Роль семьи в общественном развитии ребенка

Роль семьи в общественном развитии ребенка thumbnail

Роль семьи в развитии ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения: 1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть. 2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию. 3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь) Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь) Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее. Типы семейных взаимоотношений В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 3 стиля семейного воспитания: — демократический — авторитарный — попустический При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”. При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 
о Принимать активное участие в жизни семьи; 
о Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 
о Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 
о Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 
о Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; 
о Уважать право ребенка на собственное мнение; 
о Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; 
о С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться

Источник

Библиографическое описание:

Асадуллина М. Н., Колодяжная Т. П. Роль семьи в воспитании ребенка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 93-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1879/ (дата обращения: 19.03.2020).

Семья
была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой
духовно-нравственного формирования личности ребенка и глав­нейшим
институтом воспитания, отвечающим не толь­ко за социальное
воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа
его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и
научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли
семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной
фун­кции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в
формировании личности.

Семью можно определить как
обладающую исторически определенной организацией малую социальную
группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями,
общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная
необходимость в которой обусловлена потребностью общества в
физическом и духовном воспроизводстве населения (А.Г. Харчев).

Семья в силу глубокой
специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным
фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия
семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или
запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных
коллективов.

Необходимость семейного
воспитания объясняется следующим[1]:

1. Семейное воспитание
более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание,
ибо «проводником» его является родительская любовь к
детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно в
раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к
любому другому воздействию.

3. Представляя собой малую
группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее
соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной
жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья — не
однородная, а диффе­ренцированная социальная группа, в которой
представ­лены различные возрастные, половые, а подчас и
про­фессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку
активнее проявлять свои эмоциональные и интеллек­туальные
возможности, быстрее реализовать их.

Семья является важнейшим
фактором социализа­ции не только для детей, но и для взрослых, от
нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоци­ональное и
социальное развитие человека на протяже­нии всей жизни.

Семейное
воспитание отвечает не только обще­ственной заинтересованности в
социализации личнос­ти ребенка, но и индивидуальной
заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях,
а детей — в покровительстве, защите, нравственной по­мощи со
стороны родителей.

В семейной жизни
складываются социально-био­логические, хозяйственно-бытовые,
нравственно-пра­вовые, психологические и эстетические отношения.
Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную
социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые
навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим
в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает
организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных
материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей
профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других
людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего
семьянина. [5]

Воспитание детей в семье —
дело сложное, дели­катное, требующее от родителей
заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта,
знании в области детской психологии и педагогики. Специфика
воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и
степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной
функции в семье.

Все
родители стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем это
удается. Авторитет, «сделанный» специально во имя детей,
существовать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя
навязать угрозами, роди­тельской властью. Он должен заключаться в
самих ро­дителях. Определенную роль в формировании авторитета
родителей играет их ответственное отношение к сло­ву —
приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными
по тону и содержанию.
[3]

Воспитание детей в семье
зависит от возраста роди­телей, их жизненного опыта. Стали
супруги родителями в17 лет, 25 или 35 лет — это существенно скажется
на их отношении к ребенку (возможно, нежелательному или, наоборот,
долгожданному). Чем выше уровень образования родителей, тем больше
времени они уделяют воспитанию детей. И если женщины с высоким
уровнем образования имеют мень­шее количество детей, то объяснить
это можно тем, что они, как правило, стремятся дать детям образование
не ниже своего собственного. Увеличивается и требова­тельность к
воспитанию каждого ребенка.

В каждой
семье объективно складывается определенная система воспитания. Под
системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка задач,
более или менее целенаправленная преемственность методов и приемов
воспитания, учет того, что можно и что нельзя допустить в отношении
ребенка. Родители составляют первую общественную среду ребенка.
Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого
человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями,
определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для
поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим
родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в
первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и
безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше
выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего,
эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь
– источник и гарантия благополучия человека, поддержание
душевного и телесного здоровья. [7]

Как всякий организационный
процесс, семейное воспитание предусматривает определенную
целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем
обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания
подрастающего поколения чаще всего совпадают, цели и задачи
общественного и семейного воспитания в основном также являются
идентичными, следовательно, главную цель воспитания детей в семье
составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное
богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижением
этой цели является осуществление таких задач, как физическое,
умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

В семейном воспитании
важное место занимает забота
о здоровье

ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы,
ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый
человек, способен более успешно заниматься умственным и физическим
трудом, у него обычно хорошее и бодрое настроение, он, как правило,
доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее
воспринимает красоту, и сам стремится все делать красиво. Главное –
пример родителей.

Воспитание детей в семье
необходимым компонентом включает умственное
развитие
.
Первые обращения матери к младенцу уже заключают начала умственного
воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение
книжек, стимулирование, поощрение детской любознательности, ответы на
вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. – все это
отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения,
служит важной задаче подготовки обучения в школе.

Родители
должны много внимания уделять нравственному
воспитанию

детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают
разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями
между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку
нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся
проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По
мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно
возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье
предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству,
гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости,
ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько
специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни
ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали,
повседневная практика надлежащего поведения.

Чрезвычайно ответственное
место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому
воспитанию
детей.
С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих возможностей,
стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих
играх имитировать различные виды труда. Важная задача родителей –
не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом
отношении, оказывать всяческое содействие. Доступные формы
самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка
разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение роли труда
в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение
участия в общественно полезном труде – все это весьма
существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в
будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести
пользу обществу.

Среди конкретных
направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи
немаловажную роль играет эстетическое
воспитание
.
Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует к
приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в
жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В
этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой,
совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на
музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, экскурсий по
родным местам, выставок и многое другое. Задача семьи –
воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и
активных участников его созидания во всех возможных областях и
сферах. [1]

У родителей как
воспитателей ничего не получится, если они не будут знать
особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни
было лет, — это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и
матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем
ребенке. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение
ребенка, выделение его интересов, запросов, увлечений, склонностей и
способностей, достоинств и недостатков, положительных и отрицательных
черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и
обоснованно, последовательно и планомерно влиять на формирование
личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных
сторонах и развивать их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая
негативные черты. В изучении ребенка помогут непринужденные беседы по
интересующему вопросу, наблюдение за его поведением, как дома, так и
на улице, в общественных местах, в школе, во время труда, отдыха, что
читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие
игры играет. Доверие – вот главная линия поведения отца и
матери. Очень важно, чтобы и ребенок им доверял.

Воспитание ребенка и
организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих
себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных
внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Семья
– школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их
эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений
чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно
эмоциональный
опыт.
В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство
защищенности, эмоциональной уравновешенности. Ребенок по своей
природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и
слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие
эмоциональные впечатления он получает: положительные или
отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность,
заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или
суету, взвинченность. Ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица.
Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем
здании личности. [1]

Сфера свободного времени
семьи создает возмож­ности прежде всего для воспитания детей,
духовного развития членов семьи, их психической и физической
подготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т. д. Внутрисемейное
общение в рамках межпоколенного общения (родители — дети) приобретает
черты воспи­тательной функции и предполагает совместное
осуще­ствление супругами досуговых занятий. Особенно большим
воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные
тради­ции. Ими могут быть: семейные праздники, совмест­ные
прогулки, выезды за город и др. Традиции как ос­нова, как
порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению
семейного коллектива.

Эффективность
воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со
стороны родите­лей и педагогов (воспитателей детского сада,
учителей школы).

Взаимодействие семьи и ДОУ
— важнейшее ус­ловие успеха в воспитании детей, но оно возможно в
том случае, когда воспитатели и родители становятся
еди­номышленниками, способными вовремя заметить и устранить
причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства
включения его в лично­стно и общественно значимую деятельность,
обеспечи­вающую развитие внутренних сил и нравственное
ста­новление растущего человека.
[3]

Знание общих тенденций
развития семьи и факто­ров, влияющих на социализацию личности в
семье, воспитателю необходимы знания в области социальной педагоги
для выработки стра­тегии и тактики педагогически грамотного
воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицирован­ной
психолого-педагогической и социальной помощи.

Литература:

  1. Азаров Ю.П. Семейная
    педагогика: Педагогика Любви и свобо­ды. М., 1993.

  2. Аркин Е.А. Родителям о
    воспитании. М., 1957.

  3. Арнаутова Е.П. Основы
    сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.

  4. Земска М. Семья и
    личность, М., изд. Прогресс, 1986

  5. Люблинская А.А. Очерки
    психического развития ребенка, М., изд. АПН РСФСР, 1959

  6. Семья и формирование
    личности / ред. Бодалев А. А., М., Просвещение, 1989

  7. Титаренко В.Я. Семья и
    формирование личности, М., изд. Мысль, 1987

  8. Эльконин Э.Г. Детство и
    общество, СПб, изд. Ленато, 1996

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитание детей, семейное воспитание, семья, родитель, родительская любовь, воспитательная функция, главный образ, ранний возраст, физическая подготовка.

Источник