Роль семьи в развитии личности ребенка младшего школьного возраста
Светлана Евсюткина
Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.
Евсюткина Светлана Викторовна
Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.
«Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого
они есть». Патрик О Рурк.
Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.
«Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей». Семья -колыбель духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности. Первая причина особой роли семьи в воспитании — устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Вторая — ее разносторонность.
Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. Условия правильного семейного воспитания -рационально организованный быт, режим жизни в семье!
Одним из распространенных недостатков семейного воспитания
становится в наше время культ вещей, приобретательство, внимание родителей только учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию.
который есть. Именно поэтому они неэффективны для нормального, гармоничного воспитания хорошего человека, достойной личности.
Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей.
Так же, важным условием воспитания детей в семье, является авторитет родителей. Влияние отца и матери на детей,основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Без авторитета нельзя воспитать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.
Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования семьи и школы — одно из условий правильного воспитания детей в семье. Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа — семья — ребенок. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.
Воспитание-диалог становится одним из важнейших условий воспитания ребёнка в семье. У родителей, привыкших добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Взрослые сами нередко замечают, что чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремление выполнять требования старших.
Педагоги выделяют три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй — жесткая авторитарность, безапелляционность, диктат в отношениях с детьми. Третий — сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потребностей и интересов каждого из участников взаимоотношений.
Социальные потребности ребёнка.
Потребность в общении — общение взрослых и детей всегда происходит на эмоциональной основе, для него характерно сопереживание. Это обогащает личность ребенка, делает его более чутким к переживаниям других людей, более восприимчивым к влиянию взрослых. Чем длительнее по времени и богаче по содержанию общение ребенка с членами семьи, тем богаче его личность.
К сожалению, современный напряженный темп жизни, изменение условий быта повлияли на характер общения: оно становится редким, все более формальным не только между знакомыми и соседями, но и между родными внутри семьи.
Младший школьник не только стремится удовлетворить в общении свои эмоциональные и интеллектуальные потребности, но и хочет получить оценку своей личности, самоутвердиться, осознать себя. В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. Оценочные воздействия взрослых способствуют воспитанию чувства долга, уверенности в собственных силах, ответственности, организованности и многих других качеств, оказывают влияние на уровень притязаний школьников в учебе.
Родители, оценивая поведение ребенка, результаты его деятельности, нередко допускают крайности — злоупотребляют либо похвалой, либо порицанием. Многие ошибочно считают, что отрицательная оценка стимулирует ребенка. В действительности же, часто используемая, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу. Сравнение неудач ребенка с успехами других детей может вызвать реакцию, обратную желаемой: вместо того чтобы побудить к достижению таких же успехов, поселит в нем неуверенность в себе, зависть, недоброжелательство. Злоупотребление положительной оценкой может сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность.
Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков и качеств ребенка, чем постоянное подчеркивание и осуждение его недостатков. Оценка должна быть справедливой и ни в коем случае не унижать ребенка.
Главными условиями в воспитании ребёнка являются: эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в какой-то степени является вашим зеркальным отражением.
Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Конечно, у взрослых могут быть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.
Большую роль в воспитании играет дружба родителей и детей — это особые отношения, которые требуют, прежде всего, взаимного уважения, умения взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении с ним. Лучший путь — постараться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет. Родители должны строить дружеские отношения с ребенком, а именно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир.
Трудности воспитания детей обусловлены тем, что многие источники влияния находятся вне поля зрения родителей, даже если они стараются следить за ребенком, его отношениями с другими людьми, сверстниками, знают его интересы, привязанности. Общение со сверстниками, улица могут оказывать на него отрицательное влияние: он усваивает язык улицы — сленг, нецензурные выражения, грубые манеры. Дома это, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья как бы вступает в спор с улицей, и порой очень трудный спор. Если у ребенка нет доверительных отношений с родителями, побеждает улица.
Таким образом, подводя итоги, мы можем смело говорить о многообразии функций семьи, также здесь стоит заметить присутствие не одного, а широкого спектра ролей, которые выполняет семья в воспитании своего ребёнка. Семья является главной опорой для своего собственного «малыша», она направляет, регулирует, развивает, воспитывает в комплексе все сферы, включая психологическую, эмоционально-волевую и т. д. Семья — это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшего школьника, спутник жизни ребёнка, выстраивающая линию воспитания в соответствии со своими желаниями и интересами. Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать особенности их протекания, условия, в которых находится их малыш, какие эмоции, переживания он испытывает в данный период, что его волнует и что затрагивает, чем он живёт.
Семья формирует, воспитывает и развивает те качества и особенности личности в соответствии своим нуждам и потребностям. Ещё раз повторяясь, родители по воли своей определяют вектор воспитания и развития ребёнка. Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по — человечески. Таким образом, семья — это незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет.
Десять заповедей родительства
• Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или — как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
• Не вымещай на ребенке свои обиды; что посеешь, то и взойдет.
• Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь — как он может тебя отблагодарить? Он даст жизнь другому: это необратимый закон благодарности.
• Не думай, что ребенок твой — он Божий.
• Не относись к его проблемам свысока.
• Не унижай!
• Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.
• Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
• Умей любить чужого ребенка. Не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
• Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ РЕБЕНКА.
• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
• Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
• Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.
• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я не люблю вас». Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.
• Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете все спокойно с глазу на глаз.
• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позднее.
• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, поняв, насколько великолепно знаю я, «что такое хорошо и что такое плохо».
• Не заставляйте чувствовать, что мои поступки — смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
• Не подвергайте мою честность слишком большому воспитанию. Став запуганным, я превращусь в лжеца.
• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир. Пожалуйста, смиритесь с этим.
• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на своем опыте.
• Не зацикливайтесь на моих хворях. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если при этом получаю столь много внимания.
• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, то вы увидите, что я вообще перестану задавать их и стану искать информацию на стороне.
• Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
• Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
• Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения. Относитесь ко мне так же, как относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
Источник
Влияние семьи на формирование личности младшего школьника
Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании младшего школьника основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
На сегодняшний день остро встает вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Изменение «семейного климата», характера семейных отношений, в первую очередь отношений между родителями и детьми, сказалось на становлении личности ребенка. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка и становление личности младшего школьника. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение, влияющие на становление личности ребенка данного возраста.
Данной проблематикой занимались такие ученые, как Ян Амос Коменский, Петр Францевич Лесгафт, Антон Семенович Макаренко, Иоганн Генрих Песталоцци, Жан Жак Руссо, Константин Дмитриевич Ушинский, Джон Локк и многие другие.
В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: Анна Яковлевна Варга, Владимир Викторович Столин, Алла Семеновна Спиваковская и другие.
Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики.
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (по Немову Р.С.)
Становление личности включает три основные фазы:
1. Адаптация – освоение общепринятых норм: нравственные, учебные и производственные нормы.
2. Индивидуализация – человек ищет средства для проявления своей индивидуальности.
3.Интеграция – человек ищет лучшее применение свой индивидуальности, становится частью общества.
Личность обладает сложной структурой. Платонов К.К. выделяет в структуре личности такие подструктуры.
1. Подструктура направленности личности (мотивы, потребности, интересы);
2. Подструктура опыта. Это знания, умения, навыки и привычки;
3. Подструктура форм отражения, включающая психические процессы;
4. Биологически обусловленная подструктура. Она включает свойства темперамента, половые, возрастные особенности личности.
5. Наложенными подструктурами, являются подструктуры характера и способностей.
В возрасте 7-11лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, определяющей и развитие мышления, и развитие мотивации, самосознания ребенка.
В этом возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью и социальные потребности (общение со сверстниками).
Происходит усвоение моральных норм и правил поведения дома и в общественных местах, проявляет повышенное внимание к нравственной стороне поступков.
Развитие эмоциональной сферы в этот период характеризуется усилением сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций.
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья.
Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу:
1) По количеству детей: однодетная, малодетная, многодетная, бездетная.
2) по составу: однопоколенная; двухпоколенная (нуклеарная); межпоколенная (патриархальная).
А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья».
В последние десятилетия растет число материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка.
У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные».
Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.
Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. Важнейшими функциями семьи следует считать следующие: функция продолжения рода (репродуктивная), хозяйственно-бытовая, экономическая, функция организации досуга, воспитательная функция, функция духовного общения.
Одной из задач воспитания детей в семье является формирование личности.
Формирование личности, то есть становление социального «Я» – это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую.
Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться в будущем, оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка младшего школьного возраста, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я».
Формирование личности младшего школьника в условиях семьи происходит с использованием средств и методов педагогического воздействия родителей на детей.
Методом воспитания принято называть средство или способ достижения педагогической цели. Успех семейного воспитания во многом зависит от правильности выбора методов воздействия на ребенка.
Методика семейного воспитания должна вытекать из ведущих целей формирования личности и быть основана на всесторонних знаниях о ребенке, достижениях педагогики и психологии.
В семейном воспитании младших школьников используются следующие методы: объяснение беседа, убеждение, требование, контроль, приучение, упражнение, поощрение, наказание, личный пример родителей.
Слово является инструментом воспитания, действенность личного примера как метода воспитания объясняется такой возрастной особенностью младших школьников, как подражательность, требование родителей как метод воспитания является ориентиром поведения ребенка. Поощрение и наказание являются методами стимулирования деятельность младшего школьника.
На формирование личности младшего школьника существенное влияние оказывают детско-родительские отношения в семье, стили семейного воспитания. Создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
В.М. Минияров выделяет следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.
Данные стили воспитания отражают отношение родителей к деятельности ребенка, и к нему самому, к использованию методов поощрения и наказания, формированию у ребенка нравственных ценностей и мыслительной деятельности. В каждом стиле есть положительные стороны, которые в совокупности составляют основу гармоничного стиля семейного воспитания. От выбора данной совокупности зависит, какой будет личность младшего школьника: гармоничной или дисгармоничной.
Младший школьник проводит достаточно длительное время в образовательном учреждении, поэтому формирование личности будет более успешным, если обеспечивается взаимодействие школы и семьи.
По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Выделяют индивидуальные и групповые формы взаимодействия.
индивидуальные
беседы с родителями;
по вопросам воспитания;
ребенка, консультации;
посещение семьи
групповые
конференции,
специальные встречи,
размышления-консультации,
лектории по обмену опытом,
вечера вопросов и ответов,
диспуты, родительские
собрания, встречи с учителями,
администрацией и
специалистами
Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.
Практическая работа по изучению данного вопроса может осуществляться с помощью следующих методик:
Анкетирование (изучение сведений о семье);
Экспресс-тест «Изучение условий жизни и воспитания детей в семье»;
Методика «Рисунок семьи» (Кинетический рисунок семьи);
Тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин).
Литература
Артамонова, И.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2006. – 192с.
Божович, Л. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. Божович. – Спб.: Питер, 2008 . – 400 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2010. – 256 с.
Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
Источник