»)

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! («Теремок»)

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! («Курочка ряба»)

3.        Станция «Ловкие пальчики»

Воспитатель: Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

2 этап: Пальчиковые игры (без предметов).

«Семья» (Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, а этот пальчик я вот и вся моя семья».

  1. Станция «Игровая».

Игры для формирования звукопроизношения.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга»

Воспитатель:  показывает картинку, на которой нарисована вьюга.

«Вьюга начинается» — дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» — говорят громче; по сигналу — «вьюга кончается» — говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» — замолкают.

Речевая игра «Насос»

Воспитатель:  предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп (звук «п»)

Бы, бы, бы – идёт дым из трубы (звук «б»)

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку (звуки «п-б»)

Жа — жа — жа, есть иголки у ежа

Жу-жу-жу молоко дадим ежу

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки

Итог родительского собрания:

— родители задают вопросы на уточнение;

— анкетирование: как и где родитель может применить полученные знания, что полезного он узнал, какой вопрос вызвал наибольший интерес, остался непонятным.

Рефлексия: Звучит тихая музыка, родители дают оценку родительскому собранию. Принятие решения собрания.

Решение текущих вопросов.

Подведение итогов. 

К концу года дети средней группы могут:

  • Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
  • Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).
  • Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
  • Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого,  повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.
  • Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
  • Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Источник