Роль семьи в коррекционном развитии ребенка
Автор: Орадченко Наталья Юрьевна
Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития. Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:
в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.
Задачи, которые ставит педагогический коллектив и логопед, работая с родителями в течение учебного года:
обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучение, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;
повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье
выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;
целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
учитывать пожелания родителей, их предложения;
познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.
В работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы и методы:
групповые собрания;
индивидуальные беседы;
консультации;
анкетирование;
наглядная агитация;
открытые занятия с детьми;
День открытых дверей;
приглашение родителей на праздники;
совместные мероприятия;
закрытые ящики и информационные корзины.
Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому необходимо привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо познакомить родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду). Это вполне достижимо, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации у логопеда. Участие родителей в коррекционном процессе очень полезно как для ребенка, так и для самих родителей.
Всесторонняя воспитательно-образовательная работа с родителями, в целях повышения их педагогической культуры, установления единства воздействия на ребенка крайне полезно. От успеха сотрудничества педагогического коллектива и родителей, имеющих ребенка с речевыми нарушениями зависит результат коррекционной работы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру и свой педагогический опыт, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранении причин трудностей в обучении.
Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
comments powered by HyperComments
Источник
РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИОННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ДЕТЕЙ
Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно возрастает, и к этому есть ряд причин. Нарушения различны по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, динамике. Дети с отклонениями нуждаются в своевременной грамотной диагностике и в коррекционном воспитании. Роль микросреды, семьи и семейного воспитания в формировании личности ребенка велика. В комплексной диагностике и коррекции отклонений в развитии ребенка семья занимает важное место.
Дефицит общения в семье приводит к незрелости эмоционально-волевой сферы ребенка, к отставанию в развитии, в интеллектуальной деятельности. Иногда при изучении семей и семейных отношений выявляются изоляция ребенка, его игнорирование, отчуждение, выраженное доминирование родителей или, наоборот, ребенка, который становится деспотом и тираном в семье; гипо- или гиперо-опека, соперничество между детьми, детьми и взрослыми, принимающие размеры детско-родительских конфликтов, агрессия внутри семьи, тревога, страх и т. д. Чрезмерный родительский контроль подавляет активность и самостоятельность ребенка, вырабатывает и закрепляет у него инфантильную систему поведения. Чрезмерные проявления родительской любви могут нанести ребенку не меньший вред, чем равнодушие к нему взрослых.
В системе психотерапевтической и психокоррекционной работы с семьей используются разные средства. Варианты семейной психокоррекционной работы разрабатываются в зависимости от категории семьи и имеющихся у ребенка проблем, с учетом эмоциональных инвариантов внутрисемейных отношений. В семье должен быть обеспечен здоровый психологический климат, должны выполняться рекомендации лечебно-оздоровительного и воспитательного характера, обеспечивающие полноценное развитие личности ребенка.
Важными являются вопросы питания, режима дня, двигательной активности ребенка, система его закаливания, общения с ним. Наряду с воспитанием гигиенических навыков для социальной адаптации важно приучать ребенка к доступной для него деятельности, к развитию навыков самообслуживания, к труду. Должна проводиться целенаправленная работа по развитию диалогической и монологической речи, по организации игр детей и с детьми. Семья — значимый фактор развития творческих способностей ребенка. Музыка, пение, танцы, рисование, спорт — каждый из этих аспектов имеет и воспитательное, и коррекционно-развивающее значение.
Для выяснения того, как родители знают своего ребенка и как они к нему относятся, можно использовать методы беседы, опроса, анкетирования. Конечно, в каждом случае такой сбор информации имеет свои «ключевые вопросы и слова». Однако можно рекомендовать и ряд вопросов общего типа:
1) Какие положительные черты ребенка вы могли бы назвать?
2) Что в его поведении вас не устраивает?
3) Умеет ли ребенок быть внимательным в учебных занятиях?
4) Как быстро он устает в процессе работы?
5) Владеет ли навыками самообслуживания? Может ли сам сохранять опрятный вид и поддерживать порядок?
6) Как развиты у него руки? Умеет ли он рисовать, лепить, работать ножницами, вышивать?
7) Можно ли сказать, что ребенок достаточно ответственен? (Не забывает о поручениях, старается вовремя их выполнить.)
8) Усвоил ли он правила поведения в общественных местах?
9) С удовольствием ли он ходит в школу?
10) Считаете ли вы его достаточно способным?
11) Считаете ли вы его достаточно подготовленным к школе?
Эти вопросы помогут понять, насколько родители интересуются жизнью ребенка и как они участвуют в этой жизни.
Тема: Как правильно общаться с ребенком
Цель: оптимизировать ресурсы для эффективного общения с ребенком.
Задачи:
1. Развитие чувства принятия собственного ребенка.
2. Отработка навыков отреагирования агрессии.
3. Расширение поведенческого репертуара родителей.
4. Активизация творческого потенциала родителей.
Оборудование и материалы: мягкая игрушка, набор метафорических карт «Дерево», доска с маркерами, листы бумаги с приемами отреагирования агрессии.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Знакомство.
— Назовите свое имя и имя своего ребенка.
3. Обсуждение правил работы в группе.
4. Объявление темы занятия.
5. Разминка.
Передача по кругу игрушки и продолжение фразы: «Когда я была маленькой…»
Основная часть
Упражнение «В гостях у сказки»
— Я читаю сказку, а вы продолжите ее.
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши – мама, папа, бабушка и дедушка – были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его, как стать синим. Красный папа – как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот….
Рефлексия.
— Какие мысли, чувства возникли у вас от сказки?
Резюме.
Каждый взрослый требует от ребенка выполнять то, что он считает нужным. А что же при этом чувствует ребенок? Он начинает защищаться. При этом он защищается, как может.
Мозговой штурм «Как защищается ребенок»
— Подумайте о способах защиты детей своего внутреннего состояния. Давайте составим список.
Игра «Обзывалки»
Часто дети используют словесную агрессию – обзывают других детей. В результате может завязаться драка. Обе стороны становятся пострадавшими.
Давайте поиграем. Передаем друг другу игрушку и при этом называем друг друга необидными словами. Это могут быть названия фруктов, овощей, цветов, деревьев и пр. Каждое обращение должно начинаться словами: «А ты…». Например: «А ты – вишня!»
В заключительном круге нужно сказать друг другу что-то приятное: «А ты – моя радость!»
Рефлексия.
В данную игру можно играть дома, чтобы учить ребенка неагрессивно общаться, а также показать свою любовь и принятие ребенка.
Упражнение «Работа с гневом».
У ребенка накапливается гнев. Это вызывает напряжение. Сдерживать его нельзя, потому что накопится столько, что потом произойдет выплеск большой силы, который принесет вред и ребенку, и окружающим. Это как воздушный шарик. Представьте, с каждым выдохом воздуха шарик становится все больше, пока не лопнет. Поэтому нужно избавляться от гнева. Выберите из списка те действия, с помощью которых можно безопасно выплеснуть накопившийся гнев.
1. Громко спеть любимую песню.
2. Пометать дротики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Использовать «стаканчик для крика», чтобы высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Пускать мыльные пузыри.
6. Устроить «бой» с боксерской грушей.
7. Полить цветы.
8. Забить несколько гвоздей в мягкую деревяшку.
9. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
10. Поиграть в «настольный футбол»
11. Постирать белье.
12. Отжаться от пола максимальное количество раз.
13. Скомкать несколько листов бумаги, а потом выбросить.
14. Слепить из пластилина обидчика, а потом сломать его.
Рефлексия.
— Что из данного упражнения явилось для вас новым, а что вы для себя уже используете?
— Есть ли у вас свои способы выплескивания гнева?
Упражнение «Попроси игрушку»
Дети иногда проявляют агрессию, не зная других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтной ситуации приемлемыми способами.
Будем работать в парах.
1) Один родитель держит в руках какой-либо предмет. Задача второго — уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет, только если захочет.
2) Упражнение выполняется аналогично, но только без слов.
Рефлексия.
— Поделитесь впечатлениями от упражнения.
— Как можно применять в жизни при воспитании ребенка этот опыт?
Заключительная часть
Рефлексия
— Поделитесь своими чувствами, мыслями по поводу нашего тренинга.
— Что полезного узнали?
— Что возьмете на вооружение?
Упражнение «Скажите приятное»
В завершение скажите друг другу приятные слова, передавая игрушку по кругу.
Прощание
Источник
Роль семьи в, коррекционном воспитание ребёнка.
В семье рождается ребенок с нарушением зрения, либо потеря зрения происходит в раннем или дошкольном возрасте. Что делать родителям? Как ухаживать, воспитывать, развивать своего ребенка? Сами родители не могут решить такое огромное количество проблем. Нужна помощь специалистов — врачей, тифлопедагогов, психологов. Традиционно квалифицированную помощь оказывают специальные детские сады. В последнее время появились различные центры развития, где родители могут получить рекомендации. Однако в детские сады и центры развития попадают, как правило, дети, имеющие моносенсорный дефект. Дошкольники с сенсорно-интеллектуальным дефектом в детских садах получают не совсем адекватную помощь. Детей со слепотой и глубокой умственной отсталостью в дошкольные учреждения стараются вообще не брать, а если и берут, то занимаются с ними, как правило, на уровне обучения самообслуживанию. Развитие и воспитание таких малышей полностью ложится на родителей, которые не могут оказать квалифицированную помощь ребенку, не имея специальных знаний и навыков.
Первый год обучения по вспомогательной программе является самым трудным как для учащихся, так и для их родителей. Ребенок должен привыкнуть к иному режиму, к требованиям учителя, к школьному зданию, начать активно взаимодействовать с новыми людьми и т.д. Чтобы процесс адаптации проходил менее болезненно, учителя должны как можно быстрее познакомиться с особенностями характера детей, их интересами, установками родителей и т.д. Для этого мы предлагаем родителям ответить на вопросы разработанной нами анкеты, проводим индивидуальные беседы, в ходе которых специалист может получить необходимую информацию о ребенке. После этого просим написать небольшое сочинение на тему «Мой ребенок» и отобразить в нем то, что родители считают для себя важным. Приведем примеры двух таких сочинений.
Основываясь на многолетнем опыте работы, мы можем условно выделить 3 основные группы родителей по их отношению к воспитанию и обучению ребенка:
1. Активные родители. Они интересуются жизнью своего ребенка, постоянно общаются с учителями, правильно понимают свои обязанности, стараются найти специальную литературу, обсуждают и решают со специалистами вопросы, связанные с обучением ребенка, выполняют рекомендации дефектологов, проявляют инициативу.
2. Пассивные родители. Они, несомненно, заботятся о своих детях, но при этом совершенно безынициативны. Требования педагога выполняются только под контролем с его стороны. Жизнь класса этих родителей не волнует, успехи детей не впечатляют.
3. Безразличные родители. Это те родители, которые привезли ребенка в интернат и на неделю забыли о нем. Они тяжело переживают непосредственное общение с детьми и, если бы была возможность оставлять детей на весь учебный год, они с радостью бы это делали.
Известно, что одним из важнейших условий правильного воспитания детей является духовная близость между ними и родителями. Иногда жизнь детей и родителей протекает как бы параллельно, независимо друг от друга. Для ребенка учитель или воспитатель становится ближе, чем его собственные родители. Нам приходилось сталкиваться с такими случаями, когда ребенок отказывался ехать домой или уезжал с большой неохотой. Задача педагога — привлечь родителей к постоянному участию в воспитании детей.
В первый год обучения мы стараемся дать родителям как можно больше информации о специфике развития ребенка с нарушением зрения и интеллекта, о способах коррекции нарушений. Наша задача — подвести родителей к осмыслению имеющегося у ребенка дефекта, что позволит правильно вести с ним работу в семье и в дальнейшем снимет многие вопросы. Мы приводим родителям слова Л.С. Выготского: «Для воспитания умственно отсталого ребенка важно знать, как он развивается, важна не сама по себе недостаточность, не сама по себе неполноценность, дефект, изъян, но реакция, возникающая… в ответ на трудность, с которой он сталкивается. Умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов, его организм, как целое, перестраивается. Личность, как целое, выравнивается, компенсируется» [1. С. 288].
С первых дней пребывания ребенка в школе и до ее окончания мы ведем честный и откровенный диалог с родителями. Мы говорим о ребенке, его проблемах, перспективах на будущее. Мы уверены, что в данном вопросе лукавство недопустимо. Родители должны знать все. Владея полной информацией, они быстрее адаптируются к существующему положению вещей, выбирают правильный путь общения с ребенком, принимают конструктивные решения.
Список литературы:
- Акатов Л. И. дети с ограниченными возможностями здоровья системе семейных отношений [Текст] // Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2004. -С. 256-288.
- Зальцман Л. М. работа с родителями детей имеющих нарушение зрения и интеллекта [Текст] / Л.М. Зальзман Дефектология.-206.- №2. С. 31-35.
Источник