Роль родного языка в развитии личности ребенка на башкирском языке

Роль родного языка в развитии личности ребенка на башкирском языке thumbnail

Работая учителем башкирского языка и литературы на протяжении десяти лет,
всегда ставлю перед собой цель: привить к ученикам уважение и любовь не только к
своему языку, но языкам других народов. Ведь знание языка является
необходимостью в наши дни.

Кто такой мой ученик?

Мой ученик – это развивающаяся личность, у него свой характер, свои
способности, склонности и увлечения.

Мои ученики – это творческий и интеллектуальный потенциал нашей страны.

Мои ученики – будущие граждане многонациональной республики, которые владеют
наряду со своим родным языком несколькими другими языками.

Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой
народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение,свое воспитание
окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только
общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и
культурный уровень.

В условиях Башкортостана необходимо знать два государственных языка:
башкирский и русский. Без знания языка коренного населения Урала, исторического
прошлого края, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в
течении тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина
многонационального государства.

Каждая эпоха ставит свои задачи в разных областях человеческой деятельности,
в том числе, и в образовании. Сегодня образованный человек владеет еще и русским
языком, языком межнационального общения. Наряду с родным, владение другими
языками дает возможность не только приобщаться к культуре разных народов, но и
глубже познать красоту и уникальность своей собственной. «Столько языков ты
знаешь – столько раз ты человек», — говорили древние мудрецы. И это
действительно так, поскольку благодаря знанию разных языков, человек раздвигает
рамки своего собственного миропонимания.

Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной
язык, как язык матери.

Перед семьей и школой ставятся такие сложные задачи, которые должны
сформировать у учащихся целостное и глубокое понимание того, что:

  • Республика Башкортостан представляет собой многонациональное государство, в
    котором все народы проживают в мире и добром согласии.;
  • любовь к своему народу, к своему родному языку невозможна без уважения
    национальных культур других народов;
  • полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного
    языка.

В прошлом, в семьях, причем не только дворянских, изучали до пяти и более
иностранных языков. Такие яркие представители башкирской интеллигенции, как
Ахметзаки. Валиди Тоган — общественный деятель, ученый, политик, организатор
автономии Башкортостана, Мажит Гафури — поэт Башкортостана, классик башкирской
литературы, Ризаитдин Фахретдинов — известный ученый — просветитель, владели,
например, несколькими языками, как родными и обладали широким кругозором.
Изучение языков и культур обогащают человека, делает его выше нравственно,
способствует улучшению памяти, развитию логического мышления, коммуникативных
навыков, расширению словарного запаса.

Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы.

Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы
учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того
требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы
говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут
оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более
успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты,
произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме
разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль — это и есть настоящая
речь.

Для того, чтоб ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас
знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою
очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как память, внимание,
умение анализировать.

Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у учащихся
речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения
достигаются путем определенной системы упражнений.

Игровые упражнения являются наиболее эффективным средством активизации
формирования у учащихся речевых умений, навыков и в целом речи.

Каждый учитель в своей работе должен четко знать, какая игра и для какого
класса подходит больше.

Тщательная проработка игр в распределении их по темам поможет учителю сделать
весь процесс обучения более интересным и более эффективным.

Каждый педагог должен определять основные направления воспитательной работы с
детьми на основе их социальных, культурных традиций. Важно научить ученика
понимать и ценить не только собственную национальную культуру, но и своеобразие
других культур, воспитывать в духе уважения ко всем народам.

Большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному
наследию, духовным ценностям народа, населяющих Башкортостан, играют уроки
родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного
народа.

С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и
дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных гор и рек, озер и лесов.

Бабушки исполняли нам песни, рассказывали баиты, учили нас жизни своими
пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только
познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась.
Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и
дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку,
истории, традициям. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная
роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.

Итоги опроса среди учащихся I-XI классов данного образовательного учреждения
показали, что дети осознают значимость и необходимость изучения родного языка.

 Для собственного развитияДля продолжения образования и
приобретения профессии
Заставляют родителиНе знаюЭтот предмет не нужен вообщеСвой вариант ответа
Русский язык42,557,5    
Литература47,555   Учит жизни.
Математика3562,55   
Физика3547,52,57,55 
Биология42,547,52,57,52,5 
Химия5517,52,5 2,5 
География52,5505   
Родной язык61,537,50,40,50,1Каждый человек должен знать свой родной
язык.
История42,513,512,52,55Интересно.
Английский язык37,5407,52,57,5 

Завершая, хочу сказать, что все мы понимаем, что язык – душа народа. Долг
каждой нации сохранить свой язык и сохранять другие языки, долг каждого человека
– серьезно и свято относиться не только к своему, но и чужому языку. Каждый
педагог и руководитель образовательного учреждения должен всегда помнить эту
истину.

Использованная литература:

  1. Аминева Р./Некоторые проблемы обучения речевому общению на русском языке в
    башкирской школе.Учитель Башкортостана, 2003, №9.
  2. Валиди А.З. Воспоминания. — Уфа:Китап, 2003.
  3. Кильмухаметова М./Национальное образование. Учитель Башкортостана. 2005, №12.
  4. Рахматуллина З./ О задачах по изучению государственных и родных языков в
    образовательных учреждениях. Учитель Башкортостана.2006, №2.
  5. Юлмухаметов М. Национальное образование: проблемы и перспективы. Учитель
    Башкортостана, 2004, №2.

Источник

Формирование личности ребенка как представителя своего народа (знание языка, истории, культуры, нравственно-этических норм, духовных ценностей) должно стать во главе угла системы учебно-воспитательной работы.

Задача образования — воспитание гражданина на принципах гуманизма и демократии, толерантности, на идеалах свободы, равноправия человека.

Самобытная традиционная национальная культура народов страны не имела должного отражения в содержании образования в советской школе, что привело к деформации духовно- нравственных устоев жизни этносов. Это обстоятельство выдвигает необходимость включения в содержания, начиная с дошкольного возраста, изучение традиционной культуры этносов.

Работая учителем башкирского языка и литературы на протяжении многих лет, всегда ставлю перед собой цель: привить к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов. Ведь знание языка является необходимостью в наши дни. Наряду с родным, владение другими языками дает возможность приобщаться к культуре разных народов, в том числе глубже познать красоту и уникальность своей собственной. «Столько языков ты знаешь – столько раз ты человек», — говорили древние мудрецы. Это правда, поскольку благодаря знанию родных языков, человек раздвигает рамки своего собственного миропонимания.

С древних времен в дворянских семьях изучали до пяти и более иностранных языков. Изучив биографию представителей башкирской интеллигенции, как Ризаитдин Фахретдинов — известный ученый-просветитель, Мажит Гафури — поэт Башкортостана, классик башкирской литературы, Ахметзаки Валиди Тоган- общественный деятель, ученый, политик, организатор автономии Башкортостана, мы узнали , что они владели несколькими языками и обладали широким кругозором. Изучение языков и культур обогащают человека, делает его выше нравственно, способствует улучшению памяти, развитию логического мышления, расширению словарного запаса.

В нашей Верхне Изяковской с полиэтническим составом учащихся (русские, башкиры, татары, марийцы) происходит постоянное общение представителей разных национальностей. Я считаю, что это положение требует изучения культур совместно проживающих народов.

Приоритетными направлениями деятельности многонациональных школ по возрождению духовно-нравственной культуры народов является:

  • изучение родного языка и культуры как основы формирования национального самосознания;
  • формирование чувства уважения к совместно проживающим народам, их языку и обычаям, воспитанию, толерантности, гуманистической культуры межнационального общения.

Я считаю, что язык является показателем психического и культурного развития человека. Человек, не знающий своего родного языка, историю и культуру своего народа, не имеет права называть себя сыном нации.

Современное общество требует от человека не только знания родного языка, но и знания государственных языков республики, в которой он живёт.

На сегодняшний день, когда стремительными темпами развиваются межнациональные и международные отношения, очень важно изучение и использование в жизни других языков.

Например, возьмём нашу республику, где государственные языки – русский и башкирский. По закону оба языка равны. Поэтому родители обучающихся сами выбирают, какой язык будет изучать ребенок.

Но все же, по моему мнению, башкирский язык, хотя бы на разговорном уровне, должны знать все, независимо от национальности, так как этот язык является государственным.

После принятия Закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан» была создана Концепция национального образования и программа воплощения ее в жизнь.

В русские школы был введен башкирский язык. В школах нашего, Благовещенского района, изучаются как предмет четыре родных языков: башкирский, русский, татарский, марийский, и башкирский язык, как государственный.

Но традиционные методы обучения башкирскому языку не приводят к успеху в школах. Поэтому учитель должен искать и применять новые пути и методы преподавания предмета.

Определяя специфику и особенности методики обучения башкирскому языку как языку, которым дети первоначально не владеют совсем или очень слабо, нужно искать аналогии в области преподавания иностранных языков, в области технологии ускоренного обучения неродным языком.

Разрабатывая методику обучения башкирскому языку как неродному или незнакомому, мы должны учитывать отличия русского и башкирского языков, тренировать прежде всего у детей слух, учить различать произношение башкирских и русских звуков, опираться на принцип опережающего развития устной речи.

Каждый педагог во время учебно-воспитательного процесса сталкивается с различными трудностями, возникающими по тем или иным причинам.

В данном случае нам также не удалось избежать различных противоречий и негативных явлений.

Вот эти проблемы:

  1. Незаинтересованность учащихся в изучении башкирского языка.
  2. Плохая память. ( не запоминают слова)

По моему мнению, отсутствие интереса к изучению башкирского языка у учащихся объясняется тем, что недостаточно уделялось внимания предмету со стороны родителей.

Плохая память. Это объясняется тем, что они только на уроке башкирского языка разговаривают на этом языке. В школе, на перемене, на улице, дома общаются на русском языке. Не хватает общения, поэтому не запоминают башкирские слова.

Как известно, педагогический процесс включает в себя и обучение, и воспитание. Цель данного процесса – формирование всесторонне развитой личности, полезной для общества, способной к самостоятельной организации своей жизни.

На сегодняшний день отечественная педагогика претерпела различные изменения. Возникли различные направления, основанные на передовом опыте педагогов всего мира.

Во многих школах проявляется стремление учителей максимально содействовать развитию личности ребенка, его задатков и способностей,

создать наиболее оптимальные условия для совместной работы учителя и ученика. Однако в решении своих подвижнических задач школа сталкивается с трудностями, порой непреодолимыми. И каждый педагог преодолевает их по-своему.

Мы знаем, что усвоение программного материала зависит от эффективности обучения. Поэтому обязательным условием является усовершенствование методов обучения и воспитания.

Уроки должны быть увлекательными и практичными. Они должны содержать интересные упражнения, игры и творческие задания, которые рождают у учащихся заинтересованность и активизируют мыслительные процессы.

Дети дошкольного возраста получают все жизненно важное из игр, а когда приходят в школу, приходится переходить от игры к серьезной деятельности. Чтобы этот переход не был резким, на уроках применяется игровые элементы и интересные задания.

В классах обучаются дети с различным уровнем знания языка, так как они представляют различные национальности. Все это заставляет нас искать оптимальные пути разрешения проблемы.

В обучении башкирскому языку в русскоязычных школах нужно основываться на четырёх компонентах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. На начальном этапе ведущими является аудирование и говорение, частично чтение.

Большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Башкортостан, играет в первую очередь семья. Мы с раннего детства слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных рек, озер. Мой отец по вечерам читал нам трилогию З.Биишевой, роман Х.Давлетшиной «Иргиз» и другие произведения. Услышав содержание этих произведении, я уже в то время гордилась богатством родного языка, таланту этих писателей, узнала историю о родине, о трудной жизни народа, о прошлом. Бабушка исполняла нам песни, рассказывала баиты, учила нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснила приметы. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. Ведь на сегодняшний день с изменением климата, даже некоторые приметы не совпадают.

Сегодня бабушки нынешних школьников сами не знают родного языка, потому что учились в русскоязычных школах. И не смогли передать в наследство РОДНОЙ ЯЗЫК. Я всегда говорю, что нам придется изучить свой родной язык через русский . В этом, конечно же, виноваты родители детей. Ведь были времена, когда некоторые люди говорили, что башкирский язык не нужен при поступлении в учебные заведения, прием экзаменов и учеба на русском языке…

Когда на уроке изучаем произведения, то нам без перевода невозможно понять содержание. И сегодня, уже ни у кого не вызывает та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.

Мы, учителя- предметники родных языков проводим такие мероприятия, как «Каз умэсе», «Улэсэйем сандыгы», « Науруз байрамы», « Cабантуй», «Уярня», «Пеледыш пайрем», «Шорыкйол» и др.

Итак, проблема обучения башкирскому языку как государственному в русскоязычных школах требует своего решения как на уровне организационном, так и научно-методическом.

Практика изучения нескольких языков в одной общей школе позволяет педагогам формировать личность учащегося, обладающего культурой межэтнических отношений, воспитывает толерантность в школе.

Источник

Тема выступления:

«Роль родного языка в развитии и воспитании личности ученика».

  Язык – прирожден, свойственен человеку, это не дар с небес. Язык – отражает многовековой опыт духовной жизни народа. Язык- это важнейший народный наставник. Язык – это средство познания себя. Стоит помнить, что творцом языка является народ. Язык народа – это не просто средство общения. Конечно, эту функцию он выполняет прежде всего. В языке отражаются результаты жизни каждого народа, жизни многих и многих его поколений. Вот почему К. Д. Ушинский считал необходимым бережно относиться к родному языку, не коверкать его, понимать суть исторического словообразования, не навязывать языку какой-то субъективной логики. «Не раз приходится благодарить родный язык, что он не поддался улучшениям логики и вопреки ей сохранил свои кажущиеся нелогичности, которые вдруг оказываются потом глубоко логическими. Язык народа – источник для языка науки.

     Работая учителем родного ( мокшанского)  языка и литературы на протяжении двадцати четырёх  лет, всегда ставлю перед собой цель: привить к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов. Ведь знание языка является необходимостью в наши дни

Мои ученики – будущие граждане многонациональной республики, которые владеют наряду со своим родным языком несколькими другими языками.

Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень. Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери.

Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы.

Национальный(родной) язык – это ценность народа, которая формировалась веками, одна из форм духовного наследия.

Национальное воспитание немыслимо без изучения истории своего народа, невозможно развить чувство патриотизма у подрастающего поколения без знания прошлого. Воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях принятых в обществе на протяжении многовековой истории, примерами должны служить выдающиеся исторические личности, внесшие весомый вклад в развитие республики, сохранении мира, развитии культуры и искусства.

  Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль — это и есть настоящая речь.

Для того, чтоб ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как память, внимание, умение анализировать.

К. Д. Ушинский высоко оценивал роль родного языка в духовном и нравственном развитии человека. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития ученика как  личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в его«тысячелетнем историческом движении». «Отнимите у народа все — и он все может вернуть, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его»  Первый опыт общения ребенок получает уже в младенческом возрасте, поэтому все те, кто окружает ребенка с рождения, являются его первыми учителями в освоении родного  языка.

 С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных гор и рек, озер и лесов.

Бабушки исполняли нам песни, рассказывали сказки, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.

 Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у учащихся речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения достигаются путем определенной системы упражнений Чем раньше начинать грамотное и осознанное обучение родному языку, тем свободнее ученик будет им пользоваться в дальнейшем. При этом следует принимать во внимание своеобразные и неповторимые особенности речи каждого ребенка, проявляющиеся в способе выражения мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, интонация, жесты).

В первоначальном обучении детей родному языку  К. Д. Ушинский видел три цели. Первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Третья цель — практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др. Все три цели должны осуществляться одновременно

Язык в то же время является  средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, который формирует ученика  как личность.

Грамотная речь служит залогом его успешного обучения и развития. К. Д. Ушинский считал, что мировоззрение ученика формируют все учебные предметы, но, ведущая роль в этом бесспорно принадлежит родному языку, так как «родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания»

Когда дети приходят в школу, то они уже обладают «громадным сокровищем, даже превышающим детские потребности» . У шестилетнего ребенка гораздо больше слов и оборотов для выражения чувств и мыслей, чем самих этих чувств и мыслей. «Он во многом только по врожденной человеку переимчивости перенимает язык взрослых, но сам еще не вырос до этого языка. Из этого вытекает важная для семьи и школы обязанность: исправлять и пополнять словарный запас детей в соответствии с правилами родного языка, вводя их не только в сознание ребенка, но и в число его привычек, «выполняемых с той легкостью и быстротой, которых требует речь словесная и даже письменная». Необходимо заботиться о том, чтобы ученик сознательно усваивал все  возможности родного языка.

  К. Д. Ушинский указывал на единство речи и мышления. Речь является важным показателем мышления, как человек говорит, так он и мыслит. Поэтому, развивая речь воспитанника, семья и школа развивают, прежде всего, мыслительные способности, умение грамотно и логично выражать свои мысли, что соответственно влияет на культуру поведения ребенка в обществе. Невозможно развивать язык отдельно от мысли, но и развивать его перед мыслью — вредно. Это приводит к одной из самых дурных человеческих привычек – «болтать чисто, гладко, изящно всякий вздор и связывать ловкими фразами пустые, не вытекающие одна из другой мысли»

Педагоги не должны допускать речевые ошибки учеников, запускать дефекты звукопроизношения, следует своевременно исправлять недостатки в развитии речи, пока они не стали привычной формой общения для них.

Особое внимание следует обращать на становление и развитие всех сторон речи — фонематической, лексической, грамматической. В этом отношении перед семьей и школой стоит важная задача — контролировать выработку, закрепление, соблюдение правил и законов грамотной речи ученика на родном языке, т. е. точность, полноту, логичность выражений.

Задача педагога в том, чтобы ученики вступали в сознательное духовное обладание сокровищами родного слова. Изучение организации языка, по Ушинскому, является лучшим средством духовного развития ребенка. Учитель, раскрывая детям богатство родного  слова, тем самым раскрывает им богатство их собственной души. Изучение родного языка — это верный путь к самопознанию человека. Если язык, на котором начинает говорить ребенок, противоречит его врожденному национальному характеру, то он никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какое оказал бы родной ему язык.

Родной язык является неисчерпаемо богатым. Существует связь между историей народа и развитием его языка. Через родной язык связываются отжившие, живущие и будущие поколения народа. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли, чувства, историю тысяч предшествующих поколений. Изучая родной язык, ребенок учит не условные звуки, а впитывает духовную жизнь народа. Родное слово объясняет ребенку окружающую его природу, знакомит с деятельностью и характером людей, с обществом и его историей, дает представления и понятия о нравственности и эстетике. Язык – величайший народный наставник.

Поэтому большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Мордовию, играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа.

Следует помнить, что без знания языка, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства. А будущий гражданин – наш сегодняшний ученик.

Источник