Роль самосознания в развитии личности ребенка

Роль самосознания в развитии личности ребенка thumbnail

самосознание личности фотоСамосознание личности — это такая способность человека, которая помогает осознавать собственное «Я», а также свои интересы, потребности, ценности, свое поведение и переживания. Все данные элементы взаимодействуют между собой функционально и генетически, однако эволюционируют не разом. Это умение возникает с рождением и модифицируется в течение всего развития человека.  В современной психологии насчитывается три точки зрения на происхождение самосознания, но традиционным среди всех направлений является одно. Это понимание самосознания как генетически первоначальной формы человеческого сознания.

Самосознание и развитие личности

Самосознание личности не является качеством, присущим человеку при рождении. Оно проходит долгий период эволюции и усовершенствования. Тем не менее, первые зачатки идентичности наблюдаются в младенческом возрасте. В целом, развитие самосознания личности проходит несколько последовательных стадий, которые символично можно разделить на следующие:

1 стадия (до года) — выделение ребенком себя от мира людей и предметов. Поначалу он не выделяет себя среди окружающих, не отличает собственные движения от тех, что осуществляются родными при уходе за ним. Игры – первое время с ручками и ножками, а затем с объектами внешнего мира, которые указывают на первичное различение ребенком активной и пассивной собственной роли в моторной деятельности. Этот опыт дает ребенку возможность осознать собственный потенциал. Возникновение и развитие детской речи имеет особое значение. Это фактически вливает его в сферу отношений с окружающими людьми.

2 стадия (1-3 лет) – ознаменовывается напряженным и значительным психическим развитием. Самосознание личности ребенка связано с порывами к выполняемым действиям и координированием их во времени. Противопоставление себя окружающим зачастую негативное. Именно с этого, несмотря на не безупречность и неустойчивость этих первых форм мотивации, начинается различение духовного «Я» ребенка.

3 стадия (3-7 лет) – развитие осуществляется плавно и равномерно. На третьем году жизни ребенок перестает говорить о себе в третьем лице, желает испытать собственную независимость и противопоставить себя окружающим. Эти попытки завоевания личностью самостоятельности приводят к ряду конфликтов с окружающими.

4 стадия (7-12 лет) — продолжают накапливаться резервы, и процесс самосознания происходит без ощутимых кризисов и скачков. Отмечаются яркие и существенные изменения в сознании, связанные, прежде всего, с изменениями социальных условий (школа).

5 стадия (12-14 лет) — ребенок вновь начинает интересоваться собственной личностью. Развивается новый кризис, когда ребенок стремится отличаться и противопоставлять себя взрослым. Ярко выражено социальное самосознание.

6 стадия (14-18 лет) — имеет особую значимость, поскольку именно здесь личность поднимается на новый уровень и сама неизмеримо влияет на дальнейшее становление самосознания. Найти себя, собрать знания о собственной идентичности является первостепенной задачей. Это знаменует начало зрелости.

Формирование самосознания личности

В подростковом и юношеском возрасте происходит формирование основ самосознания личности. Именно этот этап (от одиннадцати до двадцати лет) включает влияние на подростка собственного статуса среди ровесников, оценки общественной мысли, своей деятельности и соотношение реального «Я» с идеальным. Определяющими категориями формирования самосознания личности есть мировоззрение и самоутверждение субъекта.

Мировоззрение — это система целостных суждений человека о себе самом, окружающей действительности и о жизненных позициях и действиях людей. Оно основывается на опыте и знаниях, накопленных до этого периода, и придает деятельности осознанный характер.

Самоутверждение — это поведение человека, которое обусловлено повышением самооценки и поддержания желаемого общественного статуса. Метод самоутверждения зависит от воспитания, возможностей и индивидуальных умений конкретной личности. Человек может самоутверждаться как с помощью своих достижений, также и с присваиванием себе несуществующих успехов.

Среди других значимых категорий выделяют: осознание необратимости времени и смысла жизни; формирование полноценного самоуважения к себе; понимание личного отношения к интимной сенситивности (но тут существуют гендерные различия, обусловленные тем, что девушки развиваются физиологически раньше юношей); постижение любви как социально-психологического выражения.

Наравне с этими категориями следует выделить социальную роль и социальный статус, как основные критерии формирования самосознания.

Социальная роль — это устойчивая характеристика социального поведения, выражающаяся в выполнении моделей поведения, согласующаяся с нормами и собственными ожиданиями. Она сочетает ролевые ожидания и собственно исполнение роли.

Роль оказывает сильнейшее влияние на развитие индивида, так как именно социальное взаимодействие в значительной мере помогает приспособиться индивиду к жизни.

Социальным статусом называют положение человека в определенном обществе, которое включает ряд прав и обязанностей. Некоторые социальные статусы приобретаются при рождении, а другие целенаправленно достигаются на протяжении жизни.

Особенности самосознания личности

Понятие самосознания личности в психологии является объемным, многоуровневым процессом и содержит в себе этапы, функции и структуру. Принято рассматривать четыре этапа: когнитивный (простейшее самопознание и самоощущение процессов и психических состояний организма); личностный (самооценка и переживание в связи со своими достоинствами и слабостями); интеллектуальный (самоанализ и самонаблюдение); и поведенческий (симбиоз предыдущих этапов с мотивированным поведением). Есть теории, в которых развитие самосознания личности содержит всего две фазы: пассивную и активную. На первой фазе самосознание личности является автоматическим следствием развития, а на второй включается и определяет этот процесс.

К основным функциям относят: самопознание – получение информации о себе; эмоционально-целостное самоотношение и формирование «Я»;  самозащиту своей неповторимой личности;  саморегуляцию поведения.

Самосознание личности предопределено генетически в значительной мере. Ребенок осознает себя, личные качества, отличает себя от других, итак окружающий мир постепенно формируют самосознание. Его развитие повторяет периоды формирования собственных знаний об объективном мире. Потом этот процесс переходит на более высокий путь развития, при котором вместо ощущений появляются процессы осмысления в понятийной форме.

Главной особенностью и самым важным компонентом самосознания является образ «Я». Это сравнительно устойчивые и не всегда осознаваемые понятия человека о себе, в результате которых он взаимодействует с людьми. Этот образ выступает установкой непосредственно к своим действиям и включает три компонента: когнитивный, поведенческий и оценочный. Первый включает в себя понятие о своей внешности, способностях и социальной значимости. Второй компонент охватывает желание быть понятым и вызывать уважение и симпатии друзей, учителей или коллег. А третий объединяет собственное уважение, критичность и уничижение.

Существует еще идеальное «Я», которое обозначает желаемое видение себя. Этот образ присущ не только в юношеском, но и более зрелом возрасте. Изучение самооценки помогает определить степень деструктивности или адекватности «Я».

Самосознание и самооценка личности

Стимулом развития личности является самооценка. Она представляет собой эмоционально окрашенную оценку образа «Я», которая состоит из понятий субъекта о своей деятельности, поступках, собственных достоинствах и недостатках. В процессе социализации человека формируется способность к самооценке. Это происходит постепенно, по мере раскрытия личного отношения к действиям, основываясь на оценках окружающих и усвоения моральных принципов, вырабатываемых обществом.

Самооценку делят на адекватную, заниженную и завышенную. Люди с различными типами самооценки в одинаковых ситуациях могут вести сети себя совершенно по-разному. Они будут всячески влиять на развитие событий, предпринимая кардинально противоположные действия.

Завышенная самооценка попадается у людей с идеализированным представлением о своей важности для окружающих и значением личности, а также ценности. Такой человек переполнен гордостью и самолюбием, а потому никогда не признает собственные пробелы в знаниях, ошибки или неприемлемое поведение. Он ленив и зачастую становится агрессивным и жестким.

Очень низкая самооценка характеризуется стеснительностью, неуверенностью в себе, застенчивостью и не осуществлением своих талантов и умений. Такие люди обычно чересчур критичны к себе и ставят цели ниже тех, которых могли бы достичь. Они преувеличивают личные неудачи и не обходятся без поддержки окружающих.

У активных, энергичных и оптимистичных людей развивается адекватная самооценка. Она отличается разумным восприятием собственных способностей и возможностей, рациональным отношением к неудачам о соответствующем уровне притязаний.

Для самооценки важную роль также играет самоуважение, то есть личное мнение о себе, вне зависимости от мнений окружающих людей, и уровня компетентности человека в сильной области.

Нравственное самосознание личности

Самосознание личности в психологии представлено в трудах большого количества зарубежных и отечественных психологов. Анализ теоретических работ позволяет дать формулировку нравственному самосознанию личности. Оно проявляется в процессе регулирования и осознания человеком своих поступков, мыслей и чувств. В результате происходит соотношение своего морального облика с нравственными ценностями и требованиями социума.

Нравственное самосознание личности являет собой сложную систему, в которой принято выделять два уровня, которые не полагается противопоставлять друг другу. Это обыденный и теоретический уровни.

Обыденный уровень можно изобразить оценкой нравственных стандартов, которая опирается на будничные взаимоотношения между людьми. Этот уровень упирается в обычаи и традиции, принятые в социуме. Здесь возникают простые умозаключения, которые связаны с оценками и наблюдениями.

А теоретический уровень, в свою очередь, базируется на нравственных понятиях, помогающих осмыслить суть нравственных проблем. Он предоставляет возможность разобраться в осуществляющихся событиях. Тут выделяют такие структурные компоненты как: ценности, смыслы и идеалы. Они связывают нравственное самосознание личности с поведением человека.

Самыми важными формами нравственного самосознания личности принято считать стыд, долг, совесть и ответственность, воздаяние и обязанность. Стыд при этом выступает элементарной формой, а совесть универсальной. Остальные формы нравственного сознания являются высокодифференцированными.

Стыд обеспечивает для личности возможность действовать соответственно с предписаниями культуры и нравственных идеалов общества. Совесть же является переживанием человека относительно собственного достоинства и правильности совершаемых поступков. Долг представляет собой внутреннее требование, которое подразумевает для человека поступать согласно со своими  нравственными нормами.  Ответственность ставит перед человеком задачу выбора какого-то мотива, потребности, идеи или желания. Воздаяние предполагает осмысление связи, существующей между похвальной реакцией окружающих на достойный поступок и противоположной реакции на безнравственное действие. Обязанность имеет схожий смысл с понятием ответственности и содержит три компонента: осознание, уважение и внутреннее принуждение к выполнению нравственных требований.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Как «Я–концепция» влияет на социализацию,
так и социальное окружение, в свою
очередь, содействует формированию «Я
— концепции» индивида. В современной
отечественной и зарубежной литературе
существуют различные подходы к анализу
процесса его возникновения и развития
в онтогенезе.

Согласно В. Н. Бехтереву, в самой своей
простой форме самосознание возникает
как ощущение своего существования в
развитии ребенка и предшествует развитию
сознания, или образу окружающего мира.

По мнению И. Н. Сеченова, самосознание
возникает и развивается одновременно
с сознанием, но не с момента рождения
ребенка, а по мере накопления им
представлений, знаний о своем организме,
их осмыслении.

Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн указывали
на то, что самосознание ребенка – это
только этап в развитии сознания, который
обусловлен возрастанием автономности,
возникновением речи, изменениями во
взаимоотношениях с окружающими. Данный
этап соответствует 2–3-летнему возрасту
ребенка.

Согласно исследованиям Ч. Кули и Дж.
Мида, возникновение самосознания у
ребенка определяется формированием
способности видеть себя глазами тех,
кто находится рядом, предвидеть реакцию
другого, предвидеть собственные действия,
поставить себя на место других людей и
таким образом усвоить их отношение к
себе.

В рамках психоаналитического подхода
процесс появления самосознания
рассматривается как результат появления
способности видеть среди окружающих
свою мать, а следовательно, и себя.
Поэтому возраст 1–3 года – это период
возникновения наипростейшей формы
самосознания. В его дальнейшем формировании
и развитии большое значение имеет
подростковый и, главным образом, юношеский
возраст. Известные отечественные
психологи Л. И Божович, Л. С. Выготский,
А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б.
Эльконин считают важнейшим новообразованием
юношеского возраста именно формирование
самосознания.

Следует отметить, что формирование
самосознания связано с развитием
личности в целом. Именно идея тесной
связи процессов формирования личности
и ее самосознания является главной в
теории Э. Эриксона, который рассматривает
развитие личности и ее самосознания
как закономерную смену этапов, стадий
развития. Для каждой стадии характерны
свои новообразования, обусловленные
разнообразными отношениями личности
с ее социальным окружением, с ее
готовностью к тому или иному типу
отношений.

Возникновение новообразований
рассматривается как разрешение некоего
противоречия, дилеммы развития, как
выбор из двух возможностей, одна из
которых ведет к прогрессу, а вторая –
к регрессу личности. Поскольку в рамках
одной теории показать все возможные
варианты индивидуального развития в
различном сочетании положительных и
отрицательных новообразований практически
невозможно, Э. Эриксон ограничился
показом в своей концепции только двух
крайних линий развития личности –
нормальной и аномальной, очертив, таким
образом, возможные «выборы» между
полярными отношениями к миру и к себе,
«выборы», которые индивид должен сделать
на каждой стадии развития.

На первой стадии развитие ребенка
определяется исключительно отношением
к нему взрослых людей, в первую очередь
матери. На этой стадии развития ребенок
должен приобрести чувство доверия к
окружающему миру, что является основой
формирования положительного самочувствия,
высокой самооценки. В окружении, которое
вызывает у ребенка доверие, он чувствует
себя любимым, чувствует, что его всегда
готовы принять. В результате создается
прочная основа для установления в
будущем близких взаимоотношений с
другими людьми, а также для оптимизма
и уверенности в себе.

Вторая стадия (1–3 лет) определяется
формированием у ребенка таких личностных
качеств, как самостоятельность,
уверенность в себе. Главный позитивный
результат развития самосознания в
данном возрасте заключается в достижении
ребенком чувства независимости,
самостоятельности, уверенности в себе,
в том, что «можно чего-то достичь самому».
Ребенок смотрит на себя как на
самостоятельного, но еще зависимого от
родителей человека. Аномальная линия
развития самосознания приводит к
возникновению сомнений в себе и
гипертрофированности чувства стыда за
некомпетентность. Ребенок чувствует
свою неприспособленность, сомневается
в своих способностях, ощущает стыд за
свои промахи и ошибки.

Третья стадия (3–6 лет) соответствует
второму детству, когда происходит
самоутверждение ребенка. Если ему
удается осуществить задуманное, то это
способствует развитию чувства инициативы.
И наоборот, переживание неудачи и
безответственность может привести его
к покорности и развитию чувства вины.

Четвертая стадия (6–10 лет) – это развитие
ребенка в школьном возрасте. Здесь
достаточно остро встает проблема
компетентности – некомпетентности,
поскольку в данный период, решая те или
иные задачи, школьник всегда получает
определенную оценку своей деятельности.
Поэтому у него необходимо формировать
способность воспринимать свою
некомпетентность в новых ситуациях
только как возможность научиться
чему-нибудь, а не как дефект личности
или признак неминуемой неудачи.

Основное содержание пятой стадии (11–20
лет) заключается в выработке личностной
идентичности, в связи с чем школьнику
необходимо решить три задачи:

  • обрести
    уверенность в том, что он тот самый
    человек, который сохранил свое «Я» во
    времени в различных интерперсональных
    ситуациях;

  • быть
    уверенным, что люди воспринимают его
    как тождественного самому себе во
    времени и в различных ситуациях;

  • быть
    уверенным, что другие люди воспринимают
    его так, как он воспринимает себя.

Решение этих трех задач приводит к
ответу на вопрос: «Кто я есть?» Основной
путь формирования самосознания на
данной стадии состоит в осуществлении
серии самостоятельных выборов в значимых
для ребенка ситуациях, когда он сам
определяет, какое поведение более
приемлемо, а какое – менее. Стратегия
поведения учителей и родителей на данном
этапе заключается в том, чтобы не мешать
старшекласснику самостоятельно искать
пути решения в субъективно важных для
него ситуациях, не брать решение на себя
и не навязывать ему своих решений.

Следующие три стадии характеризуют
развитие личности человека и его
самосознания на этапах взрослости:
ранняя взрослость (от 20 до 40–45 лет) –
близость к людям вопреки одиночеству;
средняя взрослость (от 40–45 до 60 лет) –
продуктивность, творчество против
застоя; поздняя взрослость (свыше 60 лет)
– полнота жизни вопреки отчаянию,
цельность личности.

Совершенно очевидно, что на систему
взглядов Э. Эриксона сильное влияние
оказал психоанализ и клиническая
практика в изучении аномального развития
личности. Тем не менее некоторую жизненную
правомерность эта концепция имеет, но
главное – она позволяет представить
важное значение периода детства в
процессе формирования самосознания
человека.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник