Роль речи в развитии деятельности ребенка

Характерно, что
речь ребенка гуманисты-просветители
рассматривали как обязательную часть
общего развития ребенка и как средство
его воспитания.
Умение ребенка
хорошо говорить Коменский и Руссо
относили к обязательной составной части
общего
воспитания ребенка. По мнению Коменского,
мы все в
детстве учимся «знать, действовать,
говорить». Поэтому основные задачи
воспитания ребенка сводятся:
к знанию им природы
и общественных отношений;к умению действовать;
к умению говорить.
Среди элементов
знаний, которыми ребенок должен
овладеть в раннем детстве, знания родного
языка занимают, таким образом, одно из
важных мест.
Как составная
часть общего воспитания ребенка, развитие
его речи тесно связано с развитием его
познавательных и умственных
способностей. Развитие речи
и умственных способностей ребенка
неотделимы. Причем
речь значительно способствует развитию
умственных способностей ребенка. «С
того времени, — писал Радищев, — как
ребенок начинает говорить, развержение
его умственных сил становится все
приметнее». Особо тесную связь он
усматривал в развитии речи ребенка
с развитием его мышления и памяти. По
мнению Одоевского умственное развитие
ребенка начинается, когда он входит в
соприкосновение с окружающим миром,
знакомится с ним в процессе личного
опыта. Получаемые таким образом
первоначальные знания дополняются
и расширяются посредством речи, а именно
разговоров с детьми.
Беспредельно
значение языка как источника знаний.
«Речь предназначена для того, чтобы
учиться», — писал Коменский.
Считая язык важнейшим средством
познания,
Песталоцци относил его к «вспомогательной
силе человеческой
природы», предназначенной помочь
ребенку
плодотворно усвоить знания, приобретенные
путем чувственного
восприятия. Поэтому главную цель и
значение
языка он видел в том, чтобы вести ребенка
от смутных чувственных восприятий к
четким понятиям.
При этом Песталоцци
отмечал, что «язык дает ребенку в
короткое мгновение то, что человек
получил от природы
за тысячелетия». Эту мысль прекрасно
развил впоследствии
Ушинский. Усматривая тесную связь между
языком и народом, который им владеет,
Ушинский находил,
что каждое новое поколение, овладевая
без особого
труда родным языком, «усваивает в то же
время плоды
мысли и чувства тысячи предшествующих
поколений».
Поэтому ребенок, овладевая родным
языком, учится
не только условным звукам, но «пьет
духовную жизнь
и силу из родимой груди родного слова».
При этом ребенок
усваивает не только слова, их сложения
и видоизменения,
но бесконечное множество мыслей, чувств,
художественных
образов, логику и философию языка.
И делает это легко
и скоро. В этом отношении он делает
столько, что не сможет и половины сделать
в 20 лет прилежного и методического
учения.
Оценивая роль
языка в развитии познавательных и
умственных способностей детей, Ушинский
с полным основанием
называет его в этом отношении «великим
народным педагогом», «наставником и
учителем».
Сказанное выше о
значении языка, о его роли в общем
развитии ребенка предполагает уже вывод
о том, какой
непоправимый вред могут иметь
несовершенства, недостатки, расстройства
речи для формирующегося человека.
Прямых указаний на это в работах
энциклопедистов-просветителей
мы не находим, но предполагать
такое заключение вполне правомерно.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Светлана Дружинина
Роль деятельности в развитии речи детей раннего возраста.
Роль развития речи ребёнка впервые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процесс воспитания, памяти, мышления, совершенствует всю детскую деятельность и «Социализацию» ребёнка (частности, его отношения с окружающими взрослыми и другими детьми). Сотрудничество ребёнка с взрослыми, начинается очень рано. Ребёнок вскоре после рождения начинает отличать человеческий голос от других звуков. Присутствие взрослого стимулирует общение. Дети начинают говорить только в присутствие взрослого и по их требованию, поэтому нужно чаще разговаривать с детьми впервые дни жизни. Сначала развивается эмоциональное общение, постепенно становиться деловым сотрудничеством.
Речевое сотрудничество дошкольников осуществляется в разных видах деятельности: игре, труде, быту, учебе.
Игра – ведущая деятельность ребёнка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуще воображаемая ситуация. Благодаря ней ребёнок учиться мыслить о реальных вопросах и возникновения замысла в игре.
В работе с детьми третьего года жизни используют многие обучающие игры, которые постепенно приближают к первым сюжетно-ролевым играм. В первых совместных играх-драматизациях (по р. н. с. «Колобок», «Теремок» и т. д.) дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально выразительные средства. Малыши учатся говорить за персонажей сказки: мышку, медведя, изменяя интонацию, темп речи, эмоциональную окраску.
В обучающихся играх с детьми продолжают уточняться, расширяться знания малышей о значении предметов, о действиях с ними. При этом используются как предметно-игровые действия с игрушками, так и действия с игрушками-заменителями и воображаемыми предметами.
Важно побуждать детей к замене хорошо известных действий, предметов – словом. Речь не только сопровождает игру, но и включается в неё как способ решения игровых задач.
В сюжетно-ролевых играх совершенствуется диалогическая речь. Возникает потребность в связной монологической речи. Идёт интенсивное овладение языком, словарь обогащается и грамматическим строем, в результате чего речь становиться более связной и понятливой. Не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего, игра должна быть содержательной. Необходимо следить за правильным употреблением слов, так как в играх дети отражают привычные жизненные ситуации. И часто используют неправильные речевые стереотипы.
Детская речь совершенствуется только с помощью взрослого. Поэтому необходимо участие педагога во всех детских играх, обсуждения замысла и хода игры. Привлечь внимание детей к новым словам или игровой терминологии, нужно беседовать с детьми о проведенных и будущих играх.
Подвижные игры обогащают словарь и воспитывают звуковую культуру речи (считалки, заклички).
Игры-драматизации развивают речевую активность и воспитывают интерес к художественной литературе.
Дидактические и настольно-печатные игры помогают решать все задачи развития речи: закреплять, уточнять и активизировать словарь детей, учат быстро выбирать нужное слово, упражняют изменять и образовывать слово, развивают объяснительную речь.
Развитие речи в процессе труда: пополняется словарь детей названиями предметов труда, качеств предметов, трудовыми действиями; проговариваются достигнутые результаты. В труде малышей большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, связанный с самообслуживание, соблюдением культурно-гигиенических навыков, поддерживанием порядка в групповой комнате и на участке.
Развитие речи в быту: помогает усваивать бытовой словарь; развивает диалогическую речь; воспитывает культуру речевого поведения.
Очень важно для развития речи общение со сверстниками: дети планируют действия; предлагают или просят помощь; взаимодействуя друг с другом, координируют свои действия.
Полезно общение малыша с детьми старшего возраста. Малыш активно поражает действиям и речи старшего. Усваивает новые слова, овладевает ролевой речью, учиться простейшим видам рассказывания.
Одним из основных средств развития речи является обучение. Обучение – это целенаправленный и планомерный процесс. При котором дети овладевают определенным кругом речи. Важнейшей формой обучения являются специальные занятия, на которых становятся и целенаправленно решаются задачи развития речи. Занятия с детьми носят игровой характер. Однако они имеют определенные цели, задачи, средства осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.
В целях развития речи и ориентировки в окружающем можно проводить занятия:
— по картинкам и книжкам, рассматривание сюжетных картин, например: «Домашние животные», лото «Ку-ка-ре-ку», «Парные картинки», «Большие и маленькие»;
— выполнение заданий по инструкции воспитателя;
— дидактические игры «Угадай, что изменилось?» на внимание и активизацию словаря;
— упражнения на артикуляцию звуков, отчетливое произношение звуков, подражающих слов, несложных фраз;
— развернутые сюжетные показы (кукольный театр и т. п.);
— организационное наблюдение за окружающим (целевые прогулки – экскурсии по участку и за его пределами);
— рассказывание без показа игрушек, картинок (рассказы, стихи, сказки, загадки).
Большое место на занятиях занимает не только процесс обучения новым словам, но и расширения представлений, развитие ориентировки в окружающем.
В младших группах преобладают занятия с игрушками. Игры-занятия проводятся, как разговор воспитателя с детьми и сопровождаются игровыми действиями:
— дидактические игры с игрушками в зависимости от того, какие слова уточняются и закрепляются, подбирают 2-3 игрушки, которые предварительно рассматривались;
— рассказ воспитателя с привлечением детей — дети дополняют рассказ недостающими словами или словосочетаниями;
— хороводные игры – обогащают словарь, дети поют или произносят текст и сопровождают его действиями;
— рассматривание картин – используют предметные и сюжетные картинки. Предметные уточняют и закрепляют предметы, их признаки. Сюжетные картинки служат для активизации словаря;
— художественная литература — обогащает словарь малышей, очень ценны сказки, потешки, прибаутки, художественное слово на прогулках, режимных моментах, словарь детей обогащается меткими выражениями;
— простые словарные упражнения – это доступные задания на словообразования.
Специальная словарная работа уже в младшей группе способствует более интенсивному обогащению словаря.
Занятия лепкой, рисованием одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог к игрушечным персонажам или взрослым. Можно говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Таким образом, важно, чтобы развитие речи, начатое в одном виде деятельности продолжалось в другом, уточняясь, двигаясь, меняясь с возрастом детей.
Источник
Нелли Парамонова
Роль речи в психическом развитии ребенка. Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постоянно, вместе с развитием ребенка. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего при наличии нормального созревания и функционирования нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослыми.
Выделяют 3 функции речи:
• Коммуникативная – эта функция является одной из наиболее ранних. Первой формой общения ребенка с взрослым является зрительное общение. К 2-месяцам ребенок хорошо фиксирует взгляд на лице взрослого, следит за его движениями. С 2-х месяцев общение с взрослым устанавливается при помощи зрения и первых мимических движений, ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку. Затем к мимическому и зрительному общению добавляется движение рук.
Одновременно с мимическим и зрительным общением коммуникация с взрослым осуществляется при помощи крика.
• Познавательная – тесно связана с общением ребенка с окружающими. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. По мере развития речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ, синтез.
• Регулирующая функция речи складывается уже на ранних этапах развития. Однако лишь к 5-ти годам слово взрослых становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка.
Развитие речи ребенка начинается с 3-х месяцев, с периода гуления;
7 – 8,5 месяцев – лепет,
8,5 – 9,5 – модулированный лепет.
В 9 – 10 месяцев произносит отдельные слова.
Первые осмысленные слова появляются в речи ребенка к концу первого года жизни. Примерно к середине второго года жизни в развитии речи происходит существенный сдвиг: он начинает активно использовать накопленный к этому времени словарь в целях обращения к взрослому. К 1,5 годам в активной речи используется примерно 100 слов, к двум годам – около 200 слов. Но индивидуальные особенности в развитии бывают различны.
Главное в этот период заключается не в количественном росте словаря, а в том, что ребенок начинает использовать слова в предложениях. К трем годам словарь ребенка возрастает до 1000 слов. Нередко к четырем годам усваиваются все звуки родного языка. При нормальном развитии речи к 5 – 6 годам у ребенка формируется правильное произношение всех звуков.
Речь является наиболее молодой функцией, развивающейся интенсивно в первые годы жизни ребенка. Известно, что молодая функция, наиболее бурно развивающаяся, обычно оказывается и наиболее ранимой. Поэтому различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде и во время родов, так и в первые годы жизни ребенка могут приводить к нарушению речевого развития: замедляясь, искажать или приостанавливать на какой-то период формирование речевой деятельности.
При этом особенности расстройств речи при органических поражениях головного мозга, прежде всего, зависят от локализации и распространенности мозгового поражения. В осуществлении речевой деятельности принимают участие самые различные уровни и отделы центральной нервной системы. Однако, повреждения некоторых отделов мозга приводят к наиболее выраженным речевым нарушениям, поражение же других отделов может не вызывать никаких речевых нарушений.
Выраженные речевые нарушения наиболее часто возникают при поражении корковых отделов мозга: лобных, височных, теменных долей.
Рис. 1. Доли больших полушарий головного мозга
Среди причин, вызывающих поражение корковых отделов мозга, являются:
• Интоксикация матери во время беременности
• Токсикозы
• Травмы мозга в первые годы жизни ребенка
• Заболевания желудочно-кишечного тракта, так как нарушатся питание организма и коры головного мозга
Ранние органические поражения мозга с повреждением речевых зон впервые могут проявиться в 2 – 3 года в виде недоразвития речевой деятельности. В дальнейшем у таких детей формируется недоразвитие всех сторон речи, трудности в формировании зрительного и пространственного восприятия, нарушение интеллектуальной деятельности в виде повышенной истощаемости, неравномерной работоспособности, нарушения памяти, внимания.
Легкие случаи поражения корковых зон могут проявляться наиболее отчетливо только в школе, когда к речевой функции предъявляются высокие требования.
Лобная доля отвечает за артикуляцию речи, письмо и движение.
1. Осуществляет регулирующую функцию речи. При недоразвитии ребенок отличается импульсивностью, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, переключаясь на побочные, несущественные раздражители. Лобная доля является центром артикуляции речи.
2. От артикуляции речи напрямую зависит письмо, здесь расположен центр письма. Поэтому в группах компенсирующей направленности мы проводим артикуляционную гимнастику. Рука – второй центр речи.
3. Развитие речевых зон идет параллельно с развитием тонких мелких движений пальцев рук.
При нарушении лобной доли у детей наблюдается так называемое «лобное поведение». «Лобное» поведение – эйфория – повышенное настроение, неряшливость, апатия, полно снижение дистанции между людьми и чувство критики к себе.
Теменная доля включает стереогноз, мнестическую речь, праксис, гнозис, счет и чтение, осуществляет пространственную ориентировку, здесь усваиваются временные понятия, схема тела.
1. Для развития пространственной ориентировки предлагаются следующие виды заданий:
• Обведение по трафарету фигуры человека (рисование, аппликация)
• Составление фигур из частей
• Закрепление понятий «правая рука» и «справа», «левая рука» и «слева». Затем эти понятия вводятся в активную речь детей. После этого понятия «вправо – влево» закрепляются на листе бумаги в рисунке.
Пространственная ориентировка закрепляется в рисовании, лепке, аппликации, использовании трафаретов, в обведении, раскрашивании. Необходимо развивать пространственное восприятие. Перед занятием показать, как ребенок должен держать карандаш, кисть, потом без зрительного контроля придать пальцам соответствующее положение.
2. Стереогноз – узнавание предметов наощупь. Закрепляется в играх: «Волшебный мешочек» (Что это? Форма, большой – маленький, гладкий – шершавый, мягкий – твердый, холодный – горячий. Определяем признаки предмета.)
3. Мнестическая речь (мнезис – память).
Теменно-затылочные доли: праксис, гнозис.
1. Праксис – целенаправленные полуавтоматизирванные движения. При поражении – апрасксия, может быть нескольких видов:
• Кинестетическая – не может выполнять артикуляционные движения.
• Конструктивно-пространственная – тесно связана с пространственным восприятием, поэтому, для преодоления данных нарушений, предлагаются сборные картинки, строительный материал, мозаика, разрезные картинки из 2, 4, 6, 9 частей. На прогулке – конструирование из снега и песка.
2. Гнозис – узнавание. При нарушении – агнозия:
• Зрительная – при нормальном зрении не может узнавать предметы и их изображение. Игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Соотнесение фигур и реальных предметов», например, арбуз – круг, крыша – треугольник. «Определение предмета по части, по контурам». В подготовительной группе – буквенный гнозис.
• Слуховые – не узнает знакомые мелодии, звуки, шумы, голоса. Игры: «Скажи, что слышишь?», «Кто что услышит?», «Где звенит?»
• Тактильные – не узнавание предметов наощупь. Игры: «Волшебный мешочек», «Узнай букву» (из наждачной бумаги, пластмассы)
Височная доля – отвечает за фонематический слух, слуховое внимание.
Фонематический слух – это способность различать звуки. Мы учим различать звуки по различным признакам (твердости-мягкости, глухости-звонкости). Предполагается несколько этапов:
1. Узнавание неречевых звуков (игрушки: бубен, колокольчик, погремушка, молоточек). Игры: «Где звенит?», «Что слышишь?»
2. Различение звука комплексов слов по высоте, силе, тембру. Игры: «Кто сказал «Ау?», «Далеко или близко», «Куклы плачут: тише-громче». Сказки: «Три медведя», «Теремок», «Колобок», «Дует ветер», «Кукушечка».
3. Различение слов-паронимов (близких по звуковому составу): ком-том-дом, мишка-миска, коса-коза.
4. Слоговые ряды: сказать ребенку на ухо слог, он повторяет его вслух.
5. Различение фонем родного языка (использование звуковых сигналов из сказки «Теремок»: лягушка – звук [а], волк – [у], мышка – [и], медведь – [ы], лисичка – [о], зайка – [э].
Выделяют три уровня недоразвития речи:
Первый уровень характеризуется отсутствием речи как таковой. Это так называемые «безречевые» дети. У детей 4 – 5 лет словарный запас ограничивается лепетными словами, звукоподражаниями. Наряду с лепетными словами дети иногда употребляют общепринятые слова, но они так искажены, что оказываются непонятными для окружающих, родители часто говорят, что ребенок все понимает, но не говорит. Но понимание в данном случае ограничивается знакомой ситуацией.
Второй уровень характеризуется простой фразой, небольшим словарным запасом, нарушено произношение звуков всех групп, нарушение слоговой структуры слов и предложений.
Третий уровень характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития фонетики, лексики и грамматики.
Для всех детей характерно нарушение психических процессов: памяти, внимания, восприятия; навыков конструктивной деятельности.
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольников в усвоении языка. Поэтому необходимо, чтобы речь взрослого соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи.
Источник