Роль родителей в развитии ребенка с зпр

Роль родителей в развитии ребенка с зпр thumbnail

Роль родителей в воспитании ребенка с задержкой психического развития обусловлена их новым статусом в обществе, с которым они должны согласиться и соответствовать ему в течение всей жизни, вступив в новую универсальную роль. Необходимая часть функции родителя в воспитании ребенка с задержкой психического развития — это обеспечивать потребности ребенка, помогать избегать опасности, строить с ним общение и принимать решения.

Родители должны выстроить свое общение и процесс воспитания ребенка с ЗПР так, чтобы предоставить ему необходимое в своей опеке, присутствии, оберегании в познании мира, разъясняя, что нужно и чего не нужно делать, не авторитарно контролируя действия ребенка.

Взаимоотношения родителей и ребенка с ЗПР — система взаимных отношений, складывающихся на протяжении всего жизненного периода с целью взаимного влияния и воспитания. Отождествленность с ролью родителя сохраняется постоянно и в течении всей жизни.

Родители стараются предоставить ребенку с ЗПР эмоциональный комфорт с избеганием тревожности.

Особенностями семейного воспитания ребенка с ЗПР являются:

  • — создание условий для правильного развития ребенка с ЗПР: нормальные жилищно-бытовые условия; организация места занятий; создание домашней библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.
  • — развитие познавательных интересов ребенка с ЗПР (слушают радиопередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят в кино; поощряют любимые занятия ребенка).
  • — оказывание помощи в организации домашнего труда.
  • — минимизация родителями недостатков в воспитании.

Родители, воспитывающие ребенка с ЗПР, в своем контроле над его состоянием и выполнением им действий, строят влияние на его действия легко и непринужденно, не критикуя и не выражая неодобрения, не пытаются заставить его чувствовать вину.

Главная миссия родителей в воспитании и обучении ребенка с ЗПР заключается в проявлении постоянной заботы о своем ребенке, проявлении уверенности в своих поступках, словах и действиях, отрицания озабоченности и сохранения ролевого отождествления.

Эготипическая мотивация родителей направлена не на повышение собственной значимости, а на действия в интересах ребенка с ЗПР, умно замаскированные, даже от самого себя.

Роль родителей в воспитании ребенка с ЗПР компенсируется целостностью их мира, любовью и нежностью отношений, построенных ими самими, где любовь направляет потребности ребенка и родителей на достижение единства целей и установление мира взаимопонимания.

Родители осознают ожидания и мотивации ребенка с ЗПР, проявляющиеся на фоне потребности манипулировать родителями, но родители, в свою очередь, стараются сгладить эти действия осознанно посредством совместной деятельности: «Я хочу, чтобы ты достиг того, к чему стремишься сам в познании мира и мы сделаем это вместе. Я тебя люблю, и буду любить дальше». [26, c.85]

Воспринимая мотивации сознательно, ребенок с ЗПР понимает, насколько они значимы для его родителей. Поэтому, родители выстраивают свое поведение в постоянных разговорах с ребенком, приходя к пониманию, постоянному осмыслению своих действий и поступков на основе сознательной модели поведения.

Эго-типические модели поведения не приемлемы в воспитании ребенка с ЗПР, потому что они разрушают единство и силу семьи и тонкий мир ребёнка. Родители с сочувствием принимают поведение ребенка, реагируют на него адекватно и осознавая собственные бессознательные ожидания.

Сознание родителей в воспитании ребенка с ЗПР выходит на уровень осознанности ими процесса работы со своим ребенком, их способность отождествиться со своей ролью. Следовательно, осознанность родителями своей позиции в воспитании ребенка с ЗПР, обоснованная присутствием и растворением в ребенке, устанавливая и вырабатывая отношения между родителями и ребенком, задающие тон во всех остальных отношениях.

Воспитательная функция семьи с ребенком с ЗПР имеет 3 аспекта:

  • 1. Формирование личности ребенка с ЗПР; развитие его способностей и интересов; передача накопленного социального опыта; выработка мировоззрения, высокого нравственного отношения к труду; привитие чувства коллективизма; потребности и умения быть личностью; соблюдать нормы поведения и обогащать интеллектуально-эстетическое развитие; содействие физическому совершенствованию, укреплению здоровья; наработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
  • 2. Систематическое воздействие семьи на ребенка с ЗПР в течение всей жизни.
  • 3. Постоянное влияние ребенка с ЗПР на родителей, побуждающее их активно заниматься совместной деятельностью.

Успешность воспитания ребенка с ЗПР зависит от воспитательного потенциала семьи через комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи, развитость семейной группы и характер отношений между членами, включая идейно-нравственную, эмоционально-психологическую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей.

Личный пример отца, матери, традиции семьи учитывают характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры семьи, распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью

Ребенок с ЗПР испытывает воздействие семьи со дня рождения и до конца жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность.

Семейное воспитание ребенка с ЗПР основано на родительской любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. Семья объединена интересами, что позволяет ребенку с ЗПР наиболее полно проявлять эмоциональные и интеллектуальные способности. Характерная особенность воспитательного влияния семьи на ребенка с ЗПР — устойчивость. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. (Внимание: прочти заметку препода).

Общественные правила осознаются в семье, культурные ценности общества познаются через семью, познание других людей начинается в семье. Диапазон воздействия семьи на воспитание ребенка с ЗПР широк, как диапазон общественного воздействия. Воспитание ребенка с ЗПР — лучший способ самовоспитания и наблюдения за ребенком с ЗПР. Наблюдая за ребенком с ЗПР, необходимо делать соответствующие выводы и исправлять допущенные ошибки, что создает основу для самосовершенствования.

Ребенку с ЗПР свойственны искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. [10, c.6]

Формирование личности ребенка с ЗПР происходит под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей), воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых.

Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей среды, стимулирует усвоение положительного примера. [9, c.16]

Успех сознательной воспитательной деятельности родителей зависит от степени участия родителей в процессе воспитания. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, опыт социального общения, семейные традиции.

Психолого-педагогическая культура родителей дает возможность уменьшить уровень стихийности, свойственный семейному воспитанию (личный контакт, искренность, доверие, взаимное понимание, забота друг о друге). Совокупность этих отношений между членами семьи, составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность отношений этими ценностями — их нравственно-эмоциональную выразительность в формировании личности. [5, c.13]

Ковалева Л.Е., Земска М., Нечаева А. М., Р.В. Тонкова-Ямпольская отмечают, что что уникальной характеристикой внутрисемейных отношений является близость, представляющая исключительную воспитательную ценность потому, что личный контакт между родителем и ребенком обусловливает эффективность общения и его воспитательную силу, что находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения суждений и оценок, в их отношении к другим людям, общественным событиям.

Это проявляется в особой чувствительности, предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, их сознательным установкам поведения. В атмосфере любви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоционально насыщенным, удовлетворяет его потребность в положительных эмоциях.

Общение в семье оказывает влияние на детскую психику и дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации потребностей, становясь школой социальных чувств.

Вклад семьи в эмоционально-нравственное развитие ребенка с ЗПР особенно ощутим, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм общественной жизни заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития человека, его «эмоциональной недостаточности».

Внутрисемейные отношения — фактор превращения человека в активного участника общественно-культурной жизни, поведении и становятся моделью в их контактах с окружающими.

Для того, чтобы максимизировать положительно и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка с ЗПР создают следующие условия формирования взаимоотношений между родителями и детьми:

  • а) принимать активное участие в жизни семьи;
  • б) находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • в) интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности
  • г) помогать развивать умения и таланты ребенка;
  • д) не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему самостоятельно принимать решения;
  • е) иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • ж) уважать право ребенка на собственное мнение;
  • з) уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру без жизненного опыта.
  • и) использовать игру как эффективное общение с ребенком. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними: умение ребенка самостоятельно организовать игру, способность войти в роль (папа, мама, сын, дочь) в соответствии с полом, эмоциональная окраска деятельности, согласованность своих действий с действиями членов «семьи», способность вести «хозяйство».

Таким образом, воспитание ребенка с ЗПР строится на заботе о духовном развитии, стимулировании роста интеллектуальных способностей, добросердечия, эмоций, развития мышления.

Родители воспринимают любовь физически, эмоционально, интеллектуально, поэтому для благополучного роста ребенок с ЗПР нуждается в том, чтобы семья жила в атмосфере любви и благополучия. Семейная атмосфера, улыбки родителей, понимание, любовь и привязанность — лучшая среда для ребенка с ЗПР, но если таких условий нет, ребенок испытывает негативные переживания.

Источник

Родительское собрание

Роль семьи в воспитании детей с задержкой психического развития.

Цыбикмитова Ирина Дамбиевна,

учитель начальных и коррекционных классов,

ГБОУ РЦОИПМСП,

г.Улан-Удэ, Республика Бурятия.

Состояние здоровья населения и в особенности детей определяется, в первую очередь, условиями жизни, традициями семьи и ближайшего окружения. Признано, что социальная и бытовая среда, в которой живут дети, значительным образом влияет на их здоровье, развитие, эмоциональное и психологическое благополучие. Получено огромное количество доказательств, о существовании связи между плохими жилищными условиями, социальными лишениями и симптомами нездоровья.

Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

По определению Баранова А.А. семья — социокультурная система из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей, связанных обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенных во времени, пространстве и экономически.

Семейное благополучие неразрывно связано не только с материальным положением, но и с физическим и душевным здоровьем всех членов семьи и наличием здорового потомства. Рост бедности, алкоголизация населения, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей породил регистрируемый социологами «кризис семьи», сопровождающийся распадом семей, ростом насилия, детской безнадзорности и беспризорности, ухудшением здоровья как взрослых, так и детей. Острой проблемой остается асоциальность поведения детей и подростков. В последнее время увеличивается число семей, воспитывающих в домашних условиях детей с умственными отклонениями.

Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Поэтому решая вопросы реабилитации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью, исключительно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной социальной поддержке.

В нашей стране нет единой концепции многопрофильной социальной и психолого — педагогической помощи семьям, где растут дети с проблемами в развитии. Особенности внутрисемейных отношений и личности матерей, имеющих детей с нарушениями интеллекта, фактически не изучены.

Между тем, связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно эти отношения – один из важнейших факторов социально-бытовой и эмоциональной адаптации умственно отсталых детей. Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитывать нормального полноценного ребенка сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии представляется особенно трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания , то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

Известный американский педиатр Бенджамин Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку:

  1. Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, не удовлетворен собой.

  2. Ошибочно считают себя виноватыми в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов « лечения », которые только расстраивают ребенка, не приносят ему никакой пользы.

  3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких — либо знаков внимания, любви.

  4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что они ничем не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют ему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя не компетентным, лишают его уверенности в себе.

Итак, все перечисленные виды отношения родителей к детям с проблемами в развитии, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители – нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблемных детей накладывается отпечаток специфичности данного ребенка. Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему умственного развития детей.

Если возникают воспитательные проблемы с умственно отсталым ребенком, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним.

Часть родителей отказывается признать диагноз: либо они неадекватно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с умственной отсталостью. Например, родители маленьких детей с тяжелыми отклонениями в развитии, в первую очередь, обеспокоены тем, сможет ли их ребенок обучаться в нормальной образовательной школе. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества специального (коррекционного) обучения. Однако, это не избавляет семью от стресса. Семья, имеющая ребенка умственной отсталостью, на протяжении жизни переживают серию, «взлетов» и «падений», обусловленных субъективными и объективными причинами. Чем лучше психологическая и социальная поддержка, тем семья легче преодолевает эти состояния. Семьи, воспитывающие детей с нарушением умственного развития, характеризуются определенными признаками:

  • родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребёнка;

  • личностные проявления и поведение ребёнка не отвечает ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывает у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;

  • семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;

  • социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении;

  • родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг вне семейного функционирования сужается;

  • «особый психологический конфликт возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.

Какими же качествами должны обладать родители, имеющие детей с умственной отсталостью, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние.

На наш взгляд родители должны:

— иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;

— строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;

— четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;
— развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума.

Помощь детям с нарушением психического развития требует социально — педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Вот почему необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями, включая обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и психологической помощи.

Важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы болезнь ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей, имеющих умственную отсталость, должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и семьи. Для успешного семейного воспитания умственно отсталого ребенка важно помнить о том, что не только окружающие влияют на такого ребенка, но и сам ребенок в значительной степени влияет на окружающих, в первую очередь, конечно на семью.

Поскольку проблемы семьи, имеющие ребенка с ЗПР, изучены недостаточно, мы поставили задачу исследовать особенности взаимоотношений родителей и детей с нарушением интеллекта, а также выявить зависимость между характером взаимоотношений в семье и психическим состоянием ребенка.

С этой целью были изучены:

— семьи, воспитывающие детей с ЗПР;

— функции и типы семей с такими детьми;

— социально-психологические проблемы, влияющие на благополучие семьи;

— стили семейного воспитания детей ЗПР в семье ;

— влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка и его социализацию;

— своеобразие взаимоотношений родителей и детей с задержкой психического воспитания.

На констатирующем этапе эксперимента нами был составлен социальный паспорт семей , имеющих детей с ЗПР, использовали данные анкетирования по составу семей, количеству детей, сведения об образовании, профессии, наличию и месту работы родителей.

Нами было выявлено, что среди детей с ЗПР 24% представлено такими категориями, как дети-сироты, находящие по опекой родственников, социальные дети-сироты, 24% из них проживают в неполных семьях социального риска. Все родители детей с ЗПР имеют, среднее общее (26,3%) и среднее специальное (56,6%) образование. Высшее образование имели только 12% родителей-опекуны. Семей, воспитывающих одного ребенка, оказалось в два раза больше среди учащихся общеобразовательных учреждений по сравнению со специальными. В тоже время почти 1/4 семей, воспитывающих детей с ЗПР – многодетные. В неполных семьях, с отчимами или приемными отцами живут 36 таких детей. Такое положение ребенка в семье в ряде случаев могут определить неадекватные методы воспитания и нарушения поведения.

Таким образом, сравнение двух групп семей с детьми (с умственной отсталостью и здоровыми) позволило выявить факторы, имеющие наибольшее значение в проблеме формирования детей и в плане воздействия особенностей качественного состава семьи на характер жизнедеятельности ее членов.

К факторам, способствующим формированию задержки развития у ребёнка, по данным проведенного исследования, можно отнести ряд медико-биологических факторов:

— возраст матери и отца старше 30 и моложе 19 лет;

— наличие инвалидности у матери;

— алкоголизм родителей;

— отягощенный акушерский анамнез по медицинским показаниям.

Несомненное негативное влияние на развитие и состояние плода и последующую инвалидность ребенка имеет употребление матерью алкоголя до и во время беременности.

К социальным факторам, способствующим инвалидизации детей, следует отнести многодетность семьи, низкая образованность и даже полная неграмотность родителей.

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости усиления государственного и общественного участия в деле преодоления кризиса семьи – основной ячейки гражданского общества, без чего невозможно осуществить должным образом воспроизводство, воспитание и образование здорового поколения.

Приоритетной составляющей социально-экономического развития страны должна стать более активная и более эффективная политика в отношении семьи, детства и молодежи, особенно в отношении семей, имеющих высокий медико-биологический и социальный риск развития «нездоровья» детей, перехода их в разряд дисфункциональных.

Источник