Роль русской народной сказки в развитии ребенка

РОЛЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Сказка – это неотъемлемая часть детства. Сказка — это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Как показывает вековой опыт бытия многих народов и цивилизаций, сказка рассказывает о чем-то чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрым и справедливым, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть врагов, а главное — знакомит с ценностью родной или чужой культуры,

учит уважать ее.

Ю. Васнецов «Кот Котофеевич»

В сказке в символической форме проработаны многие проблемы и конфликты, через которые проходит или должен будет пройти каждый человек в своей жизни.

Представитель той или иной научной деятельности видит в сказке что-то свое. Например, психолога интересует влияние сказки на психику ребенка, лингвиста – композиция того или иного произведения, историка – события и обряды, породившие тот или иной вид сказки.

Сказки бывают авторские и народные, зарубежные и русские. 

Различают три основных вида русских народных сказок:

◼ волшебные, например, «Марья – Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка» и т.д.;

◼ бытовые или новеллистические сказки, например, «Как старик домовничал» «Каша из топора», «Наговорная водица» и т.д.;

◼ о животных: «Лиса и медведь», «Кот, дрозд и петух», «Храбрый баран» и т.д.;

В волшебной сказке человек общается с существами, которых не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, Жар – птицей.

Начинается волшебная сказка с того, что главный герой, по тем или иным причинам уходит из родного дома.  Поиски, сражения – все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего происходит в чужом, странном мире: в медном, подземном, подводном царстве или в далеком царстве — тридесятом государстве.

Главный герой сказки всегда молод. По представлениям первобытного человека, мудрость можно было получить только от предков. Но предки находятся в другом мире. Вот откуда все эти походы в разные медные и прочие царства, в подземный или подводный мир! Проходя различные испытания, и совершая даже подвиги, герой приобретает мудрость, мудрость прародителей.

С такими сказками можно знакомить детей с 5-6-летнего возраста.

                   

Иллюстрации И. Я. Билибина к сказкам «Царевна-лягушка» и «Василиса Прекрасная»

Бытовая сказка появилась гораздо позже волшебной, и говорится в ней о жизни и представлениях русского крестьянина последних двух столетий.

Бытовая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Здесь противопоставляется слабый и сильный, бедный и богатый.

Сказка с уважением относится к хорошим умелым работникам и высмеивает неумех, лодырей. Часто на помощь в бытовой сказке приходят разные чудесные вещи вроде топора — саморуба, скатерти-самобранки, ковра-самолета.

Если в волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия, то в бытовой сказке происходит состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее (Например, сказка «Как мужик гусей делил»).

Данный тип сказок интересен для детей не только старшего дошкольного возраста, но и для более взрослой аудитории. Есть чему поучиться!

В сказке о животных говорится о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь – глуповат, заяц – трусоват, волк – жаден, а Лиса Патрикеевна хитрее хитрых, обманет кого хочешь.

Самые популярные сказки — «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Теремок». Цель этих произведений — развитие речи у детей, начинающих говорить, поэтому они часто являются первыми сказками. Они полезны еще и тем, что ребенку нужно следить за ходом событий, упражнять логическое мышление. А стихотворные и песенные вставки, встречающиеся в таких сказках, призваны облегчить запоминание, развлечь малыша. Сколько раз Колобок пел свою песенку?

Часто родители считают, что определенные народные сказки очень жестоки, и они будут учить жестокости ребенка. Например, сестрица Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», была брошена злой ведьмой в пруд с камнем на шее, или в сказке «Безручка» брат отрубил невиновной родной сестре руки…

Такие «страшилки» являются своеобразной прививкой от стресса. Слушая «страшную» сказку, ребенок испытывает очень серьезную психологическую нагрузку в малой доле, переживает стресс, который по силам ему претерпеть, тем самым, вырабатывая у себя иммунитет против жестокости.

Известный психолог М. В. Осорина считает: «Ребенку важно увидеть, что и другие боятся так же, как и он… То, что пугает и с чем трудно совладать в одиночку, может стать знакомым, неопасным и даже смешным, если устрашающий предмет обсуждается и развенчивается в группе детей».

Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Более того, ребёнок, регулярно слушающий или читающий сказки, вырастает более зрелым, наполненным чувственно и эмоционально, всесторонне развитым.  Он более уверен в себе, четко различает границу добра и зла, что в будущем помогает ему выстраивать полноценные взаимоотношения с окружающими.

Читайте также:  Что такое техническое направление развития ребенка

Добрых Вам сказок и Вашим детям!

Автор: Москалева Ю.В.

Источник

Лариса Понкратова
Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста

Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.

В рейтинге лучших подарков для ребенка почетное место после игрушек и сладостей занимают сказки.

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает содержанием, и художественной формой.

Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребенка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую – либо психологическую проблему.

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, речь, мышление, фантазию.

Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу.

Детям, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказка помогает ребенку в познании себя и в понимании окружающего мира.

У каждой сказки свой возраст. Вряд ли двухлетнему малышу будет интересно слушать эпопею про Гарри Поттера. А вот яркая красочная история про «Колобка» или про «Репку» — то, что надо. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиями с различными предметами

Через сказку легче объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя в определенных ситуациях.

В сказках для детей часто встречаются песенки. Песенка органически вплетается в содержании сказки, иногда являясь условным знаком: коза поет козляткам песенку, чтобы открыли ей дверь:

Козлятушки – ребятушки,

Отопритеся, отворитеся…

Ваша мать пришла,

Молочка принесла

Песенка часто входит в диалог. Колобок в ответ на слова зайца: «Колобок, колобок, я тебя съем!» — поет веселую песню:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен…

Песенку в сказке следует спеть, но её мелодия должна быть простой, несложной.

Сказка дает своим героям меткие прозвища, которые так нравятся детям:

Лисичка – сестричка, лягушка – квакушка, мышка – норушка.

Слова – прозвища часто подкрепляются и звукоподражаниеми:

Петух в сказке поёт: «Ку – ка – ре –ку», собачка лает «ав – ав – ав»

Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение.

Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий.

Такими опорами могут быть хорошо иллюстрированные детские книжки.

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности:

1. Она легкая – у малыша должно хватить сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

2. Размер книжки — ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.

3. Прочность – обычный или ламинированный картон.

4. В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок её лучше запомнил, нужно помочь ему понять её, пережить вместе с героями.

Вот несколько предложений — как правильно читать ребенку сказку:

1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2. Рассказывайте сказку с удовольствием.

3. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает. решить.

4. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её.

Сказки на пальчиках являются средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов, укрепляются мышцы, суставы и связки кистей рук. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов.

Веселые сказки, которые дети разыгрывают на пальцах, длятся всего несколько секунд, а текст сказок укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать яркий образ: движения пальцев должны четко соответствовать смыслу сказки.

Не забывайте читать детям сказки на ночь.

Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь – это маленькие безопасные уроки жизни, это мамино «люблю», выраженное в каждой строчке.

Чтение «ночных» сказок – удачный вариант, который поможет папе сблизиться с ребенком.

Правильно преподнесенная ребенку сказка всегда будет для родителей помощником в воспитании и обучении.

Читайте также:  Школа развития для ребенка 5 лет в пензе

Самое главное, чтобы каждая сказка, которую вы читаете с ребенком, заканчивалась счастливо! Тогда она будет праздником для детей и запомнится им на долгие годы.

Источник

эльвира кувакина
Роль русской народной сказки в нравственном развитии детей

«Роль русской народной сказки в нравственном развитии детей» подготовительная группа.

2 слайд

Условия возникновения опыта:

Я начала углублённо работать по этой теме по нескольким причинам:

Во- первых, наблюдая за детьми своей группы, заметила, что многие только на словах имеют представления о нравственных понятиях (то есть могут сказать что хорошо, что плохо, но не могут объяснить почему именно так); не применяют свои знания в повседневной жизни, не могут спокойно общаться друг с другом, даже проявляют некоторую враждебность.

Во- вторых, я выбрала работу с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлению. Поэтому через восприятие сказки ребёнку легче приобрести эмоционально нравственный опыт.

3 слайд

Актуальность:

. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

читать детям стали значительно меньше. Телевизор в поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелища легче и интереснее. А ведь сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Можно выделить важнейшие тезисы: глубинный смысл сказки и ее мораль; сказка – источник жизненного опыта, традиций; психологическая защищенность (счастливый конец); ореол тайны.

4 слайд

Теоретическое обоснование

Многие педагоги занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

К. Д. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. А. П. Усова в книге «Русское народное творчество в д. с»— характеризует народные сказки с точки зрения их назначения и воспитания у ребёнка моральных чувств.

Федяевская В. М. — уделяла большое внимание народной сказке, как средству воздействия на детей.

Флёрина Е. А. — подчёркивала педагогическую ценность сказок.

М. М. Конина, О. И. Соловьёва, Е. Ф. Лунина- освещали положительную роль художественной литературы и народной сказки в нравственном воспитании детей.

5 слайд

Цели и задачи:

Цель моей работы: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку, по средством более углублённого знакомства с русскими народными сказками.

Я поставила следующие задачи:

1. — Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Пробуждать у детей интерес к русским народным сказкам.

3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

5. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

6 слайд.

Педагогическая идея:

язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Она способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказочный сюжет ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, новыми понятиями и т. д.

Сказка обогащает предметный и социальный опыт детей, служит источником комбинированной способности ума. Грамотная работа с текстом сказки расширяет словарный запас, помогает правильно строить диалоги, а значит выстраивать грамотные отношения с ровесниками, с взрослыми.

7 слайд

Программно- методическое обеспечение:

В своей работе использовала основную программу нашего детского сада, содержание которой представлено общеобразовательной программой ДО под редакцией Н. Е. Вераксы, а также использовала ряд пособий, их вы видите на слайде.

8 слайд

Принципы работы:

Во время работы над приобщением детей русским народным сказкам учитывала принципы:

— вариативности и динамичности (т. е. предметная среда должна постоянно дополняться и обновляться с учётом возрастных особенностях детей, с накоплением знаний и умений)

— гумманизации и партнёрства (уважение личности ребёнка. Отношение ребёнка и педагога строятся на доверии, сотрудничестве).

— деятельности и интерактивности (применение полученных знаний в повседневной жизни, в реализации в разных видах деятельности)

— не прирывности (решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка).

9 слайд

Работа проходила по основным 3-м направлениям:

1. обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

2. организованноя работа с детьми

3. организация взаимодействия с семьями воспитанников

10 слайд

Развивающая среда. фото

Читайте также:  Психическое развитие ребенка с нарушениями опорно

Среду пополняли в соответствии со знакомством со сказками (размещаем в театральном уголке декорации, персонажи для настольного театра, костюмы для разыгрывания сюжетов из сказок;

В центре творчества: сюжетные раскраски, шаблоны, трафареты, разного вида нетрадиционные средства рисования (тычки, бумажные трубочки, ватные палочки, жёсткие кисти)

Постоянно пополняется уголок книги: одна и та же сказка может быть представлена в разных оформлениях, для сравнения; альбомы с иллюстрациями к сказкам.

Много дидактических и настольных игр.

11 слайд

Формы работы:

Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми, изучение темы проходило через следующие формы:

-образовательная деятельность (знакомство со сказкой: чтение, рассказывание, пересказ, показ настольного театра, прохождение данной темы через другие виды деятельности- лепку, рисование)

-совместная деятельность взрослого с детьми (просмотр м. ф. и обсуждение, проблемные ситуации, применения полученного опыта конкретным ситуациям)

-создание условий для самостоятельной деятельности детей включает в себя доступную предметную среду, чтобы ребёнок мог свободно в ней действовать

13слайд

Этапы работы со сказкой

знакомство со сказкой проходило поэтапно.

— непосредственное знакомство со сказкой:

— эмоциональное восприятие сказки

— художественная деятельность: передавали своё отношение к героям сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструирование.

— самостоятельная деятельность: в самостоятельной деятельности дети разыгрывали сюжеты из сказок, используя костюмы, разные настольные театры, собирали тематические пазлы, рисовали, раскрашивали.

14 слайд (фото)

15 слайд методы

В работе со сказкой использовала, как традиционные методы (наглядные, словесные, игровые, практические, так и нетрадиционный — метод проектов.

Так, на пример при ознакомлении со сказкой использовала с детьми беседы по содержанию, рассматривали иллюстрации, предлагала детям решить проблемные ситуации- если бы колобок ушёл от лисы, как помочь Машеньке уйти от медведя? и т. д. Для того, чтобы ребенок эмоционально воспринимали сказку, предлагали детям д/и «Расскажи сказку», «Угадай, что за сказка», театры, они пытались самостоятельно пересказывать содержание сказок, играли с персонажами. Закрепляли знания детей о сказке в играх разного характера.

Наиболее эффективным методом — является метод проектов, разработан проект

В проект были включены сказки, помогающие с формировать разные нравственные понятия, с интегрированы разные виды деятельности

16 слайд (фото)

17 слайд

Фото- самостоятельная деятельность детей самостоятельная деятельность: в самостоятельной деятельности дети разыгрывали сюжеты из сказок, используя костюмы, разные настольные театры, собирали тематические пазлы, рисовали, раскрашивали.

18 слайд

Формы взаимодействия с родителями: в ФГОС подчёркивается, что одним из важных принципов ДО является сотрудничество с семьёй. Мы использовали следующие формы работы:

-анкетирование с целью выяснить, понимают ли родители, какое значение имеет чтение р. н. с. в воспитании и развитии детей, читают ли детям дома, сколько и что, посещают ли театр.

— родительское собрание на тему: «Роль сказки в воспитании и развитии детей»

-консультация: «Сказки это чудо

-организация мини-библиотеки для родителей и детей (вошли сказки с которыми мы знакомили детей в д/с. и р. н. с, которые рекомендовали прочитать и обсудить с детьми дома.)

-участие в выставке рисунков «Мы любим сказки»

— создание альбома «Мои любимые сказки»

-собрали мини- музей «Курочка Ряба»

Таким образом, привлекли родителей к проведению активного досуга в выходные дни, вовлекли родителей в творческую деятельность с детьми и приобщили их к совместной работе с воспитателем.

Взаимодействие с родителями носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.

19 слайд

Для определения уровня сформированности нравственных понятий у детей, я использовала методику «Сюжетные картинки» Р. М. Калининой.

По этой методике детям предлагала:

• Различение простых нравственных норм

• Оценка поведения и поступков героев

• Эмоциональный отклик ребёнка на сказку

На диаграмме видно, что на начало работы большинство детей имели поверхностные представления о нравственных понятиях- 81%

Могли отобрать картинки правильно, но не могли объяснить свой выбор, почти никто из детей не применял знания в повседневной жизни.

Частично сформированы понятия у 19% детей

После проведения работы мы видим, что нравственные понятия сформировались у 12% детей, частично сформировались у 73%, а остались не сформированными всего у 15%.

20 слайд

Результаты работы

— Дети научились понимать смысл сказок

— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

— Дети стали менее застенчивы, не боялись, выбирать роль, стали более открытыми.

— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Для детей своей группы инсценировали отрывок из сказки «Крошечка- Хаврошечка»; в конце года с детьми поставили сказку «Теремок», все дети активно участвовали в работе- пробовались на роли, с интересом примеряли костюмы, старались передать характер персонажей интонацией и мимикой.

Сначала показали спектакль в своей группе, а потом детям других групп.

Источник