Роль семьи в нравственном развитии ребенка
Ирина Гринева
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников.
Гринева Ирина Павловна, воспитатель
ГБДОУ №75 Приморского района
Санкт-Петербурга
«Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников»
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно — нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Она занимает основное место в воспитании ребёнка, играет огромную роль в формировании его мировоззрения, нравственных норм поведения. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А. С,Макаренко: «Семьи бывают, хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно — нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Впервые и в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей». Насколько нравственными, добрыми будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. И мы, воспитатели, должны помочь родителям в корректировке семейного воспитания.
Работая в этом направлении мы формируем у детей представление о крепкой, дружной семье, о долге перед близкими, воспитываем уважительное отношение к семье, знакомим со способами выражения заботы, уважения, благодарности, расширяем знания о родственных связях, родословной, способствуем к активному участию в хозяйственной деятельности семьи. Дети должны усвоить такие понятия, как — забота, любовь, уважение, благодарность. Это и есть семейные ценности, на которых базируется крепкая благополучная семья.
Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются, в семье уважают друг к друга.
Семейные ценности — это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей.
Конечно, воспитать без определённых приёмов и продуманных мероприятий нельзя, но без душевного контакта с ребёнком, без передачи от сердца к сердцу энергии души все эти мероприятия становятся мёртвыми и бесплодными. Поэтому В. Сухомлинский считал, что «годы детства – это прежде всего воспитание сердца».
Задача педагогов — помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на мир семьи, ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели становление духовно-нравственной личности.
Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы. На организованных встречах с родителями необходимо объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Неоценимую роль в нравственном воспитании и формировании у дошкольников направленности на мир семьи играет устное народное творчество, чтение художественной литературы. Содержание, формы и методы воспитания у детей старшего дошкольного возраста семейных ценностей весьма разнообразны. Огромную роль в формировании таких качеств как терпение, миролюбие, послушание, чувства долга и ответственности играет знакомство с народными сказками.
Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых. Основная цель таких проектов — укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей.
Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности, семейных ценностей у дошкольников, необходимо привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи. Например, помочь организовать такие проекты, как «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи».
Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние дошкольного учреждения. Однако в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели — люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.
Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Источник
Серафима Симонович
Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Аннотация. Данная статья рассматривает вопрос о роли семьи в формировании личности ребенка младшего дошкольного возраста. Семья рассматривается как главный воспитательный институт,в котором ребёнок получает информацию о мире взаимоотношений и социальном опыте.
Ключевые слова: семья, нравственное воспитание, дошкольное детство.
Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В. А. Сухомлинский
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка отчётливо обозначена в различного уровня законодательных документах.
Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Именно здесь под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Именно в семье формируются такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, проявлять активность и инициативу, быть самостоятельным. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей, начиная с раннего дошкольного возраста, к духовно-нравственным ценностям общества. Педагоги же призваны лишь развивать то, что заложено в семье.
С чего же начинается нравственное воспитание детей дошкольного возраста в семье?
В первую очередь, для полноценного воспитания каждого ребёнка требуется семья как таковая, где у каждого члена семьи должно быть свое место, свои обязанности, свои функции. У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенка необходимо приучать к послушанию. Послушание — это начало воспитания. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая создается в семье.Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку) накажут, за что получит поощрение, должна быть четкая иерархия ценностей в каждой семье. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное.
Кроме того, к одной из основных задач семьи в нравственном воспитании дошкольников относится формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. В процессе полноценного каждодневного общения родителей с ребенком воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство родителей его шалостью, оплошностью, радуется их улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. Поэтому родителям необходимо помнить, что живое общение, проявление участия и заботы по отношению к своему ребенку нельзя заменить ничем, также как нельзя ничем оправдать их отсутствие.
Предоставляя возможность детям проявить себя, тем самым родители воспитывают в детях чувство ответственности (это может быть забота о любимом питомце или растении и др.) И если у ребёнка что-либо не получается, то родители должны проявлять терпение, а не возмущаться его неумением, раздражение родителей может вредно подействовать на психику ребенка и вызывает ответное раздражение.
В раннем дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детейк активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. В воспитании этих нравственных качеств очень важен личный пример родителей. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду или пожилой женщине, не сажают ребёнка к окну и следят за тем, чтобы его никто не потревожил. И, конечно же, обязательно нужно рассказывать детям о том, как им самим в трудных жизненных обстоятельствах помогали люди.
Даже в каждодневных обычных семейных ситуациях взрослый всегда воспитывает, причем его воздействие носит многосторонний характер. Например, обучая ребенка раздеваться после прогулки, учит его умению самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирует бережное отношение к вещам, аккуратность, а подерживание порядка в комнате — уважительное отношение к труду других людей.
Эталоном поведения с другими людьми, безусловно, будут выступать семейные взаимоотношения. Ребенок с детства наблюдает за отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, положительным или отрицательным, отношений между мужчиной и женщиной, поэтому родители должны следить за собой, в первую очередь, и сразу устранить все недостатки в себе, чтобы потом не воспитать их в ребенке. Ведь ребенок учится и хорошему и плохому у родителей.
В качестве норм и образцов поведения немало важную роль играют семейные традиции. Они помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщение к которым дает каждому из них чувство сопричастности с миром коллективных ценностей.
Очень важен для воспитания ребёнка и здоровый образ жизни в семье. Отсутствие вредных привычек у родителей, пропаганда ими здорового образа жизни, занятия спортом, следование правилам личной гигиены благотворно скажется на детях, в нравственном их воспитании.
Воспитание — всегда большой труд, а нравственное воспитание — один из самых сложных видов этого труда. Каждому из нас нужно помнить, что нравственное отношение к другим людям, ценность другого человека формируется в семье. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.
Литература
Антонова Л. И., Цветкова Н. А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье / Антонова Л. И., Цветкова Н. А. — Современные гуманитарные исследования. 2006. № 1-43с.
Гладкова Ю. Проблемы взаимодействия педагога и семьи / Гладкова Ю. -Дошкольное воспитание. 2008. № 4-103 с.
Каган Е. В. Семейное воспитаниеи тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту / Каган Е. В. -Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. М., 1992.- 128 с.
Широких О., Космачёва Н. Вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций /-Дошкольное воспитание. 2008. № 4 — 42 с.
Источник