Роль родителей в развитии ребенка до 1 года

Елена Анцибор
Роль родителей в развитии детей раннего возраста

В раннем возрасте существует очень сильная привязанность к родителям, особенно к маме. И беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет. Если мать по характеру тревожная и властная, то она непроизвольно привязывает к себе ребенка до такой степени, что создает у него болезненную зависимость от себя. Ребенок может чувствовать себя в безопасности только в присутствии мамы, и он не стремится общаться с другими взрослыми и сверстниками. Подобная невротическая привязанность делает ребенка инфантильным, несамостоятельным, неуверенным в своих силах и возможностях. К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, который предъявляет очень высокие требования к ребенку, требует беспрекословного подчинения и наказывает при малейшем непослушании. Почти всегда в таких семьях существует конфликт по поводу воспитания. Мать, в противовес отцу, во всем уступает ребенку и окружает его избыточной заботой. Такие дети очень капризны, возбудимы и у них неустойчивое настроение.

Очень важно, чтобы мама по отношению к ребенку была эмоционально- отзывчива. Потому что, если мама недостаточно общается с ребенком, если она не эмоциональна, то ребенок восполняет этот пробел тем, что часто приходит в возбужденное состояние, кричит, плачет. Просто ребенок боится, что про него забудут, не выслушают, не поймут, не приласкают. Тем не менее, подобное поведение расценивается как капризы, истерики, упрямство.

Бывают случаи, когда мама стремится двигаться вверх по карьерной лестнице, а ребенок становится обузой, мешая ее социальному продвижению. Из-за того, что ребенку не хватает материнской ласки, у него поздно формируется речь и навыки общения с другими взрослыми. Т. е. такой ребенок остается инфантильным на всю жизнь.

Если мама полностью посвящает себя ребенку, не дает ему проявить самостоятельность, таким образом, она формирует в ребенке безответственность и беспомощность. Мама зависит от капризов ребенка, поскольку она все делает за него. Отец в таком союзе двоих лишается собственно отцовских функций и становится лишним в семье. Поскольку у ребенка нет опыта соперничества, нет опыта компромиссных решений, то когда ребенок подрастет, его не будут принимать в дворовую компанию и останется капризным придатком матери. Чаще всего такую тесную связь создают одинокие мамы. Такое поведение приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков. Такому ребенку будет легче общаться с маленькими детьми, он может воображать себя девочкой, к нему прилипнет кличка «маменькин сынок».

Мы привыкли думать, что мамино участие в жизни ребенка — явление важное и само собой разумеющееся. Другое дело — папа. Ему «на роду написано» добывать средства к существованию и появляться дома только под вечер, уставшим и голодным. В роли воспитателя он многими не воспринимается, а уж в роли близкого друга — и подавно. Часто контакты папы с ребенком ограничиваются воспитательно-назидательными монологами, содержащими указания, что можно делать, а чего нельзя. А некоторые мамы просто используют папу вместо пугала, чтобы «приструнить» малыша: «Вот придет папа, он тебя накажет!»

Если в семье растет мальчик, то вырасти из мальчика в мужчину — задача непростая, и справиться с ней в одиночку ребенок не в состоянии. Мальчику нужен образец для подражания, пример, которому он будет следовать. Это скажется потом на его отношениях с женщинами, на благополучии его будущей семьи.

Степень эмоциональной близости в раннем детстве с отцом во многом определяет будущую успешность взрослого человека. Часто приходится наблюдать, как мужчине не удается создать нормальные отношения с начальством, продвинуться в карьере, добиться успеха. Иногда это и есть следствием давнего конфликта отца и сына.

Бунт против общества или норм, предписанных законом,- тоже своеобразная попытка разрешить застарелый конфликт, попытка болезненная и часто безуспешная.

Необходимо создать в доме такую атмосферу, в которой и папе и сыну захочется проводить время вместе. И не важно, что именно они при этом будут делать: с азартом смотреть футбол, что-то мастерить или просто играть и дурачиться, главное, чтобы сын в эти минуты чувствовал, что он нужен папе, что папа его любит.

Папа должен хвалить ребенка за каждый маленький успех. Не считайте лишним телесный контакт, для маленького мальчика он более красноречив, чем дежурное «молодец»; погладьте его по голове, дружески похлопайте по плечу. Папино одобрение ему очень важно, ведь папа — мужчина, и похвалой он как бы принимает сына в свой «мужской клуб». Именно это и развивает в мальчике мужские качества.

Отец ни в коем случае не должен кричать на ребенка, когда тот плачет, стыдить его. Сын должен чувствовать, что папа им гордиться и радуется его успехам: удивиться сооружением из кубиков, восхититься рисунком, умением танцевать, рассказать стихотворение

Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать напряжение в его обществе. Такой ребенок скорее всего потянется к матери и воспримет ее интересы.

Не секрет, что формирование женских черт у девочки начинается с процесса идентификации, то есть сравнения себя с мамой и копирования ее модели поведения. Казалось бы, тут мамы может быть достаточно. А какова роль отца в процессе взросления девочки?

Не имея возможности наблюдать нормальные отношения полов, девочка не приобретает представления о том, какими они могут быть, и не создает своего образа идеального мужчины. Эти представления будут необходимы ей в жизни для построения гармоничных отношений с мужчинами (нужно ли говорить, насколько это важно, учитывая, что мужчины — это полчеловечества). Это и муж, в конце концов, которого нужно выбрать, создать с ним крепкую семью и жить счастливо. Именно по причине отсутствия образа мужчины и отношений между полами многие дочери повторяют неудачный сценарий жизни своих матерей — выбор «не того» мужчины, неумение жить мирно, развод.

Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Подчеркнутая самостоятельность, напористость, стремление выйти из сферы женских занятий и утвердить свое равноправие с мужчинами часто являются последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать ему, что она достойна его любви.

Отец, который каждый день проводит хотя бы полчасика со своей дочуркой, закладывает основу ее будущего благополучия во всех отношениях. Сидя на коленях у папы, девочка получает не только поучительные знания о том, что он расскажет. Она получает также «закодированную» информацию о своей правильности, нужности и даже привлекательности. И пусть вам не кажется, что это неуместно в таком нежном возрасте. Способность быть женщиной формируется именно с участием папы, который внимателен к маме и ласков с дочерью. Многие взрослые женские неблагополучия, в том числе и со здоровьем, берут свое начало в раннем безотцовском детстве. Правда, не лучшую службу сослужит и отстраненный, жесткий, эмоционально холодный, редко появляющийся отец.

Самооценка девочки напрямую связана с наличием или отсутствием хорошего папы. Бывает, что мама формирует у девочки резко отрицательный образ мужчины, перенося его на всех мужчин без разбору, и навязывая решение: «раз они негодяи, нечего с ними иметь дело!». Как это отразится на дальнейшей жизни девочки, нетрудно представить.

Хороший папа в детстве девочки — это ее счастливое замужество во взрослой жизни.

Психологами были получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Авторитарный отец оказывает положительное влияние на умственные характеристики детей, а авторитарная мать — отрицательное.

Список литературы:

1. Кон И. С. Материнство и отцовство// ж. Семья и школа. 1988

№ 2.

2. Целуйко В. М. Психология современной семьи. – М.: Владос, 2004. – 288с.

3. Целуйко В. М. Семейный конфликт и дети //ж. Психолог в детском саду. 2008 № 1, с. 54-67.

Источник

Наталья Афанасьева
Консультация для родителей «Роль матери и отца в развитии ребёнка раннего дошкольного возраста»

Поступление малыша в детский сад — это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем дается легко. Эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру имеют огромное значение в психическом развитии ребенка. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Ведущая роль в жизнедеятельности ребенка принадлежит взрослому, а значит, именно мы можем повлиять на его благополучное эмоциональное развитие. Для этого между нами взрослыми: и педагогами, и родителями — должны установиться дружеские, теплые взаимоотношения. И в этом нам поможет игра.

Важнейшей характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. Поэтому роль родителей в эмоциональном состоянии ребенка огромна. Чем же отличается материнская психология от отцовской? В чем разница между материнским и отцовским воспитанием? О природе материнского поведения, заложенного природой, существуют споры. Однако с эволюционной точки зрения функция матери состоит в обеспечении адекватной заботы о потомстве. Плюс к этом добавляются социокультурные обязанности: воспитание, развитие и прочее. У матери с ребенком более тесная эмоциональна: связь изначально с момента рождения ребенка (кормление грудью, физический уход). Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности. Отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь требовательна, условная любовь, которую он должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенны социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение, отец видит в мальчике продолжателя рода, поэтому выполняет как бы функцию социального контроля и является носителем требований санкций. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является источником знаний о мире, труде, технике, способствует формированию coциально-полезных целей и идеалов.

Психологами были получены данные, свидетельствующие том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Авторитарный отец оказывает положительное влияние на умственные характеристики детей, а авторитарная мать — отрицательное. Поведение родителей играет важную роль в развитии самооценки ребенка. Если родители относятся с уважением к ребенку, любят его, принимают таким, какой он есть, то и ребенок чувствует собственную и ценность, значимость. В то время как холодные, безразличные или враждебные отношения приводят к обратному эффекту.

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько и открыто выражают это чувство и насколько им свойственны холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить теснить теплое, сердечное отношение к ребенку) Для нашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном, чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как — будто папа просто сопровождает ребенка.

Удивиться, восхититься сооружением кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказать стихотворение – это несвойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь родителей к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны внимание, понимание, дружба, общность интересов, досуга. На втором году жизни становится очевидным, что поощрение взрослого приобретает роль стимула для развития действий ребенка. Доброжелательность, обращение к ребёнку по имени, констатация его действия, сопровождаемая похвалой, будут способствовать тому, чтобы действие повторялось чаще, интенсивнее. Порицание и запрет следует высказывать мягко, доброжелательно; недопустимы порицания личности ребёнка — их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Та следует говорить не «ты плохой (я)», а «ты плохо сделал (а)».

Еще одна негативная черта нашей традиции преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают,что воспитывать — значит делать замечания, запрещать, и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 у ребенка складывается представление об отце как о человеке, который ожидает от него «неправильного», «плохого» поведения (в отличие от матери, низко оценивает не только тот или иной его конкретный поступок, но и его личность в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей, ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способеностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития Я-концепции авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержат в себе даже намека на готовность принять его, помочь ему или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у малыша с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, и в конечном счете он приходит к убеждению в своей малоценности и ненужности.

Тест «Какой Вы родитель.

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляет такие по смыслу выражения?

1. Какой ты у меня молодец.

2. Ты способный, у тебя все получится.

3. Ты невыносим.

4. У всех дети, как дети, а у меня.

5. Ты мой помощник.

6. Вечно у тебя все не так.

7. Сколько раз тебе повторять.

8. Какой ты сообразительный.

9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!

10. Как ты считаешь?

11. Ты полностью распустился!

12. Познакомь меня со своими друзьями.

13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.

14. Меня не интересует, что ты хочешь.

Если Вы употребляете выражения 1, 2, 5, 8, 10, 12, 13, то начислите себе 1 балл.

Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то начислите себе 2 балла.

Посчитайте общую сумму баллов.

7-8баллов. Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10баллов. Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12баллов. Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.

13-14баллов. Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими со своим ребенком.

Источник

Анцибор Елена Юрьевна

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В раннем возрасте существует очень сильная привязанность к родителям, особенно к маме. И беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет. Если мать по характеру тревожная и властная, то она непроизвольно привязывает к себе ребенка до такой степени, что создает у него болезненную зависимость от себя. Ребенок может чувствовать себя в безопасности только в присутствии мамы, и он не стремится общаться с другими взрослыми и сверстниками. Подобная невротическая привязанность делает ребенка инфантильным, несамостоятельным, неуверенным в своих силах и возможностях. К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, который предъявляет очень высокие требования к ребенку, требует беспрекословного подчинения и наказывает при малейшем непослушании.  Почти всегда в таких семьях существует конфликт по поводу воспитания. Мать, в противовес отцу,  во всем уступает ребенку и окружает его избыточной заботой. Такие дети очень капризны, возбудимы и у них неустойчивое настроение.

Очень важно, чтобы мама по отношению к ребенку была эмоционально- отзывчива. Потому что, если мама недостаточно общается с ребенком, если она не эмоциональна, то ребенок восполняет этот пробел тем, что часто приходит в возбужденное состояние, кричит, плачет. Просто ребенок боится, что про него забудут, не выслушают, не поймут, не приласкают. Тем не менее, подобное поведение расценивается как капризы, истерики, упрямство.

Бывают случаи, когда мама стремится двигаться вверх по карьерной лестнице, а ребенок становится обузой, мешая ее социальному продвижению. Из-за того, что  ребенку не хватает материнской ласки, у него поздно формируется речь и навыки общения с другими взрослыми. Т.е. такой ребенок остается инфантильным на всю жизнь.

Если мама полностью посвящает себя ребенку, не дает ему проявить самостоятельность, таким образом, она формирует в ребенке безответственность и беспомощность. Мама зависит от капризов ребенка, поскольку она все делает за него. Отец в таком союзе двоих лишается собственно отцовских функций и становится лишним в семье. Поскольку у ребенка нет опыта соперничества, нет опыта компромиссных решений, то когда ребенок подрастет, его не будут принимать в дворовую  компанию и останется капризным придатком матери. Чаще всего такую тесную связь создают одинокие мамы. Такое поведение приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков. Такому ребенку будет легче общаться с маленькими детьми, он может воображать себя девочкой, к нему прилипнет кличка «маменькин сынок».

Мы привыкли думать, что мамино участие в жизни ребенка — явление важное и само собой разумеющееся. Другое дело — папа. Ему «на роду написано» добывать средства к существованию и появляться дома только под вечер, уставшим и голодным. В роли воспитателя он многими не воспринимается, а уж в роли близкого друга — и подавно. Часто контакты папы с ребенком ограничиваются воспитательно-назидательными монологами, содержащими указания, что можно делать, а чего нельзя. А некоторые мамы просто используют папу вместо пугала, чтобы «приструнить» малыша: «Вот придет папа, он тебя накажет!»

Если в семье растет мальчик, то вырасти из мальчика в мужчину — задача непростая, и справиться с ней в одиночку ребенок не в состоянии. Мальчику нужен образец для подражания, пример, которому он будет следовать. Это скажется потом на его отношениях с женщинами, на благополучии его будущей семьи.

Степень эмоциональной близости в раннем детстве с отцом во многом определяет будущую успешность взрослого человека. Часто приходится наблюдать, как мужчине не удается создать нормальные отношения с начальством, продвинуться в карьере, добиться успеха. Иногда это и есть следствием давнего конфликта отца и сына.

Бунт против общества или норм, предписанных законом,- тоже своеобразная попытка разрешить застарелый конфликт, попытка болезненная и часто безуспешная.

Необходимо создать в доме такую атмосферу, в которой и папе и сыну захочется проводить время вместе. И не важно, что именно они при этом будут делать: с азартом смотреть футбол, что-то мастерить или просто играть и дурачиться, главное, чтобы сын в эти минуты чувствовал, что он нужен папе, что папа его любит.

Папа должен  хвалить ребенка за каждый маленький успех. Не считайте лишним телесный контакт, для маленького мальчика он более красноречив, чем дежурное «молодец»; погладьте его по голове, дружески похлопайте по плечу. Папино одобрение ему очень важно, ведь папа — мужчина, и похвалой он как бы принимает сына в свой «мужской клуб». Именно это и развивает в мальчике мужские качества.

Отец ни в коем случае  не должен кричать на ребенка, когда тот плачет, стыдить его. Сын должен чувствовать, что папа им гордиться и радуется его успехам: удивиться сооружением из кубиков, восхититься рисунком, умением танцевать, рассказать стихотворение

Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать напряжение в его обществе. Такой ребенок скорее всего потянется к матери и воспримет ее интересы.

Не секрет, что формирование женских черт у девочки начинается с процесса идентификации, то есть сравнения себя с мамой и копирования ее модели поведения. Казалось бы, тут мамы может быть достаточно. А какова роль отца в процессе взросления девочки?

Не имея возможности наблюдать нормальные отношения полов, девочка не приобретает представления о том, какими они могут быть, и не создает своего образа идеального мужчины. Эти представления будут необходимы ей в жизни для построения гармоничных отношений с мужчинами (нужно ли говорить, насколько это важно, учитывая, что мужчины — это полчеловечества). Это и муж, в конце концов, которого нужно выбрать, создать с ним крепкую семью и жить счастливо. Именно по причине отсутствия образа мужчины и отношений между полами многие дочери повторяют неудачный сценарий жизни своих матерей — выбор «не того» мужчины, неумение жить мирно, развод.

Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Подчеркнутая самостоятельность, напористость, стремление выйти из сферы женских занятий и утвердить свое равноправие с мужчинами часто являются последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать ему, что она достойна его любви.

Отец, который каждый день проводит хотя бы полчасика со своей дочуркой, закладывает основу ее будущего благополучия во всех отношениях. Сидя на коленях у папы, девочка получает не только поучительные знания о том, что он расскажет. Она получает также «закодированную» информацию о своей правильности, нужности и даже привлекательности. И пусть вам не кажется, что это неуместно в таком нежном возрасте. Способность быть женщиной формируется именно с участием папы, который внимателен к маме и ласков с дочерью. Многие взрослые женские неблагополучия, в том числе и со здоровьем, берут свое начало в раннем безотцовском детстве. Правда, не лучшую службу сослужит и отстраненный, жесткий, эмоционально холодный, редко появляющийся отец.

Самооценка девочки напрямую связана с наличием или отсутствием хорошего папы. Бывает, что мама формирует у девочки резко отрицательный образ мужчины, перенося его на всех мужчин без разбору, и навязывая решение: «раз они негодяи, нечего с ними иметь дело!». Как это отразится на дальнейшей жизни девочки, нетрудно представить.

Хороший папа в детстве девочки — это ее счастливое замужество во взрослой жизни.

Психологами были получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Авторитарный отец оказывает положительное влияние на умственные характеристики детей, а авторитарная мать — отрицательное.

        Список литературы:

  1. Кон И.С. Материнство и отцовство// ж. Семья и школа. 1988 № 2.
  2. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: Владос, 2004. – 288с.
  3. Целуйко В.М. Семейный конфликт и дети //ж. Психолог в детском саду. 2008 № 1, с. 54-67.

Источник