Роль рисования в развитии личности ребенка

Роль изобразительного искусства в развитии личности ребёнка

Наступает такая пора, когда ребенка необходимо социализировать. Лучший способ сделать это – определить малыша в детский сад. В группе он будет учиться вместе с другими детьми и дальше познавать этот удивительный мир, которые окружает его. И помогать теперь в этом важном деле ему будут не только родители, но и воспитатели. Поскольку понятия о явлениях, предметах и образах становятся более детализированными к моменту поступления в детское дошкольное учреждение, то необходимо определенное выражение и закрепление этого навыка. А развитие сенсомоторного опыта необходимо осуществлять посредством определенных занятий в группе с воспитателями. Прекрасным способом является привлечение детей к занятиям ИЗО. Детская изобразительная деятельность в детском саду поможет ребенку научиться лучше выражать свое «я» в рукотворных творческих заданиях. Личность будет развиваться всесторонне, ведь задача перед воспитателем — не столько сделать из малыша второго Малевича или Церетели, сколько помочь ему лучше понять мир, приобрести полезные навыки и умения, позволить проявиться во всей широте фантазии, а также научиться сосредотачиваться на конкретном деле.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида:  предметное, сюжетное и декоративное.

Предметное:

   Основная задача обучения рисованию изобразительной деятельности — формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:

  1. Научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;
  2. Научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
  3. Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
  4. Развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Сюжетное рисование:

Основная цель сюжетного рисования — научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности

Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию.

 Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

  1. Научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
  2. Научить передавать взаимодействия между объектами;
  3. Научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.  

Декоративное рисование

      Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.
      Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.

Задачи:

  1. Развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
  2. Развивать чувство цвета;
  3. Развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
  4. Совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

      Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности – развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать у детей интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов. Эти задачи воспитатель должен осуществлять на каждом этапе: 1 этап – возникновение замысла; 2 этап – процесс создания художественного образа 3 этап – анализ результатов творчества взрослым и детьми.

На 1 этапе для возникновения замысла – наблюдения окружающего, использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа в картине, скульптуре, графике.

 На 2 этапе – выбор материалов, изобразительных средств, способов «вживления в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека; синтез искусств для создания атмосферы творчества, эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приёмов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребёнка.

 На 3 этапе – восприятие детьми результатов творчества; анализ и оценка работ с учётом мнений каждого «автора»

Любой вид изобразительной деятельности положительно влияет на развитие восприятия, пространственного мышления, художественного вкуса дошкольника. На основе перечисленного формируются способности к творчеству. Поэтому изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей считается одной из самых результативных.

Изобразительное искусство способствует развитию творческого потенциала благодаря обучению видеть прекрасное, умению самостоятельно создавать красивые объекты. Улучшается эстетическое и зрительное восприятие.

Рисование является синтетической деятельностью, способствующей развитию пространственных представлений и мышления дошкольника. Ребенок учится соотносить размеры и формы реальных предметов и создавать их проекции на листе. Рисование опирается не только и не столько на восприятие, как на мыслительные операции, требуя анализа и выявления характерных признаков того объекта, который послужит моделью изображения.

Лепка и аппликация, как уже было замечено, развивает мелкую моторику и умелость рук. Создание творческих изделий невозможно без предварительного продумывания хотя бы нескольких шагов, поэтому у детей формируются навыки планирования.

В процессе изобразительной деятельности закладываются навыки самоконтроля. Рисуя или изготавливая модель из пластилина, дошкольник постоянно сверяет свой результат с тем, как он представляет образ. Это существенное достижение становления личности и непременное качество в организации самостоятельной деятельности в дальнейшем.

Изобразительное искусство играет важную роль в развитии личности ребенка, поскольку:

  • Вырабатывается эстетический вкус малыша;
  • Улучшается мелкая моторика рук;
  • Ребенок становится более внимательным к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи;
  • Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста больше напоминает игру, где каждый хочет быть первым, нарисовать лучше, разукрасить ярче. Такие безобидные, но очень интересные игры воспитывают в ребенке стремление к первенству, к желанию сделать рисунок лучше, чем у других. А когда детей хвалят за их успехи, в следующий раз они будут стараться еще больше;
  • Маленькие художники учатся таким понятиям, как свето-тени, сочетание цветов, холодные и теплые цвета, оттенки, основные правила перспективы, оптические законы (удаление предмета к горизонту), идеальные пропорции тел и предметов. Как это может пригодиться в жизни? Во-первых, малыш будет еще на капельку умнее своих сверстников, что возвысит его на ступеньку вверх по образовательной лестнице. А во-вторых, применение этих законов в жизни будет весьма кстати в том возрасте, когда наши дети становятся самостоятельными и начинают подбирать себе одежду, правильно сочетая цвета и оттенки;
  • Рисунок — это дело не 5 минут, для него нужна усидчивость, терпение, стремление, настойчивость и желание довести дело до конца. А эти качества личности являются очень важными в последующей жизни;
  • Возможно, именно изобразительное искусство станет для ребенка главенствующим родом занятий во взрослой жизни. Кто знает? Может, именно ваш малыш станет именитым художником или реставратором, всемирно любимым скульптором или простым учителем рисования, который будет получать массу удовольствия от своей работы. Учите детей рисованию, и даже если вы не увидите шедевральных результатов, не опускайте руки, ведь изобразительное искусство для детей, как и для взрослых, полезно, прежде всего, для души и для морального удовлетворения, а удовлетворенная своими успехами личность априори не может быть несчастливой.

Воспитатель первой категории

 Зенова Елена Николаевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 30 «Березка»

(МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 30 «Березка»)

Городского округа Луховицы Московская область

Источник

Нина Прищепа
Роль рисования в диагностике и развитии творческого потенциала личности дошкольников

Во все времена уникальность каждой личности привлекала особое внимание. В современном мире с появлением множества методик раннего развития родители могут разглядеть у малыша особые способности, талант, даже одаренность, уже «с пеленок». Важная роль на данном этапе отводится работе педагогов-воспитателей. Только благодаря созданию партнерских отношений с семьями воспитанников можно создать благоприятные условия для развития творческого потенциала личности ребенка. Воспитатель как наставник предоставляет родителям информацию о понятии «одаренность», проводит диагностику творческих работ воспитанников, сообщает о проявлении индивидуальных способностей у каждого ребенка во время пребывания в ДОУ, проводит консультации, дает рекомендации по развитию творческих способностей.

Актуальность развития творческого потенциала личности ребенка в современном обществе только возрастает, так как все больше ценится интеллект и креативность. В социальной сфере ведущим становится интеллектуальное производство, главным двигателем прогресса – новые креативные идеи и технологии. Поэтому в планировании воспитательно-образовательного процесса мы уделяем особое внимание диагностике и развитию детской одаренности, так как это становится все более важной задачей. В своей работе мы используем методики диагностики одаренности М. А. Холодной и С. А. Савинкова.

Данные специалисты разграничивают словосочетания «детская одаренность» и «одаренные дети», объясняя разницу неодинаковыми психологическими явлениями. У понятия «детская одаренность» есть смысловой аналог – потенциал личности. По мнению М. А. Холодной, об определенном уровне одаренности или степени развития этого потенциала можно говорить применительно к каждому ребенку. Природа отмечает каждого человека, но кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Поэтому следует обратить особое внимание на взаимодействие педагогов как специалистов с семьями воспитанников. Благодаря совместным усилиям мы можем создать все условия для проявления, развития и реализации творческого потенциала наших детей. Кроме того, работа в данном направлении переходит на совершенно другой уровень в связи с введением ФГОС. В соответствие с законодательством, родители уже официально являются участниками образовательного процесса, который в наше время основывается на принципе гуманности. Именно поэтому успешное взаимодействие семьи и педагога является залогом успешной социализации ребенка. Как отметил один из философов, семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.

На современном этапе развития общества все более важным становится преемственность поколений, национальные духовные традиции и культурный опыт. В системе образования данная задача выполняется непосредственно через духовно-нравственное, патриотическое воспитание, формирование социо-культурной компетенции у воспитанников.

В соответствие с ФГОС новой целью образования становится воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России. Ключевой задачей образования как ведущей социальной деятельности общества является формирование российской гражданской эдентичности личности.

Для формирования личности ребёнка большое значение имеет рисование. Рисование это специфическое образное познание действительности. Во время рисования ребёнок тренирует память и внимание, развивает мелкую моторику, учиться думать и анализировать, фантазировать сравнивать и соизмерять. Рисование развивает чувственно – двигательную координацию, помогает овладеть формами и величиной предмета. А также узнать свойства материала. Все это способствует развитию эстетических чувств и способностей ребёнка, к его постепенному осмыслению окружающего.

Педагоги нашего детского сада большое внимание уделяют всестороннему формированию навыков по рисованию. Для этого с детьми они проводят различные виды занятий: предметное рисование, рисование по выбору, рисование по представлению, декоративное рисование, сюжетное рисование. На занятиях по рисованию педагоги проводят обыгрывание предметов. На начальных этапах используют различные приёмы: «рука в руке», показ. В дальнейшем чаще используют приём: частичный показ и объяснения.Педагоги учат детей: ориентироваться на листе бумаги, рисовать с натуры предметы разной формы и величины, рисовать по сюжетам сказок, изображать человека и животных в движении, составлять узор из элементов хохломской, дымковской, городецкой росписи, правильно держать кисть и карандаш, закрашивать в одном направлении, адекватно использовать цвет, планировать и оценивать свою работу.

Мы считаем необходимым обязательно закреплять дома навыки по рисованию, приобретенные в детском саду. Для этого предпочтительнее использовать карандаши и краски. Далее приведены рекомендации для родителей, которые можно использовать для развития творческих способностей в домашних условиях.

Правила рисования карандашами:

1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним) поддерживая сверху указательным не смещая сильно, но и не близко к отточенному концу.

2. Когда рисуем линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуем слева направо, рука должна находиться внизу от линии. Так видно линию и она будет прямая.

3. Линию нужно рисовать, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги. Не следует проводить одну линию несколько раз.

4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5. Предметы округлой формы рисуем одним движением руки, без остановки.

6. Закрашивать рисунок нужно неотрывным движением руки — туда и обратно.

7. Штрихи накладывать необходимо в одном направлении сверху вниз, слева направо или по косой.

8. При закрашивании нельзя заходить за контуры нарисованного предмета. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

9. Закрашивая рисунок,нужно равномерно нажимать на карандаш: при сильном нажиме — получим яркий цвет, при слабом – светлый цвет.

Правила рисования красками:

1. Кисть нужно держать тремя пальцами (между большим и средним) поддерживая сверху указательным, за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу. Важно чтобы рука с кистью двигалась впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4. При рисовании тонких линий кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

5. При закрашивании рисунка кистью линии нужно накладывать рядом и вести их в одном направлении и только в одну сторону. Каждый раз, начиная движение сверху или слева. Каждую линию при закрашивании и рисовании проводят только один раз.

6. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

Источник

Консультация для родителей

«Роль рисования в развитии детей дошкольного возраста»

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски.

Всё нарисуем!

Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

(В. Берестов)

           Рисование для ребенка — это не просто интересное занятие. Во время рисования он развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учиться думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. У детей благодаря занятиям рисованием формируется связанная речь. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего, развиваются эстетические чувства и способности ребенка.

Для всестороннего формирования навыков по рисованию у дошкольников я провожу различные виды занятий: предметное рисование (выполнение работы с натуры), рисование по выбору, рисование по представлению, сюжетное рисование, декоративное рисование.

             На начальном этапе обучения детей рисованию в занятия включается большое количество игровых моментов, проводится обыгрывание предметов. Основные приемы подготовительного периода: показ, прием  «рука в руке». В дальнейшем чаще использую приемы: частичный показ, объяснение. На занятиях по рисованию дети учатся: ориентироваться на листе бумаги, рисовать предметы разной формы с натуры, располагать предметы в перспективе, передавать заслоняемость предметов при дальнем и ближнем изображении (дом впереди дерева, солнце за тучкой), изображать человека и животных в движении, рисовать по сюжетам сказок, составлять узор из элементов дымковской, хохломской, городецкой росписи, правильно держать кисть, карандаш во время рисования, закрашивать в одном направлении, не выходя за контур, планировать свою работу (рассказывать о содержании изображения, употреблять специальную терминологию) .

          К сожалению, некоторые родители считают рисование несерьезным делом и односторонне заменяют его чтением и другими интеллектуально более полезными, с их точки зрения, занятиями. Я  считаю необходимым,  навыки  полученные на занятиях в детском саду, закреплять дома.

Советы родителям

         Для знакомства с миром художественного творчества ребенка предпочтительно использовать карандаши и краски. Обратить внимание стоит на выбор карандашей для детей. Они должны быть достаточно мягкими, чтобы оставлять следы даже при незначительном усилии. Краски желательно приобрести ярких оттенков, обязательно иметь разного размера кисти. Так как при рисовании фломастерами ребенок не может контролировать силу нажима, поэтому мы не рекомендуем их использовать.

Для ребенка 4-5 лет можно не покупать альбом для рисования, а просто приобрести дешевую бумагу для принтера. В этом возрасте дети рисуют много и быстро, и этот вариант будет удобен и им, и родителям. Дошкольникам, которым в следующем году предстоит идти в школу, напротив, лучше всего купить настоящий альбом для рисования. Пусть ребенок научиться рисовать на бумаге данного формата, так он будет уверенней чувствовать себя на уроках рисования в школе.

           От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит пишущий предмет, это может сказаться на подготовке к школе. В первую очередь, присмотритесь насколько правильно ребенок, держит карандаш (кисточку). Его рука не должна быть слишком напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения. Это сделает штрихи более легкими и плавными. Обратите внимание на осанку. Необходимо сесть прямо, одной рукой раскрашивая, а другой, придерживая лист бумаги или тетрадь с рисунком. Чтобы не слишком утомлять позвоночник, не позволяйте заниматься творчеством в течении  длительного времени. Не забывайте — лучший отдых, это смена занятия.

            Покажите ребенку, что можно раскрашивать картинки, штрихами разной длины. У самого края пусть будут совсем коротенькие, а ближе к центру – длинные штрихи. Закрашивать надо в одном направлении, без просветов, равномерно надавливая на карандаш. Однако, если ребенку трудно, если мелкая моторика пальцев еще неразвита и он не попадает в контур, на первых порах можно использовать прием «рука в руке».

При рисовании обращайте внимание на адекватное использование цвета. Можно использовать упражнения: «Раскрась также», » Что бывает такого цвета».

Не дорисовывайте ничего в детских рисунках, даже если то, что изображено на листе бумаги, требует дорисовки. Этим вы не только покажете ребенку, что он не умеет рисовать красиво, но и не дадите ему возможности самому проанализировать рисунок и понять, что в нем неправильно.

         Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот надо одобрять любые достижения ребенка.

Сделайте «альбомы», куда будете помещать рисунки ребенка. Повесьте одну-две лучшие работы малыша на дверь или холодильник, и позволяйте ему рассказывать вашим гостям о своих рисунках. 

Эти нехитрые советы помогут ребенку быстрее овладеть приемами рисования.

Источник