Роль речи в развитии ребенка в норме

Роль речи в развитии ребенка в норме thumbnail

Характерно, что
речь ребенка гуманисты-просве­тители
рассматривали как обязательную часть
общего развития ребенка и как средство
его воспитания.

Умение ребенка
хорошо говорить Коменский и Руссо
относили к обязательной составной части
обще­го
воспитания ребенка. По мнению Коменского,
мы все в
детстве учимся «знать, действовать,
говорить». По­этому основные задачи
воспитания ребенка сводятся:

  1. к знанию им природы
    и общественных отношений;

  2. к умению действовать;

  3. к умению говорить.

Среди элементов
знаний, которыми ребенок дол­жен
овладеть в раннем детстве, знания родного
языка занимают, таким образом, одно из
важных мест.

Как составная
часть общего воспитания ребенка, развитие
его речи тесно связано с развитием его
по­знавательных и умственных
способностей. Развитие речи
и умственных способностей ребенка
неотделимы. Причем
речь значительно способствует развитию
ум­ственных способностей ребенка. «С
того времени, — писал Радищев, — как
ребенок начинает говорить, развержение
его умственных сил становится все
при­метнее». Особо тесную связь он
усматривал в разви­тии речи ребенка
с развитием его мышления и памяти. По
мнению Одоевского умственное развитие
ребенка начинается, когда он входит в
соприкосновение с ок­ружающим миром,
знакомится с ним в процессе лич­ного
опыта. Получаемые таким образом
первоначаль­ные знания дополняются
и расширяются посредством речи, а именно
разговоров с детьми.

Беспредельно
значение языка как источника знаний.
«Речь предназначена для того, чтобы
учиться», — писал Коменский.
Считая язык важнейшим средством
позна­ния,
Песталоцци относил его к «вспомогательной
силе человеческой
природы», предназначенной помочь
ребен­ку
плодотворно усвоить знания, приобретенные
путем чувственного
восприятия. Поэтому главную цель и
зна­чение
языка он видел в том, чтобы вести ребенка
от смутных чувственных восприятий к
четким понятиям.

При этом Песталоцци
отмечал, что «язык дает ре­бенку в
короткое мгновение то, что человек
получил от природы
за тысячелетия». Эту мысль прекрасно
развил впоследствии
Ушинский. Усматривая тесную связь меж­ду
языком и народом, который им владеет,
Ушинский находил,
что каждое новое поколение, овладевая
без осо­бого
труда родным языком, «усваивает в то же
время плоды
мысли и чувства тысячи предшествующих
поко­лений».
Поэтому ребенок, овладевая родным
языком, учится
не только условным звукам, но «пьет
духовную жизнь
и силу из родимой груди родного слова».
При этом ребенок
усваивает не только слова, их сложения
и видо­изменения,
но бесконечное множество мыслей, чувств,
художественных
образов, логику и философию языка.

И делает это легко
и скоро. В этом отношении он делает
столько, что не сможет и половины сделать
в 20 лет прилежного и методического
учения.

Оценивая роль
языка в развитии познавательных и
умственных способностей детей, Ушинский
с полным основанием
называет его в этом отношении «великим
народным педагогом», «наставником и
учителем».

Сказанное выше о
значении языка, о его роли в общем
развитии ребенка предполагает уже вывод
о том, какой
непоправимый вред могут иметь
несовершен­ства, недостатки, расстройства
речи для формирующе­гося человека.
Прямых указаний на это в работах
эн­циклопедистов-просветителей
мы не находим, но пред­полагать
такое заключение вполне правомерно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Нелли Парамонова
Роль речи в психическом развитии ребенка. Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постоянно, вместе с развитием ребенка. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего при наличии нормального созревания и функционирования нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослыми.

Выделяют 3 функции речи:

• Коммуникативная – эта функция является одной из наиболее ранних. Первой формой общения ребенка с взрослым является зрительное общение. К 2-месяцам ребенок хорошо фиксирует взгляд на лице взрослого, следит за его движениями. С 2-х месяцев общение с взрослым устанавливается при помощи зрения и первых мимических движений, ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку. Затем к мимическому и зрительному общению добавляется движение рук.

Одновременно с мимическим и зрительным общением коммуникация с взрослым осуществляется при помощи крика.

• Познавательная – тесно связана с общением ребенка с окружающими. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. По мере развития речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ, синтез.

• Регулирующая функция речи складывается уже на ранних этапах развития. Однако лишь к 5-ти годам слово взрослых становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка.

Развитие речи ребенка начинается с 3-х месяцев, с периода гуления;

7 – 8,5 месяцев – лепет,

8,5 – 9,5 – модулированный лепет.

В 9 – 10 месяцев произносит отдельные слова.

Первые осмысленные слова появляются в речи ребенка к концу первого года жизни. Примерно к середине второго года жизни в развитии речи происходит существенный сдвиг: он начинает активно использовать накопленный к этому времени словарь в целях обращения к взрослому. К 1,5 годам в активной речи используется примерно 100 слов, к двум годам – около 200 слов. Но индивидуальные особенности в развитии бывают различны.

Главное в этот период заключается не в количественном росте словаря, а в том, что ребенок начинает использовать слова в предложениях. К трем годам словарь ребенка возрастает до 1000 слов. Нередко к четырем годам усваиваются все звуки родного языка. При нормальном развитии речи к 5 – 6 годам у ребенка формируется правильное произношение всех звуков.

Речь является наиболее молодой функцией, развивающейся интенсивно в первые годы жизни ребенка. Известно, что молодая функция, наиболее бурно развивающаяся, обычно оказывается и наиболее ранимой. Поэтому различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде и во время родов, так и в первые годы жизни ребенка могут приводить к нарушению речевого развития: замедляясь, искажать или приостанавливать на какой-то период формирование речевой деятельности.

При этом особенности расстройств речи при органических поражениях головного мозга, прежде всего, зависят от локализации и распространенности мозгового поражения. В осуществлении речевой деятельности принимают участие самые различные уровни и отделы центральной нервной системы. Однако, повреждения некоторых отделов мозга приводят к наиболее выраженным речевым нарушениям, поражение же других отделов может не вызывать никаких речевых нарушений.

Выраженные речевые нарушения наиболее часто возникают при поражении корковых отделов мозга: лобных, височных, теменных долей.

Роль речи в психическом развитии ребенка. Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности

Рис. 1. Доли больших полушарий головного мозга

Среди причин, вызывающих поражение корковых отделов мозга, являются:

• Интоксикация матери во время беременности

• Токсикозы

• Травмы мозга в первые годы жизни ребенка

• Заболевания желудочно-кишечного тракта, так как нарушатся питание организма и коры головного мозга

Ранние органические поражения мозга с повреждением речевых зон впервые могут проявиться в 2 – 3 года в виде недоразвития речевой деятельности. В дальнейшем у таких детей формируется недоразвитие всех сторон речи, трудности в формировании зрительного и пространственного восприятия, нарушение интеллектуальной деятельности в виде повышенной истощаемости, неравномерной работоспособности, нарушения памяти, внимания.

Легкие случаи поражения корковых зон могут проявляться наиболее отчетливо только в школе, когда к речевой функции предъявляются высокие требования.

Лобная доля отвечает за артикуляцию речи, письмо и движение.

1. Осуществляет регулирующую функцию речи. При недоразвитии ребенок отличается импульсивностью, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, переключаясь на побочные, несущественные раздражители. Лобная доля является центром артикуляции речи.

2. От артикуляции речи напрямую зависит письмо, здесь расположен центр письма. Поэтому в группах компенсирующей направленности мы проводим артикуляционную гимнастику. Рука – второй центр речи.

3. Развитие речевых зон идет параллельно с развитием тонких мелких движений пальцев рук.

При нарушении лобной доли у детей наблюдается так называемое «лобное поведение». «Лобное» поведение – эйфория – повышенное настроение, неряшливость, апатия, полно снижение дистанции между людьми и чувство критики к себе.

Теменная доля включает стереогноз, мнестическую речь, праксис, гнозис, счет и чтение, осуществляет пространственную ориентировку, здесь усваиваются временные понятия, схема тела.

1. Для развития пространственной ориентировки предлагаются следующие виды заданий:

• Обведение по трафарету фигуры человека (рисование, аппликация)

• Составление фигур из частей

• Закрепление понятий «правая рука» и «справа», «левая рука» и «слева». Затем эти понятия вводятся в активную речь детей. После этого понятия «вправо – влево» закрепляются на листе бумаги в рисунке.

Пространственная ориентировка закрепляется в рисовании, лепке, аппликации, использовании трафаретов, в обведении, раскрашивании. Необходимо развивать пространственное восприятие. Перед занятием показать, как ребенок должен держать карандаш, кисть, потом без зрительного контроля придать пальцам соответствующее положение.

2. Стереогноз – узнавание предметов наощупь. Закрепляется в играх: «Волшебный мешочек» (Что это? Форма, большой – маленький, гладкий – шершавый, мягкий – твердый, холодный – горячий. Определяем признаки предмета.)

3. Мнестическая речь (мнезис – память).

Теменно-затылочные доли: праксис, гнозис.

1. Праксис – целенаправленные полуавтоматизирванные движения. При поражении – апрасксия, может быть нескольких видов:

• Кинестетическая – не может выполнять артикуляционные движения.

Конструктивно-пространственная – тесно связана с пространственным восприятием, поэтому, для преодоления данных нарушений, предлагаются сборные картинки, строительный материал, мозаика, разрезные картинки из 2, 4, 6, 9 частей. На прогулке – конструирование из снега и песка.

2. Гнозис – узнавание. При нарушении – агнозия:

• Зрительная – при нормальном зрении не может узнавать предметы и их изображение. Игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Соотнесение фигур и реальных предметов», например, арбуз – круг, крыша – треугольник. «Определение предмета по части, по контурам». В подготовительной группе – буквенный гнозис.

• Слуховые – не узнает знакомые мелодии, звуки, шумы, голоса. Игры: «Скажи, что слышишь?», «Кто что услышит?», «Где звенит?»

• Тактильные – не узнавание предметов наощупь. Игры: «Волшебный мешочек», «Узнай букву» (из наждачной бумаги, пластмассы)

Височная доля – отвечает за фонематический слух, слуховое внимание.

Фонематический слух – это способность различать звуки. Мы учим различать звуки по различным признакам (твердости-мягкости, глухости-звонкости). Предполагается несколько этапов:

1. Узнавание неречевых звуков (игрушки: бубен, колокольчик, погремушка, молоточек). Игры: «Где звенит?», «Что слышишь?»

2. Различение звука комплексов слов по высоте, силе, тембру. Игры: «Кто сказал «Ау?», «Далеко или близко», «Куклы плачут: тише-громче». Сказки: «Три медведя», «Теремок», «Колобок», «Дует ветер», «Кукушечка».

3. Различение слов-паронимов (близких по звуковому составу): ком-том-дом, мишка-миска, коса-коза.

4. Слоговые ряды: сказать ребенку на ухо слог, он повторяет его вслух.

5. Различение фонем родного языка (использование звуковых сигналов из сказки «Теремок»: лягушка – звук [а], волк – [у], мышка – [и], медведь – [ы], лисичка – [о], зайка – [э].

Выделяют три уровня недоразвития речи:

Первый уровень характеризуется отсутствием речи как таковой. Это так называемые «безречевые» дети. У детей 4 – 5 лет словарный запас ограничивается лепетными словами, звукоподражаниями. Наряду с лепетными словами дети иногда употребляют общепринятые слова, но они так искажены, что оказываются непонятными для окружающих, родители часто говорят, что ребенок все понимает, но не говорит. Но понимание в данном случае ограничивается знакомой ситуацией.

Второй уровень характеризуется простой фразой, небольшим словарным запасом, нарушено произношение звуков всех групп, нарушение слоговой структуры слов и предложений.

Третий уровень характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития фонетики, лексики и грамматики.

Для всех детей характерно нарушение психических процессов: памяти, внимания, восприятия; навыков конструктивной деятельности.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольников в усвоении языка. Поэтому необходимо, чтобы речь взрослого соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи.

Источник

Характерной особенностью детей с
отклонениями в развитии является
недостаточность у них знаний и
представлений об окружающей
действительности. Из­вестно, что в
становлении психики важная роль
отво­дится взаимоотношению действия
и речи. Хотя дейст­венный анализ и
синтез предшествует развитию словес­ного
способа познания, в формировании
правильных и осмысленных представлений
необходимо участие речи.

Обозначение предмета или явления словом
способ­ствует как выявлению каждого
из них, так и их объе­динению. В процессе
активного взаимодействия ребенка с
окружающим миром у детей формируются
комплекс­ные ассоциации, из которых
развиваются представления. У детей с
двигательными нарушениями формирование
комплексных ассоциаций затруднено,
поэтому их представления об окружающем
не только ограничены, но порой и ошибочны.

Дефекты в развитии речи приводят к
трудностям формирования операций
сравнения, дифференцирован­ного
восприятия объектов. Поэтому у детей с
недораз­витием речи обычно имеет
место отставание в умствен­ном
развитии.

Развитие на первом году жизни сенсомоторных
функ­ций и довербальной коммуникации
является основой формирования речи и
мышления. В возрасте от года до трех лет
речь начинает занимать центральное
место в психическом развитии ребенка.

К 3 годам ребенок общается с окружающими
раз­вернутыми фразами. Скачкообразно
возрастает его ак­тивный словарь.
Отмечается выраженная речевая ак­тивность,
ребенок постоянно комментирует речью
свои игровые действия, начинает задавать
вопросы взрослым.

Развитие речи на этом возрастном этапе
перестраи­вает все психические
процессы ребенка. Именно речь становится
ведущим средством общения и развития
мышления. К 3 годам ребенок начинает
говорить о себе в первом лице, у него
формируется чувство «Я», т. е. возможность
выделения себя из окружающего мира.

В этот период у ребенка отмечается
выраженное стремление к самостоятельности.
Попытки же родите­лей относиться к
нему как к малышу вызывают у него чувство
протеста. Если родители упорно подавляют
са­мостоятельность ребенка, у него
формируются упрямст­во и стремление
все делать наоборот, впоследствии
ста­новящиеся правилом.

Если ребенок возрасте 2,5–3 лет не начинает
гово­рить простые двусловные фразы,
он должен быть обяза­тельно
проконсультирован у врача (детского
невропа­толога или психиатра) и
логопеда.

Особенности отклонений в развитии детей раннего возраста

Нарушения психического развития у
ребенка в воз­расте от года до 3 лет
отличаются большим разнообра­зием в
зависимости от причин и характера
поражения /центральной нервной системы.
Вместе с тем, многие формы интеллектуальных,
сенсорных, двигательных наруше­ний
проявляются в виде отставания в развитии
речи.

Диагностика нарушений речевого развития
на этом воз­растном этапе представляет
большие сложности, так как индивидуальные
сроки начального развития речи широко
варьируют. Следует также учесть, что
любое неблагоприятное воздействие на
организм ребенка в сензитивный для
формирования речи период приводит к
речевому недоразвитию. Поэтому любой
ребенок с от­ставанием в речи требует
комплексного клинико-психолого-логопедического
обследования, а также оценки со­стояния
слуха.

Отставание в развитии речи на этом
возрастном эта­пе может иметь обратимый,
функционально-динамичес­кий характер.
Его следует отличать от системных
стой­ких речевых расстройств у детей
с органическим пора­жением центральной
нервной системы, в том числе и с легкой
мозговой дисфункцией. Кроме того,
отставание в развитии речи может быть
одним из начальных прояв­лений
различных нервно-психических заболеваний.

В некоторых случаях на данном возрастном
этапе, напротив, может наблюдаться
чрезмерно интенсивное и неравномерное
развитие речи, что при наличии сопутствующих
неблагоприятных факторов может явиться
причиной эволютивного возрастного
заикания.

Кроме того, у детей с лёгкой мозговой
дисфункцией нередко выявляются различные
нарушения развития психомоторики в
сочетании с синдромом гиперактив­ности.

Особенно важно обратить внимание наналичие ре­грессивных расстройств
психомоторики и речи, которые могут
наблюдаться при различных наследственных
синдромальных формах нервно-психических
заболева­ний. Они характерны прежде
всего для синдрома ран­него детского
аутизма. Именно на этом возрастном
эта­пе основные проявления данного
синдрома становятся более отчетливыми:
отгороженность ребенка от внешне­го
мира, слабость эмоционального реагирования
по от­ношению к близким, однообразное,
стереотипное пове­дение, непереносимость
взгляда в глаза, своеобразные расстройства
речи, игры с предметами неигрового
наз­начения, страхи и т. п.

На этом же этапе более отчетливо
проявляется син­дром «счастливом
куклы» – редкое заболевание, впер­вые
описанное в 1965 г. При этом синдроме дети
с рож­дения отстают в психическом
развитии. В конце 1-го начале 2-го года
жизни у них развиваются эпилептиформные
припадки и появляются приступы смеха
и на­рушения моторики, напоминающие
движения заводной

куклы.

Захаров
А. И.

Соседние файлы в папке Учебники

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник