Роль семьи в развитии личности ребенка курсовая

Роль семьи в развитии личности ребенка курсовая thumbnail

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Курсовая работа*

Код35231
Дата создания2010
Страниц 37

Покупка данной работы временно недоступна.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА…………………………………………7
1.1. Психологический климат семьи и его влияние на формирование
личностных качеств ребенка………………………………………………………7
1.2. Роль родителей в жизни ребенка……………………………………………12
1.3. Значение стиля воспитания в развитии личности ребенка…………………14
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЕМЬИ В
ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА……………………………………18
2.1. Методика исследования……………………………………………………..18
2.2. Описание выборки……………………………………………………………18
2.2. Диагностика родительского отношения……………………………………19
2.3. Диагностика психологического развития детей на основе наблюдения…27
2.4. Рекомендации……………………………..…………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………37

Фрагмент работы для ознакомления

ВВЕДЕНИЕ
Среди всех гениальных изобретений человечества одно из ведущих мест занимает семья — группа людей, которая состоит из мужчины, женщины, детей и других близких родственников, которые живут вместе . Именно она является тем могучим социальным феноменом, который чаще всего объединяет людей в семейное гнездо на основе брачных и кровных взаимосвязей. Поэтому недаром говорят: когда крепкая семья, то и сильное государство.
Осуществляя семейное воспитание, родители создают условия для полноценного физического и психического становления личности, обеспечения ребенку чувства защищенности, равновесия, доверия, формируют активное, заинтересованное отношение к окружающей среде. С семьи начинается дорога и к школе.
Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития психологии существенно вырос интерес к семье. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности. Актуальным является влияние семьи на развитие личности ребенка, ведь семья для ребенка является источником самых разнообразных эмоций и переживаний.
Семья — это определенный морально — психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, о почтенном отношении к духовным и материальным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувство любви, дружбы, справедливости. По своей природе семейное воспитание основано на чувствах. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что «проводником» его является родительская любовь к детям, что вызывает соответствующие чувства детей к родителям .
Стиль семейного воспитания влияет на весь путь подрастающего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности: интеллектуально — познавательную, трудовую, целостно-ориентированную, игровую, свободного общения. Семейное воспитание имеет даже широкий временной диапазон влияния: оно продолжается на протяжении всей жизни человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Отношения благосклонности, которые возникают в семье, составляют не только основу будущих взаимоотношений ребенка с людьми, но и способствуют снижению чувства тревоги, которые возникают у ребенка в новых или стрессовых ситуациях. Главная функция семьи — обеспечение базисного чувства безопасности, гарантируя безопасность ребенке при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования .

Список литературы

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полол. — Ростов — на — Дону; Феникс, 2008. – 312 с.
2. Алексеенко Т., Назаренко А. Повлиять на ребенка, как? Семейное воспитание // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 2. — С. 10 — 11.
3. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. (Психолого — педагогические очерки). — М.: Педагогика, 2002. — С. 158 — 169.
4. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Составитель и научный редактор В.С.Мухина. — М.: Академия, 2009. — 256 с.
5. Воспитательный потенциал семьи в современных условиях. — К.: Государственный институт проблем семьи и молодежи, 2009. — С. 144-146.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии; СПб.: Союз, 2009. – 203 с.
7. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — С.186-187.
8. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 2008. — С. 121-131.
9. Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. — М.: Наука, 2006. — С. 53-84.
10. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М.: Наука, 2006. – 434 с.
11. Зеньковский В. Активность ребенка. Игры детей. Развитие волы. Развитие привычек / Зеньковский В. Психология детства. Екатеринбург, 2005. — 204 с.
12. Зиновьева М. В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие мировоззрения у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 1 — С. 37-46.
13. Кулик Л. А., Берестов Н.А. Семейное воспитание. — М.: Просвещение, 2009. — С. 82-84.
14. Макаренко А. С. Книга для родителей. — М.: Педагогика, 2008. — 300 с.
15. Осипова А.А. Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений //Общая психокоррекция: Учеб. пособие. — М.: Сфера, 2007. – 550 с.
16. Практическая психодиагностика. Методы и тесты: Уч. Пособие / Под редакц. Райгородского Д.Я. — М.: Самара, 2008. — 672 с.
17. Психология человека вот рождения к смерти / Под. редакц. А. А. Реана. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. — 614 с.
18. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение ребёнка // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Мат-лы межд. конгр. / Отв. ред. А.В. Брушлинский и др. — М.; Кострома, 2001. — С.355-358.
19. Сапоровская М.В. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. — Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. — Вып 1. — С.102-120.
20. Сатир В. Психотерапия семьи. — СПб.: Ювента, 2009. — 284 с.
21. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения.//Вопросы психологии. — 2009. — № 3. — С.3-14.
22. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М.: Изд-во МГУ, 2007. – 356 с.
23. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. — 2006. — № 1. — С.165-170.
24. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. — 2002. — № 3-4. — С. 7-13.
25. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник

Анализ взаимосвязи стиля воспитания с личностными качествами младшего школьника. Особенности взаимоотношений родителей и детей. Взаимосвязь отношений между позицией родителей и эмоциональным состоянием ребенка. Тест, опросник и анкета для родителей.

  • Рассмотрение взаимосвязи конфликтов родителей с детьми и стиля семейного воспитания. Особенности формирования и становление личности ребенка. Исследование различных стилей семейного воспитания. Деструктивное влияние родителей на личность ребенка.

    статья, добавлен 27.03.2016

  • Проблемы взаимоотношений детей и родителей, определение термина «вынужденное сиротство». Рисунок как средство познания личности ребенка. Специфика образа семьи в картине мира ребенка, оставшегося без попечения родителей и находящегося в приюте для детей.

    статья, добавлен 05.06.2018

  • Понятие эмоционального климата семьи. Проявление отношений родителей и детей. Детско-родительские отношения в неполных и полных семьях и их влияние на развития ребенка. Эмпирическое исследование отношений родителей к детям с помощью различных методов.

    курсовая работа, добавлен 20.11.2010

  • Семейные отношения родителей. Виды консультативной психологической помощи семье. Психология развития личности родителей и ребенка. Стили взаимоотношений родителей и детей. Факторы, влияющие на формирование родительских установок и стилей воспитания.

    дипломная работа, добавлен 04.01.2018

  • Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка младшего школьного возраста. Стили семейного воспитания и типы современного общения детей и родителей. Негативное влияние внутрисемейных отношений, роль воспитания в развитии самооценки.

    дипломная работа, добавлен 17.10.2010

  • Воспитательные возможности семьи в формировании личности ребенка через взаимоотношения родителей и детей. Основные стили семейного воспитания, их влияние на модель поведения ребенка. Благоприятные условия для формирования ценных качеств личности.

    доклад, добавлен 16.06.2014

  • Роль семьи в развитии личности. Типы семейных взаимоотношений и стили воспитания, их роль в формировании характера и личностных особенностей детей. Основные ошибки родителей в семейном воспитании и основы формирования гармоничных взаимоотношений.

    реферат, добавлен 27.03.2011

  • Процесс формирования определённой стратегии воспитания ребенка, определение степени выраженности творческих качеств родителей. Понятие, сущность и значение семьи в обществе. Описание, специфика авторитарного, либерального и авторитетного стиля воспитания.

    контрольная работа, добавлен 27.06.2015

  • Общая характеристика воспитательной деятельности родителей по отношению к ребенку. Рассмотрение роли семьи в формировании мировоззрения детей. Правила постоянного психологического контакта с ребенком. Изучение основных ошибок родительского воспитания.

    реферат, добавлен 25.06.2015

  • Проблема межличностных отношений в семье, психофизиологические особенности развития младшего школьного возраста. Методики для изучения отношений детей и родителей на выборке неполных семей. Влияние стиля воспитания на детей в неблагополучных семьях.

    курсовая работа, добавлен 06.07.2015

  • Источник

    Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её
    членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к
    другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие
    детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для
    эмоционального и нравственного формирования личности.

    Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В
    процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье,
    ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким
    будет ребёнок, зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь
    многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы
    поговорить о том, какую роль играют семья и школа в воспитании детей, так как
    семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий
    которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить
    полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую
    личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь
    с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

    Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и
    просветительские.

    Школа может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, она никогда
    не сможет конкурировать с семьёй.

    Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он
    сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней
    человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье закладываются основы
    личности. Она начинает формироваться у ребёнка с первых дней жизни в процессе
    близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и
    другими родственниками. Семья – социально-педагогическая группа людей,
    предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и
    самоутверждении каждого её члена. Семье принадлежит основная роль в формировании
    нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или
    разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее
    членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя
    другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья способствует
    появлению у личности образа своего “Я”.В семье формируется личность не только
    ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое “
    охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. Определяющая роль семьи
    обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни
    растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой
    обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии
    жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. Семья отражает
    и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и трудовые
    коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Всё это позволяет
    вывести определённую зависимость: успешность формирования личности
    обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на
    воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания
    личности. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления
    личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и
    государство в организации правильного воспитательного воздействия. Родители –
    первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо
    утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше
    влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем
    остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и
    учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей.
    Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение
    уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
    В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными
    контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает
    душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий.
    Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства
    материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой
    привязанности детей и родителей. Ребенок видит семью в качестве окружающих его
    близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от
    состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям
    человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды,
    строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как
    человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
    Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в
    какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной
    или неполной.

    Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать
    старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В
    общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство
    долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со
    взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают
    грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность,
    нечестность и неискренность родителей. Семья располагает благоприятными
    условиями для воспитания у детей чувства прекрасного. Это начинается у ребенка
    со знакомства с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной
    квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении
    театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с
    ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой
    ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в
    это время и происходит воспитание чувств. Большую воспита-тельную силу имеет
    эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями
    учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит
    манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть
    обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и
    всестороннего развития ребенка.

    Любовь к детям может быть разной. Именно семья является самым мощным
    средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды
    у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания,
    главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих
    детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.
    Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: “Там, где нет мудрости
    родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)”. Эта
    уродливая любовь к детям имеет много разновидностей. Вот некоторые из них:
    любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Любовь умиления – самое
    печальное в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, наивная
    любовь. К чему она может привести?

    Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом
    обществе есть понятия: “можно”, “нельзя”, “надо”. Ему кажется, что ему всё
    можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться.
    У него складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и
    другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.

    Деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребёнка с малых
    лет извращается представление о доброте, он перестаёт верить в человека и
    человечность.

    В обстановке мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек
    ожесточается.А это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей
    властью. Ребёнка нужно поощрять, нужно поощрять его желание быть хорошим.

    Любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в
    обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей
    как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных
    обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно
    внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты.

    Взаимодействия педагога с родителями.

    Участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагоги и родители.
    Поэтому очень важно, как складываются отношения между ними. Для формирования
    сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое
    целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если
    организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это
    способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между
    родителями и детьми. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и
    педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие
    взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же
    детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и
    родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов
    на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные
    задачи, пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители
    желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители – это взрослые люди,
    имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в
    решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный
    совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать
    ребенка, увидеть его в разных ситуациях, тот есть , помочь взрослым в понимании
    его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его
    негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных
    ориентаций. Определяющую роль в установлении сотруднического взаимодействия
    выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное
    доверие возможны, если педагог советует, размышляет вместе с ними,
    договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию
    необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия,
    общения педагога с родителями должна показать, что родители – союзники педагога,
    и он не может обойтись без их совета и помощи.

    Заключение.

    Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания.
    Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление
    личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет
    главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает из
    семьи.

    Основные задачи семьи состоят в том, чтобы:
    – создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
    – обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
    – передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения
    к старшим;
    – научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и
    помощь близким;
    – воспитать чувство собственного достоинства.

    Воспитательный процесс происходит каждую секунду. Всегда вспоминайте слова
    Макаренко “Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь”.
    Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно
    смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим
    поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с
    незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Иногда
    противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся
    большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем
    детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы,
    предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём
    же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда
    соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они
    видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.

    Ребёнок учится тому,
    Что видит у себя в дому.
    Родители – пример ему!
    Кто при жене и детях груб,
    Кому язык распутства люб,
    Пусть помнит, что с лихвой получит
    От них всё то, чему их учит.
    Коль видят нас и слышат дети,
    Мы за дела свои в ответе
    И за слова: легко толкнуть
    Детей на нехороший путь.
    Держи в приличии свой дом,
    Чтобы не каяться потом.
    Итак, какие же выводы можно сделать?

    1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
    2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие.
    3. Не применять к детям физических мер воздействия. Бить детей – это не
    педагогический приём, он не принесёт положительных результатов в воспитании.

    Источник