Роль родителей в коррекционном развитии ребенка
Автор: Орадченко Наталья Юрьевна
Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития. Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:
в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.
Задачи, которые ставит педагогический коллектив и логопед, работая с родителями в течение учебного года:
обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучение, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;
повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье
выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;
целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
учитывать пожелания родителей, их предложения;
познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.
В работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы и методы:
групповые собрания;
индивидуальные беседы;
консультации;
анкетирование;
наглядная агитация;
открытые занятия с детьми;
День открытых дверей;
приглашение родителей на праздники;
совместные мероприятия;
закрытые ящики и информационные корзины.
Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому необходимо привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо познакомить родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду). Это вполне достижимо, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации у логопеда. Участие родителей в коррекционном процессе очень полезно как для ребенка, так и для самих родителей.
Всесторонняя воспитательно-образовательная работа с родителями, в целях повышения их педагогической культуры, установления единства воздействия на ребенка крайне полезно. От успеха сотрудничества педагогического коллектива и родителей, имеющих ребенка с речевыми нарушениями зависит результат коррекционной работы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру и свой педагогический опыт, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранении причин трудностей в обучении.
Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
comments powered by HyperComments
Источник
Роль семьи в, коррекционном воспитание ребёнка.
В семье рождается ребенок с нарушением зрения, либо потеря зрения происходит в раннем или дошкольном возрасте. Что делать родителям? Как ухаживать, воспитывать, развивать своего ребенка? Сами родители не могут решить такое огромное количество проблем. Нужна помощь специалистов — врачей, тифлопедагогов, психологов. Традиционно квалифицированную помощь оказывают специальные детские сады. В последнее время появились различные центры развития, где родители могут получить рекомендации. Однако в детские сады и центры развития попадают, как правило, дети, имеющие моносенсорный дефект. Дошкольники с сенсорно-интеллектуальным дефектом в детских садах получают не совсем адекватную помощь. Детей со слепотой и глубокой умственной отсталостью в дошкольные учреждения стараются вообще не брать, а если и берут, то занимаются с ними, как правило, на уровне обучения самообслуживанию. Развитие и воспитание таких малышей полностью ложится на родителей, которые не могут оказать квалифицированную помощь ребенку, не имея специальных знаний и навыков.
Первый год обучения по вспомогательной программе является самым трудным как для учащихся, так и для их родителей. Ребенок должен привыкнуть к иному режиму, к требованиям учителя, к школьному зданию, начать активно взаимодействовать с новыми людьми и т.д. Чтобы процесс адаптации проходил менее болезненно, учителя должны как можно быстрее познакомиться с особенностями характера детей, их интересами, установками родителей и т.д. Для этого мы предлагаем родителям ответить на вопросы разработанной нами анкеты, проводим индивидуальные беседы, в ходе которых специалист может получить необходимую информацию о ребенке. После этого просим написать небольшое сочинение на тему «Мой ребенок» и отобразить в нем то, что родители считают для себя важным. Приведем примеры двух таких сочинений.
Основываясь на многолетнем опыте работы, мы можем условно выделить 3 основные группы родителей по их отношению к воспитанию и обучению ребенка:
1. Активные родители. Они интересуются жизнью своего ребенка, постоянно общаются с учителями, правильно понимают свои обязанности, стараются найти специальную литературу, обсуждают и решают со специалистами вопросы, связанные с обучением ребенка, выполняют рекомендации дефектологов, проявляют инициативу.
2. Пассивные родители. Они, несомненно, заботятся о своих детях, но при этом совершенно безынициативны. Требования педагога выполняются только под контролем с его стороны. Жизнь класса этих родителей не волнует, успехи детей не впечатляют.
3. Безразличные родители. Это те родители, которые привезли ребенка в интернат и на неделю забыли о нем. Они тяжело переживают непосредственное общение с детьми и, если бы была возможность оставлять детей на весь учебный год, они с радостью бы это делали.
Известно, что одним из важнейших условий правильного воспитания детей является духовная близость между ними и родителями. Иногда жизнь детей и родителей протекает как бы параллельно, независимо друг от друга. Для ребенка учитель или воспитатель становится ближе, чем его собственные родители. Нам приходилось сталкиваться с такими случаями, когда ребенок отказывался ехать домой или уезжал с большой неохотой. Задача педагога — привлечь родителей к постоянному участию в воспитании детей.
В первый год обучения мы стараемся дать родителям как можно больше информации о специфике развития ребенка с нарушением зрения и интеллекта, о способах коррекции нарушений. Наша задача — подвести родителей к осмыслению имеющегося у ребенка дефекта, что позволит правильно вести с ним работу в семье и в дальнейшем снимет многие вопросы. Мы приводим родителям слова Л.С. Выготского: «Для воспитания умственно отсталого ребенка важно знать, как он развивается, важна не сама по себе недостаточность, не сама по себе неполноценность, дефект, изъян, но реакция, возникающая… в ответ на трудность, с которой он сталкивается. Умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов, его организм, как целое, перестраивается. Личность, как целое, выравнивается, компенсируется» [1. С. 288].
С первых дней пребывания ребенка в школе и до ее окончания мы ведем честный и откровенный диалог с родителями. Мы говорим о ребенке, его проблемах, перспективах на будущее. Мы уверены, что в данном вопросе лукавство недопустимо. Родители должны знать все. Владея полной информацией, они быстрее адаптируются к существующему положению вещей, выбирают правильный путь общения с ребенком, принимают конструктивные решения.
Список литературы:
- Акатов Л. И. дети с ограниченными возможностями здоровья системе семейных отношений [Текст] // Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2004. -С. 256-288.
- Зальцман Л. М. работа с родителями детей имеющих нарушение зрения и интеллекта [Текст] / Л.М. Зальзман Дефектология.-206.- №2. С. 31-35.
Источник
Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил. умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка-дошкольника — первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям — залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, принципам социалистического общества; стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т. д.
Разговаривая с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, наблюдая за ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том. что хорошо, что плохо — опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.
На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Объективные условия для этого есть: возможность трудиться, поместить ребенка в детское дошкольное учреждение на время работы взрослых, повышение уровня жизни и т. д.
Насколько взрослые члены семьи обладают культурой взаимоотношений, свидетельствует их поведение в конфликтных ситуациях и спорах.
Детский сад помогает родителям в воспитании детей, которое осуществляется на основе научно разработанной программы, важной для всестороннего развития ребенка на каждом возрастном этапе — от младенчества до поступления в школу. Занятия, игры и труд организуются педагогами. Родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные и праздничные дни, при сборах в детский сад и по вечерам. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых. Мать и отец пользуются знаниями и умениями, опираясь на опьп старшего поколения; используют разные средства информации. Но каждый из родителей несомненно сознает, что этого недостаточно, что надо овладеть знаниями с психологических и физиологических особенностях детей дошкольного возраста, с содержании и основных способах их воспитания и обучения. Каждой семье требуются дополнительные знания о психологии и этике семейных отношений.
Некоторые отцы и матери склонны думать, что возможности воспитания ограничены одни дети от природы трудолюбивы, дисциплинированны, умны, гуманны — с ними нет v особых забот, а другие склонны к лени, непослушны, у них плохая память и т. п. Такие рассуждения ошибочны. Исследования психологов и педагогов показали, что целенаправленное и систематическое воспитание и обучение являются решаюим условием всестороннего развития ребенка.
Прирожденные особенности (например, музыкальные, художественные способности), а также индивидуально-типологические своеобразия нервной системы (одни дети энергичные, другие пассивные, третьи медлительные, хотя и достаточно активные) имеют известное значение. Но они являются биологическими предпосылками, общими условиями психического развития ребенка, которые непременно надо учитывать в процессе воспитания и обучения. Нельзя требовать от ребенка с несколько замедленными нервными процессами быстрой реакции на указание взрослого, дайте ему время перестроиться, подготовьте его к этому. Например, дочь играет, а вы говорите, что надо идти спать. Выполнить данное указание нелегко и ребенку с более подвижными нервными процессами. В такой ситуации можно показать на стрелки часов — они «говорят», что скоро пора спать. Предложите уложить своих мишек, куклу — им тоже пора отдыхать.
В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников.
Какие же это особенности и условия? Во-первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Недаром как взрослые, так и дети многое прощают друг другу в силу любви, чего не простили бы посторонним.
Однако, если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В других случаях, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.
Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянные конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое. Педагогам и общественности нельзя мириться с недостойным поведением некоторых отцов и матерей, но вместе с тем им следует и помогать в воспитании детей.
Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения.
Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего это следует делать ради детей.
Итак, важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей. Однако любовь эта обесценится, если она не будет нравственно значимой, созвучной идеалам нашей социалистической Родины.
Другой немаловажный фактор семейного воспитания, который определяет его силу и стойкость,— это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи. Эти воздействия происходят в разнообразных жизненных ситуациях. Они могут осуществляться сознательно (взрослые заранее ставят цель: например, научить ребенка что-нибудь мастерить, помогать по дому, пересказывать сказку, решать простые арифметические задачки) и стихийно (по дороге в детский сад отец рассказывает сыну поучительную историю из своего детства или обращает внимание ребенка на то, как красиво украшены улицы города к празднику). Жизнь ребенка в семье, общение с родными воспитывают у него либо что-то хорошее, либо плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказывались ценными для детей. Для дошкольников семья является главным обществом, помимо детского сада, в котором он живет.
Наконец, третий фактор семейного воспитания — возможность естественного включения ребенка дошкольного возраста в совместную со взрослым деятельность: наведение порядка в квартире, уход за растениями и животными, посадка цветов. Интересным и полезным для воспитания, сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг: прогулки в парк и лес, организация спортивных игр.
Посещая детский сад, ребята живут, играют, трудятся, учатся в коллективе сверстников. Ими руководит педагог, формируя у них опыт коллективной жизни. Находясь в группе детского сада, ребенок привыкает связывать свои желания, потребности с желаниями и потребностями своих товарищей. Педагоги стремятся воспитать у ребенка заботу о других, умение не только руководить, но и подчиняться.
Семья в нашем обществе — первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива.
Общая цель всех членов семьи (и в первую очередь матери, отца) — забота друг о друге. Каждый член семьи думает не только о себе, своем благополучии, удобстве, но и о других. Важна при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.
Во многих семьях дети дошкольного возраста активно привлекаются к участию в семейной жизни: помогают по дому и выполняют посильные обязанности, вместе готовятся к семейным, народным и революционным праздникам, участвуют в обсуждении некоторых сторон бюджета семьи и т. п. Дети знают, где и как работают их папа, мама, бабушка, дедушка, старший брат; разделяют их радости и огорчения. Так постепенно ребенок становится членом семейного коллектива, активным участником жизни семьи.
Проведенные исследования показали, что активная нравственная позиция ребенка-дошкольника в семье способствует воспитанию у него довольно устойчивых гуманных черт, начал коллективизма. Эти положительные черты проявляются в детском саду, и 1 классе школы, что подтверждают и воспитатели и учителя. Нсли же дети лишь пассивные объекты воспитывающих и обучающих воздействий взрослого, которые привыкли «получать» любовь, заботу, то у них быстро начинают складываться потребительские привычки, формируются эгоистичные черты.
Внимательно проанализируйте, как организована жизнь ваших детей-дошкольников в семье. Каков режим выходного дня, его содержание? Он должен быть приближен к режиму детского сада. Как распланировано утреннее время до отхода в детский сад? Похвалите ребенка, расскажите воспитателю о его достижениях, даже небольших; постарайтесь исключить нервозность при сборах. Какими полезными и необходимыми
делами заполнено вечернее время детей? Не перевозбуждается ли малыш перед сном? (Шумные игры, чтение детям волнующих воображение книг противопоказаны.) Удается ли взрослым членам семьи использовать доступную дошкольнику деятельность в качестве важнейшего средства воспитания?
Полезны детские игры, которые придумывают сами ребята, а также готовые настольные и обучающие игры (лото, шашки и др.)- игрушки для игр, купленные в магазине и самодельные. Дети должны сами уметь играть. Но важны и совместные игры со взрослыми: мать или отец подскажут увлекательную хорошую игру, напомнят о необходимости выполнения правил игры, научат с помощью игрушек, как надо бережно обращаться с вещами. Посредством игры можно помочь сыну, дочери охотнее и лучше выполнять правила поведения. Например, вы дали пятилетнему сыну пилотку отца, он изображает летчика. Приходит время подготовки ко сну, а вы никак не оторвете его от игры. В этих случаях используйте игровую роль. «Летчику пора на отдых,— говорите вы,— если он не отдохнет как следует, его не допустят завтра к полету».
Посильный труд ребенка, осуществляемый вместе со взрослыми или индивидуально, закладывает основы трудолюбия, желание думать не только о себе, но и о других. Труд должен быть систематическим и разнообразным: детям следует доводить начатую работу до конца, их надо обучать необходимым умениям, прививать трудовые навыки. Данные обследования более трех тысяч семей города и села показали, что совместный труд родителей, других старших членов семьи и детей проводится систематически только в 20—25% семей, хотя такой труд ценен для содержательного общения, развития познавательных интересов дошкольников, трудовых умений. В детском саду родители могут получить необходимые сведения о том, какое содержание труда доступно детям младшего и старшего дошкольного возраста и как им руководить.
Многие занятия, к которым взрослые члены семьи побуждают ребенка, полезны для его умственного, эстетического и нравственного развития: рисование и лепка, слушание сказки, рассказа, разучивание стихов, пение и танцы и др.
«Но где найти время, необходимое для такого разнообразного общения с ребенком?»— спрашивают некоторые родители. Особого специального времени для этого не требуется. Многое решается в повседневной жизни и деятельности семьи. Например, мама, занимаясь делами, наблюдает время от времени за процессом рисования, лепки дочери, за игрой в лото сыновей, дает им советы. Занятия, игры-занятия, требующие наибольшей сосредоточенности, проводятся утром в субботу или воскресенье: по математике, развитию связной речи, фонематического слуха.
Интересным бывает досуг ребенка в праздники, во время семейных прогулок: старшими организуются спортивные игры, вместе ноют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, затевают кукольный театр, театрализованные представления с участием детей и взрослых.
Таким образом, различная практическая деятельность детей дошкольного возраста (которой руководят мамы и папы, бабушки и дедушки), упражнения в правильном поведении — ценнейшие средства воспитания.
Немалое место в современной семье отводится чтению детям книг, просмотру телевизионных передач, слушанию радиопередач. Это очень хорошо, но каждой семье следует выяснить, каков удельный вес того или иного вида занятий детей. Так, детям
регулярно читаются книги, а удельный вес их труда в режиме субботних и воскресных дней недостаточен.
Обращаю ваше внимание на следующий важный вопрос. Проанализируйте, как распределяются в вашей семье хозяйственные и педагогические функции между мужем и женой — отцом и матерью. В этом вопросе необходима полная справедливость: оба работают на производстве, ведут ту или иную общественную работу. Можно привести много положительных примеров такого распределения. Но данные социологов, обследовавших немалое число семей, вызывают тревогу: у женщины-матери уходит на хозяйственно-бытовую работу по дому в два раза больше времени, чем у мужчины-отца. Значит, ей не хватает времени для воспитания детей (хотя она и использует в целях воспитания сойм сетный домашний труд) и ухода за собой. Труд, которым занимается в семье мужчина (столярный, слесарный и т. п.). почти не распространен в городских семьях. Это приводит к резкому сокращению совместной работы отцов с детьми, чем и объясняется снижение воспитательного воздействия отцов на детей.
Проанализируйте, как в ваших семьях обстоят дела с хозяйственно-бытовой и воспитательной работой родителей, а также бабушек и дедушек (если они живут вместе с вами), с участием детей в оказании им помощи.
В совместной со взрослыми работе ребенок осознает, что от работы каждого зависит успех общего дела. У детей с помощью взрослых создается необходимая эмоционально осознанная установка: работать старательно, добросовестно, учиться у взрослых.
Главная ценность совместного труда взрослых членов семьи и детей в том, что взрослые члены семьи являются для ребенка образцом для подражания. Общий труд особо интересен, привлекателен для него. До начала работы и в ходе ее взрослые формируют у дошкольников необходимые трудовые умения и навыки, учат правильно организовывать работу. Совместная со взрослыми работа подготавливает дошкольника и к самостоятельному индивидуальному труду.
Трудовое обучение взрослых и детей не должно ограничиваться лишь домашними делами. Наукой и практикой доказано, что взрослый должен постепенно вводить ребенка в общественную жизнь, воспитывать интерес к разным профессиям, уважение к труду и трудящемуся человеку. Это важно для нравственного развития ребенка.
Воспитатели дошкольных учреждений поддерживают интерес своих воспитанников к совместному со взрослыми труду, народным традициям и обычаям, нередко принимают участие в организации празднеств, встреч.
Для воспитания детей важно единство взглядов и действий родителей и старших членов семьи, а справедливое распределение хозяйственной работы с привлечением детей способствует содержательному общению между ними. При этом дети охотно приобщаются к труду, который становится для них необходимой потребностью.
Совершенствование жизни семьи (взрослых и детей) — ее уклада, стиля отношений и духовной культуры — имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формирования основ личности ребенка.
Семье принадлежит основная общественная функция — воспитание детей. Для маленьких детей семья — главная и почти единственная школа воспитания. Если они посещают детский сад, то воспитание осуществляется в единстве с семьей специалистами-
педагогами на основе научно разработанной программы, в благоприятных для жизни ребят условиях.
Цель воспитания у семьи и детского сада едина: формирование с раннего возраста всесторонне развитой личности, учитывая при этом психофизиологические особенности развития организма ребенка.
В дружных семьях дети в ответ на любовь родителей и других близких платят им ответной любовью, большой привязанностью. Совместная жизнь, общие дела и заботы скрепляют взаимную любовь. Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома и за пределами его. Чем содержательнее общение, тем более ценно оно для воспитания. Общение приносит радость и детям и родителям. Поэтому так велико воздействие семьи на формирующуюся личность малыша.
Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, старшего брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей общественной жизни становятся образцом для подражания. К сожалению, дошкольники подражают нередко и дурному: жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника и неблагоприятная семейная обстановка, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости.
Но одного хорошего примера недостаточно для воспитания. Родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать их жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться, играть, читать, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес взрослых к их жизни. Они становятся доброжелательными, активнее приобщаются к жизни семьи.
Почаще беседуйте с воспитателями детского сада. Интересуйтесь тем, каковы ваши дети в обществе сверстников, как занимаются, о чем говорят, хотят ли идти в школу (старшие дошкольники); рассказывайте воспитателю о своих наблюдениях за ребенком. Не пропускайте педагогических занятий, которые проводятся педагогами для отцов, матерей, других членов семьи.
Источник