Роль родного языка в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Татьяна Кушнерук
Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника»
Роль родного языка в развитии личности дошкольника.
Кушнерук Т. Н., воспитатель
МДОУ Детский сад №3
г. о. Власиха Московской области
Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших правил воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.
В младшем возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, его речь формируется с различных сторон: фонетической, лексической, грамматической. В сенситивный период полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Овладевая языковыми навыками в сфере лингвистики, дети стремятся получить и коммуникативные умения. Общение друг с другом и взрослыми наиболее значимо для формирования культуры речи и культуры общения. Для продуктивной взаимосвязи необходимо найти языковые средства для его передачи, уметь вовремя обеспечить обратную связь, должным образом спланировать свою речь. Если дошкольник может мгновенно сориентироваться в языковом материале, классифицировать новые слова, можно сказать, что у него развито чувство языка. Отечественными учеными это суждение трактуется по-разному. У российских ученых, языковедов К. Д. Ушинского и Ф. И. Буслаева — это «дар слова», развитие способности к сознательному овладению сокровищами русского языка. С. Ф. Жуйков, Л. И. Божович и другие психологи называют этот эффект «языковым чутьем». О. С. Ахманова относит языковое чутье к интуитивной реакции «со стороны лица, для которого данный язык является родным и т. д.» Несмотря на множество различных суждений, суть заключается в том, что эта способность возникает у ребенка не на пустом месте, а в процессе речевой практики. «Чувство языка» необходимо развивать, уметь сочетать слова в высказываниях и кратких предложениях.
В современном обществе лишь немногие дети достигают высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить целенаправленное обучение овладения языком.
В методических пособиях по речевому развитию до сих пор мы видим совершенно непозволительное утверждение, что в дошкольном периоде язык усваивается лишь посредством подражания, интуитивно и даже инстинктивно. Это в корне недопустимо.Результаты многолетних исследований показали: дети в младшем возрасте и без специального обучения проявляют большой интерес к языковой действительности. Они создают новые слова, объединяя, разделяя их, ориентируясь на смысл слова и грамматическую сторону языка. С речевым развитием постепенно приходит осознание языковых явлений, что приводит к настоящему овладению богатством языка. В 1978-ом году Ф. А.Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка».
Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников, система обучения родному языку включает в себя:
-выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста
— приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию языковых обобщений, структуре связного высказывания
-выделение связующего звена в разделах речевой работы
-осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду и в начальной школе
-раскрытие характерных особенностей овладения языком
-наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве дошкольников
Постижение основ родного языка рассматривается как базис полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, умственного, эстетического и нравственного.
Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова, строить простые и сложные предложения.
Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием. Чтение и пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами, сравнениями и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.
Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Овладение смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные, воспитательные задачи (любовь и интерес к родному языку, его красоте и богатству).
Для развитияречи детей важнейшими остаются задачи: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности с высказываниями. Решение их усложняется по мере перехода от одной возрастной группы к другой. Воспитателю надо четко представлять основные линии преемственности задач по развитию речи,которые решаются в каждой возрастной группе:
-Заботиться о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал смысл слова, его значение.
-Ориентировать детей на понимание значения слова и развитие точности его употребления.
-Использовать лексические упражнения для выбора наиболее точного слова из своего словаря, вопросы
-Применять игры, помогающие усваивать падежи, множественное число слова, наклонение глаголов.
-Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а также дидактические игры.
Следовательно, специально предназначенные занятия, игры и упражнения помогают успешно решать проблемы в речевом развитии детей.
Литература:
1 Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая действительность. М.:» «КомКнига», 2007.
2. Сохин. Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.
3 Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: «Сфера», 2008.
Источник
Роль Родного языка и речи в развитии ребёнка.
Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением.
Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства. То есть в промежутке от 1 года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме. Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.
Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошколенка сложно переоценить. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление. С научной точки зрения этот процесс и его закономерности изучаются даже отдельной лингвистической дисциплиной — онтолингвистикой.
Свой первый опыт воспроизведения человеческой речи ребенок черпает из своего ближайшего окружения, слушая и запоминая речь взрослых, которую слышит вокруг себя. Особенности детской психологии предполагают подражательное поведение как одно из основных для маленького ребенка. Психологами и социологами установлено, что дети, проведшие первые несколько лет жизни в социальной изоляции, впоследствии так и не могут окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Этот факт доказан на примере так называемых диких детей — детей, по каким-то причинам оказавшихся лишенными контакта с людьми в возрасте до 6 лет. Истории о таких детях, повторяющих судьбу героя сказки Киплинга, Маугли, периодически находят документальное подтверждение. Только, в отличие от Маугли, адаптироваться к нормальной жизни ребенок, в раннем возрасте оказавшийся изолированным от человеческого общества, не может. Такие дети с трудом осваивают основы человеческой речи и страдают серьезным отставанием в развитии.
Из этого можно сделать вывод, что ранний период развития речи — один из важнейших в общем развитии ребенка, и со стороны родителей этому процессу стоит уделять самое пристальное внимание. Овладение речью является для детей-дошкольников ключевым показателем их общего умственного развития.
Любая свободная минута: будь то дорога в детский сад или время приготовления пищи, поездка в автомобиле или время перед сном может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми по развитию их речи. Вот некоторые примеры игр и упражнений на развитие у детей речевого и слухового внимания, фонематического восприятия, обогащение словаря детей эмоциональной лексикой. Эти игры могут использоваться вами в повседневной жизни.
Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы можете параллельно выполнять какое дело. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.
Упражнение «Повтори»
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
Мак – бак – так; Ток – тук – так; Бык – бак – бок; Дам – дом – дым;
Ком – дом – гном; Тыква – будка – буква; Моток – каток – поток.
Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:
Па – па – па; То – та – ту; Ты – та – то; Па – ба; По – бо; Пу – бу.
Упражнение «Скажи»
Предложить ребенку повторить предложение типа от лица ежика с различной интонацией (грусти, радости, Испуга, злости, удивления). Предложить повторить предложение типа «Мама пришла» с разными эмоциональными оттенками. Предложить составить небольшие рассказы с прилагательными, называющими различные эмоции.
Упражнение «Я скажу, а ты продолжи»
Предложить ребенку закончить начатое вами предложение (с эмоциональными словами). Например: Радостный зайчик бежит по … (дорожке). Грустный ослик гуляет по (полянке).
Упражнение «Скажи наоборот»
Хороший день – плохой день;
Невкусный обед – вкусный обед;
Неинтересный фильм — …
Солёный – сладкий
Чистый мальчик – грязный мальчик
Упражнение «Скажи ласково»
дом – домик; огурец – огурчик; вкусный – вкусненький; сухой – сухонький и другие.
Упражнение «Мама, папа, детёныш»
Это упражнение можно делать в постели с ребёнком. Ребенка мама говорит: «Ты мой котёнок!» Малыш говорит: «ТЫ моя мама-кошка, а папа –кот». Мама: «Ты мой цыплёнок!» Ребёнок: «Ты моя мама курица, а папа – петух» и т. д.
Источник
Татьяна Коленкова
Роль родного языка и речи в развитии ребенка
Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением.
Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства. То есть в промежутке от 1 года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме. Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.
Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошколенка сложно переоценить. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление. С научной точки зрения этот процесс и его закономерности изучаются даже отдельной лингвистической дисциплиной — онтолингвистикой.
Свой первый опыт воспроизведения человеческой речи ребенок черпает из своего ближайшего окружения, слушая и запоминая речь взрослых, которую слышит вокруг себя. Особенности детской психологии предполагают подражательное поведение как одно из основных для маленького ребенка. Психологами и социологами установлено, что дети, проведшие первые несколько лет жизни в социальной изоляции, впоследствии так и не могут окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Этот факт доказан на примере так называемых диких детей — детей, по каким-то причинам оказавшихся лишенными контакта с людьми в возрасте до 6 лет. Истории о таких детях, повторяющих судьбу героя сказки Киплинга, Маугли, периодически находят документальное подтверждение. Только, в отличие от Маугли, адаптироваться к нормальной жизни ребенок, в раннем возрасте оказавшийся изолированным от человеческого общества, не может. Такие дети с трудом осваивают основы человеческой речи и страдают серьезным отставанием в развитии.
Из этого можно сделать вывод, что ранний период развития речи — один из важнейших в общем развитии ребенка, и со стороны родителей этому процессу стоит уделять самое пристальное внимание. Овладение речью является для детей-дошкольников ключевым показателем их общего умственного развития.
Любая свободная минута: будь то дорога в детский сад или время приготовления пищи, поездка в автомобиле или время перед сном может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми по развитию их речи. Вот некоторые примеры игр и упражнений на развитие у детей речевого и слухового внимания, фонематического восприятия, обогащение словаря детей эмоциональной лексикой. Эти игры могут использоваться вами в повседневной жизни.
Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы можете параллельно выполнять какое дело. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.
Упражнение «Повтори»
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
Мак – бак – так; Ток – тук – так; Бык – бак – бок; Дам – дом – дым;
Ком – дом – гном; Тыква – будка – буква; Моток – каток – поток.
Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:
Па – па – па; То – та – ту; Ты – та – то; Па – ба; По – бо; Пу – бу.
Упражнение «Скажи»
Предложить ребенку повторить предложение типа от лица ежика с различной интонацией (грусти, радости, Испуга, злости, удивления). Предложить повторить предложение типа «Мама пришла» с разными эмоциональными оттенками. Предложить составить небольшие рассказы с прилагательными, называющими различные эмоции.
Упражнение «Я скажу, а ты продолжи»
Предложить ребенку закончить начатое вами предложение (с эмоциональными словами). Например: Радостный зайчик бежит по … (дорожке). Грустный ослик гуляет по (полянке).
Упражнение «Скажи наоборот»
Хороший день – плохой день;
Невкусный обед – вкусный обед;
Неинтересный фильм — …
Солёный – сладкий
Чистый мальчик – грязный мальчик
Упражнение «Скажи ласково»
дом – домик; огурец – огурчик; вкусный – вкусненький; сухой – сухонький и другие.
Упражнение «Мама, папа, детёныш»
Это упражнение можно делать в постели с ребёнком. Ребенка мама говорит: «Ты мой котёнок!» Малыш говорит: «ТЫ моя мама-кошка, а папа –кот». Мама: «Ты мой цыплёнок!» Ребёнок: «Ты моя мама курица, а папа – петух» и т. д.
Источник
Õàðàêòåðèñòèêà îñíîâíûõ ýòàïîâ ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ïåðèîäû ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ â ðå÷è äåòåé ñèíòàêñè÷åñêîãî ñòðîÿ ïðåäëîæåíèÿ, åãî âûðàçèòåëüíîñòè è èíòîíàöèè, ìîðôîëîãè÷åñêîé îôîðìëåííîñòè ñëîâ. Ïðàâèëà è çíà÷åíèå ðîäíîãî ÿçûêà â ðàçâèòèè ðåáåíêà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ñîäåðæàíèå
Ââåäåíèå
Ðîëü ðîäíîãî ÿçûêà â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåá¸íêà
Çàêëþ÷åíèå
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
ââåäåíèå
Óñâàèâàÿ ðîäíîé ÿçûê, ðåá¸íîê óñâàèâàåò íå îäíè òîëüêî ñëîâà, íî è áåñêîíå÷íîå ìíîæåñòâî ïîíÿòèé, âîççðåíèé íà ïðåäìåòû, ìíîæåñòâî ìûñëåé, ÷óâñòâ, õóäîæåñòâåííûõ îáðàçîâ, ëîãèêó è ôèëîñîôèþ ÿçûêà; è óñâàèâàåò ëåãêî è ñêîðî; â äâà-òðè ãîäà ñòîëüêî, ÷òî è ïîëîâèíû òîãî íå ìîæåò óñâîèòü ÷åëîâåê â 20 ëåò ïðèëåæíîãî è ìåòîäè÷åñêîãî ó÷åíèÿ. Òàêîâ ýòîò âåëèêèé íàðîäíûé ïåäàãîã — ðîäíîå ñëîâî!
Ê. Ä. Óøèíñêèé
ßçûê ÿâëÿåòñÿ ïåðâåéøåé ïðåäïîñûëêîé ñóùåñòâîâàíèÿ ëþáîé íàöèè, âàæíåéøèì êîìïîíåíòîì è íîñèòåëåì äóõîâíîé êóëüòóðû, îñíîâíîé ôîðìîé ïðîÿâëåíèÿ íàöèîíàëüíîãî ñàìîñîçíàíèÿ.
Ïðè ïîìîùè ðå÷åâîãî îáùåíèÿ ÷åëîâåêîì óñâàèâàþòñÿ äóõîâíûå, êóëüòóðíûå, ìîðàëüíî-ýòè÷åñêèå ïðèíöèïû ñâîåé ñåìüè, ñâîåãî íàðîäà. Ýòîò ïðîöåññ íà÷èíàåòñÿ â ðàííåì äåòñòâå è ïðîäîëæàåòñÿ âñþ æèçíü. Óæå íà ïåðâîì ãîäó æèçíè, ó ðåáåíêà ïîÿâëÿþòñÿ ïåðâûå ïðèçíàêè âòîðîé ñèãíàëüíîé ñèñòåìû, à ýòî íåîáõîäèìûé ýòàï ðàçâèòèÿ åãî ìûøëåíèÿ, ò. ê. ÷åëîâåê ìûñëèò ñëîâàìè, êîòîðûå ïðîèçíîñèò âñëóõ èëè ïðîãîâàðèâàåò ïðî ñåáÿ, ò. å. ìûøëåíèå ïðîèñõîäèò â ðå÷åâîé ôîðìå.
Òàê ðàçâèâàåòñÿ ëþáîé ðåá¸íîê, ó÷àùèéñÿ ãîâîðèòü.
Ðîëü ðîäíîãî ÿçûêà â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåá¸íêà
Ðàçâèòèåì íàçûâàþò ïðîöåññ èçìåíåíèé, ïðåäñòàâëÿþùèõ ñîáîé ïåðåõîäû îò ïðîñòîãî êî âñå áîëåå ñëîæíîìó, îò íèçøåãî ê âûñøåìó, ïðîöåññ, â êîòîðîì ïîñòåïåííîå íàêîïëåíèå êîëè÷åñòâåííûõ èçìåíåíèé ïðèâîäèò ê êà÷åñòâåííûì èçìåíåíèÿì. Ãàëüïåðèí Ï. ß. Ìåòîäû îáó÷åíèÿ è óìñòâåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. — Ì.: Ëîãîñ, 1993.
Ðàçâèòèå ÷åëîâåêà ïðîõîäèò ñëåäóþùèå âîçðàñòíûå ñòóïåíè:
— ìëàäåí÷åñêèé âîçðàñò;
— ðàííèé äåòñêèé âîçðàñò;
— äîøêîëüíûé âîçðàñò;
— ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò;
— ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò;
— þíîøåñêèé âîçðàñò;
— çðåëîñòü. Êóðåí¸â Î. Â. Êóëüòóðà ðå÷åâîãî ýòèêåòà. — Ì.: Ãåðäà, 2001.
Íà êàæäîé ñòóïåíè âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ îðãàíèçì ÷åëîâåêà îòëè÷àåòñÿ îïðåäåëåííûìè ôèçè÷åñêèìè ðàçìåðàìè è ñòðîåíèåì (êîëè÷åñòâåííî) è îïðåäåëåííûìè âîçìîæíîñòÿìè ïñèõèêè (êà÷åñòâåííî).
Ðàçâèòèå ïñèõèêè îò îäíîé âîçðàñòíîé ñòóïåíè ê äðóãîé ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñîâåðøåíñòâîâàíèå ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ, ðå÷è, à òàêæå ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû (÷óâñòâ, âîëè).
Íàëè÷èå èíòåëëåêòà, ò. å. ñïîñîáíîñòè ïîçíàâàòü âíåøíèé ìèð ñ ïîìîùüþ ïàìÿòè, ïðåäñòàâëåíèÿ, âîîáðàæåíèÿ, ìûøëåíèÿ, à òàêæå ðå÷ü — ýòî âàæíåéøèå îòëè÷èÿ ÷åëîâåêà îò æèâîòíîãî. È èíòåëëåêò, è ðå÷ü ó ÷åëîâåêà ïîÿâëÿþòñÿ íà ñòóïåíè ðàííåãî äåòñêîãî âîçðàñòà è èíòåíñèâíî ñîâåðøåíñòâóþòñÿ â äîøêîëüíîì, ìëàäøåì øêîëüíîì è ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå.
Íî èíòåëëåêò ïîÿâëÿåòñÿ ó ðåáåíêà è ñîâåðøåíñòâóåòñÿ ó ïîäðîñòêà è þíîøè íå ïðîñòî ïîòîìó, ÷òî åãî îðãàíèçì ðàñòåò, à ëèøü ïðè íåïðåìåííîì óñëîâèè îâëàäåíèÿ ýòèì ÷åëîâåêîì ðå÷üþ.
Åñëè âçðîñëûå, îêðóæàþùèå ðåáåíêà, íà÷èíàþò ïðàâèëüíî ó÷èòü åãî ãîâîðèòü óæå ñ ìëàäåí÷åñêîãî âîçðàñòà, òî òàêîé ðåáåíîê ðàçâèâàåòñÿ íîðìàëüíî: ó íåãî ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü ïðåäñòàâëÿòü, çàòåì è ìûñëèòü, è âîîáðàæàòü; ñ êàæäîé âîçðàñòíîé ñòóïåíüþ ýòè ñïîñîáíîñòè ñîâåðøåíñòâóþòñÿ. Ïàðàëëåëüíî ñ ðàçâèòèåì èíòåëëåêòà ðàçâèâàåòñÿ è ñîâåðøåíñòâóåòñÿ ýìîöèîíàëüíî-âîëåâàÿ ñôåðà ðåáåíêà.
Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî äîêàçàòåëüñòâ òîãî, ÷òî áåç ðå÷åâîãî îáùåíèÿ, ò. å. áåç ñîöèàëüíîé (îáùåñòâåííîé) ñðåäû, ÷åëîâå÷åñêîå ñóùåñòâî íå ìîæåò ñòàòü ïîëíîöåííûì ÷åëîâåêîì. Èñòîðèè èçâåñòíû ñëó÷àè, êîãäà â ñèëó êàêèõ-òî òðàãè÷åñêèõ îáñòîÿòåëüñòâ äåòè ìëàäåí÷åñêîãî âîçðàñòà ïîïàäàëè â ëîãîâî æèâîòíûõ (âîëêîâ, ïàíòåðû, ñîáàê) è áûëè èìè âñêîðìëåíû. Êîãäà ëþäè îáíàðóæèâàëè ýòèõ äåòåé â âîçðàñòå ïîñëå òðåõ ëåò è âîçâðàùàëè èõ â ÷åëîâå÷åñêîå îáùåñòâî, òî âñåãäà îêàçûâàëîñü, ÷òî îíè èìåþò ïîâàäêè âñêîðìèâøåãî èõ æèâîòíîãî è ñîâåðøåííî íå îáëàäàþò òåìè ýëåìåíòàìè ïñèõèêè, êîòîðûå îòëè÷àþò ÷åëîâåêà îò æèâîòíîãî: ó íèõ íå áûë ñôîðìèðîâàí ìûñëèòåëüíûé àïïàðàò, íå áûëî âûñøèõ ýìîöèé, èõ íåâîçìîæíî áûëî íàó÷èòü ðå÷è.
Èçâåñòíû ìíîãî÷èñëåííûå ñëó÷àè, ìåíåå òðàãè÷åñêèå, íî ñòîëü æå ïå÷àëüíûå, ïðîèñøåäøèå ïî íåâåæåñòâó âçðîñëûõ: äåòè îêàçûâàëèñü ïñèõè÷åñêè íåäîðàçâèòûìè, ïëîõî óñâàèâàëè ðå÷ü (ñ òðóäîì ó÷èëèñü â øêîëå), ïîòîìó ÷òî ðîäèòåëè íå çàíèìàëèñü èõ ðå÷åâûì ðàçâèòèåì, êîãäà îíè áûëè â ìëàäåí÷åñêîì, ðàííåì äåòñêîì è â äîøêîëüíîì âîçðàñòå.
Íàïðèìåð, îäèí ó÷åíèê øêîëû, ðîäèâøèéñÿ â ñåìüå æåëåçíîäîðîæíèêà, æèâøåãî íà æåëåçíîäîðîæíîì ðàçúåçäå è âîñïèòûâàâøèéñÿ â äîøêîëüíûå ãîäû áàáóøêîé, ñîâåðøåííî ãëóõîé æåíùèíîé, êîòîðàÿ â ñèëó ñâîåãî íåäóãà íå ìîãëà ðåàãèðîâàòü íà ðå÷åâûå äåéñòâèÿ âíóêà, îêàçàëñÿ ïî÷òè íåìûì. Óñèëèÿ ó÷èòåëüíèöû íà÷àëüíûõ êëàññîâ ðàçâèòü åãî ðå÷ü íå äàëè ðåçóëüòàòà, íåëüçÿ áûëî îáó÷èòü åãî è ãðàìîòå. Õîòÿ ýòîò ìàëü÷èê ðîäèëñÿ ñ ïðåäïîñûëêàìè äëÿ íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ, íî îòñóòñòâèå ðå÷åâîãî îáùåíèÿ îêàçàëîñü ïðè÷èíîé òîãî, ÷òî èíòåëëåêò ðåáåíêà íå ðàçâèëñÿ. Àáðàøèòîâà Ô. Ã. Ðîëü ðîäíîãî ÿçûêà â áóäóùåé æèçíè ó÷åíèêà. — Ì.: Ðîññìåí, 2003.
Âîñïèòàòåëü îáÿçàí ïîìíèòü, ÷òî ðå÷ü — èíñòðóìåíò ðàçâèòèÿ âûñøèõ îòäåëîâ ïñèõèêè ðàñòóùåãî ÷åëîâåêà. Îáó÷àÿ ðåáåíêà ðîäíîé ðå÷è, îäíîâðåìåííî ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ åãî èíòåëëåêòà è âûñøèõ ýìîöèé, ãîòîâÿò ïî÷âó äëÿ óñïåøíîãî åãî ó÷åíèÿ â øêîëå, äëÿ òâîð÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ åãî â òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè. Çàäåðæêà ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ íà ïåðâûõ âîçðàñòíûõ ñòóïåíÿõ íå ìîæåò áûòü êîìïåíñèðîâàíà âïîñëåäñòâèè.
Ñâîåâðåìåííîå è ïîëíîöåííîå îâëàäåíèå ðå÷üþ ÿâëÿåòñÿ ïåðâûì âàæíåéøèì óñëîâèåì ñòàíîâëåíèÿ (ïîÿâëåíèÿ) ó ðåáåíêà ïîëíîöåííîé ïñèõèêè è äàëüíåéøåãî ïðàâèëüíîãî ðàçâèòèÿ åå. Ñâîåâðåìåííîå — çíà÷èò íà÷àòîå ñ ïåðâûõ æå äíåé ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà; ïîëíîöåííîå — çíà÷èò äîñòàòî÷íîå ïî îáúåìó ÿçûêîâîãî ìàòåðèàëà è ïîáóæäàþùåå ðåáåíêà ê îâëàäåíèþ ðå÷üþ â ïîëíóþ ìåðó åãî âîçìîæíîñòåé íà êàæäîé âîçðàñòíîé ñòóïåíè. Ãàëüïåðèí Ï. ß. Ìåòîäû îáó÷åíèÿ è óìñòâåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. — Ì.: Ëîãîñ, 1993.
Âíèìàíèå ê ðàçâèòèþ ðå÷è ðåáåíêà íà ïåðâûõ âîçðàñòíûõ ñòóïåíÿõ îñîáåííî âàæíî ïîòîìó, ÷òî â ýòî âðåìÿ èíòåíñèâíî ðàñòåò ìîçã ðåáåíêà è ôîðìèðóþòñÿ åãî ôóíêöèè. Ôèçèîëîãàì èçâåñòíî, ÷òî ôóíêöèè öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû èìåííî â ïåðèîä èõ åñòåñòâåííîãî ôîðìèðîâàíèÿ ëåãêî ïîääàþòñÿ òðåíèðîâêå. Áåç òðåíèðîâêè ðàçâèòèå ýòèõ ôóíêöèé çàäåðæèâàåòñÿ è äàæå ìîæåò îñòàíîâèòüñÿ íàâñåãäà.
Äëÿ ðå÷è òàêèì «êðèòè÷åñêèì» ïåðèîäîì ðàçâèòèÿ ÿâëÿþòñÿ ïåðâûå òðè ãîäà æèçíè ðåáåíêà: ê ýòîìó ñðîêó â îñíîâíîì çàêàí÷èâàåòñÿ àíàòîìè÷åñêîå ñîçðåâàíèå ðå÷åâûõ îáëàñòåé ìîçãà, ðåáåíîê îâëàäåâàåò ãëàâíûìè ãðàììàòè÷åñêèìè ôîðìàìè ðîäíîãî ÿçûêà, íàêàïëèâàåò áîëüøîé çàïàñ ñëîâ. Åñëè æå â ïåðâûå òðè ãîäà ðå÷è ìàëûøà íå áûëî óäåëåíî äîëæíîãî âíèìàíèÿ, òî â äàëüíåéøåì ïîòðåáóåòñÿ ìàññà óñèëèé, ÷òîáû íàâåðñòàòü óïóùåííîå. Òðóáíèêîâà Î. Ê. Î ðîëè ðîäíîãî è ãîñóäàðñòâåííîãî ÿçûêîâ â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåá¸íêà. — Ì. Ìûñëü, 2004.
Îáúåì ðå÷åâûõ íàâûêîâ ó äåòåé ðàçíûõ âîçðàñòîâ
 äîðå÷åâîé ïåðèîä ñâîåãî ðàçâèòèÿ ìàëûø êðèêîì è òàê íàçûâàåìûìè ïðåäðå÷åâûìè ãîëîñîâûìè ðåàêöèÿìè âûðàæàåò ðàçëè÷íûå æåëàíèÿ: «Õî÷ó åñòü», «Íå õî÷ó ëåæàòü â ìîêðîì» è ò. ä. Ðàçíîîáðàçíûå èíòîíàöèè ñâîéñòâåííû êðèêó ðåáåíêà óæå â ïåðâûå íåäåëè æèçíè; ñ ðîñòîì ðåáåíêà îíè ñòàíîâÿòñÿ âñå âûðàçèòåëüíåå è ñìûñë èõ íà÷èíàþò ïîíèìàòü íå òîëüêî ìàòü, íî è äðóãèå, ñâÿçàííûå ñ ðåáåíêîì ëèöà. Ñëåäîâàòåëüíî, êðèê ðåáåíêà âûïîëíÿåò îïðåäåëåííóþ êîììóíèêàòèâíóþ ôóíêöèþ (ôóíêöèþ îáùåíèÿ).
Ñ ïîëóòîðàìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà ìàëûø ïûòàåòñÿ àðòèêóëèðîâàòü çâóêè ðå÷è. Êîíå÷íî, âíà÷àëå ýòî åùå òîëüêî ïðåäðå÷åâûå ãîëîñîâûå ðåàêöèè: ãóëåíèå, ñâèðåëü, ëåïåò, ìîäóëèðîâàííûé ëåïåò.
Ñóùåñòâóåò îïðåäåëåííàÿ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü â ðàçâèòèè ïðåäðå÷åâûõ ðåàêöèé.
Ïðîöåññ ýìîöèîíàëüíîãî îáùåíèÿ ñ ðåáåíêîì â ýòîò ïåðèîä íîñèò õàðàêòåð èãðû: âçðîñëûé è ðåáåíîê ïîïåðåìåííî ïîâòîðÿþò äðóã äðóãà, ïîäðàæàþò äðóã äðóãó — åñëè âçðîñëûé óëûáàåòñÿ, ðåáåíîê òîæå óëûáàåòñÿ.
Íî âîò íàñòóïàåò âðåìÿ (ìåæäó 10-12 ìåñÿöàìè), êîãäà ðåáåíîê, ìîäóëèðóÿ ñëîã, íå ïðîñòî èãðàåò, à âêëàäûâàåò â íåãî îïðåäåëåííûé ñìûñë. Ýòîò ñëîã ïðèíàäëåæèò êàêîìó-ëèáî ñëîâó:
— Êè — ãîâîðèò îí, óêàçûâàÿ íà êîøêó, è ñìîòðèò â ëèöî âçðîñëîãî, îæèäàÿ ïîäòâåðæäåíèÿ.
— Êèñà, — îòêëèêàåòñÿ âçðîñëûé. — È ðåáåíîê óäîâëåòâîðåííî ïîâòîðÿåò:
— Êè.
Ðåáåíîê çàãîâîðèë. Åãî ïåðâûå «ñëîâà» — ýòî óäàðíûå ñëîãè çíàêîìûõ åìó ñëîâ: «êà» (êàøà), «òîëü» (ñòîë), «ïà» (ïëàòüå), íî îáîçíà÷àþò ýòè ñëîãè äàæå íå ñëîâà, à öåëûå ïðåäëîæåíèÿ («êà» — ýòî è «Òîëÿ åñò êàøó», è «êàøà â áóòûëî÷êå», è «áàáóøêà âàðèò êàøó»).
 ðàçâèòèè ðå÷è îò ãîäà äî ñåìè ëåò íàáëþäàþòñÿ òàêèå ïåðèîäû: Ôåäîðåíêî Ë. Ï., Ôîìè÷¸âà Ã. À., Ëîòàðåâ Ê. À. Ìåòîäèêà ðàçâèòèÿ ðå÷è äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. — Ì., 1977.
I. Ïåðâûé ïåðèîä — ïåðèîä ïðåäëîæåíèé, ñîñòîÿùèõ èç àìîðôíûõ ñëîâ-êîðíåé:
— 1 ãîä 3 ìåñ. — 1 ãîä 8 ìåñ. Ïðîèçíîñÿòñÿ îäíîñëîâíûå ïðåäëîæåíèÿ-ñëîãè,
— 1 ãîä 8 ìåñ. — 1 ãîä 10 ìåñ. Ïðîèçíîñÿòñÿ ïðåäëîæåíèÿ èç íåñêîëüêèõ ñëîâ-ñëîãîâ;
II. Âòîðîé ïåðèîä — ïåðèîä óñâîåíèÿ ãðàììàòè÷åñêîé ñòðóêòóðû ïðåäëîæåíèÿ:
— 1 ãîä 10 ìåñ. — 2 ãîäà 1 ìåñ.  ïðåäëîæåíèÿõ óïîòðåáëÿþòñÿ ïîëíûå ñëîâà, íî áåç îêîí÷àíèé èëè ñ íåïðàâèëüíûìè îêîí÷àíèÿìè,
— 2 ãîäà 1 ìåñ. — 2 ãîäà 3 ìåñ.  ïðåäëîæåíèÿõ óïîòðåáëÿþòñÿ îôîðìëåííûå ñëîâà: óñâàèâàþòñÿ ïàäåæíûå îêîí÷àíèÿ ñóùåñòâèòåëüíûõ, ïðèëàãàòåëüíûõ, ëè÷íûå îêîí÷àíèÿ ãëàãîëîâ,
— 2 ãîäà 3 ìåñ. — 3 ãîäà.  ïðåäëîæåíèÿõ óïîòðåáëÿþòñÿ ñëóæåáíûå ñëîâà äëÿ âûðàæåíèÿ ñèíòàêñè÷åñêèõ îòíîøåíèé;
III. Òðåòèé ïåðèîä — ïåðèîä óñâîåíèÿ ãðàììàòè÷åñêîé ñèñòåìû ðóññêîãî ÿçûêà:
— 3 ãîäà — 7 ëåò. Ñîâåðøåíñòâóåòñÿ ãðàììàòè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà è çâóêîâàÿ ñòîðîíà ðå÷è, ñîçäàþòñÿ ïðåäïîñûëêè äëÿ îáîãàùåíèÿ ñëîâàðÿ.
 ðå÷è ðåáåíêà ïîñëåäîâàòåëüíî ñîâåðøåíñòâóþòñÿ:
1) ñèíòàêñè÷åñêèé ñòðîé ïðåäëîæåíèÿ (à òàêæå âûðàçèòåëüíîñòü åãî èíòîíàöèè);
2) ìîðôîëîãè÷åñêàÿ îôîðìëåííîñòü ñëîâ;
3) çâóêîâîé ñîñòàâ ñëîâ.
 ïåðèîä ìåæäó òðåìÿ è ñåìüþ ãîäàìè ðå÷ü ðåáåíêà áûñòðî îáîãàùàåòñÿ ãðàììàòè÷åñêèìè ôîðìàìè, è ïðè äîñòàòî÷íîì ðàçâèâàþùåì ïîòåíöèàëå ðå÷åâîé ñðåäû ðåáåíîê ìîæåò â ñîâåðøåíñòâå óñâîèòü ãðàììàòè÷åñêèé ñòðîé ðîäíîãî ÿçûêà è åãî ôîíåòè÷åñêóþ ñèñòåìó, ÷òî äåëàåò âîçìîæíûì áûñòðîå îáîãàùåíèå ñëîâàðÿ.
Êîãäà äëÿ ðåáåíêà ñòàíîâèòñÿ äîñòóïíûì óñâîåíèå ÿçûêà â åãî ðåãóëèðóþùåé ôóíêöèè, ýòî çíà÷èò, ÷òî ðîäíîé ÿçûê ñòàë îðóäèåì íðàâñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà. Ñ ýòîãî âðåìåíè âçðîñëûå äîëæíû áûòü îñîáåííî âíèìàòåëüíû ê ñâîèì ñëîâàì, ê ñâîåìó ïîâåäåíèþ.
Êàê óêàçàíî âûøå, ïåðâûå ðåãóëèðóþùèå ïîâåäåíèå ñëîâà, êîòîðûå äîëæåí óñâîèòü ðåáåíîê, ýòî ñëîâà íåëüçÿ, ìîæíî, íàäî, ñ èõ ïîìîùüþ îí óñâàèâàåò è ïîíÿòèÿ «õîðîøî», «ïëîõî».
Ñëîâî ìîæíî ðàçðåøàåò õîðîøèå, äîáðûå ïîñòóïêè íà ïîëüçó ëþäÿì, æèâîòíûì, ðàñòåíèÿì. Ñ ïîìîùüþ ñëîâà íàäî òðåíèðóåòñÿ âîëÿ, âîñïèòûâàåòñÿ äåéñòâåííîå îòíîøåíèå ðåáåíêà ê ñâîåìó äîëãó: íàäî ñäåëàòü òî, ÷òî äåëàòü ñîâñåì íå õî÷åòñÿ, íàäî ïîäêàðìëèâàòü ïòèö çèìîþ, íàäî çàáîòèòüñÿ î ðàñòåíèÿõ, íàäî ïîìîãàòü áàáóøêå â äîìàøíåé ðàáîòå, íàäî çàùèòèòü ñëàáîãî îò íåñïðàâåäëèâîñòè.
Îñâàèâàÿ ðîäíîé ÿçûê, ðåáåíîê âîñïðèíèìàåò è ñâîéñòâåííûå åìó ñèíòàêñè÷åñêèå êîíñòðóêöèè, â êàêîé-òî ìåðå ïðîãðàììèðóþùèå åãî ïîâåäåíèå. Òàê, ïîíÿâ èçìåíåíèå ãëàãîëîâ ïî ëèöàì, ðåáåíîê óñâîèò ôîðìó âåæëèâîñòè (íàïðèìåð, â îáðàùåíèè ê âîñïèòàòåëüíèöå: «×òî âû ïî÷èòàåòå íàì?», «Íå ìîæåòå ëè âû ïî÷èòàòü íàì?» (âìåñòî êàïðèçíîãî «Íó, ÷èòàé!»).
Êîãäà ðåáåíîê ïîéìåò òàêèå ñëîâà ðîäíîãî ÿçûêà, êàê äîáðîòà, äîáðîæåëàòåëüíîñòü, îòçûâ÷èâîñòü, çàáîòëèâîñòü, ïðàâäèâîñòü, òðóäîëþáèå, ÷åñòíîñòü, ñêðîìíîñòü, âåðíîñòü, îíè äîëæíû áóäóò ñòàòü ïðîãðàììîé ôîðìèðîâàíèÿ åãî íðàâñòâåííûõ ïðèíöèïîâ.
Ðåáåíîê âïèòàåò â ñåáÿ èõ ñîäåðæàíèå, ò. å. íàó÷èòñÿ ïîñòóïàòü â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðàâèëàìè, ñîñòàâëÿþùèìè ñìûñë ýòèõ ñëîâ, îí ñìîæåò ïðîòèâîïîñòàâèòü èì ñìûñë ñëîâ-àíòîíèìîâ: áåññåðäå÷èå, çàâèñòëèâîñòü, ÷åðñòâîñòü, íåâíèìàòåëüíîñòü, ëæèâîñòü, ëåíü, áåñ÷åñòíîñòü, õâàñòëèâîñòü, íåâåðíîñòü.
Êîíå÷íî, íà ðàííèõ âîçðàñòíûõ ñòóïåíÿõ ìàëûø íå áóäåò ïðîèçíîñèòü ýòèõ ñëîâ, îí áóäåò ñíà÷àëà ñëóøàòü ïîòåøêè, ñêàçêè, ðàññêàçû, ñòèõè, â êîòîðûõ ãåðîè ñâîèì ïîâåäåíèåì ïîêàçûâàþò ïðèìåðû ÷åñòíîñòè, âåðíîñòè, òðóäîëþáèÿ, ñëóæåíèÿ äîëãó; ðåáåíîê çàõî÷åò ñëåäîâàòü õîðîøèì ïîñòóïêàì è îñìûñëåííî óñâîèò ñëîâà, îáîçíà÷àþùèå ñîîòâåòñòâóþùèå íðàâñòâåííûå ïîíÿòèÿ.
Ðîäíîé ÿçûê äàåò ðåáåíêó è ïåðâûå óðîêè ýñòåòèêè.
— Ìîé öâåòî÷åê! Ìîå ñîëíûøêî! — ãîâîðèò ìàìà, ëàñêàÿ ñûíèøêó èëè äî÷êó. — Ëàñòî÷êà ìîÿ! Ðûáêà ìîÿ çîëîòàÿ! — Ñíà÷àëà ðåáåíîê ïîíèìàåò òîëüêî èíòîíàöèþ. (Î÷åâèäíî, ñïîñîáíîñòü ïîíèìàòü èíòîíàöèþ — âðîæäåííàÿ ñïîñîáíîñòü, ýòîìó ó÷èòü íå íóæíî.) Ïîçæå îí íà÷èíàåò ïîíèìàòü, ñ ÷åì åãî ñðàâíèâàþò, è ýòî ñðàâíåíèå âûçûâàåò â íåì ðàäîñòíîå ÷óâñòâî ñâîåé ïðè÷àñòíîñòè ê ÷åìó-òî õîðîøåìó, êðàñèâîìó.
Ðåáåíêó ïîþò ïåñåíêè, òåøàò åãî ïîòåøêàìè, ïðèáàóòêàìè, ÷èòàþò åìó ñòèõè, ðàññêàçûâàþò ñêàçêè, è â íåì ðîæäàåòñÿ ÷óâñòâî ïðèîáùåíèÿ ê ïðåêðàñíîìó, êðàñîòà è ñ÷àñòüå ñòàíîâÿòñÿ äëÿ íåãî ñèíîíèìàìè. È âñå ýòî äàåò ðîäíîé ÿçûê!
Ñèëà ðîäíîãî ÿçûêà êàê ôàêòîðà, ðàçâèâàþùåãî èíòåëëåêò è âîñïèòûâàþùåãî ýìîöèè è âîëþ, çàêëþ÷åíà â ñàìîé ïðèðîäå ÿçûêà: â åãî ñâîéñòâå áûòü ñðåäñòâîì ñâÿçè ìåæäó ÷åëîâåêîì è îêðóæàþùèì åãî ìèðîì, èëè, êàê ãîâîðÿò ÿçûêîâåäû, âíåÿçûêîâîé ðåàëüíîñòüþ. Ñâîéñòâî ýòî îáúÿñíÿåòñÿ çíàêîâîé ñóùíîñòüþ ÿçûêà.
Äëÿ óäîáñòâà óñâîåíèÿ ÿçûê öåëåñîîáðàçíî ðàññìàòðèâàòü êàê çíàêîâóþ ñèñòåìó, êîäèðóþùóþ (øèôðóþùóþ) îêðóæàþùóþ ÷åëîâåêà äåéñòâèòåëüíîñòü (âíåÿçûêîâóþ ðåàëüíîñòü). Çíàêè ÿçûêà — ýòî ìîðôåìû, ñëîâà, ñëîâîñî÷åòàíèÿ, ïðåäëîæåíèÿ. Ìàðêîâ À. À. Êóëüòóðà ðå÷è è ñòèëèñòèêà: Ó÷åáíèê. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1999.
Óñâîèòü ÿçûêîâîé çíàê — ýòî:
1) çàïîìíèòü åãî ìàòåðèàëüíóþ îáîëî÷êó, ò. å. çàïîìíèòü åãî çâó÷àíèå è ñîîòâåòñòâóþùèå åìó ìûøå÷íûå äâèæåíèÿ îðãàíîâ ðå÷è;
2) ïîíÿòü, êàêîìó ïðåäìåòó èëè ÿâëåíèþ âíåÿçûêîâîé ðåàëüíîñòè îí ñîîòâåòñòâóåò, ÷òî îí êîäèðóåò, ò. å. ïîíÿòü åãî ñìûñë. Áåçðóêîâà Î. À. Ñëîâà ðîäíîãî ÿçûêà. — Ì.: Ýêñìî, 2005.
Ìàòåðèàëüíàÿ îáîëî÷êà ÿçûêîâûõ çíàêîâ, èëè «ìàòåðèÿ ÿçûêà», â óñòíîé ðå÷è — ýòî çâóêè, ò. å. ôîíåìû è ïðîñîäåìû (ýëåìåíòû èíòîíàöèè — ñèëà çâóêà, âûñîòà òîíà, òåìáð ãîëîñà, òåìï ðå÷è), â ïèñüìåííîé ðå÷è — ãðàôåìû, ò. å. áóêâû è íåáóêâåííûå ãðàôè÷åñêèå çíàêè (ïðîáåëû ìåæäó ñëîâàìè, çíàêè óäàðåíèÿ, çíàêè ïðåïèíàíèÿ è ò. ä.).
Ïðàâèëà ðîäíîãî ÿçûêà
Ðóññêèé ÿçûê, êàê è ëþáîé äðóãîé, æèâåò ïî ñâîèì ïðàâèëàì. Íàì íå âñåãäà óäàåòñÿ èõ ñôîðìóëèðîâàòü, à ïîðîé äàæå è îñîçíàòü. Áóäó÷è âçðîñëûìè, ìû óæå íå çàäóìûâàåìñÿ íàä òåì, ïî÷åìó ñëîâî «òàáóí» óïîòðåáëÿåòñÿ òîëüêî âìåñòå ñî ñëîâîì «ëîøàäåé», äåòåíûø îëåíÿ íàçûâàåòñÿ «îëåí¸íîê», ëüâà — «ëüâåíîê», à äåòåíûø êîðîâû — íå «êîðîâåíîê», à «òåëåíîê». Ìû ïîíèìàåì, ÷òî âûðàæåíèå «äâóõ÷àñîâîé ñïåêòàêëü» ãîâîðèò î òîì, ÷òî äåéñòâèå ñïåêòàêëÿ äëèòñÿ äâà ÷àñà, à «äâóõ÷àñîâîé ïîåçä» — ýòî ïîåçä, êîòîðûé îòïðàâëÿåòñÿ â äâà ÷àñà. Çíàíèå âñåõ ýòèõ âåùåé ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì íàøåãî îïûòà èñïîëüçîâàíèÿ ÿçûêà â ïîâñåäíåâíîé æèçíè.
Îäíàêî äëÿ ðåá¸íêà, òîëüêî íà÷èíàþùåãî îñâàèâàòü ðîäíîé ÿçûê, ÷àñòî áûâàåò íåïîíÿòíûì, ïî÷åìó åñòü «áðþ÷íûé êîñòþì», íî íåò «þáî÷íîãî», ïî÷åìó ìîæíî ñêàçàòü «óòåíîê», «ëèñåíîê», «ãàë÷îíîê», íî íåëüçÿ ãîâîðèòü «âîðîáüåíîê» èëè «êóðåíîê». Óñâîèâ íà ïîäñîçíàòåëüíîì óðîâíå ïðàâèëî, íà îñíîâàíèè êîòîðîãî êàæäûé ïðåäìåò íàçûâàåòñÿ îïðåäåëåííûì ñëîâîì, ðåáåíîê èñïûòûâàåò çàìåøàòåëüñòâî, êîãäà ñòàëêèâàåòñÿ ñ òàêèìè ÿâëåíèÿìè â ÿçûêå, êàê îìîíèìèÿ èëè àíòîíèìèÿ.
Ìàëûøó íå ñðàçó óäàåòñÿ ïîíÿòü, ÷òî ñëîâîì «ïëèòà» ìîæíî íàçâàòü è êóõîííóþ ïëèòó, è ïëèòó íà ñòðîéêå, à ñëîâîì «íîðêà» — è æèâîòíîå, è æèëèùå æèâîòíîãî. Ðåáåíîê íå ìîæåò ñðàçó óñâîèòü âñå îòòåíêè â çíà÷åíèÿõ ñëîâ è ïîýòîìó íå âñåãäà ïðàâèëüíî ïîäáèðàåò íóæíîå äëÿ êîíòåêñòà ñëîâî: «ñòàðàÿ ãàçåòà» — «ìîëîäàÿ ãàçåòà» (ïî àíàëîãèè «ñòàðàÿ æåíùèíà» — «ìîëîäàÿ æåíùèíà»).
Íî, òåì íå ìåíåå, ðåáåíîê ïî ìåðå ñâîåãî ðå÷åâîãî è èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ïîñòåïåííî óñâàèâàåò âñå ýòè ïðàâèëà ñàìîñòîÿòåëüíî. Ïîìîùü âçðîñëîãî çàêëþ÷àåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî â òîì, ÷òîáû äàâàòü åìó îáðàçåö òîé ïðàâèëüíîé ðå÷è, èç êîòîðîé ðåáåíîê ñìîæåò «äîáûâàòü» íåîáõîäèìóþ äëÿ íåãî ÿçûêîâóþ èíôîðìàöèþ. Îäíàêî íå âñå äåòè ìîãóò ñàìîñòîÿòåëüíî ñïðàâèòüñÿ ñ ýòîé ðàáîòîé. Çäåñü òðåáóåòñÿ ïîìîùü ïåäàãîãîâ èëè ðîäèòåëåé. Îíà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû ïðèâëå÷ü âíèìàíèå ðåáåíêà ê òåì ñêðûòûì ïðîöåññàì, êîòîðûå ïðîòåêàþò â ÿçûêå è íàõîäÿò ñâîå âûðàæåíèå â ðå÷è, íà ïðàêòè÷åñêîì óðîâíå ïîêàçàòü åìó äåéñòâèå ýòèõ ïðàâèë.
çàêëþ÷åíèå
ÿçûê ðå÷ü èíòîíàöèÿ ñèíòàêñè÷åñêèé
Ñ ðîñòîì ðåáåíêà ïðîáëåìà ôîðìèðîâàíèÿ åãî ðå÷è ñòàíîâèòñÿ, ïîæàëóé, îäíîé èç íàèáîëåå âàæíûõ äëÿ ðîäèòåëåé. Ñåé÷àñ óæå íèêòî íå ñîìíåâàåòñÿ, ÷òî ðàçâèòèå è îáó÷åíèå íóæíî íà÷èíàòü ñ ñàìîãî ðàííåãî âîçðàñòà, íèêòî íå îñïàðèâàåò ôàêò âçàèìîñâÿçè ðå÷è è ìûøëåíèÿ: ìàëûø ïîçíàåò ìèð, â òîì ÷èñëå, è ñ ïîìîùüþ ðå÷è, à ðå÷ü îêàçûâàåò çàìåòíîå âëèÿíèå íà åãî óìñòâåííîå ðàçâèòèå.
Êàæäûé ðåáåíîê ïîñòèãàåò ðîäíîé ÿçûê ñîáñòâåííûì ïóòåì, íî ó âñåõ äåòåé ñóùåñòâóþò ñâîè îñîáåííîñòè â åãî óñâîåíèè, ïðîÿâëÿåìûå â ðå÷è. Ó îäíèõ ñëîâà â ëåêñèêîíå íàêàïëèâàþòñÿ ðàâíîìåðíî, ïîñòåïåííî îáúåäèíÿÿñü