Роль речи в развитии ребенка шпаргалка
- многословность. 2. чрезмерная лаконичность. 3. часть употребления слов с уменьшительно ласкательных суффиксов. 4. небрежное произношение 5. монотонность речи. 6. бедность языка. 7. злоупотребление лишними словами
Язык возникает из потребности
человека в общении с другими людьми. А потому
включение ребенка в социальную среду
и забота о планомерном расширении его
социальных связей являются одним из основных
условий развития его языка.
7. Использование
идей Е.И. Тихеевой в современной теории
и практике развития речи детей дошкольного
возраста. 1867-1944
сама руководила детским садом.
Вслед за К. Д. Ушинским она считала родной
язык фоном, на котором развертывается
все обучение и воспитание в детском саду
и школе. Основное место в своей педагогической
теории Е. И. Тихеева отводила методике
развития речи.
В. И. Тихеева пришла к выводу о необходимости
составления специальных программ и планов
обучения детей в детском саду, а также
организованных занятий. Важную роль сыграло
появление в 1937 г. книги Е. И. Тихеевой «Развитие
речи дошкольника». В ней освещался опыт
работы по формированию речи детей руководимого
Тихеевой детского сада, а также опыт преподавания
методики развития речи в Ленинградском
педагогическом институте им. А. И. Герцена.
С материалистических позиций рассматривалась
роль языка как орудия социального воспитания.
Считая, что развитие речи должно быть
обязательно связано с какой-нибудь
деятельностью ребенка (игра, труд,
праздники, интеллектуальная деятельность),
Е. И. Тихеева и свою методическую систему
строила лишь вокруг этих видов деятельности.
Этим объясняется нечеткое выделение
задач развития речи ‘. Наиболее подробно
разработала Е. И. Тихеева такие вопросы,
как обогащение словаря (план-программа
ознакомления с окружающей обстановкой;
методы работы над словарем детей), а также
развитие связной речи (рассказы об игрушках
и картинках, занятия по живому слову).
Е. И. Тихеева была против слишком
раннего обучения детей грамоте
и иностранному языку. Она считала,
что ребенка необходимо предварительно
хорошо подготовить. Правда, Е. И. Тихеева
допускала, что с детьми, хорошо овладевшими
родным языком, можно начать изучение
иностранного языка и несколько ранее,
чем в 7—8 лет, но предупреждала, что родной
язык должен оставаться первейшим фактором
нормального всестороннего развития ребенка.
Практические рекомендации, содержавшиеся
в книге «Развитие речи дошкольника»,
широко применяются до сих пор.
9.Психолого-педагогические
основы разработки программ речевого
развития детей (Программа воспитания
и обучения в детском саду, Программа развития
речи детей дошкольного возраста в детском
саду О.С. Ушаковой).
Программа развития речи детей определяет
круг знаний об окружающем и соответствующий
объем словаря, речевые умения и
навыки, которые должны быть усвоены
детьми на каждом возрастном этапе, а также
предусматривает воспитание определенных
качеств личности. Например, выдвигая
задачу формирования навыков диалогической
речи (уметь отвечать па вопросы и задавать
их), ирограмма одновременно подчеркивает
необходимость воспитания у детей таких
качеств, как общительность, вежливость,
приветливость, сдержанность.
Программа развития речи, как и
вся «Программа воспитания в детском
саду», в целом построена на научных
основах. Прежде всего всем своим содержанием
она направлена на реализацию теории коммунистического
воспитания, т. е. на всестороннее развитие
личности ребенка.
Кроме того, в основу программы
положены данные психологии и смежных
наук об овладении ребенком устной
речью и особенностях его познавательной
деятельности, что определяет объем и
последовательность требований к детям
на разных возрастных ступенях.
Программа построена также с
учетом важнейшего педагогического положения
о ведущей роли деятельности в развитии
ребенка; ее материал имеет сложную структуру,
так как соотнесен с различными видами
детской деятельности (игра, быт, занятия
и др.).
И наконец, необходимо сказать, что
программа развития речи создана
с учетом главных дидактических
принципов — систематичности и взаимосвязи
учебного материала, его конкретности
и доступности; в ней прослеживается концентричность
в формировании у детей речевых умений
(т. е. прохождение па каждом возрастном
этапе одних и тех же разделов с постепенным
расширением углублением их содержания).
Все задачи и требования в программе
изложены кратко. Четко названы лишь общие требования
к знаниям и умениям детей. Каждое общее
требование программы воспитатель должен
научиться конкретизировать.
В условиях общественного воспитания
ведущим средством формирования речи
ребенка является обучение.
Обучение родному языку —
планомерный, целенаправленный процесс
развития познавательных способностей
детей», усвоения ими системы элементарных
знаний об окружающем и соответствующего
словаря, формирования речевых умений
и навыков.
Основная форма дошкольного
обучения — занятия.
По дидактическим целям можно
выделить такие типы занятий по родному
языку: занятия по сообщению нового
материала; закреплению знаний, умений
и навыков; обобщению и систематизированию
знаний; итоговые или учетно-проверочные
(контрольные); комбинированные (сметанные,
объединенные).
Чтобы занятия приносили
максимальный эффект, они должны отвечать
общим дидактическими требованиями:
- тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения
- Оптимальная интенсивность нагрузки
- Воспитательный характер занятия
- Эмоциональный характер занятий
- распределение приемов обучения в соответствии со структурой занятия
- речевая активность каждого ребенка на всех этапах занятия
- сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом
- правильная организация занятия
- учет результатов занятия
- необходимость закрепения пройденного материала на других занятиях или в другой Дти. (игра, ИЗО, дет книга, праздники, зрелища, бытовая ДТЬ)
12.Характеристика
методов и приёмов развития речи детей.
Методические принципы обучения дошкольников
родной речи.
Метод обучения — способ работы воспитателя и детей,
обеспечивающий приобретение знании,
умении и навыков. Наглядные методы. изучаемые
объекты наблюдаются детьми непосредственно
использ -наблюдения или его разновидности:
осмотр помещения, экскурсию, рассматривание
натуральных предметов. объекты недоступны
при непосредственного наблюдения применяется:
показ картин и фотографий, кинофильмов
и диафильмов; применяются для вторичного
ознакомления, закрепл зн, формиря связной
речи — рассматре картин со знакомым
детям содерж, рассмате игрушек, описание
детьми картинок и игрушек, придумывание
сюжетных рассказов. Во всех эт процх обязательно
слово Вля, оно направляет восприятие
детей, объясняет и называет показываемое. Словесные
методы. прим реже чем в шк. В д/с применся
методы, связанные с худ словом. Вль читает
детям худ произвя, предусмотренные программой.
Используются более сложн методы — заучивание
наизусть, пересказ. Меньше распрен в доу
метод рассказа Вля, хотя он должен иметь
место: ран возраста (рассказ без показа),
дошк гр (рассказы из жизнен опыта Вля,
рассказы о благородных поступках). В ст
гр для закрепя сообщенных зн, приучения
к коллект разговору использся метод беседы.
Возрас особти детей требуют опоры на
наглядность, поэтому в словес методах
применяют наглядные приемы обучения
(кратковрем показ предмета, игрушки, рассматрние
иллюстраций), или демонстрацию наглядного
объекта в целях отдыха, разрядки детей
(чтение стихов кукле, появление разгадки
— предмета и т. д.). Практические методы. Цель
— обучить детей на практике примть получные
зн, помочь усваивать и совершенвать реч
УН. Носят чаще игровой хартер. Дидакт
игра (с нагляд матлом и словесная) — универный
метод закрепния ЗУ. Она использся для
решения всех задач разв речи. Работу со
знак литер текстом можно проводить с
помощью игры-драматизации, настольной
инсценировки. Они применимы для обучения
рассказнию. При ознакнии детей с некотми
явлми быта и природы на занях м б использованы
методы труд харакра (приготовление пищи).
К практич методам относят разработые
С. В. Петериной наглные игры-занятия, игры-
инсценировки этического харра. Осн зад
этих игр-занятий — воспние культуры поведения
детей, они важны и для разв речи, т к обогащают
словарь, закреют навыки разговной речи.
Каждый метод представляет собой совокупность приемов,
служащих для решения дидактических задач. Прием
— это элемент метода. их можно разделить
по роли наглядности и эмоциональности
на словесные, наглядные, игровые. Словесные
приемы. Речевой образец — правил,
заранее отработ реч (языковая) дть вля.
Образец д б доступен для повтория, подражания. Повторение
— преднамере, неоднократное исполние
одного реч элемта (звука, слова, фразы)
с целью его запоминания. Объяснение — раскрытие
влем сущности к-л явлния, образа действия. Указания
— разъяснение детям, как надо действовать,
как достичь требуемого резта. Различся
указания обуч харра, организацые, дисциплинщие. Слов
упрние — многократное выполние детьми
опредных реч действий для выработки и
совершенния реч УН. Оценка детской речи —
развернутое мотивированное суждение
об ответе ребенка, раскрывающее степ
усвоения зн и реч ум. Вопрос — слов обращение,
требее ответа, задание реб, предполагающее
исполние или переработку имеющихся зн. Наглядные
приемы—показ картинки, игрушки, движения
или действия (в игре-драматизации,
в чтении стихотворения), показ положения
органов артикуляции при произнесении
звук и др.— также обычно сочется со словес
приемами, напр образец произношения зв
и показ картинки, называние нов слова
и показ объекта, им обозначаемого. В разв
речи детей оч важны игровые приемы
и просто эмоциональность в применении
некоторых приемов: интригующая интонация
голоса при вопросе, утрированно озабоченная
интонация при постановке трудного задания,
использование шутки при объяснении задания.
Живость эмоций повышает вние детей в
игре, вследствие чего активизируются
все процессы речи. По их обучающей роли приемы
развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Эти категории приемов
подробно разработаны дошк педагогикой.
Напр являются образец, объяснение, вопрос,
оценка детского ответа, указания и др. Среди прямых приемов обучения можно выделить
на определенном занятии с конкретным
содержанием приемы ведущие, основные для
данного занятия и приемы дополнительные. Напр,
на зан по рассказыванию в зависти от цели
его и ур ум детей вед ириемом м б образец
рассказа, а др — план, варианты плана,
вопр — будут дополнит. На др зан вед приемом
м б план рассказа, дополнит — коллект
разбор отдел пункта плана и т. д. В беседе
вопр — вед прием; в обучении рассказыванию
они играют дополнит роль. Косвенными
приемами являются напоминание,
совет, подсказ, исправление, замечание,
реплика. На одном занятии обычно употребляется
комплекс приемов.
Методические принципы
(или общие правила) выбора средств
обучения могут быть
сформулированы следующим
образом.
1. Принцип
внимания к «материи языка»,к физическому
развитию органов речи и пишущей
руки. Построить обучение
на принципе внимания
к «материи языка» и к физическому
развитию органов речи и пишущей
руки — знт выбрать срва обуч так, чтобы
они обеспечили физическую,
мускульную работу речевого аппарата
ребенка. Дети д ощутить — услышать, артикулировать,
модулировать св голосом все фонемы, просодемы,
цельные интонации, слова, предлож,
связе тексты; при обуч письменной
речи они д уметь коордвать движя
артикуляц аппарата с движениями пишущей
руки.
2. Принцип
понимания языковых знач и одноврем
разв лексических и грамматич
навыков. Построение методики обуче с
опорой на принп понимя язык значей предпгает
такой отбор срв обуч,
кот представит детям их речь как
знак сист, как сложный код. Прост и
слож знаки эт кода дети д соотнести с
разн явлми действитти, т. е. декодировать.
Методич приемы, кот испол в эт раб вль,
д обеспечить тренировку мысли реб и послужить
выработке у него грамматических и, следоно,
мыслительных навыков.
3. Принцип
оценки выразительности
речи.
предполагает такой отбор дидакт матерла,
кот развил бы спосость чувствать эмоцные
оттенки речи, сделал бы доступ различе
эмоцные состояния. Приемы обуч д б выбраны,
чтобы обеспечить разве навыков восприятия
поэтической речи, а в дальнейшем и усвоение
функциональных стилей речи.
4. Принцип
развития чувства
языкового чутья. Реализация эт принципа предполагает
такую организацию обучения,
которая облегчила бы
детям запоминание фактов
родного языка (элементов
и конструкций), усвоение
традиции их употребления в речи.
5. Принцип опережающего
развития устной речи перед
письменной, сопоставления
письменной речи с устной
в процессе усвоения письма. Обучение
письму, построенное по этому принципу,
предполагает такой отбор дидактического
материала, с помощью которого ребенок
мог бы: 1) научиться координировать движения
органов речи мышц лица,
гортани, легких, а также слухового аппарата
— с мышцами пишущей руки и читающих глаз;
2) осознать (объективировать) для себя
сходство и несходство звуков и букв, интонации
и знаков препинания; 3) быстро переходить
от устной формы речи к письменной и наоборот.
6. Принцип
последовательного наращивания
темпов обогащения речи. Следуя этому принципу, необходимо по
мере развития ребенка изменять дидактический
языковой материал (повторять
усвоенный ранее и добавлять новый), усложнять
приемы обучения, т. е. стремиться к тому,
чтобы речевая деятельность детей становилась
все более и более самостоятельной. При
организации обучения необходимо предоставлять
детям возможно больше самостоятельности
в решении собственно речевых задач
и одновременно воспитывать самодисциплину,
способность сосредоточивать
волевые усилия при выполнении
их.
Методические (лингводидактические)
принципы выбора средств обучения родному
языку лежат в основе обучения
языку на всех возрастных ступенях
жизни человека.
13.Сущность
словарной работы в детском саду, ее значение.
Основные аспекты словарной работы. Особенности
словаря детей дошкольного возраста.
Источник
1.Естественнонаучные, психологические
и лингвистические основы изучения детской
речи.
Методологические
основы – учение о взаимосвязи языка и мышления
производственная ДТь
людей
необходимость обмена совместными
действиями и мыслями
Мышление как одна
из психических функций — психический процесс
отражения и познания существенных связей
и отношений предметов и явлений объективного
мира.
Язык – СПб выражения,
обозначения мыслей
Речь – СПб формирования
мысли с помощью языка
Естественно-научная
(физиологическая) Павлов
связь двух сигнальных систем
основа: образуются временные
связи в коре головного мозга.
В результате воздействия на человека
предмета и явления окружающей действительности
слов их обозначающих
Психологическая основа – Леонтьев
речь занимает центральное место в процессе психического развития
ребенка
речь имеет полифункциональный
характер (выполняет несколько функций:
коммуникативная, номинативная (слово
– средство обозначения предмета),
интеллектуальная) Все функции взаимосвязаны
речь является полиморфной Дтью (речь м.б. громкая, коммуникативная,
м.б. громкая, но не выполняет роль коммуникативную,
речь м.б. внутренней) Эти формы м. переходить
друг в друга.
2 стороны речи: внешняя
(звучащая), внутренняя (смысловая)
процесс развития речи не
только количественный, но и качественных изменений.
Лингвистическая основа – учение о языке как знаковой системе
Соссюр рассматривал
язык как универсальную знаковую
систему, имеющую вследствие этого
четко выраженную структуру. Знак представляет
собой некое целое, являющееся результатом ассоциации означающего
(акустического образа слова) и означаемого
(понятия). Означающее и означаемое неотделимы
друг от друга как две стороны бумажного
листа (мысль — его лицевая сторона, а звук
— оборотная; нельзя разрезать лицевую
сторону, не разрезав оборотную). Кроме
того, язык носит коллективный характер
и коммуникативен по своей природе. Отсюда
и представление о коде как о совокупности
правил или ограничений, обеспечивающих
функционирование речевой деятельности
естественного языка или любой знаковой
системы, то есть коммуникацию.
учение о типах связных
высказываний
2.Роль родного языка в развитии
личности ребенка. Функциональные характеристики
языка.
Сила родного языка
как фактора, развивающего интеллект
и воспитывающего эмоции и волю, заключена в самой его природе: в его
свойстве быть средством связи между человеком
и окружающим миром, или, как говорят языковеды,
внеязыковой реальностью. Свойство это
объясняется знаковой сущностью языка.
Язык целесообразно рассматривать как
знаковую систему, кодирующую (шифрующую)
окружающую человека действительность
(внеязыковую реальность). Знаки языка
— это морфемы (разные формы одного слова
– морфема бег представлена формами –
бежать, бегу), слова, словосочетания, предложения.
Кроме знаковых элементов, в языке содержатся и внезнаковые
элементы — фонемы (звук а ), просодемы.
Вне языка они ничего не обозначают, но
служат для конструирования языковых
знаков; в лингвистике такие языковые
единицы называют фигурами. Ребенок, обучающийся
речи, должен запомнить (узнавать на слух
и уметь артикулировать) все фигуры —
фонемы и просодемы (силу голоса, высоту
тона, темп речи, тембр голоса) родного
языка, чтобы конструировать из них языковые
знаки. Школьник, обучающийся письменной
речи, должен научиться соотносить фонемы
и просодемы своей устной речи с буквами
и другими графическими знаками.
Смысл языковых знаков (морфем,
слов, словосочетаний, предложений) —
это их соответствие предметам, действиям,
признакам, отношениям реального мира,
которые они обозначают. Следовательно, понимать языковой
знак — значит соотносить определенную
морфему, слово и т. д. с конкретным явлением
действительности. Например, слово книга понимают все говорящие
на русском языке, потому что соотносят
с ним определенную вещь; словоформу в книге (форму предложного
падежа существительного) понимают все
как ответ на вопросы где? в ч е м?.
Функциональные характеристики
языка. Зимняя
- характеристики, которые отражают социальные функции человека: язык – это средство общения и форма социального взаимодействия. Язык – это средство освоение общественно-исторического опыта и социализации личности язык – это средство приобщения к культурным и историческим ценностям.
- интеллетуальные: язык – это средство соотношения с предметной действительностью… язык – это средство обобщения, уточнения и дифференциации понятийного аппарата. язык – это средство опосредования ВПФ человека
- личностные. язык – это средство развития познавательных интересов. язык – это средство решения познавательных коммуникативных задач. язык – это средство познания себя.
3. Влияние среды на детскую
речь. Педагогические требования к речи
воспитателя.
Дети, овладевая словом,
постоянно усваивают новые формы
языка, знакомятся со структурой речи.
Источником слов для детей являются
взрослые, которые входят в их окружение,
и с которыми ребёнок часто общается. Взрослый
может повлиять на язык ребёнка, как в
положительном смысле, так и в отрицательном.
Он имеет самые большие возможности, для
формирования языковой структуры ребёнка.
Поэтому надо понимать, что от вашей речи
зависит речь детей. Дети перенимают абсолютно
все особенности и формы речи у людей,
с которыми они общаются. Поэтому речь
окружающих взрослых, имеет огромное влияние
на детскую речь.
Требов к речи пед:
1содержат, точн, логичн высказываний 2лексич, орфоэпич правельн
высказ, построен содерж речи3выразительность
речи пед 4знание и соблюден правил речевого
этикета
4.Вопросы развития речи детей
в педагогической системе К.Д. Ушинского.«Учение о родном языке», «родное слово»,
«детский мир», «человек как предмет воспитания»Создал
систему обучения родному языку. Положения:
- Язык – результат взаимодействия на человека, объективного мира и отношение человека к нему.
- Язык – прирожден, свойственен человеку, это не дар с небес.
- Язык – отражает многовековой опыт духовной жизни народа.
- Язык это важнейший народный наставник.
Пед. концепция:
- роль родного языка в развитии каждого ребенка в системе обучения
- место родного языка в начальной работе с дошкольниками
- цели преподавания родного языка
- дидактические принципы
- средства обучения родному языку
- место литературы в обучении родному языку
- метод обучения через упражнения
- форма организации обучения – урок
Цели преподавания родного
языка:
- Развивать дар слова.
развивать у детей
способность самостоятельного развития мысли
- усваивать формы языка выработанные народом и литературой
- практически усвоить грамматику, логику языка, для того чтобы правильно выражать свои мысли.
Для реализации цели предлагал
использовать наглядные материалы,
упражнения –придумывание предлож.из данных слов, рассказывание
по картинкам, сравнение предметов (общее,
различия), чтение худ. Произв.
Цели достигаются одновременно,
а не последовательно!
Предложил 2 вида
обучения: 1. систематическое (методическое) с
7 лет в школе. обучения родному языку у
мл. школьников. 2. подготовительный до
7 лет дома или в д/с в шк. вводятся уроки
по 30 минут
5. Использование педагогического
наследия К.Д. Ушинского в современной
теории и практике развития речи детей
дошкольного возраста. 1824-1870
Продолжением прогрессивных педагогических
идей, стала система обучения родному
языку, разработанная выдающимся русским
педагогом К. Д. Ушинским. Материалистические
взгляды великого педагога проявлялись
в понимании исторической и социальной
роли языка и мышления, а также их происхождения.
Язык, по утверждению К. Д. Ушинского, «не
есть что-нибудь прирожденное человеку
и не дар, упавший с неба». Это плод долгих
трудов человечества, след духовной жизни
народа. Усваивая родной язык, ребенок
овладевает огромным богатством, испытывает
влияние этого величайшего народного
наставника. Прогрессивным было утверждение
К. Д. Ушинского о необходимости обучения
ребенка именно на родном языке.
К. Д. Ушинский называл
родной язык «удивительным педагогом».
К. Д. Ушинский обосновал необходимость целенаправленного
руководства со стороны взрослых усвоением
ребенком языка. Оно должно начаться до
школы, ведь ребенок часто не может выразить
свои мысли и чувства в верной языковой
форме, ему нужна помощь педагога.
Ценным вкладом в дошкольную педагогику являются взгляды
К. Д. Ушинского на необходимость «подготовительного»
обучения детей до поступления в школу.
Подготовительное обучение, в том «числе
развитие языка, должно быть посильным
(до получаса в день), доступным, занимательным,
разнообразным.
В первоначальном обучении
детей родному языку К. Д. Ушинский
видел три цели. Первая — развивать
дар слова, т. е. умение выражать свои
мысли. Для этого важна наглядность
обучения, опора на конкретные образы,
воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель — учить
ребенка облекать свои мысли в наилучшую
форму. Идеальными образцами такой формы
служат художественные произведения,
как народные, так и авторские. Ушинский
четко определил требования к отбору произведений
для детей: положительные идеи, художественность,
доступность содержания. Им была впервые
разработана система детского чтения.
В круг чтения детей великий педагог включил
народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы,
произведения русских писателей и свои
собственные. Третья цель — практическое
усвоение грамматики, предшествующее
изучению ее как науки. Этой цели могут
служить разнообразные упражнения — придумывание
предложений с заданным словом, подбор
слов в нужной форме и др. Все три цели
должны осуществляться одновременно.
К. Д. Ушинский сумел претворить
в жизнь свои теоретические взгляды
на роль художественного слова в
воспитании детей, создав классические
учебники «Детский мир и Хрестоматия»
(1861) и «Родное слово» (1864). (В список литературы,
рекомендуемой «Программой воспитания в детском
саду» для чтения и рассказывания детям,
включены его рассказы «Умей обождать»,
«Вместе тесно, а врозь скучно», «Утренние
лучи».)
Итак, К. Д. Ушинский обосновал
ведущую роль родного языка в
воспитании детей, что способствовало выделению развития речи в специальный
раздел педагогики. Теоретические и практические
положения великого педагога послужили
основой для появления методики развития
речи детей как самостоятельной науки.
Многие прогрессивные
взгляды К. Д. Ушинского на первоначальное обучение родному языку
были использованы в дальнейшем в русской
и советской дошкольной педагогике, воплощены
в практике дошкольного воспитания.
6. Основные теоретические положения
методики развития речи детей, разработанные.
Е.И. Тихеевой. 1867-1944
обучение речи дошкольников
Принципы: народного воспитания
1937 – «Развитие речи
дошкольника». Задача: развитие словаря
ребенка
Задачи обучения:
- развитие аппарата речи детей, его гибкости
- накопление содержания речи, обогощен.словаря
- работа над функциями речи, её #
Факторы развития речи:
- закономерность развития речи
- условия в которых протекает подготовительный период формирования речевого аппарата
речевая среда дает детям
словесные формы и образцы
для подражания
ведущие прц:
- деятельностный подход к развитию речи (игра, труд)
- взаимосвязь развития речи с другими сторонами воспитания личности ребенка (умст, соц, эстет, физ, сенс.)
- наглядности (среди веществ мира)
- повторения и постепенности (окр. мир, среда, соц.жизнь, природа, дидакт.материал)
Виды занятий по обучению речи: 1. по словарю
2. по живому слову
10.Развития речи детей в процессе
общения со взрослыми и сверстниками (Е.И. Тихеева,
М.И. Лисина).
Цели развития языка – развитие двух сторон языка по культуре
речи: грамотность и целесообразность.
средства: 1. общение со взрослым 2. культура яз.среды
3. обучение 4. виды искусства 5. худ. литература
общение – взаимодействие двух или нескольких
людей, направлены на согласование и объединения
их усилий с целью налаживания отношений.
формы общения ребенка
со взрослым:
ситуативно-личностное (0-1)
Дть ребенка – эмоциональное
общение Средства – мимика, жесты
ситуативно-деловое (1-3) Дть
ребенка – предметная Дть Средства
– вербальные средства, слова
ситуативно-познавательное
(3-6) Дть ребенка – игра, продуктивные виды Дти Средства – речь
внеситуативно-личностное
(5-7) Дть ребенка – Лное общение
Средства – речь
Культура яз.среда (речевая среда)
- Материальная (предметы, игрушки) 2. Социальная (родители, воспитатели)
Требование от педагога:
содержательность речи взрослого, последовательность
и логичность играющих, точность высказываний,
понятность и ясность речи, выразительность
речи
Недостатки речи педагога:
- многословность. 2. чрезмерная лаконичность. 3. часть употребления слов с уменьшительно ласкательных суффиксов. 4. небрежное произношение 5. монотонность речи. 6. бедность языка. 7. злоупотребление лишними словами
Источник