Роль семьи в развитии ребенка с нарушениями речи

Роль семьи в развитии ребенка с нарушениями речи thumbnail

Роль Семьи в речевом развитии ребенка

Правильная и красивая речь – это

богатство, которое может подарить

ребенку каждый родитель, и оно особенно

ценно, потому что останется с ним на всю жизнь.

Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или плохо и мало разговаривают. И специальная логопедическая помощь нужна все большему количеству детей в каждой группе детского сада.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Помимо задержки речевого развития у таких детей отмечаются сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностные, поведенческие трудности, а также несформированность познавательных возможностей. Так как речь в психическом развитии имеетисключительное значение. 

Всем известно, что именно семья формирует ребенка, как личность,развивает его коммуникативные способности, дает широкий круг представлений о жизни. Но современный темп жизни не всегда дает возможность родителям уделять достаточно внимания общению со своими детьми, даже в благополучных семьях. 

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью. 

Не секрет, что беседы со своими детьми, чтение сказок, прогулки, мамины колыбельные теперь заменяют телевизор, компьютер, видео. И экран становится для ребенка главным «воспитателем». И это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает, не безобразничает, ребенок как бы занят, узнает что-то новое. Но это занятие не совсем безобидно, так как может иметь последствия для физического здоровья (нарушение зрения, испорченная осанка, дефицит движения и др., но и для психического развития и, прежде всего отставание в речи.

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. И только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, включается в диалог. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, остаются пустым звуком. 

Речь – это не только средство общения, но и мышления, воображения. Поэтому, сажая малыша перед экраном, родители должны помнить, что становление его внутреннего мира происходит только в совместной жизнедеятельности с ребенком. Конечно, в современном мире нельзя обойтись без телевизора, компьютера, телефона, калькулятора, но важно, чтобы они были средством обучения, а не заменяли собой общение с самыми близкими, дорогими людьми. Родители должны помнить, что именно на них лежит ответственность за развитие речи ребенка, особенно в первые годы жизни. 

И нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией. 

Речь ребенка развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями.Поэтому чаще посещайте с ним концерты, выставки, гуляйте, занимайтесь спортом. Замечено, что если родители сами творческие личности: например рисуют, лепят, сочиняют сказки, поют, танцуют то и дети в таких семьях, как правило, полностью развиваются. Очень важно, чтобы в тот момент, когда у ребенка происходит становление речи, с ним были любящие, заботливые, понимающие родители. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.

Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончании слов, не сюсюкать. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.). Взрослым необходимо создавать благоприятную речевую среду, чтобы дети усвоили необходимые речевые умения и навыки, которые помогут в развитии и адаптации его в реальной окружающей жизни. В любом случае речь родителей должна быть образцом для детей. Необходимо постоянно повышать свой культурный уровень, сотрудничать с педагогами ДОУ. 
Педагоги и родители должны оказать ребенку своевременную помощь в преодолении речевых недостатков, тем самым можно предупредить дальнейшие трудности в школьном обучении. Так же это благоприятно скажется на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни. Сделайте все от вас зависящее, чтобы привести речь ребенка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить!

Памятка

«Факторы успешного развития ребенка»

Что нужно делать?

— Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения;

— Создать в доме благоприятную атмосферу, избегать ссор между родителями в присутствии малыша;

— Создавать условия для общения с другими детьми;

— Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать;

— Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком

проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме;

— Развивать у ребенка слуховое внимание, тренироватьартикуляционный аппарат, мелкую моторику рук это ведет к развитию речи ребенка;

— Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу. Речь взрослого – пример для подражания;

— Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках.

— Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».

— Задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом

— Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев.

Чего делать нельзя?

— Искажать звукопроизношение — «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком;

— При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами;

— Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его;

— Разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.

В помощь родителям!

«Творческие задания»

«Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали.

Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

«Бюро путешествий»

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни?

Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.

«Всегда под рукой»

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг»

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек — большой или маленький – или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

«Рассказы по картинкам»

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»).

Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Истории из жизни»

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете.

Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом… Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

«Мой репортаж»

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.

«Семейное ток-шоу»

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон — и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой… До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?» и т. д.

«Измени песню»

Детям нравится петь о знакомых вещах — о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений — тоже не страшно.

Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Помните!!! Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители!

Всего Вам Доброго!

Источник

УДК 376.37

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Судовская Т.В.,

воспитатель,

Россия, г. Москва

E-mail: tatiana18077@mail.ru

Ноздрачёва Н.Ю.,

воспитатель,

Россия, г. Москва

E-mail: nozdracheva-68@mail.com

Аннотация. Данная статья рассматривает проблему семейного воспитания ребёнка с тяжелыми нарушениями речи. В материале раскрываются основные трудности, с которыми могут столкнуться такие семьи. Также в статье представлены рекомендации родителям для достижения успешных результатов коррекции речи у детей.

Abstract. This article tackles the problem of family upbringing of children who suffer from serious articulation disorders. The work describes the main difficulties that such families face. This article also provides recommendations for parents on how to improve children’s articulation.
Ключевые слова: семья; ребенок с тяжелыми нарушениями речи; развитие; семейное воспитание; коррекция; речь.

Keywords: family; a child with a serious articulation disorder; development; family upbringing; correction; speech.

Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог — это мать, отец. В.А. Сухомлинский

Семья является живой системой, которая выполняет определенные функции и имеет свою структуру. По мнению Е.М. Мастюковой, для семьи, воспитывающей «особого» ребёнка, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая, реабилитационная [4, с.31].

Советский психолог, Лев Семёнович Выготский отмечал, что «положение в семье во многом определяет особенности личности аномального ребёнка» [5, с.121]. Одной из важнейших задач семьи является реализация взаимодействия общества и личности ребёнка. Семья служит связующим звеном в формировании ценностных ориентиров и поведения детей, что является необходимым критерием воспитания и формирования духовно-нравственных основ будущего поколения. В семье формируются необходимые этапы в становлении личности каждого ребёнка. Именно в семье ребенок усваивает язык, требуемые поведенческие нормы, включается в общественную жизнь. Трудно переоценить значение семьи, однако семья имеет особую важность в жизни ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

К сожалению, нередко от детей с нарушениями в развитии здоровья отказываются оба родителя, иногда уходит один из родителей. От семьи могут отдаляться друзья и родственники. В таких обстоятельствах очень важно набраться сил и направить все имеющиеся возможные ресурсы на развитие и социализацию ребёнка.

Очень трудно оценить возможности ребёнка родителям, которые не имеют специальной подготовки и знаний. Включение родителей в образовательно-воспитательный процесс необходимо для того, чтобы достичь положительной динамики в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Сотрудничество со специалистами нужно не только для получения конкретных умений, навыков и знаний, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся партнерами специалистов. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, и творчески реализовать предлагаемые специалистами методы и приёмы обучения.

Общение с родителями стимулирует развитие коммуникативной деятельности ребёнка, способствует формированию навыков связной речи. Ребенок начинает иначе оформлять речевое высказывание в зависимости от того, с кем говорит.

Таким образом, важнейшем условием положительной динамики развития ребёнка с тяжелым нарушением речи является участие семьи в жизни и воспитании особенного ребёнка. Эффективность коррекционно-развивающей работы напрямую зависит от психического и эмоционального состояния ребёнка в семье, от поддержки и любви родителей.

Опираясь на практический опыт, можем отметить, что для достижения эффективных результатов по коррекции речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи родителям необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Необходимо регулярно посещать занятия и выполнять задания специалистов сопровождения (выполнять упражнения на развитие лексического запаса, артикуляционной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия и внимания и т.д.).

2. Разговаривать с ребенком во время всех видов деятельности (уборка, игра, прогулка и т.д.).

3. Разучивайте стихи и читайте народные сказки – это обогащает словарный запас ребёнка и развивает память.

4. Говорите о том, что вы делаете, видите. Поясняйте, что делают другие люди, сам ребенок и что он видит.

5. Говорите, используя грамотно построенные предложения и фразы. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка.

6. Задавайте открытые вопросы, для стимулирования речевой деятельности ребёнка. Например, спрашивать «Во что играешь?», вместо «Ты играешь?».

7. Выдерживайте некоторые паузы, чтобы у ребёнка была возможность понять вопрос и сформулировать свою мысль для ответа.

8. Рассказывайте короткие рассказы. Затем помогайте ребенку рассказывать эти истории Вам или кому-нибудь еще.

Данная коррекционно-развивающая помощь в семье позволит не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечит успешное овладение учебной деятельностью.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. — М. : Юрид. лит., 2000. — 61 с.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Москва: Лабиринт, 1999. – 352 с.

4. Мастюкова, Е. М. Они ждут нашей помощи. / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. –М. : Педагогика, 1991. – 160 с.

5. Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.

6. Московкина А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье: учебное пособие / А.Г. Московкина; под ред. В.И. Селиверстова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». М.: МПГУ, 2014. 252 с

7. Холостова Е.И. Семейное воспитание и социальная работа : учебное пособие / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 292 с.

Источник

Татьяна Судовская
Роль семьи в воспитании ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Аннотация. Данная статья рассматривает проблему семейного воспитания ребёнка с тяжелыми нарушениями речи. В материале раскрываются основные трудности, с которыми могут столкнуться такие семьи. Также в статье представлены рекомендации родителям для достижения успешных результатов коррекции речи у детей.

Abstract. This article tackles the problem of family upbringing of children who suffer from serious articulation disorders. The work describes the main difficulties that such families face. This article also provides recommendations for parents on how to improve children’s articulation.

Ключевые слова: семья; ребенок с тяжелыми нарушениями речи; развитие; семейное воспитание; коррекция; речь.

Keywords: family; a child with a serious articulation disorder; development; family upbringing; correction; speech.

Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог — это мать, отец. В. А. Сухомлинский

Семья является живой системой, которая выполняет определенные функции и имеет свою структуру. По мнению Е. М. Мастюковой, для семьи, воспитывающей «особого» ребёнка, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая, реабилитационная [4, с. 31].

Советский психолог, Лев Семёнович Выготский отмечал, что «положение в семье во многом определяет особенности личности аномального ребёнка» [5, с. 121]. Одной из важнейших задач семьи является реализация взаимодействия общества и личности ребёнка. Семья служит связующим звеном в формировании ценностных ориентиров и поведения детей, что является необходимым критерием воспитания и формирования духовно-нравственных основ будущего поколения. В семье формируются необходимые этапы в становлении личности каждого ребёнка. Именно в семье ребенок усваивает язык, требуемые поведенческие нормы, включается в общественную жизнь. Трудно переоценить значение семьи, однако семья имеет особую важность в жизни ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

К сожалению, нередко от детей с нарушениями в развитии здоровья отказываются оба родителя, иногда уходит один из родителей. От семьи могут отдаляться друзья и родственники. В таких обстоятельствах очень важно набраться сил и направить все имеющиеся возможные ресурсы на развитие и социализацию ребёнка.

Очень трудно оценить возможности ребёнка родителям, которые не имеют специальной подготовки и знаний. Включение родителей в образовательно-воспитательный процесс необходимо для того, чтобы достичь положительной динамики в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Сотрудничество со специалистами нужно не только для получения конкретных умений, навыков и знаний, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся партнерами специалистов. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, и творчески реализовать предлагаемые специалистами методы и приёмы обучения.

Общение с родителями стимулирует развитие коммуникативной деятельности ребёнка, способствует формированию навыков связной речи. Ребенок начинает иначе оформлять речевое высказывание в зависимости от того, с кем говорит.

Таким образом, важнейшем условием положительной динамики развития ребёнка с тяжелым нарушением речи является участие семьи в жизни и воспитании особенного ребёнка. Эффективность коррекционно-развивающей работы напрямую зависит от психического и эмоционального состояния ребёнка в семье, от поддержки и любви родителей.

Опираясь на практический опыт, можем отметить, что для достижения эффективных результатов по коррекции речи у детей с тяжёлыми нарушениями речиродителям необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Необходимо регулярно посещать занятия и выполнять задания специалистов сопровождения (выполнять упражнения на развитие лексического запаса, артикуляционной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия и внимания и т. д.).

2. Разговаривать с ребенком во время всех видов деятельности (уборка, игра, прогулка и т. д.).

3. Разучивайте стихи и читайте народные сказки – это обогащает словарный запас ребёнка и развивает память.

4. Говорите о том, что вы делаете, видите. Поясняйте, что делают другие люди, сам ребенок и что он видит.

5. Говорите, используя грамотно построенные предложения и фразы. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка.

6. Задавайте открытые вопросы, для стимулирования речевой деятельности ребёнка. Например, спрашивать «Во что играешь?», вместо «Ты играешь?».

7. Выдерживайте некоторые паузы, чтобы у ребёнка была возможность понять вопрос и сформулировать свою мысль для ответа.

8. Рассказывайте короткие рассказы. Затем помогайте ребенку рассказывать эти истории Вам или кому-нибудь еще.

Данная коррекционно-развивающая помощь в семье позволит не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечит успешное овладение учебной деятельностью.

Список использованных источников

1.Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. — М.: Юрид. лит., 2000. — 61 с.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

3. Выготский Л. С. Мышление и речь.Москва: Лабиринт, 1999. – 352 с.

4. Мастюкова, Е. М. Они ждут нашей помощи. / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. –М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

5. Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитаниедетей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.

6. Московкина А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье: учебное пособие / А. Г. Московкина; под ред. В. И. Селиверстова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». М.: МПГУ, 2014. 252 с

7. Холостова Е. И. Семейное воспитаниеи социальная работа : учебное пособие / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 292 с.

Источник