Роль семейного чтения в развитии ребенка

«Роль семейного чтения в развитии ребенка»

Цель: Осмысление родителями важности семейного чтения и формирования обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению ребенка.

Пусть вас не удивляет идея посвятить родительское собрание детскому чтению, а особенно роли семейного чтения.

Именно в детском возрасте определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто нет. Поэтому на этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.

Способность тщательно переваривать  в мозгу информацию и анализировать ее, можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Пересказ учит анализировать текст. Чтение развивает воображение – ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.

Таким образом, необходимо с дошкольного возраста приобщать ребенка к книге. Воспитывать внимательного слушателя, умеющего принять нужную информацию, переработать ее.

Ни для кого, ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Дошкольный возраст – это благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению.

Значение книг и семейного чтения:

  1. Книга объединяет поколения.

Книги помогают развивать особую связь между ребенком и родителями. Процесс совместного чтения способствует духовному обогащению родителей и детей.

  1. Развивает речь.

Благодаря чтению развивается речь  ребенка и его словарный запас. Книга учить ребенка выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Умение грамотно строить предложения.

  1. Развивает навыки слушания.

Книги воспитывают внимательного слушателя, умеющего принять нужную информацию, перераьотать ее, способствуют формированию у детей способности активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Следовательно, у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

  1. Развивают воображение.

Работа с книгой стимулирует творческое воображение и фантазию. Чем больше мы читаем ребенку, тем больше у него развивается воображение. Учит детей мыслить образами.

  1. Развивает мышление.

Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Для развития логического мышления можно использовать сказки Д. Биссета, Д. Родари, В. Сутеева и др.

  1. Расширяют кругозор.

Из книг и журналов ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории т.е. обо всем что его интересует.

  1. Книга будит эмоции.

Слушая, либо читая книгу, ребенок учится сопереживать, радоваться, удивляться, сострадать.

  1. Книги и чтение их – ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвеженок-невежа» А.Барто, «Волшебное слово» Л.Осеевой, стихотворение С.Маршака «Медведя лет 5-6 учили, как себя вести…» и многие другие – это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер.
  2. Книга воспитывает личность и формирует нравственные качества.

Т.о. роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, предает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Как привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?

  1. Читайте сами. Дети должны видеть родителей читающими(подражательная способность ребенка «срабатывает» в такой ситуации на результат)
  2. При выборе книг обратите внимание на иллюстрации, они должны быть максимально реалистичны.
  3. Систематически читайте ребенку.
  4. Чтение должно проходить в спокойной обстановке.
  5. Во время чтения обратите внимание на следующие рекомендации:

— читайте с выражением, меняя интонации в зависимости от персонажа;

— как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту.  Это повысит интерес у ребенка;

  1. Обсуждайте прочитанную книгу с ребенком.
  2. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  3. Воспитывайте бережное отношение к книге.
  4. Рисуйте по мотивам прочитанных книг.

Источник

Доклад на родительском собрании :

«РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА У РЕБЁНКА К КНИГАМ».

Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения, в частности), и формирования, педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.

Задачи:

 1. Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.

 2.Осмысление важности приобщения ребёнка к систематическому осознанному чтению.

3. Освоение родителями приёмов развития техники, осознанности и интереса к нему.

Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.

      Формирование духовной культуры личности  всегда осуществляется через чтение. Книга служит  не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.
        В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками чтения, вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание».
       А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей помощи?  Вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберемся. Что такое семейное чтение, и почему специалисты говорят о необходимости возрождения традиции семейного чтения.

 Отношение к книге и чтению  зависит не только от психологических и индивидуальных эмоциональных особенностей личности, но и от эпохи, исторической ситуации, от национальной культуры, т.е. от совершенно объективных социально-исторических предпосылок. Для России отношение к книге в течение долгого времени было знаковым понятием.
         В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям.
Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета – выпуск новостей. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения?
        Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?  

Современный мир – это огромный поток различной информации. Чтобы разобраться в ней, отделить нужную информацию от ненужной, полезную от бесполезной, а иногда и вредной, ребёнку необходимо хорошо читать. Что значит хорошо читать? Это читать с оптимальной скоростью и осознанно, понимая прочитанное. Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи. Именно такое чтение даёт возможность для успешного обучения и в начальной школе, и при переходе в основную школу.  А чтобы чтение было именно таким, ребёнок должен любить читать.  Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из вас наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок любил читать. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста.

Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Кроме того, в век новых технологий книги остаются и останутся не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают:

— интеллектуальное и эмоциональное развитие;

— развитие языка

— влияют на социализацию личности.

— социальное и образовательное развитие;

Книга будит эмоции. Ещё И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным  и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется,  сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стёкла , чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки», — говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального «голода».  

Чтение повышает интеллект. Вспомните статистику. Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% посредством чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте, чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня – это способ соответствовать времени, его скоростям и жёстким требованиям. Причём скорость и уровень восприятия чтения нужно всё время повышать.

Чтение помогает в учёбе.Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной  выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания.  И, безусловно, если ребёнок  читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это — первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребёнку формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.В обращении с ребенком помните народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.  0@8B5 A2>5@>H85 :=838 A 40@AB25==>9 =04?8ALN, 4>1@K65;0=8O4K MB> AB0=5B AG0AB;82K @>4=> B@048F8OE, 4>@>38E 8 1;87:8E ;N4OE.

И пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик будет уметь, и любить читать.

Анкетирование родителей.

  • Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
  • Сколько времени он проводит за книгой?
  • Какие книги он предпочитает?
  • Как Вы поощряете его читательские стремления?
  • Дарите ли Вы своему ребёнку книги?
  • Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком прочитанное?
  • Считаете ли Вы себя активным читателем?
  • Являетесь ли ВЫ примером для своего ребёнка в чтении книг?
  • У   Вас есть домашняя библиотека?
  • Как Вы считаете, может ли человек жить без книги?

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Источник

Елена Земская
Консультация для родителей «Роль семейного чтения в формировании интереса у ребёнка к книгам»

Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном, не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества.

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтобы расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.

Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.

Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.

Зачем же читать детям книги?

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.

Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью. И совместное чтение дает такую возможность.

Какие же аспекты развития ребенка затрагиваются в процессе совместного чтения?

Удовлетворение потребности в безопасности

Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

Значимость своего «Я» и своих интересов

Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).

Формирование ценностей

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

Разрядка значимых переживаний

Книга – это и средство разрядки переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком, если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.

Обучение новым или необходимым моделям поведения

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?

Первые книги читают родители, воспитатели, родные – в общем, взрослые. И от того, как именно представят малышам чтение папа с мамой и другие значимые люди, зависит дальнейший диалог маленького читателя и книги.

Некоторые дети потом, после прочтения книги даже играют в чтение. Водят пальчиком по строчкам в книжке и делают вид, что «читают». Это хороший знак – значит ребенку интересна книга, и он хочет научиться читать самостоятельно.

— Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?

— Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Обсуждайте прочитанное с ребенком. Пусть это станет игрой – подумать вместе, а что именно происходит с главными героями, что стало причиной и как, скорее всего, будут развиваться события дальше.

-При этом надо замечать, какие у ребенка потребности и интересы. Мальчики читают «про машинки», девочки – «про куколок», и у каждого ребенка есть свои желания и свои значимые персонажи.

Книги по интересам особенно важны для дошкольников. Ведь они еще неусидчивы, не способны что-либо делать по чувству долга. А значит, в книжный магазин нужно идти только с ребенком!

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи.

Источник