Роль семьи в развитии аномального ребенка
Александра Петрова
Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Петрова Александра Олеговна
«Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Современный период развития коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется поиском новейших путей социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социализация аномального ребенка не может быть достигнута без присоединения к этому процессу его семьи. С самого рождения человек нуждается как в физических потребностях, так и в любви, заботе и в общении с близкими людьми. Ребенок с особыми потребностями в еще большей степени зависим от его окружения. Основной проблемой семей, где появляются дети с недостатками в развитии, считать, что «ребенок с дефектом – есть непременно дефективный ребенок» [См. : Мардахаев, 2003]. Поэтому дефект начинает восприниматься как социальный вывих [См. : Мардахаев, 2003]. Действительно, дети в ОВЗ достаточно много требуют от своего окружения, практически ничего не давая взамен, однако, они могут благотворно влиять на семью. Многие родители в воспитании таких детей видят позитивные стороны, связанные с единением семьи. Основная цель семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья – не давать чувствовать себя неполноценным. Поэтому близкое окружение – это особый коллектив, который играет в воспитании главную и важнейшую роль, заключающуюся в единении ребенка с родителями.
«Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [Философский энциклопедический словарь, 1983]. «Семейное воспитание — воздействие на развивающуюся личность ребёнка со стороны семьи как некоего единого целого, включающего и его самого» [Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, 2013].
Когда в семье узнают об нарушениях в развитии своего ребенка или другом хроническом заболевании, они вступают в жизнь, полную сильных эмоциональных переживаний, трудных выборов, взаимодействия с различными специалистами и постоянной потребности в информации и услугах. Различают несколько этапов развития реакции родителей на рождение «особого ребенка» [См. : Корельская, 2013]:
·Отрицание. Первичная реакция у родителей, которые готовились к рождению здорового ребенка. Они долго не могут справиться с потрясением, не верят в поставленный диагноз. Типично многие люди думают, что дети с недостатками в развитии рождаются в асоциальных семьях, но не как не у них, в здоровой и полноценной семье. Родители начинают сомневаться в компетентности врачей, ищут других врачей, чтобы с их помощью опровергнуть диагноз, появляется ложная надежда на выздоровление ребенка. Поэтому, на данном этапе важно оказать помощь таким семьям, ведь задержка в медицинской, педагогической и психологической коррекции дефекта может привести к дальнейшим проблемам в развитии ребенка.
· Гнев. Также распространенная защитная реакция в семьях. Родители отчаиваются, начинают обвинять в проблеме как себя, друг друга, так и ребенка. На этом этапе часто один из родителей, более «слабый», чаще это оказывается мужчина, устраняется от решения проблемы и уходит из семьи.
· Чувство вины. На данном этапе семья переживает всеобщее страдание, родители начинают жалеть себя, считать, что это им наказание «за грехи»; близкие начинают искать причины, которые могли вызвать заболевание у ребенка.
· Принятие. Заключительный этап своеобразной адаптации родителей. Семья принимает диагноз своего ребенка, более того, начинает искать положительные установки для дальнейшей реабилитации.
Таким образом, появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья и трудности, с которыми сталкиваются родители, связаны с резкой переменой повседневного уклада жизни. Аналогично Н. Г. Корельская приводит типы семей по ситуации восприятия аномального ребенка [См. : Корельская, 2003]: подавленность ряда потребностей, таких как необходимость в продолжении рода, необходимость в общении; продолжительное и затяжное состояние тревоги, вызванное отсутствием перспектив на будущее, непринятием со стороны общества; проблема в сохранении семьи: опасение жены остаться одной с ребенком; материальные трудности; проблема в продолжении карьеры и самореализации; многократные психотравмирующие ситуации, которые связаны с диагнозом ребенка и проч. ; полное поглощение проблемами, связанными со здоровьем ребенка.
После принятия диагноза в семьях начинает конструироваться определенный социально-психологический климат жизни аномальных детей. Такие семьи можно разделить на определенные группы.
1. Первая группа. Типичный стиль воспитания – гиперопека. Данный стиль характеризуется чересчур заботливым отношением к ребенку. Родители пытаются защитить дитя от мнимых опасностей; у матери наблюдается повышенный уровень тревожности и нервно-психической напряженности. Родители зачастую имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своих детей с недостатками в развитии [См. : Егорова, 2002].
2. Вторая группа. Типичный стиль воспитания – гипоопека. Характеризуется снижением эмоционального контакта родителя с ребенком. Семьи уделяют излишнее внимание лечению детей, предъявляют завышенное требование к медицинскому персоналу, педагогам, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.
3. Третья группа. Типичный стиль воспитания – сотрудничество. Взаимные ответственные отношения родителей и ребенка в совместной деятельности. Как правило, данный стиль возникает, когда родители верят в успех своего дитя и сильные стороны его природы, развивают самостоятельность ребенка во взаимодействии с окружающим миром.
4. Четвертая группа. Типичный стиль воспитания – авторитаризм. Характеризуется авторитарной позицией родительской установки. Свойственны: пессимистический взгляд на будущее ребенка с ограниченными возможностями здоровья, постоянное ограничение его прав, жестокие родительские предписания. В таких семьях от детей требуют обязательного исполнения всех упражнений и заданий. При этом не учитывается двигательные, психические и интеллектуальные возможности. Часто прибегают к наказаниям.
Данные группы моделируют некие стратегии и тактики в отношении родителей к дефекту ребенка. Существуют две модели-крайности: «охранительное воспитание» ребенка с ОВЗ и «равнодушное воспитание» данных детей [См. : Егорова, 2002]. Характеризуя «охранительное воспитание», можно сказать, что представленная модель связана с переоценкой дефекта. В данном случае ребенка излишне балуют, жалеют, оберегают от мнимой опасности. Родители, выполняя всё за ребенка, думают, что совершают благо. На деле, они делают его беспомощным, совершенно не подготовленным к жизни. Ребенок не научается выполнять навыки самообслуживания, не внимателен к требованиям взрослых, не умеет вести себя в обществе, не стремится к обучению с другими детьми. Как следствие, данная модель «охранительного воспитания» создает условия для искусственного изолирования аномального ребенка от общества и подводит его к развитию эгоистической личности с преобладанием потребительской ориентации. Другая крайность – «равнодушное воспитание». Данная модель поведения родителей приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отверженности и одиночества. В таких семьях дети с ОВЗ становятся недоверчивыми, робкими, неискренними с близкими и окружающими. Несомненно, такой ребенок приспособится к обществу, но равнодушное и недоброжелательное отношение к людям будет присутствовать. Отметим, что данные модели в некой степени вредят ребенку-инвалиду. Следовательно, выходом из данной ситуации педагоги и психологи считают модель «золотой середины».
Н. Г. Корельская выделяет следующие причины ошибок в семейном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья [См. : Корельская, 2003]:
· пониженный уровень педагогических знаний родителей о психофизических и возрастных особенностях их ребенка;
· личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с их ребенком;
· позиция социума, некий «социальный барьер», способствующий «замыканию» родителей в собственных проблемах и препятствующий их преодолению.
Учитывая вышесказанное, скажем, что в современном обществе необходим поиск нового подхода при подготовке специалистов к организации педагогического сопровождения семей, имеющих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и воспитании, так же как и родители имеют не менее важную информацию, касающуюся их ребенка.
Список литературы
1. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учебное пособие / Т. В. Егорова. — Балашов: «Николаев», 2002. — 80 с.
2. Корельская, Н. Г. «Особенная» семья — «особенный» ребенок / Н. Г. Корельская. — М., 2003. – 232 с.
3. Мардахаев, Л. В. Отечественная социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. – М. : «Академия», 2003. – 384 с.
4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983: dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy
Источник
Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии
Семья ребенка с отклонениями в развитии.
Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по — другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.
Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.
Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:
1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.
2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», — говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.
3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.
4. Приспособительно — адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.
5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.
6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.
7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.
8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.
Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.
Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.
Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:
Первая группа — родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.
Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.
Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.
Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.
Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.
В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.
Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.
При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно — агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.
Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.
Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.
Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:
– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);
– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.
Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.
Источник