Роль семьи в развитии нравственных качеств ребенка

Роль семьи в развитии нравственных качеств ребенка thumbnail

Ольга Суетникова
«Роль семьи в воспитании моральных качеств дошкольника.»

«Там, где нет мудрости родительского воспитания,

любовь матери и отца к детям уродуют их!»

В. А. Сухомлинский

«Характер и нравственное поведение ребёнка –

это слепок с характера родителей, он развивается

в ответ на их характер и их поведение»

Эрих Фромм

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья.

Семья для ребёнка – это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй, — писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт.

Под этими строчками может подписаться пожалуй любой человек. Однако и по сегодняшний день многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, ее значение в воспитании подрастающего поколения.

Мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи, ее устоев, нравственного микроклимата, считая, что для того чтобы стать добропорядочным человеком, вовсе не нужно расти в такой семье, можно стать таким под влиянием людей, которые для тебя авторитетны. В нашей стране, рассматривая значение семьи для ребенка, многие ученые, педагоги и психологи, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности.

К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.

Такую возможность человеку может дать только его семья. В своих письмах Л. Н. Толстой говорил о том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы, невозможно воспитать сильного волей человека там, где любое проявление свободолюбия подавляется и уничтожается.

Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств маленького человека. Поведение родителей — самое решающее в воспитании. Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.

В глазах ребенка отец и мать выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний, поощрений; как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг, советчик, которому можно доверить все.

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье.

Таким образом, перед нами выстраивается следующая цепочка: семья — ребенок — нравственность — поведение — поступок — семья.

Для ребёнка младшего школьного возраста характерно то, что он копирует поведение взрослых, подражает им, берёт с них пример. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Дети часто видят то, что мы хотим скрыть от них.

«Мальчик оскорбил свою бабушку, назвав её «дурой». Когда бабушка рассказала об этом отцу ребёнка, то отец стал кричать на мальчика:

— Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!

Сын отвечает:

— Но ведь ты маме тоже так говорил?

— Да как ты смеешь отца учить!

Вмешивается мать:

— Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости!»

Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных качеств. В то время как крик, грубые интонации — приведут к противоположным результатам. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

В воспитании следует пользоваться правилом: прежде, чем предъявлять требование к ребёнку – предъяви их к себе.

«Отец ругает сына за неряшливость, хотя сам бросает свою одежду на стул. Мать требует уважения к себе, но в присутствии детей грубит бабушке, неуважительно отзывается о соседке, учителе, близких, друзьях и знакомых».

Очень часто родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами. И очень часто им это удаётся с помощью мер принуждения: ребёнок будет выполнять требования ребёнка формально, из страха перед наказанием. Этот страх порождает обман, лицемерие и хитрость.

Иногда родители с упоением рассказывают о том, что стоит им только глянуть на ребёнка, он тут же сникает, становится смирным и послушным. Однако это чаще всего оборачивается большими проблемами. Необдуманная строгость приводит опять же к лукавству ребёнка и отчуждению.

Иногда родители говорят о том, что у маленьких детей достаточно сложно воспитать отзывчивость. С эти нельзя согласиться. Простой пример. Ребёнку дают конфету, он берёт её и пытается угостить ею маму, папу, бабушку, но взрослые отказываются, говоря ребёнку, что он должен кушать сам, так как ему нужно расти. Проведя такой «эксперимент» несколько раз, можно быть уверенным, что ребёнок вскоре перестанет что-либо кому-либо предлагать.

Таким образом, он получил урок отзывчивости, доброты.

В семейном воспитании имеются самые разнообразные приёмы и средства формирования культуры поведения, нравственных качеств. Но случается, к сожалению, что выбираются из них далеко не самые лучшие.

«Убери локти со стола…

Не чавкай…

Кто за тебя всё это будет убирать?.

Я что сказал?.

Делай, что тебе говорят.»

Бесконечные назидания и упрёки, замечания, наказания и угрозы – малоэффективное средство воспитания. Как часто мы сталкиваемся с одной и тоже проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даём им полезные советы, предостерегаем их от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Реальные поступки – вот что формирует поведение ребёнка, а не слова и нравоученья!

Огромное влияние на формирование моральных качеств ребёнка в настоящее время играют компьютер и телевидение. Необходимо помнить о том, что ребёнок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, становится раздражительным, неуравновешенным, агрессивным. Вам – родителям, необходимо контролировать в какие компьютерные игры играет ваш ребёнок, какие передачи и фильмы он смотрит.

Очень часто дети поступают «неправильно» именно в силу незнания, как поступить правильно! Родителям, взрослым необходимо постоянно учить, направлять, помогать своим детям. Например, пригласил ваш ребёнок своих друзей в день своего рождения. Вот прекрасный повод обсудить маленькие секреты радушия и мастерства хозяев. Как рассадить и чем их занять, как завязать общую беседу, как поблагодарить за подарок, какой-бы он не был.

Читайте также:  Дневник развития ребенка от нуля до трех

Очень ценный источник знаний о нормах поведения и нравственных качеств – это книги. Чтобы ребёнок полюбил чтение, очень важно создать собственную библиотеку, куда могут войти книги, помогающие в учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, художественная литература. В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Могу на примере своего класса назвать семьи Горбуновых, Тихоновых, Цаплиных, Дудник, Славогородских, в которых эта традиция сохраняется. Жизнь у этих книг может быть долгая: их читали бабушки, дедушки, мамы, папы и теперь эти книги стали друзьями ребёнка. Такая семейная традиция не только воспитывает бережное отношение к книге, но и дополняется чувствами к самым дорогим людям.

Воспитать нравственные качества и культуру поведения — главнейшая задача родителей. Что же нужно для её успешного решения?

— Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье;

— во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности;

— в-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

В заключении я хотела бы отметить, что взрослый человек должен быть не «хозяином», не главою, который всё знает и всегда прав, а товарищем, который вместе с ребёнком ищет истину и отличается от ребёнка только тем, что более зрел и опытен. Такое понимание между ребёнком и взрослым составляет основу действительно близкого контакта между ними. И в наших силах помочь ребёнку вырасти добрым, умным, активным, смелым, храбрым, сильным, ответственным, творческим. Одним словом – ЧЕЛОВЕКОМ!

Источник

Ширшова Светлана Александровна

Учитель начальных классов

МАОУ «Аромашевская средняя общеобразовательная

школа имени Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого»

с. Аромашево

Родительское собрание

«Роль семьи в развитии

моральных качеств ребёнка»

Цели: расширить представления родителей о семье как величайшей общечеловеческой ценности; показать, что любовь и доброжелательные отношения в семье — главное условие в развитии высоких моральных качеств ребенка; побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.

Задачи:

1. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые  для формирования нравственно  развитой личности в семье.

2. Способствовать формированию единых  нравственных требований семьи и школы.

3. Показать, что  семейные  традиции,  моральные  принципы, педагогическое     мастерство     родителей     являются необходимыми   условиями    формирования    нравственных убеждений ребёнка.

1 слайд

Роль семьи в развитии моральных качеств ребёнка.

2 слайд

Своё выступление я бы хотела начать словами греческого философа Плутарха, «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти».

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья. А что такое семья для ваших детей?

Видеоролик

3 слайд

Семья для ребёнка – это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья закладывает основы нравственности. Поведение родителей — самое решающее в воспитании. Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель.

4 слайд

В глазах ребенка отец и мать выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, распорядитель благ, наказаний, поощрений; как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг, советчик, которому можно доверить все.

5 слайд

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье. Таким образом, перед нами выстраивается следующая цепочка: семья — ребенок — нравственность — поведение — поступок — семья.

Для ребёнка младшего школьного возраста характерно то, что он копирует поведение взрослых, подражает им, берёт с них пример. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных качеств. В то время как крик, грубые интонации — приведут к противоположным результатам. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

6 слайд

В воспитании следует пользоваться правилом: прежде, чем предъявлять требование к ребёнку – предъяви их к себе.

«Отец ругает сына за неряшливость, хотя сам бросает свою одежду на стул. Мать требует уважения к себе, но в присутствии детей грубит бабушке, неуважительно отзывается о соседке, учителе, близких, друзьях и знакомых».

В семейном воспитании имеются самые разнообразные приёмы и средства формирования культуры поведения, нравственных качеств. Но случается, к сожалению, что выбираются из них далеко не самые лучшие. «Убери локти со стола… Не чавкай… Кто за тебя всё это будет убирать?.. Я что сказал?.. Делай, что тебе говорят!..». Как часто мы сталкиваемся с одной и тоже проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даём им полезные советы.

7 слайд

Воспитать нравственные качества и культуру поведения — главнейшая задача родителей. Что же нужно для её успешного решения?

— Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье;

— во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности;

— в-третьих, родители должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

Дети младшего школьного возраста охотно идут на контакт с родителями, задают массу вопросов, советуются с ними. Очень важно в эти годы не оттолкнуть их от себя, не отмахнуться от их вопросов из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком — потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада.

8 слайд

В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми». В этих словах выражается забота родителей о нравственном облике своих детей.

9 слайд

Самое дорогое для нас — дети. Давайте будем терпимыми к ним, ведь и мы взрослые часто ошибаемся.

  1. Чаще целуйте и обнимайте ребенка.

  2. Смотрите при разговоре в глаза нежно, ласково.

  3. Встречайте и провожайте детей.

  4. Искренне интересуйтесь делами ребенка.

  5. Зайдите к ребенку перед сном и побеседуйте.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям беременности с размерами

10 слайд

Помните:

  1. Ребенка хвалят — он учится быть благородным.

11 слайд

  1. Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.

12 слайд

  1. Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.

13 слайд

  1. Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.

14 слайд

  1. Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.

15слайд

  1. Ребенок растет в упреках — он учится жить с чувством вины.

16 слайд

  1. Ребенка высмеивают — он становится замкнутым.

17 слайд

  1. Ребенок живет во вражде — он учится быть агрессивным.

18 слайд

В заключении я хотела бы отметить, что взрослый человек должен быть не «хозяином», не главою, который всё знает и всегда прав, а товарищем, который вместе с ребёнком ищет истину и отличается от ребёнка только тем, что более зрел и опытен. И в наших силах помочь ребёнку вырасти добрым, умным, активным, смелым, храбрым, сильным, ответственным, творческим. Одним словом – ЧЕЛОВЕКОМ!

19 слайд

«Ваши дети…»

20 слайд

Они такие разные: артистичные и озорные.

21 слайд

Они дружные и мечтательные.

22 слайд

Они радуют вас успехами!

23 слайд

Они хотят быть первыми всегда и везде.

24 слайд

Это тоже ВАШИ ДЕТИ.

25 слайд

Они самые, самые, самые…

26 слайд

Только семья дает человеку корни! Только семья дает человеку крылья!

27 слайд

Спасибо за внимание!

Источник

МКОУ «Полевская СОШ»

Родительское собрание: Роль семьи в развитии моральных качеств подростка

Подготовила: учитель начальных классов I квалификационной

категории Шиманюк М. И.

2017 год

«Характер и нравственное

поведение ребёнка – это

слепок с характера родителей,

он развивается в ответ на

их характер и поведение»

Эрих Форм.

Уважаемые родители! Наше сегодняшнее собрание «Роль семьи в развитии моральных качеств ребёнка». Важна и серьёзна обсуждаемая тема т.к. нам с вами необходимо задуматься над вопросом,: каким вы хотите видеть вашего ребёнка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении?

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим меня миром связано с моей семьёй» – писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт.

Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Однако и по сегодняшний день умы многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, её значение в воспитании подрастаю- щего поколения. Говоря о воспитании, необходимо отчётливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность».

В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность – это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении и поступках».

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель. Известный педагог и психолог И. С. Кон отмечает: «В глазах ребёнка отец и мать выступают в нескольких ипостасях:

а) как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребёнок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

б) как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний, поощрений;

в) как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств, как старший друг, советчик, которому можно доверить всё».

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, формируются семьёй и в семье.

Говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего их детства. Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье С. И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта –главный показатель развитости человеческого в человеке. Понятие «добрый человек» — очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие».

Моральное сознание человека, или нравственный мир личности включает в себя три уровня:

— мотивационно-побудительный

— чувственно-эмоциональный

рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственно-го мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень.

Содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активное участие в своём нравственном воспитании, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом.

Чувственно-эмоциональный уровень.

Состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают поло-жительными: радость, благодарность, нежность, любовь и др. Человеку свойствен-но так же проявлять и отрицательные эмоции: гнев, зависть, злоба, обида и др. Эмоции необходимо облагораживать, их нужно воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.

«Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Ребёнок на практике должен видеть, как мы проявляем свою любовь к ближнему.

Примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, дали ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего маленького сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что он мастерит малыш

ответил, что делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме.

Сочувствие – это одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности, а человеческие чувства помогают человеку, большому или маленькому двигаться к поставленной цели. Для маленьких – это возможность проявления любознательности, интереса, радости, желания познавать мир во всех его проявлениях.

Иногда родители с упоением рассказывают о том, что стоит им только глянуть на ребёнка, он тут же сникает, становится смирным и послушным. Однако чаще всего это оборачивается большими проблемами. Необдуманная, нарочитая строгость приводит к лукавству ребёнка, притворству и отчуждению.

Читайте также:  Ведущая деятельность в развитии личности ребенка

Рациональный, или умственный уровень.

Содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Помимо понятий к моральным знаниям относятся так же принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляю-щими являются нравственные потребности. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, так как без них невозможна высокая духовность и доброта.

«Настоящим человеком становится только тот – писал В. А. Сухомлинский, — у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки. Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, — вот одно из золотых правил воспитания подростков».

Что же такое потребность? Потребность – это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования. Для возникновения нравст-венных потребностей ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть мир семейного или иного окружения. Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по своему реагирует на него. Доброжелательность в отноше-нии друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей. В то время как крик, грубые интонации приведут к противоположным результатам.

Нравственная ценность – это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребёнка в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки – это то, что в родительском доме признаётся как возможное так и невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребёнок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной семьи. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму. Ещё одной нравственной потребностью формируемой в семье, является понятие совести ( совестливости). Понятие «совесть» в словаре трактуется так: «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает значение общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека». Начинать формировать совесть с воспитания у ребёнка чувства стыда.

Следующий этап должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое надёжное понимание совести как чувства, являющегося неотъемлемой час-тицей духовного мира. Знание нравственных потребностей поможет родителям вос-питать детей добрыми и счастливыми людьми, приносящими благо обществу. Воспитать нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая.

Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребёнка, его взгляды, его отношение к людям в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома в семье. Ребенок – зеркало в котором его родители могут увидеть себя.

Нашим учащимся ( 5 – 11 классов) и родителям были представлены анкеты. Давайте посмотрим и сравним, что думаем мы, родители, и как считают наши дети. Вопросы анкет были схожи для родителей и учащихся.

Анкета для родителей

Отвечая на вопросы, вы можете выбрать только одно

приоритетное качество.

1. Как вы думаете, чего ждёт ваш ребёнок от семьи, в которой живёт?

а) хорошей организации быта

б) радости общения

в) покоя и защищённости

2. Что более всего заботит вас в семье?

а) здоровье детей

б) хорошая учёба

в) трудовое участие детей в жизни семьи

3. Одинок ли ваш ребёнок в семье?

а) да

б) нет

в) не знаю

4. Как вы думаете, захочет ли ваш ребёнок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?

а) да

б) нет

в) не знаю

5. Какая из приведённых ниже установок является, по вашему мнению, для ребёнка наиболее значимой?

а) быть материально обеспеченным

б) встретить любовь

в) иметь много друзей

г) реализовать свои интеллектуальные возможности

6. Знаком ли ваш ребёнок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?

а) да

б) нет

7. Есть ли у вашего ребёнка секреты от своей семьи?

а) да

б) нет

8. Что для вашего ребёнка вечер дома?

а) радость общения

б) возможность быть самим собой

в) мучение и пытка.

Анкета для учащихся

Отвечая на вопросы, ты можете выбрать только один

из предложенных ответов

1. Что бы ты хотел получить от семьи, в которой ты живёшь?

а) хорошей организации быта

б) радости общения

в) покоя и защищённости

2. Одинок ли ты в своей семье?

а) да

б) нет

в) не знаю

3. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?

а) да

б) нет

в) не знаю

4. Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?

а) здоровье детей

б) хорошая учёба

в) трудовое участие детей в жизни семьи

г) настроение детей и причины его изменений

5. Какая из приведённых ниже установок является для тебя наиболее значимой?

а) быть материально обеспеченным

б) встретить любовь

в) иметь много друзей

г) реализовать свои интеллектуальные возможности

6. Есть ли у тебя секреты от своей семьи?

а) да

б) нет

в) не знаю

7. Что для тебя вечер дома?

а) радость общения

б) возможность быть самим собой

в) мучение и пытка.

8. Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?

а) да

б) нет

Мы сегодня обсудили важные законы жизни семьи. Поговорим об этом дома, в кругу семьи вместе со своими детьми. Сделайте серьёзные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на формирование вашего ребёнка. А помогут вам в этом памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы».

Памятка для родителей.

«Создание благоприятной семейной атмосферы»

  • Помните: от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой

на весь день.

  • Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один – чтобы ребёнок выспался и легко проснулся, когда его

будят родители.

  • Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком, не упускайте её. Совместная дорога — это совместное общение, ненавязчивые советы.

  • Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

  • Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях его жизни.

  • Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Источник