Роль семейного воспитания в развитии личности ребенка

Роль семейного воспитания в развитии личности ребенка thumbnail

Семейное воспитание в процессе развития личности играет, пожалуй, наиважнейшую роль. Никто лучше семьи не может развить в ребенке те качества, которые будут необходимы ему в самостоятельной взрослой жизни. Главная цель семейного воспитания это обеспечение полноценной, счастливой, творческой и полезной для общества жизни будущего взрослого гражданина.

Роль семьи в воспитательном процессе

Детский сад, школа, институт являются в большей степени образовательными учреждениями, чем воспитательными.

Для развития полноценной, разносторонне развитой личности необходимо, чтобы семья обладала определенными параметрами. Существуют параметры главные и второстепенные, существенные и несущественные. Преподаватели обычно обращают внимание на такие параметры семьи ребенка, как благосостояние, полнота семьи, образование родителей. Это внешние параметры, которые не являются главными для развития личности.

Социальный статус и материальное положение семьи имеет большое значение для материального обеспечения ребенка и удовлетворения его материальных потребностей, однако на его воспитании это практически никак не отражается. Полнота семьи, то есть наличие отца, матери, бабушки и дедушки, конечно, оказывает влияние на формирование личности, но только косвенное. Совсем не единичны случаи, когда дети, у которых семья не обладала вышеперечисленными параметрами, показывали хорошие результаты в школе и добивались значительных успехов в жизни.

Главными, определяющими параметрами семьи, являются заботливое отношение родителей к детям, взаимопонимание между родителями и детьми и стремление родителей воспитать сильную и всесторонне развитую личность. Материальное благосостояние, образование родителей и полнота семьи никак не связаны с этими параметрами.

Добрые и светлые чувства, которые испытывает каждый ребенок по отношению к своим родителям, совершенно безусловны и подсознательны. Ребенок проносит эту любовь через всю свою жизнь, для него родители это единственные люди в мире, на которых он может полностью положиться. Отсутствие любви родителей к ребенку воспринимается им как предательство, которого не прощают.

Причиной неудач взрослого человека, алкоголизма, наркомании, невозможности реализовать себя в жизни является отсутствие родительской любви в детстве. У человека складывается устойчивое ощущение пустоты и одиночества, которое он заглушает любыми доступными ему способами. Мало того, если ему удается, в конце концов, добиться в жизни каких-то успехов, создать свою семью и завести детей, то к ним он не испытывает абсолютно никаких чувств.

Многие родители твердо убеждены, что ребенку нельзя показывать свою любовь, что таким образом можно избаловать его и сделать эгоистом. Это абсолютное заблуждение. Именно при отсутствии искренней любви и возникают такие неблагоприятные черты личности. Избалованность может возникать в том случае, когда любовь к ребенку пытаются заменить различными суррогатами, то есть потакание всем его капризам, задабривание подарками и так далее.

Воспитание ребенка в духе родительской любви совершенно не зависит от того, сколько времени родители проводят с ребенком, воспитывается ли он дома или в детском саду, живет ли он у бабушки или вместе с родителями. Забота и опека по-настоящему любящих родителей незримо следуют за ребенком, где бы он ни находился. Конечно же, при этом общение с ребенком должно стать для родителей не обязанностью, а психологической необходимостью.

В качестве основы заботы и опеки над ребенком служит искренняя заинтересованность родителей буквально во всех изменениях и событиях в жизни ребенка. У каждого родителя существуют собственные представления о взаимодействии со своим ребенком, однако есть определенные правила, которые нельзя игнорировать. Прежде всего, это обязательный диалог родителя с ребенком, в котором ребенок выступает полноправным собеседником, а не безмолвным слушателем наставлений или допрашиваемым подозреваемым.

Развивать свою родительскую любовь к детям лучше всего с самого раннего детства, с пеленок. Это время является самым важным для становления маленькой личности из беспомощного живого комочка. Если упустить этот момент, то можно потерять навсегда ту тонкую, но очень прочную нить, которая связывает ребенка с его родителями.

Выводы

В зависимости от того, существует ли между родителями и детьми искренняя любовь и в какой именно степени, каждый родитель по-своему формирует стиль своего семейного воспитания. Это может быть воспитание, построенное на полном доверии, авторитарный стиль или полное попустительство. В различных стилях воспитания существуют свои преимущества и недостатки. О них мы поговорим в следующий раз.

Источник

надежда кузнецова
Роль семейного воспитания в развитии личности ребенка

«Роль семейного воспитания в развитии личности ребенка»

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. -Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Стили современного воспитания

Авторитарный стиль.

Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, при этом наблюдается низкий уровень вербальной коммуникации, применяются наказания, запреты

и требования отличаются ригидностью и жестокостью. Формируется зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрировали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Либеральный стиль.

Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.

Демократический стиль.

Демократические родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности, нравственности и желания воспитать их такими, какими являются сами родители.

По данным многих исследовании, воспитательные стили родителей оказывают влияние на формирование личности, которая просматривается на уровне черт, личной зрелости, семантической структуры обыденного сознания. Так, на уровне черт установлена значимая зависимость между воспитательными принципами обоих родителей и теми структурами личности, которые ответственны за уровень психологического здоровья, эмоциональное состояние, регуляцию поведения и социальную адаптацию. Девочки оказались более чувствительными к агрессивному стилю материнского руководства. На уровне черт это выражается в повышенном уровне агрессивности, создающем предпосылки для импульсивного поведения. На уровне обыденного сознания – в появлении противоречивой картины мира, когда образ матери представляется как «хороший», но отталкивающий. Роль отца оказалась решающей в принятии девушками ценностей самоактуализации, в принятии женской идентичности и инструментальных ценностей, позволяющих реализовать собственные цели, отстаивая собственные интересы. Директивный стиль отца оказывает наибольшее влияние на эффективное состояние девушек (повышение уровня депрессивности, лабильности эмоциональных состояний). Девушки, негативно оценивавшие воспитательные принципы обоих родителей обладают большей когнитивной сложностью, которая обеспечивает личности невротическую защиту. Негативное отношение отца ведет к формированию выраженных оборонительных реакций, воспитывая в девушках стремление к борьбе.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка-это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка и демократичность в отношениях с ним.

Источник

Светлана Волобуева
Статья «Роль семьи в воспитании личности ребенка»

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Относись к своему ребенку, как к лучшему гостю в доме, гласит индийская пословица.

Семья – колыбель духовного рождения человека. Калейдоскоп отношений между членами внутри семьи, прозрачность и легкость чувств, которые они питают друг к другу, многообразие различных форм проявления этих чувств, быстрое реагирование на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Семья – это начало всех начал, первый настоящий коллектив в жизни маленького человека. В процессе становления личности семье отводится главенствующая роль. Именно в семье, ещё в дошкольном возрасте формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет маленький человечек, зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь многогранна. Я еще не встречала в своей жизни ни одной семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы немного сказать о том, какую роль играет семья в воспитании детей, так как семья является первичным институтом в процессе воспитания ребёнка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы воспитатели и родители действовали как одно целое, отдавая детям свою доброту, опыт и знания.

Перед дошкольным образовательным учреждением стоит много задач: и воспитательные, и образовательные, и просветительские.

ДОУ может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, разобраться с трудностями, возникающими на том или ином этапе становления личности ребенка, но никогда не сможет конкурировать с семьёй.

Как я уже говорила,семья является первым и главным институтом воспитания. Всё то, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Значимость семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье зарождаются основы личности. Она начинает свое формирование с первых дней жизни ребенка в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для успешной адаптации ребенка в обществе, закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья, в которой переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей, является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. Семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе растущей личности и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка социальному опыту, который накопило человечество, культуре родной страны, ее нравственным ценностям, гражданским идеалам, национальным традициям – прямая функция родителей. Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании. Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Воспитание детей в семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на него заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров — все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

. Семья способствует появлению у личности образа своего “Я”. Именно в семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое “ охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. Всё это позволяет вывести определённую зависимость: благополучное формирование личности обусловливается, прежде всего, семьёй. Чем выше и чище отношения в семье, тем лучше влияет она на воспитание, а значит, будет выше и результат физического, нравственного, трудового воспитания личности.

Воспитание в семье — это кусочек Большой жизни. Поведение родителей и их чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Сегодня родитель может быть ласковым и нежным, завтра — быть в суровой ярости.

Все родители разные, у каждого — свой индивидуальный родительский стиль. Отношения с ребенком — тоже индивидуальны и неповторимы.

Хочет того родитель или нет, но большое значение для ребенка имеет социальный статус самого родителя. Богатый родитель, или родитель, обладающий значимыми для общества достижениями в области культуры, науки или техники, или родитель, занимающий высокую должность, обычно пользуется большим авторитетом у собственного ребенка. При этом такой родитель обычно является предметом гордости ребенка. Соответственно и слова уважаемого родителя будут более цениться.

Хотя чрезмерная воспитательная уверенность, как было сказано выше, вредна, тем не менее, хороший родитель это еще и целеустремленный родитель. То есть тот, кто более-менее представляет, каков должен быть желаемый результат воспитания.

Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. -Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей. Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от того, какой состав имеет семья, от внутрисемейных отношений между членами семьи, а также к окружающим людям, человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои взаимоотношения с окружающими. По какому пути пойдет ребенок, как он будет в дальнейшем строить свою карьеру. Какой личностью он станет в обществе – все это во многом зависит от отношений в семье, взаимного уважения между членами семьи. Семья, где чтутся традиции, соблюдаются нормы общества и общественных отношений, сможет воспитать достойного гражданина своей страны.

Семья является начальной школой для ребенка, в которой он постигает все самые важные и главные азы общения. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети являются своеобразным индикатором: очень четко могут определить недоверие,обман, неискренность со стороны родителей и близких членов семьи. Именно в этот период ребенка необходимо окружить вниманием и заботой. С большим терпением отвечать на задаваемые вопросы, формулируя свои ответы таким образом, чтобы малышу было интересно и понятно. Чтобы весь мир вокруг него становился ближе, приобретая новые краски. В семье находится большой потенциал для воспитания у детей чувства прекрасного. Это начинается у ребенка со знакомства с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. В процессе своей жизни ребенок получает новую порцию в эстетическом воспитании, посещая театры, музеи, совершая встречи с природой, любуясь ее неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в это время и происходит воспитание чувств. В эстетическом воспитании большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка.

Таким образом, семья является самой важной средой в процессе формирования личности и институтом воспитания. Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает в семье.

Задачи семьи состоят в том,чтобы создать благоприятные условия для роста и развития ребёнка, обеспечить социально-экономическую и

психологическую защиту ребёнка, передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим, научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким, воспитать чувство собственного достоинства.

Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Малыш ежесекундно смотрит на взрослого, впитывает в себя ту информацию, которую он дает своим поведением. В процессе воспитания ребенка важно все – речь, манеры, стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми.

Источник