Роль семейного чтения в развитии ребенка дошкольного возраста
«Роль семейного чтения в развитии ребенка»
Цель: Осмысление родителями важности семейного чтения и формирования обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению ребенка.
Пусть вас не удивляет идея посвятить родительское собрание детскому чтению, а особенно роли семейного чтения.
Именно в детском возрасте определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто нет. Поэтому на этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.
Способность тщательно переваривать в мозгу информацию и анализировать ее, можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Пересказ учит анализировать текст. Чтение развивает воображение – ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.
Таким образом, необходимо с дошкольного возраста приобщать ребенка к книге. Воспитывать внимательного слушателя, умеющего принять нужную информацию, переработать ее.
Ни для кого, ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Дошкольный возраст – это благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению.
Значение книг и семейного чтения:
- Книга объединяет поколения.
Книги помогают развивать особую связь между ребенком и родителями. Процесс совместного чтения способствует духовному обогащению родителей и детей.
- Развивает речь.
Благодаря чтению развивается речь ребенка и его словарный запас. Книга учить ребенка выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Умение грамотно строить предложения.
- Развивает навыки слушания.
Книги воспитывают внимательного слушателя, умеющего принять нужную информацию, перераьотать ее, способствуют формированию у детей способности активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Следовательно, у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
- Развивают воображение.
Работа с книгой стимулирует творческое воображение и фантазию. Чем больше мы читаем ребенку, тем больше у него развивается воображение. Учит детей мыслить образами.
- Развивает мышление.
Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Для развития логического мышления можно использовать сказки Д. Биссета, Д. Родари, В. Сутеева и др.
- Расширяют кругозор.
Из книг и журналов ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории т.е. обо всем что его интересует.
- Книга будит эмоции.
Слушая, либо читая книгу, ребенок учится сопереживать, радоваться, удивляться, сострадать.
- Книги и чтение их – ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвеженок-невежа» А.Барто, «Волшебное слово» Л.Осеевой, стихотворение С.Маршака «Медведя лет 5-6 учили, как себя вести…» и многие другие – это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер.
- Книга воспитывает личность и формирует нравственные качества.
Т.о. роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, предает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.
Как привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?
- Читайте сами. Дети должны видеть родителей читающими(подражательная способность ребенка «срабатывает» в такой ситуации на результат)
- При выборе книг обратите внимание на иллюстрации, они должны быть максимально реалистичны.
- Систематически читайте ребенку.
- Чтение должно проходить в спокойной обстановке.
- Во время чтения обратите внимание на следующие рекомендации:
— читайте с выражением, меняя интонации в зависимости от персонажа;
— как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту. Это повысит интерес у ребенка;
- Обсуждайте прочитанную книгу с ребенком.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
- Воспитывайте бережное отношение к книге.
- Рисуйте по мотивам прочитанных книг.
Источник
Елена Земская
Консультация для родителей «Роль семейного чтения в формировании интереса у ребёнка к книгам»
Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном, не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества.
Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтобы расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.
Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух,то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.
Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.
Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.
Зачем же читать детям книги?
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.
Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью. И совместное чтение дает такую возможность.
Какие же аспекты развития ребенка затрагиваются в процессе совместного чтения?
Удовлетворение потребности в безопасности
Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.
Значимость своего «Я» и своих интересов
Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).
Формирование ценностей
Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.
Разрядка значимых переживаний
Книга – это и средство разрядки переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком, если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.
Обучение новым или необходимым моделям поведения
Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.
Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?
Первые книги читают родители, воспитатели, родные – в общем, взрослые. И от того, как именно представят малышам чтение папа с мамой и другие значимые люди, зависит дальнейший диалог маленького читателя и книги.
Некоторые дети потом, после прочтения книги даже играют в чтение. Водят пальчиком по строчкам в книжке и делают вид, что «читают». Это хороший знак – значит ребенку интересна книга, и он хочет научиться читать самостоятельно.
— Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
— Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Обсуждайте прочитанное с ребенком. Пусть это станет игрой – подумать вместе, а что именно происходит с главными героями, что стало причиной и как, скорее всего, будут развиваться события дальше.
-При этом надо замечать, какие у ребенка потребности и интересы. Мальчики читают «про машинки», девочки – «про куколок», и у каждого ребенка есть свои желания и свои значимые персонажи.
-Книги по интересам особенно важны для дошкольников. Ведь они еще неусидчивы, не способны что-либо делать по чувству долга. А значит, в книжный магазин нужно идти только с ребенком!
Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи.
Источник
Юлия Мартыненко
Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»
Родительское собрание
«Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Кучеренко Ю. В.
Цель: содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книге, помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей.
Задачи:
• Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
• Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
• Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.
План проведения:
1. Доклад «Развитие интереса к художественной литературе».
2. Викторина «Мы — читающая семья».
3. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
4. Разное
Ход собрания:
Звучит музыка, родители проходят на места.
1. Выступление воспитателя.
Добрый вечер уважаемые родители тема нашего собрания «Роль чтения художественной литературы в жизни ребёнка». Сегодня очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке талант читателя. Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, художественное произведение до них доносит педагог, родители. Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о традициях. Дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение. Сегодня, когда дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Семейное чтение для детей — это ещё и общение с родителями. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный момент и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно прижаться к маме, слышать её голос, вместе с мамой сопереживать любимым героям. Когда ребёнок устал или болен, нет ничего лучше такого чтения- общения. Во многих семьях есть прекрасная традиция успокающего чтения на ночь. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. И помните, книги – это наши друзья и верные помощники. Они помогает нам лучше узнать и понять друг друга. Слушая книги, дети учатся, думать, мечтать, на вопросы ответ получать. Каждый раз, что-нибудь узнают, окружающий мир познают.
2. А сейчас я предлагаю вам, дорогие родители, проявить свои знания в детской литературепринять участие в конкурсах: «Мы — читающая семья». Нужно разделиться на две команды «Знайки» и «Читайки».
1) Литературная викторина:
Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки кто герои этой сказки? (Три медведя.)
Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)
Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей, и однажды из болота вытащил он бегемота. Он известен, знаменит это. (доктор Айболит).
С букварем шагает в школу деревянный мальчуган. Попадает вместо школы в полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)
На сметане» мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился. (Колобок).
Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)
Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью» (Емеля.)
Многим долго неизвестный стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной мальчик – луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, он зовётся… (Чиполлино)
2)Аукцион поговорок о книге и чтении.
Ведущий. Наш русский народ издавна ценил меткое слово, находчивый ум. Так до нашего времени и дошла народная мудрость, выраженная в поговорках. Итак, кто последним назовет поговорку о книге, чтении, тот и победит.
3)Конкурс чтецов
«Продолжи стихотворение».
а) Глубокоуважаемый!
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый!
Глубокоуважатый!
(Во что бы то ни стало, мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвая Вокзай остановить?
С. Маршак,
б) У меня зазвонил телефон…
(Кто говорит? — Слон К. Чуковский,
в) Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал
(Николай ногой качал. Дело было вечером, делать было нечего С. Михалков) ,
г) Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет
(Он бежит себе в волнах на поднятых парусах,
мимо острова крутого, мимо берега большого
А. С. Пушкин)
4)Конкурс «Кто здесь был и что забыл?».
Каждая команда получает вещи (или картинки) и стараются в течение 2 минут определить произведение, из которых они взяты, назвать автора.
1. Телефон («Телефон» К. Чуковского,
2. Монетка («Муха-Цокотуха» КЧуковский,
3)Мыло, полотенце («Мойдодыр» К. Чуковский,
3. Зайчик («Игрушки» А. Барто,
4)Мячик («Наша Таня» А. Барто)
5)Поэтический турнир. Команды получают задание –сочинить по данным рифмам стихотворные строчки: читают — листают, листочки — цветочки.
6) Игра «Собери иллюстрацию к сказке»
Жюри подводит итоги, награждает команду победительницу
Воспитатель: закончен конкурс, он у нас рассчитан лишь на час, но вы читающий народ любите книгу круглый год. 3. Решения родительского собрания:
1. Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению,направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное. 2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения. 3. Провести акцию в группе «Книга в подарок».
Источник
Роль семьи в развитии интереса ребенка к чтению
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация значительно изменилась. В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка.
Чтение — это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Три составляющих – семья, школа, библиотека, создают окружение формирующие человека читающего. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказываются на ребёнке в целом.
С первых же дней пребывания ребёнка в школе начинается кропотливая, целенаправленная работа по привитию детям
интереса к книге и чтению. К концу 2 четверти все дети моего класса научились читать. Одни учащиеся читают целыми словами и выразительно, другие – по слогам. Но самое главное, я заметила, что особого интереса к чтению, ребята не проявляют, читают только по школьной программе. В чём же дело? Среди родителей была проведена анкета: «Любит ли читать ваш ребёнок ?» По результатам анкетирования получилась такая картина: 50%-родителей читают ребёнку вслух, 28%-никогда не читают, 22%-редко читают. Как видно, лишь половина уделяют этому вопросу должное внимание, не считают это важным. Дело в том, что, едва ребёнок овладевает грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У ребёнка ещё слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Читать надо детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником. Судя по результатам анкетирования, подавляющее большинство (69 %) родителей обсуждают прочитанное с детьми. Наряду с ними 28% не делают этого и 3% обсуждают, но редко. Только 30 %-семей практикуют совместные чтения. Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно.
Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке было замечено: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, -родители пример ему». На ребенка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если они вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, то вряд ли их дети будут любить читать. Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его — привычка ребёнка читать. Семья – начало детского чтения. Читают родители — читает ребёнок. Семейная среда, (её моральный климат, приоритет книги, обобщение по поводу прочитанного) воспитывает внутреннюю потребность в чтении, определяет жизненный путь.
Семейное чтение играет главенствующую роль в приобщении к книжной культуре, сближает родителей и детей. Помогает лучше узнать ребёнка, понять его интересы и увлечения. Трудное дело-работа с родителями, но важное. Необходимо помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания школьников, как залог учебного, а за тем и жизненного успеха, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей. Поэтому надо просвещать родителей, чтобы детское чтение не превращалось в пытку, а было трудом души.
Так в первом классе я провела собрание на тему: «Как воспитать читателя?», на котором родители получили рекомендации по развитию читательского интереса. Так же родители моего класса приняли участие в подготовке праздника «Прощание с Азбукой». На последнем родительском собрании в конце первого класса, я планирую рассказать о том, как организовать домашнее чтение в каникулярное время, будет рекомендован список литературы для чтения летом. Во втором классе запланировано проведение конкурса: « Мама, папа, я – читающая семья». Вот так совместно с родителями мы повышаем активность, пробуждаем интерес к чтению.
Теоретически все хорошо понимают, что и как надо делать, но потом до дела так, и не доходит. Все знают: чтобы воспитать в ребенке привычку к чтению, взрослому надо читать самому, читать ребенку вслух, читать с ним по очереди. Тогда в один прекрасный день он согласится с героем знаменитой «Читалочки» Валентина Берестова: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти» . Народная мудрость гласит: «Проблемы наших детей — продолжение наших, только они более заметны. Родитель сделает — ребёнок повторит».
Источник