Роль самоуправления в развитии личности ребенка

Роль самоуправления в развитии личности ребенка thumbnail

РОЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО СМАМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

О.Е.Ковалева

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, дети организовывают своих товарищей на выполнение заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. А, как известно, всякая деятельность человека является своего рода упражнением его сил и способностей, и, следовательно, вызывает определенное их развитие. Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. А ведь  «воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке воспитанников к участию в общественном самоуправлении, в формировании у детей важнейших качеств нового человека»  

 В ходе включения учащихся в школьное самоуправление, у них формируется научное управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений, как:

— анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;

— предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;

— оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;

— анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;

— аргументировано и логично отстаивать свое мнение;

— объективно оценивать свои действия, действия органов самоуправления;

— определять перспективы развития самоуправления, планировать работу с учетом этих перспектив;

— устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

«Если школьник пассивен, бездеятелен, от его управленческих знаний и умений, информированности мало. Высокая управленческая культура школьника невозможна без высокой общественно-политической активности и гражданской социальной зрелости».  

Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

формируется и такое важное качество, как принципиальностью во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.

Характеризуя свой воспитательный идеал, А.С.Макаренко писал: «Он (ученик) должен уметь подчиняться товарищу и должен уметь приказывать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным – в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закален, он должен владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив, и наказание»   Самоуправление является лучшей школой воспитания таких качеств. Ведь они  будут закономерным результатом организованных педагогами отношений и деятельности учащихся в органах самоуправления.

Участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.

Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребенком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности. И воспитательное значение ученического самоуправления как раз заключается в создании практически неограниченных возможностей для упражнения коллектива и каждой личности в социальном поведении.

 Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. «Там, где педагоги устраняются от серьезной работы по руководству ученическим самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожиданиям. При неправильной постановке самоуправления могут возникнуть у детей, его непосредственных участников, такие отрицательные качества, как зазнайство, высокомерие, формальное отношение к делу, индивидуализм»  Непосредственные причины тому могут быть разными: неправильное осуществление выборности, отсутствие отчетности отдельных органов перед другими, ослабление или полное отсутствие педагогического руководства.

Поэтому важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развертывании детского самоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся, последовательное проведение воспитателями основных требований к системе школьного самоуправления.

 Именно самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка.

Участие подростков в работе органов самоуправления — это   возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

Источник

РОЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, дети организовывают своих товарищей на выполнение заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. А, как известно, всякая деятельность человека является своего рода упражнением его сил и способностей, и, следовательно, вызывает определенное их развитие. Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. А ведь  «воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке воспитанников к участию в общественном самоуправлении, в формировании у детей важнейших качеств нового человека»  

 В ходе включения учащихся в школьное самоуправление, у них формируется научное управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений, как:

— анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;

— предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;

— оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;

— анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;

— аргументировано и логично отстаивать свое мнение;

 объективно оценивать свои действия, действия органов самоуправления;

 определять перспективы развития самоуправления, планировать работу с учетом этих перспектив;

— устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

«Если школьник пассивен, бездеятелен, от его управленческих знаний и умений, информированности мало. Высокая управленческая культура школьника невозможна без высокой общественно-политической активности и гражданской социальной зрелости».  

Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

формируется и такое важное качество, как принципиальностью во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.

Характеризуя свой воспитательный идеал, А.С.Макаренко писал: «Он (ученик) должен уметь подчиняться товарищу и должен уметь приказывать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным – в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закален, он должен владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив, и наказание»   Самоуправление является лучшей школой воспитания таких качеств. Ведь они  будут закономерным результатом организованных педагогами отношений и деятельности учащихся в органах самоуправления.

Участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.

Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребенком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности. И воспитательное значение ученического самоуправления как раз заключается в создании практически неограниченных возможностей для упражнения коллектива и каждой личности в социальном поведении.

 Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. «Там, где педагоги устраняются от серьезной работы по руководству ученическим самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожиданиям. При неправильной постановке самоуправления могут возникнуть у детей, его непосредственных участников, такие отрицательные качества, как зазнайство, высокомерие, формальное отношение к делу, индивидуализм»  Непосредственные причины тому могут быть разными: неправильное осуществление выборности, отсутствие отчетности отдельных органов перед другими, ослабление или полное отсутствие педагогического руководства.

Поэтому важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развертывании детского самоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся, последовательное проведение воспитателями основных требований к системе школьного самоуправления.

 Именно самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка.

Участие подростков в работе органов самоуправления — это   возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

Источник

      МБОУ «Чамзинская средняя общеобразовательная школа №2»

ДОКЛАД

«Влияние

ученического самоуправления

 на развитие личности

ребенка»

ПОДГОТОВИЛА: классный руководитель

11 класса Пеляйкина С.В.

«Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести».

 Его приходится годами выращивать и отрабатывать».

 А.С. Макаренко

Процесс обучения в школе не зря называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления. Как сделать его действенным, интересным, полезным?

Школьное ученическое самоуправление в современной педагогической науке вызывают особый интерес. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора. Поэтому исследователи рассматривают ученическое самоуправление как средство формирования социально-нравственнной ориентации, социальной активности и зрелости.

Самоуправление —  один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы, класса.  Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

              В Законе РФ «Об образовании» подчёркивается направленность образования «на обеспечение самоопределении личности, создание условий для её самореализации». В настоящее время предлагается много моделей. Но классное самоуправление должно учитывать индивидуальные особенности учащихся, особенности класса.

        В Концепции модернизации Российского образования определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодёжи. Таким образом, в системе образования России самоуправление в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений.

              Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

          Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся  приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

              Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление.

        Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

            Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.   

           Прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления

           В последние годы гражданское образование сформировалось в самостоятельную, осмысленную, востребованную обществом сферу образования. Школьники, взаимодействуя с разными общественными группами и органами власти, пробуют выделять и решать важные для социума проблемы. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей.

           Деятельность обучающихся в рамках модели ученического самоуправления является средством самореализации, социализации и инструментом защиты прав и интересов детей.

         Всякий раз, испытываем затруднения, когда вновь берем пятый класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества.

          Как организовать учебную и внеучебную деятельность  учащихся, чтобы помочь адаптироваться на новой ступени обучения, обеспечить успешное развитие и саморазвитие, раскрытие возможностей каждого из них?  С одной стороны, переход учащихся на новую ступень обучения меняет организацию их учебной деятельности. Увеличилось количество учебных предметов, вместо одного учителя теперь пришли новые учителя со своими требованиями, манерой ведения занятий. Процесс обучения потребовал больших усилий, более высокой самоорганизации. С другой стороны, физиологические изменения усиливают стремление к самоутверждению среди сверстников, представителей противоположного пола, мнение которых становится для ребёнка более значимым. Как организовать классное самоуправление, чтобы происходило личностное развитие учащихся, каждый мог самореализоваться?

                 Каждый раз, когда я беру 5 класс, то начинаю с помощью ребят, конечно же, формировать органы ученического самоуправления в классе.
Дети ответственно подходят к этому делу, так как понимают значимость этого процесса. В органы ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и сорадованию. Воспитание в детях чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и, я считаю, первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребёнка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия.
Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу.

          Создавая органы самоуправления мною была поставлена цель: привлечь каждого ребёнка к участию в общественной жизни, повысить социальную активности, творческий потенциал детей.

Каждый учащийся — это сложная, своеобразная и интересная личность. Поэтому не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные учащиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своим желанием, интересом, свободно сделанным выбором.

При такой организации воспитательной деятельности повышается активность ребят, их ответственность за порученное дело, а классный руководитель может вносить коррективы в воспитательный процесс с целью формирования коммуникативных навыков и организаторских способностей.

Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей школьников к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов.

                 Высшим органом классного коллектива является собрание, посредством которого обеспечивается каждому ученику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности школьного коллектива.           На классном собрании обсуждаются все вопросы жизнедеятельности класса и принимаются по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.  Проводятся не только собрания с обсуждением сложных вопросов,  но и короткие «оперативки» (10-15 минут).

            Успешной формой в формировании конкурентноспособной личности является активное участие детей в КТД.

               Важное преимущество коллективно-творческих дел общешкольного масштаба состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Большинство учеников моего класса  с удовольствием участвуют в  общественных делах школы, что благотворно влияет на стремление их к самоуправлению, самореализации в различных сферах общественной жизни.

          Участвуя в КТД, у воспитанников формируются организаторские способности, деловитость, предприимчивость и другие полезные личностные качества, связанные с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать деловые, творческие контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности и роли. Все эти качества успешно развиваются во всех видах деятельности. Это, прежде всего, традиционные мероприятия: праздник «Первого звонка», «День Учителя», «Осенний бал», «Новогодний бал-маскарад», масленица, День самоуправления, праздник «Последнего звонка», праздник «День победы» и т.д

             Через самоуправление учащиеся   класса осуществляют:

— дежурство в школе, в классе, в столовой.

— организацию трудовых дел (уборка, субботники, ремонт класса,  благоустройство территории школы)

— организацию досуга (вечера, дискотеки, концерты и т.д.)

         В конце года подводим итоги в выполнении общественных поручений, и поощряем инициативных, самостоятельных и желающих выполнять общественное поручение учащихся.

Поощряю успехи по-разному: вручаю грамоты, дипломы, объявляю благодарность на классном часе, сообщаем родителям благодарность за поведение ребёнка, его инициативность и участие в общественной жизни класса и школы.

Итак, самоуправление в классе возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счёту мы сможем воспитать детей в своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что — то могут, на что-то способны, что они свободны  в организации своего бытия. Ведь школа — это маленькая модель общества. Поведение ребёнка в школьном коллективе — это поведение взрослого в обществе. Если ребёнок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, такой ребёнок и во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.

 На данный момент, я считаю что в 11 классе создана система классного самоуправления, целью которой является  совместная деятельность, удовлетворяющей социальные потребности и интересы учащихся. Органом самоуправления  класса является актив, который работает совместно с классным руководителем и родителями. Ребята участвуют в планировании, в проведении воспитательных мероприятий, классных часов. На заседаниях актива анализируются классные дела, вносятся коррективы в предстоящую работу, строятся планы на будущее. Обязанности четко и равномерно распределяются между всеми учащимися.

       На протяжении нескольких лет удалось сформировать классный коллектив, в котором приоритетными являются отношения товарищества и взаимопонимания, участие в судьбе одноклассников, сознательность, трудолюбие, активная жизненная позиция, гордость за свой класс, желание действовать «для пользы общей». Учащиеся класса активно участвуют в жизни школы, поселка, района; в благотворительных акциях, добиваются высоких спортивных и творческих результатов.

        Внедряя проект на практике, убедилась, что правильная организация классного самоуправления способствует самореализации, становлению и развитию личности учащихся, успешному овладению знаниями, профессионально значимыми качествами, помогает в постижении смысла жизни, места в обществе, формировании активной жизненной позиции.

Источник