Роль семьи в гармоничном развитии ребенка

Роль семьи в гармоничном развитии ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования г. Саяногорск

средняя общеобразовательная школа №1 имени 50-летия

«Красноярскгэсстрой»

655600 Республика Хакасия г. Саяногорск, Енисейский м/район,д.20

Тел. 8(39042)2-08-55

«Роль семьи в развитии гармоничной личности ребенка»

Доклад

Автор:

учитель биологии

Мартель

Марина Викторовна

Саяногорск, 2018

Человек как личность начинает развиваться в первую очередь в семье. Семья — малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Семья — направляющая сила и образец для подражания. Она играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Семья — первый коллектив, который дает ему представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. Однако в силу того, что семьи бывают разными по своим воспитательным возможностям, в педагогике употребляется понятие «воспитательный потенциал семьи», сущность которого раскрывается в содержании его основных компонентов.

Важнейшим таким компонентом являются внутрисемейные отношения, которые выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение служит одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека.

Внутрисемейные отношения — важнейший фактор превращения человека в активного участника культурной жизни общества. Для оценки внутрисемейных отношений психологи предлагают такую характеристику, как психологическая коммуникабельность семьи, включающая следующие виды внутрисемейных отношений: интеллектуальные, эмоциональные и волевые.

Интеллектуальные отношения между членами семьи определяются такими качествами, как умение быстро находить общий язык между собой, единодушно приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений, сходство интересов к книгам, музыке, театру и к другим направлениям общественной культуры.

Основными показателями эмоциональных связей и отношений служат: единство в эмоциональных переживаниях, общность эмоционального настроя, доброжелательные отношения, притяжение друг к другу, любовь и желание быть вместе, уважение к старшим в семье, проявление заботы старших о младших членах семьи.

Признаком волевых отношений является способность членов семьи к объединению усилий при преодолении трудностей и жизненных невзгод. Состояние внутри семейных отношений определяет возможность функционирования и эффективность всех компонентов воспитательного потенциала семьи.

Другими наиболее значимыми компонентами являются нравственная направленность семьи и педагогическая культура родителей, Нравственная направленность семьи характеризуется уровнем соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения. Этот параметр предполагает определение объективного содержания семейной жизни и целей, которые семья ставит, мотивов, побуждающих ее членов к деятельности, их интересов и идеалов, взглядов и убеждений.

Наличие общественно полезных целей делает семью коллективом, ячейкой общества. Когда цели семьи противоречат целям общества или являются общественно нейтральными, а тем более вредными, то такая семья не может быть названа коллективом. Условно ее можно назвать семьей-корпорацией. При слабом закреплении социальной мотивации в поведении членов семьи она превращается из временного изолированного состояния в устойчивый коллектив: создается семья-корпорация, отличающаяся семейным эгоизмом, семейным индивидуализмом по отношению к другим семьям и более широким общностям (а иногда и к обществу в целом).

В нравственной направленности семьи значительную роль играет соответствующая направленность наиболее авторитетных ее членов, в особенности родителей. Направленность семейного коллектива и воспитания определяется теми ценностями, которые приняты семьей. Они проявляются в понимании родителями целей и задач воспитания, в уровне развития у них чувства ответственности, гражданского долга перед обществом по воспитанию детей. Показательны в этом плане активность родителей в производственной и общественной деятельности, соотношение личного и общественного в поступках, мнениях и т.д.

Критериями педагогической культуры родителей служат их умение учитывать возрастные особенности детей (находить верный тон в отношениях с ними в зависимости от возраста), выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты; стремление к педагогическому самовоспитанию; регулярное посещение лекций и бесед в школе; интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и желание использовать его на практике; достижение единых требований к детям.

Таким образом, воспитательный потенциал семьи определяется тремя компонентами: психологической коммуникабельностью, нравственной направленностью, педагогической культурой родителей. Если все эти три составляющие имеют место в семье и достаточно хорошо проявляются, то можно говорить и судить о высоком воспитательном потенциале конкретной семьи.

Становление личности начинается очень рано и продолжается всю жизнь. Развитие личности ребенка и его воспитание неразрывно связано с процессом его социализации. В трудах советских и российских психологов (Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и других) основополагающим фактором, влияющим на развитие личности ребенка, указывается социальный опыт, воплощенный в предметах материального и духовного производства, который интериоризируется ребенком. Первоначальными и единственными до определенного возраста носителями этого социального опыта для ребенка являются родители. И так как первичная социализация ребенка происходит в сфере межличностных отношений с ближайшим окружением, для формирования здоровой личности важны гармоничные отношения внутри родительской семьи.

Этот факт ярко иллюстрируют слова Л.И. Божович: «Психическое развитие ребенка формирование его личности может быть понято лишь в рамках его социализации, то есть усвоения им продуктов накопленного людьми социального опыта. Но образцы, с которыми встречается в ходе своего развития ребенок, неоднозначны. Они могут представлять собой продукты творческой, созидательной деятельности людей, способствующие прогрессу общества, но они могут быть продуктом негативного опыта, представлять собой ложные взгляды и принципы, отрицательные качества личности и прочее.

Если процесс социализации происходит стихийно, неуправляемо, то нет никакой гарантии, что он будет направлен на усвоение лучших, а не худших образцов. Отсюда ясно, что социализация ребенка, весь процесс превращения его из биологического организма в психологически зрелого и морально полноценного члена общества, должен осуществляться под контролем воспитания. При этом воспитание не есть только сумма каких-то специальных мер воздействий (хотя эти меры также входят в состав воспитания), а прежде всего соответствующая организация жизни и деятельности ребенка, его взаимоотношений с окружающими людьми, всей системы его отношений к окружающей действительности».

Семью можно считать колыбелью личности. Ребенок входит в мир своих родных и перенимает все, что наполняет этот мир. В процессе взаимодействия с матерью, отцом, братьями, сестрами, бабушками, дедушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности.

Взаимоотношения детей с родителями и с другими членами семьи можно рассматривать как систему, где все части взаимодействуют друг с другом. Семья — этооткрытая самоорганизующаяся система. Такой взгляд на семью дает возможность видеть, что все в ней взаимосвязано. Системный подход позволяет постулировать ряд признаков семьи, присущих ей как системе:

1. система, как целое всегда больше, чем сумма ее элементов;

2. фактор, влияющий на семью в целом, оказывает влияние на ее каждый элемент;

3. изменение одного элемента, входящего в семейную систему влечет за собой изменение других элементов и семьи в целом.

Семья, как система чувствительна к внутренним и внешним воздействиям, а ребенок, является наиболее сензитивным элементом семейной системы.

Семья характеризуется ее функциями, определенной структурой и динамикой. Динамика семьи отражает изменение ее функций или структуры или и функций и структуры одновременно. Структура семьи (состав ее членов, связи между ними и внутрисемейная иерархия) обеспечивает ее функционирование.

Семья создается для удовлетворения определенных потребностей ее членов. Функционирование семьи позволяет реализовывать эти потребности. Важной функцией семьи является удовлетворение потребности супругов в отцовстве и материнстве, потребности в контакте с детьми, их воспитании. Воспитание детей занимает продолжительное время от рождения до начала трудовой деятельности. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. Воспитательный потенциал — это возможности семьи в формировании личности ребенка. В различных категориях семей процесс воспитания имеет свои особенности. Процесс воспитания, его стиль формируются на основании усвоенных родителями отношений «ребенок-родители» в своей родительский семье и в результате взаимодействия и взаимовлияния детей и родителей. В результате этого взаимодействия ребенок усваивает паттерны межличностных взаимоотношений, семейные традиции, обычаи, нормы поведения, моральные и нравственные принципы, которые он в свою очередь, несомненно, в том или ином виде и объеме перенесет в свою будущую семью.

Основой жизнедеятельности семьи является система вербального и невербального общения — межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия, как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмен информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния. Любые ситуации, возникающие в семье — опоздания, забывание, молчание, хлопанье дверью и т.д. являются весьма информативными и попадают под категорию общения. И ребенок в состоянии воспринимать внутрисемейную ситуацию даже в отсутствии вербальной интерпретации происходящего на основании эмоционального компонента.

Существует определенная специфика семейного воспитания, в отличие от общественного. По природе своей семейное воспитание должно быть основано на чувствах. Изначально семья, должна строиться на чувстве любви, взаимной симпатии и уважения. Если родителям удается сохранить этот эмоционально-чувственный фон, определяющий нравственную атмосферу семьи и качество взаимоотношений ее членов, то у ребенка не возникает неразрешимых проблем в приятии окружающего мира и себя, как части этого мира. Для того чтобы ребенок был счастлив его нужно просто любить.

Таким образом, семья является одним из основных факторов становления и развития личности ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения.

Для психического здоровья и эмоциональной уравновешенности ребенку необходима стабильная семейная среда. Распад семьи вследствие смерти, развода или раздельного проживания родителей всегда представляет для ребенка потрясение и может нанести ему длительную травму. Среди этиологических семейных факторов, влияющих на появления у детей неврозов первое место занимает развод родителей. Развод может стать причиной следующих психолого-педагогических проблем:

· усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду;

· нарушение социальной адаптации ;

· формирование определенных дефектов характера и поведения;

· увеличение риска асоциального поведения как реакция на предразводную ситуацию в семье, бракоразводную процедуру, а также на свой новый социальный статус;

· детская безнадзорность;

· сложности во взаимоотношениях;

· однобокое воспитание, феминизация мальчиков, нарушения полоролевой идентификации.

Расставание с одним из родителей может привести к утрате ребенком доверия к миру, ощущения безопасности, появлению чувства страха, симптомов невроза. Многие исследователи отмечают, что потрясение, каким является для ребенка развод, создает также определенные условия для его асоциального поведения. Уход родителя разрушает существующие у ребенка эмоционально-чувсвенные связи, рушиться весь мир, в котором он до этого прибывал. Этот факт не может не отразиться на развитии ребенка.

Напряженная конфликтная атмосфера, сопровождающая процесс развода родителей, действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает для него быть местом, где можно получить поддержку и утешение. Ребенок не может чувствовать себя в безопасности в мире, который рушиться. Нарушение стабильной семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В такие моменты ребенок легче поддается внешним влияниям, так как он стремятся к разрядке внутреннего напряжения .

Семья для супругов и ребенка это далеко не одно и то же. Если взрослые создают семью по собственной воле, и исходя из своих желаний, то ребенок не выбирает родителей, не решает самостоятельно вопрос о своем рождении. Он приходит уже в существующий задолго до его рождения мир. Ребенок воспринимает семью, как нечто, что существовало всегда, и будет существовать вечно. И поэтому распад семьи ребенком и его родителями воспринимается по-разному. И если для родителей развод — это болезненное, малоприятное, порой драматичное переживание, то для ребенка — это крушение его мира, под стать вселенской катастрофе. Для разводящихся гамма чувств изменяется от полной депрессии и страха за будущее до ощущения полета и долгожданной свободы. Для ребенка состояние эйфории полностью исключено, его восприятие ситуации в большей мере ориентировано на отношение родителей к разводу. Если родители воспринимают развод как трагедию и к тому же отягощают ситуацию конфликтными отношениями, то ребенок будет переживать аналогичные чувства. Лучшее, что родители могут сделать для своего ребенка, если развод все-таки неизбежен, постараться не фиксироваться на негативных моментах. Тем ни менее даже если родители сделали все возможное, чтобы помочь ребенку пережить свой разрыв, они должны быть готовы к изменениям в поведении ребенка. Развод может активизировать старые и новые обиды. Переживания ребенка могу меняться от вялой депрессии и безразличия до полного отрицания родителей и их мнения.

С уходом из семьи отца или матери дети теряют ощущение неразрывной родительской связи. Семья перестает быть для них единым целым.Дети очень остро переживают разрыв родителей, часто винят себя в этом.

Таким образом, структура семьи, которая включает в себя не только ее членов, но и внутрисемейные взаимоотношение влияет на развитие личности ребенка. Для ребенка важна вся семья и все типы семейных ролей: матери, отца, сестер, братьев. Каждый член семейной группы создает для ребенка особый тип общения.

Потребность в полной семье обусловлена еще тем фактом, что на ранних этапах своего развития у ребенка нет других способов научения кроме присоединения и подражания. Родители их взаимоотношения и их отношение к ребенку дают ребенку образцы поведения мужчины и женщины, матери и отца, мужа и жены. Уже в возрасте шести месяцев ребенок отличает людей, заботящихся о нем друг от друга, и проявляет к ним чувства и эмоции, как к людям. Между 2-мя и 3-мя годами ребенок уже осознает свой пол и соотносит свое «Я» с представлениями о людях своего и другого пола. В ролевых играх он реализует мужское и женское поведение и в первую очередь как родительское и супружеское. В этих играх уже проявляются простейшие уровни семейных установок, соответствующие общим стереотипам семьи. Подражая мужскому и женскому поведению, мальчики более эксцентричны и инструментальны в своих играх, а девочки — более концентричны и эмоциональны. В 3-5 лет ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и в играх имитирует его поведение.

Роли мужчины и женщины в воспитании ребенка различны, но по своему значению, оказываемому на его развития они равнозначны. То есть, для развития гармоничной личности важно, чтобы в воспитании ребенка принимали участие оба родителя и мать, и отец. Развитие личности ребенка облегчается, если родители служат для него положительным образцом во всех отношениях, если в становлении своей личности ребенок опирается на модели их поведения.

Подводя итог, важно отметить, что становление и развитие личности ребенка неразрывно связано с семьей. Рассматривая развитие ребенка и становление его личности, в первую очередь следует обращать внимание на процесс его социализации, который первоначально происходит в семье. Для развития личности ребенка важно наличие благоприятной семейной ситуации, любое ее функциональное или структурное нарушение сказывается на его последующем становлении как личности. Для развития собственного «Я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Из своей родительской семьи человек выходит с определенным «багажом» знаний, умений, морально-этических установок, ценностей, и от качества этого «багажа» будет зависеть, как он проживет свою жизнь.

Список литературы

  1. Психология. Учебник. – М.: Проспект, 1998. – 584с.

  2. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.: Педагогика, 1988. – 120 с.

  3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1989. – 300с.

  4. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб., 2000. – 283с.

  5. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 208с.

  6. Сидаренко Е. А. Опыт реориентационного тренинга. – СПб., 1995. – 205с.

  7. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

8. А.И.Савенков ПСИХОДИДАКТИКА Москва, 2012

Источник

Светлана Гнилицкая
Консультация «Роль семьи в развитии гармоничной личности ребенка»

Никто не станет оспаривать постулат о том, что семья является основой развитии личности ребенка, именно здесь закладываются все основные представления о социуме, в котором малышу предстоит жить. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка настолько высоко, что было бы крайне неосмотрительно полностью передоверять эту функцию воспитателям и педагогам.

Семья – это основа в развитии личности ребенка, именно в семье закладываются основные представления о социальном мире, в котором предстоит жить ребёнку. Влияние отношений внутри семьи на формирование личности ребенка столь высоко, что было бы опрометчиво полностью возлагать эту функцию педагогам и воспитателям [1, с. 7].

Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и, ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям», — писала С. А. Блохина [2, с. 11].

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Одной из важнейших функций семьи является воспитание детей — нового поколения. Это влияет на существующие в семье правила, распределение ролей между родителями и их поведение. Родителям приходится ухаживать за детьми, воспитывать их, нести за них ответственность, способствовать их развитию. Роль семьи в развитии личности ребенка и основная задача взрослых на первых порах заключается в том, чтобы заложить у малыша доверие к миру, чувство привязанности и потребность в общении.

Детско-родительские отношения занимают важную роль в целостности семьи. Влияние на развитие личности ребенка семьи очень длительно, ведь отношения родителей и детей непрерывны и в зависимости от возраста и отношения к семейным ценностям они меняются. На контакт с ребёнком влияет эмоциональное отношение родителей — наличие любви, а ответное отношение ребенка — привязанность и иные возникающие эмоции и чувства. Детско-родительские отношения обычно ставятся выше других межличностных отношений и всегда имеют огромное значение для двух сторон. Особенности этих отношений зависят от того, насколько вовлечены в них родители, насколько удовлетворяют потребности ребёнка, уделяют ему внимание ребенку, от методов воспитания, способов общения, разрешения конфликтов, от степени предоставления самостоятельности ребёнку и контроля, а также системности в воспитании [3, с. 24].

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная её членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленно применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. На тип воспитания значительное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры.

Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии ребенка обусловлено как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения, так и тем, что в них как бы фокусируется и находит своеобразное выражение все богатство общественных отношений, а стало быть, создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Выделяются следующие типы семейных взаимоотношений:

-диктат – доминирующая позиция одного из родителей, выражающаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на других членов семьи. Родители сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение,угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью;

-опека – чрезмерное внимание ребенку, освобождающее его от трудностей, избавление от «лишних» требований, забот и волнений, она сдерживает его развитие, формирует иждивенца, неприспособленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, поступкам. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома;

-мирное сосуществование – позиция родителей,придерживающихся принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети – своей. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями;

-сотрудничество – взаимодействие родителей и детей на личностном уровне, при этом имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи). Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество [6, с. 29].

Согласно другой, более традиционной классификации,существуют два стиля семейных взаимоотношений: авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его интересами и желаниями. Уже в дошкольном возрасте у таких детей, как правило, не проявляются, или проявляются слабо самостоятельность, инициативность, творчество.

При демократическом стиле взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с демократическим стилем общении участниками жизни семьи очень рано становятся и дети. Взрослые обсуждают с детьми вопросы, доступные детскому пониманию. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Демократический стиль воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей. Дети из семей с демократическим стилем взаимоотношений, как правило, более раскованны и непосредственны в общении, чем их сверстники из семей с авторитарным стилем [2, с. 17].

Негативное влияние внутрисемейных отношений на формирование гармоничной личности ребенка может возникнуть по различным причинам:

— нереализованные личные потребности, например, получения высшего образования или желаемой работы, вследствие рождения и воспитания ребенка, значительные ограничения общения, лишение сна и отдыха из-за необходимости ухода за младенцем;

-неадекватное восприятие родителями образа ребенка и преувеличение его недостатков или приписывание несуществующих. В этом случае, родители переносят свой негативный опыт и вырабатывают отвращение к родному ребенку;

-нарушение любви родителей может произойти в результате психической травмы, например, если рождение младенца или первые месяцы после рождения совпали с какими – либо трагическими событиями или утратой близкого. В этом случае все связанное с малышом, и он сам становятся напоминанием о неприятном событии;

-неадекватное отношение родителей к своему ребёнку может возникнуть у инфантильных, невротических, с эмоциональными расстройствами личностей ис патологическими чертами характера людей;

-родители могут поменять отношение к своему ребенку, если по мере роста и развития ребенок становится более активным, порывистым, недисциплинированным, хотя это иногда может быть следствием дефектов воспитания или особенностей темперамента. Родители начинают воспринимать противоположность качеств ребенка как признак слабости, задержки психического развития, незрелости, ведь ребенок не хочет становиться взрослым, т. е. таким, как сами родители. В данном случае следует понять причину разногласий в общении и расхождений в темпераменте, а также признать индивидуальность ребенка и его право быть самим собой;

-нарушение родительской любви часто может возникнуть при проблемах в супружеских отношениях и неудовлетворенности браком [9, с. 4].

Американская писательница Э. Галински, автор многих книг по воспитанию детей, выделяет в детско-родительских отношениях шесть стадий. Каждая, из которых оказывает большое влияние на ребенка, для которого семейные отношения являются залогом будущего психического здоровья.

1. Стадия формирования образа ребенка. Эта стадия начинается с момента зачатия и является основной для выработки родительской позиции. Она становится основой для влияния внутрисемейных отношений на личность ребенка, а также представлений об образце родителей, воспитании ребенка и способах взаимодействия с ним.

2. Стадия выкармливания младенца. Данная стадия продолжается от рождения и до конца первого года жизни младенца. Члены семьи учатся взаимодействию, и хотя в этот период минимально развитие личности ребенка, между родителями вырабатывается привязанность, распределяются роли в семье и формируется структура семейных ценностей.

3. Стадия авторитета. Продолжается со 2-го по 5-й годы жизни малыша. Родители обучают своего ребенка общению, многим навыкам, правилам поведения в обществе и семье. В этом периоде родители дают первые оценки своей воспитательной деятельности.

4. Стадия интерпретации. Приходится на период младшего школьного возраста ребенка. В этой стадии пересматриваются подходы родителей к воспитанию, а также функции семьи в развитии личности ребенка.

5. Стадия взаимозависимости. Совпадает эта стадия с подростковым возрастом ребенка. В этот период максимально влияние семейных отношений на развитие личности ребенка. Родителям приходится считаться с самостоятельностью и независимостью ребенка, в связи с этим в семье происходит изменение структуры власти. В этот период родители становятся для подростка либо партнерами и старшими друзьями, либо между ними возникают конфликты и противоборство.

6. Стадия расставания. Родители понимают, что их дети выросли, стали независимыми, самостоятельными и отпускают их. Они переосмысливают свою жизнь, оценивают результаты своей воспитательной деятельности и определяют то, какими они были родителями [5, с. 64].

Родители с безусловной любовью проходят через все шесть стадий воспитания ребенка. Взрослые не могут пройти первые три стадии детско-родительских отношений в семьях с нарушенными отношениями, а значит, не смогут перейти к последующим. В этих семьях ребенок не получает истинной любви, находится в постоянном нервно-психическом напряжении, не может полноценно развиваться как личность, и вследствие этого часто заболевает.

В психологии разделяют понятия отцовской и материнской любви, потому как они различаются по содержанию, происхождению и особенностям проявления. Этому посвятили свои труды всемирно известные психологи прошлого века — Э. Фромм и А. Адлер. Отец в семье оказывает влияние на социализацию личности ребенка как источник норм и правил, он имеет право требовать и контролировать их исполнение. Именно по этой причине дети старшего и подросткового возраста более спокойно воспринимают наказание от своего отца, чем от матери. Также роль отца в воспитании включает поощрение активности ребенка, которая направлена на освоение нового, достижение успехов, получение знаний. Это помогает ребенку становиться самостоятельным, развиваться и преодолевать комплекс неполноценности. Отец должен для этого показывать своим примером, как ставить перед собой цели и достигать их, преодолевать трудности, находить способы выхода из сложных ситуаций.

Мать же учит ребенка любви и умению проявлять заботу к другим. Наказание от нее ребенок всегда воспринимают как враждебность, отторжение и проявление нелюбви. Мать играет значительную роль в формировании у ребенка чувства осознания себя в этом мире, принадлежности к социуму. Именно от матери ребенок ждет безусловной любви, заботы и нежности, от нее он усваивает модели определенного поведения в обществе и семье. Взаимоотношения с матерь влияют на формирование его дружеских и других связей. Между тем мама не должна сосредотачиваться на ребенке полностью, так как другая социальная деятельность и отношения с другими членами семьи имеют большое значение.

На взаимоотношения между родителями и детьми влияют разные факторы, такие как возраст, количество детей и порядок их рождения в семье. Особенности отношений между супругами тоже оказывают воздействие на отношение супругов как отца и матери к детям разного пола. Если супруги живут в мире и согласии, то отец в полной степени занимается воспитанием детей, он способствует развитию женских качеств и поведения у дочери, а сыну помогает вырабатывать ответственность, мужество, настойчивость, самостоятельность. Если между супругами нарушена гармония, то между всеми членами семьи могут появиться различные противодействующие группировки, например отец, настраивает сына против матери или мать и дочь объединяются против отца. Семейные конфликты влияют на ребенка настолько сильно, что дети часто страдают от неврозов и недостатка любви [7, с. 19].

Нарушение отношений между супругами может вызвать у одного из родителей к ребенку противоположного пола эмоциональную холодность. Случается, так, что в сыне/дочери один из родителей ищет недостающие качества своего супруга. Например, мать в сыне ищет опору и поддержку, в итоге начинает требовать от него слишком многого, возлагать на него огромную ответственность и при этом лишает ребенка детства.

В семье, где воспитываются несколько детей, отец обычно больше уделяет внимания старшему ребенку. Он ожидает от него значительных успехов и связывает с ним свои надежды. Мать же чаще более привязана к младшему ребенку, делает ему поблажки, относится более снисходительно, случается, что и потакает во всем. Влияние этих серьёзных ошибок воспитания, может оказать огромное воздействие на развитие личности ребёнка.

Для родителей в принятии ребенка особое значение имеет его послушание. Обычно при сформированной позиции отца в семье ребенок растет дисциплинированным. В проблемных семьях и чаще растут дети с трудным характером, часто отвергаемые матерями. Это становится причиной конфликтов и психосоматических болезней, а также вносит определенные коррективы в семейные отношения.

Для здоровья ребенка крайне важны авторитет родителей и сохранение в доме гармоничных отношений. В семье ребенок перенимает опыт родителей, наследует их особенности характера и модели поведения. Для срабатывания данных механизмов социализации имеет большое значение авторитет родителей[4, с. 9].

Авторитет может быть:

• формальным, который зависит только от роли;

• функциональным, связанным с опытом родителей и их компетентностью;

личным, который основан на личностных качествах [9, с. 12].

В семьях, где слишком часты конфликты, их влияние в итоге оказывает решающее значение на формирование личности ребенка, при этом родительский авторитет неизбежно падает.

В семье на авторитет родителей влияют особенности и частота общения с ребенком, умение понимать его и помогать решать проблемы, волнующие ребенка, проявление интереса к его делам, стремление к развитию отношений. Главной шибкой родителей является попытка завоевать авторитет ребенка с помощью подкупа, высокомерия и притеснения,

Таким образом, родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает