Роль семьи в развитии ребенка с нарушением речи
Татьяна Судовская
Роль семьи в воспитании ребенка с тяжелыми нарушениями речи
Аннотация. Данная статья рассматривает проблему семейного воспитания ребёнка с тяжелыми нарушениями речи. В материале раскрываются основные трудности, с которыми могут столкнуться такие семьи. Также в статье представлены рекомендации родителям для достижения успешных результатов коррекции речи у детей.
Abstract. This article tackles the problem of family upbringing of children who suffer from serious articulation disorders. The work describes the main difficulties that such families face. This article also provides recommendations for parents on how to improve children’s articulation.
Ключевые слова: семья; ребенок с тяжелыми нарушениями речи; развитие; семейное воспитание; коррекция; речь.
Keywords: family; a child with a serious articulation disorder; development; family upbringing; correction; speech.
Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог — это мать, отец. В. А. Сухомлинский
Семья является живой системой, которая выполняет определенные функции и имеет свою структуру. По мнению Е. М. Мастюковой, для семьи, воспитывающей «особого» ребёнка, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая, реабилитационная [4, с. 31].
Советский психолог, Лев Семёнович Выготский отмечал, что «положение в семье во многом определяет особенности личности аномального ребёнка» [5, с. 121]. Одной из важнейших задач семьи является реализация взаимодействия общества и личности ребёнка. Семья служит связующим звеном в формировании ценностных ориентиров и поведения детей, что является необходимым критерием воспитания и формирования духовно-нравственных основ будущего поколения. В семье формируются необходимые этапы в становлении личности каждого ребёнка. Именно в семье ребенок усваивает язык, требуемые поведенческие нормы, включается в общественную жизнь. Трудно переоценить значение семьи, однако семья имеет особую важность в жизни ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
К сожалению, нередко от детей с нарушениями в развитии здоровья отказываются оба родителя, иногда уходит один из родителей. От семьи могут отдаляться друзья и родственники. В таких обстоятельствах очень важно набраться сил и направить все имеющиеся возможные ресурсы на развитие и социализацию ребёнка.
Очень трудно оценить возможности ребёнка родителям, которые не имеют специальной подготовки и знаний. Включение родителей в образовательно-воспитательный процесс необходимо для того, чтобы достичь положительной динамики в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Сотрудничество со специалистами нужно не только для получения конкретных умений, навыков и знаний, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся партнерами специалистов. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, и творчески реализовать предлагаемые специалистами методы и приёмы обучения.
Общение с родителями стимулирует развитие коммуникативной деятельности ребёнка, способствует формированию навыков связной речи. Ребенок начинает иначе оформлять речевое высказывание в зависимости от того, с кем говорит.
Таким образом, важнейшем условием положительной динамики развития ребёнка с тяжелым нарушением речи является участие семьи в жизни и воспитании особенного ребёнка. Эффективность коррекционно-развивающей работы напрямую зависит от психического и эмоционального состояния ребёнка в семье, от поддержки и любви родителей.
Опираясь на практический опыт, можем отметить, что для достижения эффективных результатов по коррекции речи у детей с тяжёлыми нарушениями речиродителям необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Необходимо регулярно посещать занятия и выполнять задания специалистов сопровождения (выполнять упражнения на развитие лексического запаса, артикуляционной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия и внимания и т. д.).
2. Разговаривать с ребенком во время всех видов деятельности (уборка, игра, прогулка и т. д.).
3. Разучивайте стихи и читайте народные сказки – это обогащает словарный запас ребёнка и развивает память.
4. Говорите о том, что вы делаете, видите. Поясняйте, что делают другие люди, сам ребенок и что он видит.
5. Говорите, используя грамотно построенные предложения и фразы. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка.
6. Задавайте открытые вопросы, для стимулирования речевой деятельности ребёнка. Например, спрашивать «Во что играешь?», вместо «Ты играешь?».
7. Выдерживайте некоторые паузы, чтобы у ребёнка была возможность понять вопрос и сформулировать свою мысль для ответа.
8. Рассказывайте короткие рассказы. Затем помогайте ребенку рассказывать эти истории Вам или кому-нибудь еще.
Данная коррекционно-развивающая помощь в семье позволит не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечит успешное овладение учебной деятельностью.
Список использованных источников
1.Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. — М.: Юрид. лит., 2000. — 61 с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
3. Выготский Л. С. Мышление и речь.Москва: Лабиринт, 1999. – 352 с.
4. Мастюкова, Е. М. Они ждут нашей помощи. / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. –М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
5. Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитаниедетей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
6. Московкина А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье: учебное пособие / А. Г. Московкина; под ред. В. И. Селиверстова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». М.: МПГУ, 2014. 252 с
7. Холостова Е. И. Семейное воспитаниеи социальная работа : учебное пособие / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 292 с.
Источник
елена снурницина
Консультация «Значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи»
. Значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи
Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа или система взаимоотношений. [31,C.3.]
Семья — это, прежде всего явление культурно-историческое и социально-психологическое, а не физиологическое. Существует множество различных определений семьи[10, C.88].
По определению Анатолия Викторовича Мудрика, семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой[31, C.13].
Педагоги видят главную причину влияния семьи на детей в том, что первые впечатления ребенка от окружающей жизни, полученные в семье, самые сильные и устойчивые. Сила влияния семьи и в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания. Среди наиболее значимых условий воспитания педагоги отмечают, прежде всего, создание той семейной атмосферы любви и взаимопонимания между родителями и детьми, которая оказывает благотворное влияние на формирование личности ребенка. Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Поскольку младенец с первых минут включен в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность[4].
Для родителей семейное воспитание — это процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется осознанный характер семейного воспитания, требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач. Для ребенка с нарушениями речи семья играет особую роль.
Н. В. Рыжовой выделяет следующие специфические функции семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи:
1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с нарушениями речи. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации психического состояния ребенка.
2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», — говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи, где каждый представляет ценность для других, являются образцовыми. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам. Семья с такими взаимоотношениями может служить примером для других.
3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда, способствующая развитию у ребенка интереса к окружающему миру и его познанию, раскрывающая его способности и возможности, оптимизирующая личностное развитие ребенка. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с нарушением речи особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.
4. Приспособительно-адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.
5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с нарушением речи с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с ОНР в социальную среду является его адаптация в семье. Успешность этого процесса во многом зависит от того, насколько адекватно реагируют на проблемы ребенка и как помогают их преодолевать его близкие родственники. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с нарушениями речи должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.
6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.
7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то,что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с нарушениями речи не лишены таланта. Дети танцуют, рисуют, лепят. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей таких детей. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.
8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений. Отдых на природе полезен не только ребенку, но взрослым. Здесь возникает возможность выйти за пределы городского жилья,прикоснуться к живому дыханию природы: увидеть зелень травы, почувствовать запах полевых цветов, услышать щебетание птиц. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности[31,C.13-14].
В работе детьми необходим комплексный подход к преодолению речевого дефекта, который предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии закрепить все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем-логопедом[31, C.100].
Эмоциональные контакты ребенка с родителями помогают ребенку выделить речь как основное средство общения. Привязанность к взрослому стимулирует стремление подражать ему. Чем теснее аффективные связи ребенка с взрослым, тем интенсивнее у него проявляется речевое подражание.
Таким образом, рассмотренные нами исследования говорят о важности и необходимости семейного воспитания. Его значение для коррекции речевых дефектов ребенка с речевыми нарушениями переоценить невозможно. Именно в семье дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды.
1. Аралова, М. А. Десять золотых правил проведения родительских собраний / М. А. Аралова // Воспитатель ДОУ. – 2007. — № 5. – С. 94
2. Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду /Л. Бадалина // Дошкольное воспитание. – 2007. — № 5. – С. 100-102.
3. Баринова, Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка / Г. В. Баринова // Логопед в дет. саду. – 2004. — № 1. – С. 70-74.
4. Бачина, О. В. Взаимодействия логопеда и семьи ребенка с недостатками речи: мет. пособие / О. В. Бачина, Л. Н. Самородова. М.: ТЦ Сфера,2009.-64с.
5. Бейлинсон, Л. С.Профессиональная речь логопеда: учебно-методическое пособие. — М. 2005.-160с.
6. Благодатская О. А. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьей /О. А. Благодатская// Дошкольная педагогика. – 2007. — № 4. – С. 51-54.
7. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия / Н. П. Борисова, С. Ю Занкевич // Дет. сад. Управление. – 2007. — № 2. – С. 5-6.
8. Варнавская С. Маленькие мостики доверия. / С. Варнавская, О. Цветкова // Детский сад со всех сторон. – 2007. — № 1. – С. 5-7.
9. Вахнина, Н. Подружить всегда нас рад наш любимый детский сад/ Н. Вахнина, А. Степанова // Дошкольное воспитание. – 2007. — № 5. – С. 103-108.
10. Волосовец, Т. В.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие / Т. В. Волосовец. — М.: «Академия», 2002. – с. 88-102.
11. Демченко, Е. Б. Группы ранней социализации /Демченко Е. Б. // Детский сад со всех сторон. – 2006. — № 9. – С. 5
12. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учеб. пособие / Н. С. Жукова, Е. М Мастюкова, Т. Б Филичева. -М., 1990 -300с.
13. Закон РФ «Об образовании». М., 2008.
14. Зальцман, Л. М. Работа c родителями детей, имеющими нарушения зрения и интеллекта/ Л. М. Зальцман // Дефектология — №2 — 2006 — С. 31 – 35
15. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе/М. В. Кларин. – М.: Знание, 1989. –с. 10.
16. Косякова, О. О.Логопсихология : учеб. пособие /О. О. Косякова. -Ростов на н/Д : Феникс, 2007-с. 221-242
Источник