Роль самооценки в развитии ребенка

Роль самооценки в развитии ребенка thumbnail



Самооценка — это представление человека о важности своей личности, оценка личностью самой себя, своих качеств, возможностей, своего места в обществе среди других людей. Она является важнейшим компонентом личности. Самооценка есть база для формирования критического мышления, умения объективно анализировать окружающую действительность. Л. В. Бороздина [1] определяет самооценку как осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, мотивов и целей своего поведения, поступков.

Роль самооценки в развитии ребенка

Формирование самооценки наступает в 3–4 года, когда ребёнок начинает оперировать такими понятиями как «хорошо» и «плохо», давать оценку своим действиям, например: «Я хорошо знаю буквы» или «Я плохо знаю цвета». Поэтому основу самооценки закладывают именно родители, как активные участники и организаторы начальной и самой важной ступени воспитания и социализации личности их ребёнка. Отношение будущего поколения к себе складывается из того, как родители относятся к нему и из модели поведения их в семье, т. е. как родители относятся друг к другу, образ и отношение к ребёнку, сложившиеся у них, предшествуют развитию собственного «Я» и отношения к себе.

Самооценка бывает: адекватная и неадекватная, которая в свою очередь делится на завышенную и заниженную. Адекватная самооценка — характеризуется как оптимальное соотношение между амбициями и достижениями человека. Это ситуация, когда личности удаётся соотнести собственные силы с возможностями. Заниженная самооценка — это приписывание себе несуществующих недостатков, отсутствие веры в свои силы, принижение своих возможностей. Завышенная самооценка — это переоценивание индивидом своих возможностей, чрезмерные амбиции.

Не так просто определить, что же для человека большая угроза — заниженная или завышенная самооценка. Неадекватная самооценка способствует возникновению проблем в общении с окружающими, появлению внутреннего конфликта личности, психологическому напряжению.

Преувеличение родителями заслуг ребёнка и слишком частая похвала способствуют формированию завышенной самооценки. Ребёнок не может найти общий язык со сверстниками, потому что считает себя выше и лучше других. В общении с взрослыми такой ребёнок также не может найти компромисс, потому что считает, что все вокруг должны откинуть свои желания на последний план и заняться его персоной. Из такого ребёнка вырастает эгоист, который никогда не будет считаться с мнением других людей, всегда будет действовать лишь в своих интересах. Если вовремя не заняться психологической коррекцией такого подростка, это проблема перерастёт в нарциссизм — свойство характера, заключённое в чрезмерной самовлюблённости, которая чаще всего не соответствует действительности.

Если же родители не уделяют своему ребёнку должного внимания, игнорируют его успехи, забывают его похвалить или даже чрезмерно критикуют, формируется заниженная самооценка. Если его не похвалить за, казалось бы, мелочь, например, неумелый первый рисунок ёлочки, он непременно подумает, что родителям нет до него дела. Ребёнок будет чувствовать себя обделенным, ненужным, неважным. Это поспособствует развитию комплексов, чувства неполноценности, неуверенности в себе.

Роль самооценки в развитии ребенка

Детям с заниженной самооценкой свойственна: пассивность, ранимость, обидчивость. Такому ребёнку будет трудно найти друзей, потому что он будет стесняться, бояться показать себя. Из него никогда не вырастет сильная личность, способная принимать трудные решения, брать на себя ответственность, идти вперёд к своей цели.

Что и как влияет на самооценку ребёнка? При каких условиях формируется низкая самооценка, а при каких высокая?

Одно из наиболее обширных исследований влияния семьи на развитие самооценки ребёнка проведено С. Куперсмитом [2]. Он выделил параметры семьи, которые, по его мнению, могут влиять на самооценку. Среди них — размер семьи, порядок рождения, характер отношений с братьями, сёстрами и сверстниками, особенности личности матери и отца, а также их отношения. Большое внимание уделялось родительскому воспитанию как условию становления самооценки ребёнка.

С. Куперсмит [2] утверждал, что эмоциональное тепло матери, принятие ею ребёнка таким, как он есть, является предпосылками для формирования завышенной самооценки. Было показано, что дети любящих матерей, женщин, умеющих создать дома обстановку любви и доброжелательности, чувствовали, что они нужны и их принимают такими, какие они есть, — это «лёгкие» дети. И наоборот, матери, которые сознательно или бессознательно отвергали своих детей, не сумевших создать дома атмосферу любви — «трудные». Конечно, не всё так однозначно и потому не следует сбрасывать со счетов индивидуальные особенности самих детей, в частности особенности их темперамента. Итак, любовь матери и врождённые особенности темперамента ребёнка — важнейшие факторы формирования личности будущего поколения.

Почему же в становлении самооценки ведущую роль играет именно мать? В период от рождения и до 6 лет в основном воспитанием занимается именно мама, она не отходит от своего дитя ни на шаг. Отец же включается в активное эмоциональное взаимодействие с ребёнком чуть позже. Тогда для него огромную роль играет — авторитет отца, который закладывает основу восприятия семьи, ролевую картину семейных взаимоотношений.

Н. Бранден [3], в своей книге «Шесть Столпов самооценки» утверждает, что большинство семей, которые нас окружают — дисфункциональны. Это семьи, в которых что-то нарушается, и они постепенно становятся полной противоположностью счастливым, где их члены имеют между собой тёплые, наполненные любовью, отношения.

В своей книге [3] он прописывает, как, по его мнению, родители препятствуют нормальному развитию самооценки ребёнка. В основном это то, что родители, не замечая индивидуальности и особенности своего чада, укоряют за непривычное им. Недавно они сами были детьми, но уже забыли те чувства, которые переживает подрастающее поколение и из-за этого насмехаются над детскими мыслями и чувствами. Чрезмерно опекают, либо вообще не обращают внимания на ребёнка. Всё это, по мнению Н. Брандена, уничтожает самооценку будущих взрослых.

Но даже вполне любящие родители, порой говорят своим детям фразы, которые не только не помогают выстроить жизнь лучшим образом, а скорее, наоборот, направляют ребёнка на несчастливую судьбу. Так, например, фраза: «У тебя ничего не получится» которая ненароком вылетает из уст большинства родителей современного мира, со временем становится препятствием к тому, чтобы человек вообще продолжал свою деятельность и начинал делать хоть что-нибудь.

Аналогично действующие фразы:

  1. «Горе моё» — подсознательно заставляет человека совершать поступки, вызывающие у близких людей переживания;
  2. «У тебя руки не тем концом воткнуты» — делает людей неумехами, которые не верят в свой успех и способности;
  3. «Подруга у тебя красавица, а ты у нас умницa» — создаёт у девочки неверие в собственную красоту и привлекательность, и со временем укрепляет уверенность в том, что она не нужна никому такая некрасивая, особенно мужчинам.

Для того, чтобы выяснить, как часто родители употребляют подобные слова, мы провели небольшое исследование, пообщавшись с семьями на детской площадке города Новосибирска. Наблюдения дали нам следующие результаты:

  1. Многие родители зачастую говорят своим детям фразы, демонстрирующие неуважительное отношение.
  2. Самые частые фразы данного характера, которые мы услышали: «Горе ты моё луковое», «Тебя земля не держит?», «Почему ты такая свинка?». Говоря это, заботливые мамочки и бабушки вытирали грязь с одежды ребёнка, не подозревая, что этими словами они вредят ему.

Роль самооценки в развитии ребенка

Каким образом ребенок научится уважать себя, вырастет человеком, способным оценить свои достоинства, если его собственные родители неосознанно подобными фразами подавляют в нём чувство уважения к себе?

Дети верят каждому слову своих родителей, воспринимают всё буквально. Все перечисленные и подобные фразы, как правило, подрывают самооценку, лишают уверенности в себе. Если малыша назвать поросёнком из-за того, что он упал в лужу, ребенок подумает, что родитель считает его плохим, ведь в испачканной одежде, он не видит ничего плохого. Ребёнку достаточно один раз в своей жизни услышать что-то неприятное в свой адрес, чтобы запомнить эти слова на всю жизнь. Дети склонны воспринимать всё на свой счет. Особенности детского восприятия мира нужно принимать как данность.

Подведя итоги, вернемся к основному вопросу: как же родителям огородить своего ребёнка от страшных последствий неадекватной самооценки?

В процессе формирования личности ребенка огромный вклад вносит детский сад, школа, кружки, всевозможные хобби и увлечения, общения со сверстниками и взрослыми. Все эти жизненные этапы влияют на формирование самооценки, но всё же именно родители закладываю тот фундамент в характер ребёнка, который потом практически невозможно подкорректировать, а иногда и вовсе невозможно.

Ребёнок — это маленький росточек, а его дальнейшая жизнь зависит от того, на какой почве он вырос. Родители выполняет функцию поддержания внутреннего, эмоционального и психического мира своего чада. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия, поддержания телесного и душевного здоровья. Нельзя перехваливать ребёнка, но и нельзя забывать отметить его успехи, когда он этого заслуживает. Необходимо приучить малыша к самостоятельности, поощрять инициативу с его стороны. Не нужно делать за него то, что он сможет сделать сам, например, кормить из ложки или одевать на прогулку. Пусть в первое время он похнычет, и будет просить сделать это за него родителей, зато вскоре он научится самостоятельности. Так же никогда нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми, он должен стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем его одноклассник.

Свою работу мы хотим закончить высказыванием Н. Брандена [3]: «Самооценка — репутация, которую мы зарабатываем в собственных глазах».

Литература:

  1. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992.-№ 4.-С.99–100.
  2. Куперсмит С. Предпосылки самооценки. — М.: 1959.
  3. Бранден Н. Шесть столпов самооценки». М.:1993.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, завышенная самооценка, заниженная самооценка, Самооценка, ребенок фразы, будущее поколение, отношение, неадекватная самооценка, формирование самооценки.

Источник

Роль самооценки в формировании личности у детей

   Самооценка. Что это?

В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, Качеств и места среди других людей».

От самооценки зависят взаимоотношения ребёнка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребёнка и на дальнейшее развитие его личности. Недаром великий знаток детской души и семейной жизни В.Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности.

Как и почему у детей формируется та или иная самооценка?

В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка.

Если родители любят ребёнка, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.

Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.

Родители заведомо снижают самооценку ребёнка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют(!) от ребёнка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.

Что необходимо знать о далеко идущих последствиях низкой самооценки:

  1. Чувство неполноценности, возникающее у детей с заниженной самооценкой, снижает эффективность учебы. Не нужно доказывать тот факт, что отметки и качество работы напрямую зависят от того, насколько уверенно или неуверенно ребенок себя чувствует.
  2. Низкая самооценка не только искажает представления ребенка о себе, но и снижает способность любить и понимать других. Современные ученые пришли к выводу, что человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если ребенок сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?
  3. Если ощущение неполноценности терзает ребенка, он начинает подсознательно придумывать прикрытия, которые помогают спрятаться от мира. Прикрытиями могут стать сарказм и грубая речь, высокомерие. Прикрытием может служить и уход от реальности. Ребенок создает свой особый вымышленный мир, в котором нет проблем, и, следовательно, не нужно искать пути их решения.

Как определить уровень самооценки ребенка?

Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребенка.

Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов.

    Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек. Дайте ребёнку такую инструкцию: «Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете: самые красивые, самые умные; у них всё получается быстро, хорошо, легко; их любят родители, их хвалят учителя, у них много друзей.

 А на самой нижней ступеньке — те, кто прогуливает школу, плохо учится, не слушает родителей, с кем никто не хочет дружить, кого часто ругают родители, а мама и папа не очень любят.

Все остальные дети находятся на других ступеньках: одни выше, другие ниже. Подумай, где твоё место на этой лесенке в данный момент, и нарисуй себя на ступеньке».

Если ребёнок поместил себя на одной из трёх нижних ступенек — это тревожный симптом. Уважаемые родители, значит, настало время спросить себя: Когда и за что я последний раз говорил(а) своему ребёнку «ты у меня молодец!». Вероятно, необходимо что-то пересмотреть в отношениях с ребенком, а быть может, и в отношениях в семье. Очень важно не спешить уверять ребенка в том, что он самый лучший на свете, самый умный, самый добрый, самый красивый. Ребенок вряд ли поверит в это с первого слова — ведь, он укрепился в собственной никчемности. В такой ситуации вы должны быть тонкими психологами.

  1. Похвалите его за искренний ответ. Ведь ребенок продемонстрировал высокую критичность, честность.
  2. Скажите своему ребёнку, что вы принимаете его таким, какой он есть, со всеми успехами и неудачами, со всеми странностями.
  3. Принимая мнение ребенка о себе, попытайтесь сосредоточить его внимание на том хорошем, что в нем есть, на тех успехах, которые были. Необходимо быть искренними в беседе с ребенком. В беседе попытайтесь задать ненавязчивые вопросы, ответы на которые подведут ребенка к мысли, что он не так уж ничтожен, как ему кажется. Вопросы могут быть такого типа: Все учителя тебя ругают? А кто ругает меньше других? А может, кто-то совсем не ругает? А может, кто-то хвалит? За что? Постарайтесь узнать о каком-то достижении ребенка, о неожиданном качестве, акцентируя на этом его внимание, подчеркивая его значимость.
  4. Отмечайте его достижения, проявляйте заинтересованность к его делам, с уважением относитесь к его мнению. Если ребенок невысокого мнения о себе, он склонен считать, что и другим неинтересны его мысли и занятия. Ведь ребенок очень чутко улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения. Вы зевнули, когда ребенок рассказывал что-то, с его точки зрения, важное, перебили его или сменили тему — и ребенок безошибочно угадал, интересен он или нет.
  5. Вы должны быть готовы к тому, что ребенок будет совершать ошибки, принимать неверные решения, претерпевать неудачи. Ваша задача — научить ребенка делать выводы из ошибок.

Сравнивайте успехи ребёнка только с его собственными успехами, а не с результатами других детей. Возможность стать отличником должна завоевываться в соревновании с самим собой.

Источник

Самооценка. Насколько это важно?

Будут ли ваши дети успешны в жизни и то, как сложится их судьба, зависит от их уверенности в себе и своих силах.

К сожалению, родители редко обращают внимание на самооценку своего малыша. И не важно, завышенная она или заниженная. Дело все в том, что уверенный в себе человек, независимо от обстоятельств и преград, сможет добиться в жизни большего.

Закомплексованный, живущий по правилам, довольствуется тем, что есть.

Слишком самоуверенный убежден, что его не ценят и не любят, несмотря на то, что он – самый лучший специалист на этой планете.

В итоге, две последние категории людей разочаровываются в жизни, а свои неудачи перекладывают на родителей, детей, окружающих.

Как понять, какая у вашего ребенка самооценка?

Ребенок с завышенной самооценкой  может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Самооценка ребенка занижена, скорее всего, ребенок тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

Адекватная самооценка. Ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть. В меру уверенным в себе людям в дальнейшем гораздо проще в жизни, так как они никогда не разочаровываются в друзьях, семье работе. Они реально смотрят на вещи.

Как повысить самооценку и уверенность ребенку?

В зависимости от возраста ребенка, в котором обнаружена проблема с самооценкой и уверенностью в себе, применяются разные тактики поведения и методы:

  • Похвала за успехи и достижения
  • Сведение к минимуму, а лучше искоренение привычки криком решать любые проблемы
  • Перестать обсуждать поведение ребенка, вешая ярлыки, сравнивая его с другими (Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра)
  • Просить прощения у малыша
  • Обогатить свою речь добрыми словами, выражающими ваши эмоции и подчеркивающими важность и значимость ребенка в вашей жизни
  • Регулярно разговаривать и проводить время вместе (не у экранов телевизора и компьютера, а, например, на природе)
  • Никогда не обманывать ребенка
  • Устраивать детские праздники с приглашением малышей домой
  • Давать право самостоятельно действовать ребенку, доверять ему. Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Быть доступным для общения в любое время
  • Развивать таланты и способности ребенка
  • Внимательно изучать психологические особенности личности ребенка — холерику обеспечить общение с другими детьми, меланхолику давать право на общение самим с собой
  • Давать право на совершение ошибок
  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  • Попросите о помощи как у равного или старшего. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным…
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Как повысить самооценку и уверенность ребенку? (краткая памятка)

  • Похвала за успехи и достижения
  • Сведение к минимуму, а лучше искоренение привычки криком решать любые проблемы
  • Перестать обсуждать поведение ребенка, вешая ярлыки, сравнивая его с другими (Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра)
  • Просить прощения у малыша
  • Обогатить свою речь добрыми словами
  • Регулярно разговаривать и проводить время вместе 
  • Никогда не обманывать ребенка
  • Устраивать детские праздники с приглашением малышей домой
  • Давать право самостоятельно действовать ребенку, доверять ему.
  • Развивать таланты и способности ребенка
  • Внимательно изучать психологические особенности личности ребенка.
  • Принимать дитя таким, какой он есть
  • Давать право на совершение ошибок
  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету
  • Попросите о помощи как у равного или старшего. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным…
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Как повысить самооценку и уверенность ребенку? (краткая памятка)

  • Похвала за успехи и достижения
  • Сведение к минимуму, а лучше искоренение привычки криком решать любые проблемы
  • Перестать обсуждать поведение ребенка, вешая ярлыки, сравнивая его с другими (Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра)
  • Просить прощения у малыша
  • Обогатить свою речь добрыми словами
  • Регулярно разговаривать и проводить время вместе 
  • Никогда не обманывать ребенка
  • Устраивать детские праздники с приглашением малышей домой
  • Давать право самостоятельно действовать ребенку, доверять ему.
  • Развивать таланты и способности ребенка
  • Внимательно изучать психологические особенности личности ребенка.
  • Принимать дитя таким, какой он есть
  • Давать право на совершение ошибок
  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету
  • Попросите о помощи как у равного или старшего. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным…
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Источник