Роль семьи в развитии поисково исследовательской деятельности ребенка
ГБОУ «Школа № 1056»
дошкольное отделение № 2
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста»
Воспитатель: Терёшкина Т.В.
г. Москва 2016 г.
Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста
Воспитатель: Терёшкина Т.В.
г. Москва ГБОУ «Школа № 1056» дошкольное отделение № 2
Ральф у. Эмерсон: |
«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам». |
Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере дошкольного образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. На первое место выходит развитие любознательной, активной, творческой личности, способной к принятию собственных решений, саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели невозможно при несформированности у детей познавательной активности, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир. Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве и представляет собой, экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшее распределение предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны.
Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – постоянное стремление к эксперименту, их любознательность, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Открыть, изучить, исследовать, — значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей пробовать, думать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
Немаловажную роль в развитии исследовательской деятельности детей играет семья. Традиционно многие родители воспринимают дошкольный возраст, как возраст подготовки ребёнка к школьному обучению. Поэтому на первом плане у родителей стоит развитие познавательных ценностей. С этой целью большинство родителей используют занятия с ребёнком в домашних условиях в форме уроков, водя его на разного рода курсы подготовки к школе.
Такой подход, как правило, приводит к негативным последствиям: ребёнок с неохотой занимается, теряется познавательная и учебная мотивация, в результате замедляется его развитие.
Взаимодействию с детьми родителей необходимо учить. Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между ними, даёт возможность выработать новые формы и нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью. Добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников познавательных интересов и любознательности можно только во взаимодействии с родителями. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Ведь даже в создании уголков экспериментирования большое место занимают родители, без их помощи мы выглядели бы очень бедно.
При этом зачастую у родителей возникает вопрос: «А зачем? Зачем нам заниматься этой деятельностью?» На помощь приходят индивидуальные беседы, наглядная агитация, выставки книг, идет планомерное убеждение родителей в том, что необходимо поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Следуя мудрому совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Мы стремимся к тому, чтобы поддерживать в детях этот интерес, привлекая к этому и родителей.
Главные задачи во взаимодействии с родителями:
• во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
• во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
• в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Вот те немудреные советы, которые помогают в совместной работе родителей и педагога. Несмотря на занятость, ссылку на недостаток свободного времени — и еще масса всяких отговорок, многие родители откликаются на советы и предложение и проделывают дома различные эксперименты.
Итак, какие же советы:
• никогда не отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. ;
• не следует отмахиваться от желаний ребенка, ведь в основе этого «любопытства» лежит любознательность, в результате которой появляется потребность в исследовании;
• нельзя запрещать исследовательскую деятельность, т. к. это сковывает активность и самостоятельность ;
• нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей неуспешности гасит интерес к этому виду деятельности. Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку деятельности.
Организация новой формы сотрудничества с семьёй требует предварительной подготовки, просвещения родителей.
Первый этап – организационно-подготовительный. На этом этапе проводится диагностическая и просветительская деятельность с родителями и детьми.
Родительские собрания. Проводятся с целью: знакомство родителей с экспериментально-исследовательской деятельностью, как формой сотрудничества с детьми, направленной на познание окружающего мира;
Консультации на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;
Анкетирование родителей, позволяющее выявить степень их интереса к данной форме работы;
Рекомендации: «Проводите с детьми дома».
Второй этап – основной (организация взаимодействия родителей и детей). На основном этапе происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности. Взрослый может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путём.
Хочется отметить, что не очень многие родители сами понимают, что такое поисково-исследовательская деятельность, принимая такое явление, как состояние воды жидкое, твердое, газообразное, как само собой разумеющееся, т. е. это есть и точка. Или на некоторые анкеты ответы даны в таком виде: «Любит лепить, рисовать, создавать». Не спорим, это тоже исследовательская деятельность, но не та, о которой говорим мы. И поэтому родители с детьми получали задание на исследовательскую деятельность дома.
В этом месяце дети и родители получили конкретные задания «Опыты на кухне». Родители с удовольствием откликнулись на этот прием и принесли описание результатов проведенных совместно с детьми исследований.
Вывод:
Практика показывает, что метод экспериментирования позволяет:
— Достаточно чётко прослеживать момент самореализации ребёнка (получение новых знаний об объекте, получение наглядных результатов своей деятельности).
— Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает
максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать
и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы).
Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу.
Несмотря на большую занятость, в выполнении конкретного задания отказа не будет.
В детском саду вместе с детьми мы занимаемся разными видами деятельности.
Очень хочется, чтобы родители не были сторонними наблюдателями. Задача дошкольных педагогов — помочь стать родителям активными участниками образовательного процесса.
Окружающий нас мир богат и разнообразен. Одним из способов познания мира является экспериментирование.
Я предложила родителям организовать опыты и эксперименты с детьми дома.
Многие родители выразили желание и проявили заинтересованность заниматься экспериментированием вместе с детьми.
Приведу некоторые примеры работ:
Очень интересный опыт «Извержение вулкана» провела вместе с родителями Настя Симакова.
Эксперимент красочный, яркий и очень эффектный!
Ефремова Аня — очень любознательная девочка, провела целых два занимательных опыта!
1. Опыт : реактивная сила (как трубочка ездит по натянутой нитке за счёт воздуха в шарике)
2. Опыт с водой, маслом и солью.
Монахова Ира вместе с мамой провели очень интересные опыты:
1.Резиновое яйцо.
2. Снег
.
Лунёва Ксюша с мамой провели опыт с молоком, пищевыми красителями и мылом.
А в заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.
В своей работе буду продолжать развивать у детей способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит им в дальнейшем моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Совместная работа с родителями позволит им стать заинтересованными лицами в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ
(для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию).
*Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
*Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
*Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
*Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
*Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
*Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
*Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
*Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
*Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
*С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
*Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Анкета для родителей
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ
1. ФИО ребенка ____________________________________________________________
2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)
а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)
б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.
3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)
4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома?
Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда), и какие
5. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):
— проявляю заинтересованность, расспрашиваю;
— оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
— сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
-другие методы (какие именно?)
6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?
7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)
8. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями?
Источник
Инна Абазова
Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка»
«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
— во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
— во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
— в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Для развития личности дошкольника существенное значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка. В этом направлении огромную роль играет экспериментальная деятельность ребенка, т. е. поисковая деятельность, познавательная деятельность.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты.
При этом зачастую у родителей возникает вопрос : «А зачем? Зачем нам заниматься этой деятельностью?» На помощь приходят индивидуальные беседы, наглядная агитация, идет планомерное убеждение родителей в том, что необходимо поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
В нашей группе проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково- исследовательской активности детей.
62% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности смешивание красок, конструирование, в играх с песком, водой, воздухом.
52% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.
38% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.
41% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними.
Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавателный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Мы стремимся к тому, чтобы поддерживать в детях этот интерес, привлекая к этому и родителей.
Вот те немудреные советы, которые помогают в совместной работе родителей и педагога. Несмотря на занятость, ссылку на недостаток свободного времени на «такую ерунду»: «Зачем это нужно сейчас, когда можно и в школе», — и еще масса всяких отговорок, многие родители откликаются на предложение и советы и проделывают дома различные эксперименты.
Итак,какие же советы:
— не следует отмахиваться от желаний ребенка, ведь в основе этого «любопытства» лежит любознательность, в результате которой появляется потребность в исследовании;
— никогда не отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п.
— нельзя запрещать исследовательскую деятельность, т. к. это сковывает активность и самостоятельность ;
— нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей неуспешности гасит интерес к этому виду деятельности. Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку деятельности.
Хочется отметить, что не очень многие родители сами понимают, что такое поисково – исследовательская деятельность, принимая такое явление, как состояние воды жидкое, твердое, газообразное, как само собой разумеющееся, т. е. это есть и точка.Или на некоторые анкеты ответы даны в таком виде: «Любит лепить, рисовать, создавать». Не спорим, это тоже исследовательская деятельность, но не та, о которой говорим мы. И поэтому родители с детьми получали исследовательскую деятельность дома.
В этом месяце дети и родители получили конкретные задания «Опыты на кухне». Родители с удовольствием откликнулись на этот прием и принесли описание результатов проведенных совместно с детьми исследований. На примере Каролина разобралась, как из муки получить тесто и как делаются пельмени и т. д.
Рассматривая решение вопросов по исследовательской деятельности дома, хочется отметить, что многие родители провели работу по исследованию воды. Большую активность проявила семья Миланы они провели исследования воды в жидком и в твердом состоянии. Милана и Ася провели исследования какие предметы тонут в воде, какие не тонут. Основательно описала исследовательскую деятельность семья Дамира они проводили опыт с сахаром и фасолью. И Лана провела такой же опыт с гречкой и сахаром (сахар в воде растворяется, а гречка набухает). Делала свои умозаключения, выводы и Тамир, он тоже старался, у него опыт с сахором и солью. Он узнал, что сахар в воде растворяется быстрее чем соль, даже при высокой температуре. Также хорошо провели свою работу Дарина и Алихан, они экспериментировали как быстрее набрать воду в тазик, с помощью стакана или губки. Камила сделала вывод, что непромокаемая ткань используется для шитья зонтиков.
После такой работы стала обсуждать с детьми вопросы
Это интересно:
(Вопросы и ситуации для обсуждения с детьми)
* Что происходит с водой на морозе?
* Что происходит с водой при кипении?
* Что происходит с сахаром и солью при добавлении в воду?
* Какие предметы тонут в воде а какие плавают?
* Можно ли унести воду в решете?
*Чем быстрее набрать воду в тазик стаканом или губкой?
Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу. Несмотря на большую занятость, в выполнении конкретного задания отказа не будет.
Вывод:
Моя практика показывает,что метод экспериментирования позволяет:
— Достаточно чётко прослеживать момент самореализации ребёнка (получение новых знаний об объекте, получение наглядных результатов своей деятельности).
— Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Ожидаемый результат:
* повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать
и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы);
Планирую:
Разработать исследовательские проекты «Воздух-невидимка», «Почва, глина, песок»;
Источник