Роль речи ребенка в развитии воображения

Галина Задорожная
Роль воображения в развитии речи детей через модели и схемы
Мастер-класс
Тема: «Роль воображения в развитии речи детей через модели и схемы»
Хочу презентовать Вашему вниманию свой мастер-класс на тему: «Роль воображения в развитии речи детей через модели и схемы». Процесс воображения является важной составляющей наглядно-образного мышления, которое характеризуется установлением непривычных, даже порой невероятных предметов и их свойств. А т. к. наглядно-образное мышление свойственно детям дошкольного возраста, мы опираемся на доступные формы проявления воображения, которые способствуют дальнейшему развитию речевой деятельности.
На каждом этапе решаются задачи:
— развитие речи;
— воспитание звуковой культуры;
— словарная работа;
— формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.
Девиз: Мои дети будут учиться правильно говорить не от меня. Они будут учиться сами через моделирование, включая воображение.
Первый этап — формирование способности кодирования информации. Дети учатся составлять модели, выкладывая из картинок с изображением персонажей эпизоды. После этого персонажи заменяем заместителями, выделяя внешний признак предмета. Заместителями могут быть геометрические фигуры разного цвета и размера.
Например:
— Елка какая? (Зеленая).
— Похожа на какую геометрическую фигуру? (На треугольник).
Елку можно заменить зеленым треугольником.
Подобным образом, зайчонка можно заменить серым кругом,подобрать обозначения для объектов и явлений природы: речки, гор, молнии, ветра и многих других.
Второй этап – двигательное моделирование – развивает навык использования кодированной информации. Основной задачей является воспроизведение основных сюжетов при помощи предметов заместителей.
Обратите внимание, на слайде изображено поэтапное разыгрывание сказки «Лиса и Козел».
На третьем этапе из отдельных частей создается модель в виде цветных рамок со стрелками. Дети учатся создавать свои истории и рассказы, выбирая последовательно нужные сюжеты. Стрелочки, идущие от сюжета к сюжету, помогают детям фиксировать последовательность эпизодов, запоминать и логично пересказывать.
Л. А.Венгер говорит об этом этапе следующее: «Дети идут от части к целому – от слова к соединению 2 и 3 слов, далее – к простой фразе, а затем к связной речи».
Четвертый этап предполагает укрупнение схем-моделей в виде свободных блоков, опираясь на которые ребенок воспроизводит историю или рассказ.
Я вас предлагаю самим поучаствовать в таком виде деятельности, потому что развитие речи и активизация процессов воображения, возрастных ограничений не имеет. Первые этапы в нашей работе опускаем, т. к. у взрослых система кодирования и ее использование сформирована.
Но сначала, уважаемые коллеги, я предлагаю потренировать свое воображение. Для этого сядьте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно.
Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев, они легки и грациозны. Теперь пусть каждый представит себя бабочкой с огромными, прекрасными крыльями. Почувствуйте как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. Сейчас глазами найдите самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка, медленно и плавно садитесь на мягкую душистую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.
Посмотрите, может быть, кто-то действительно опустился на прекрасный цветок. У кого на стульях цветы? Выйдите, пожалуйста.
У кого красные цветы присаживайтесь за стол, который находится справа от меня.
У кого фиолетовые цветы присаживайтесь за стол, который находится слева от меня.
(красным цветам)
Хочу Вам открыть секрет: наши ученые получили сигнал со спутника и расшифровали его, получилась вот такая шифрограмма-модель.
(Красным цветам): Составьте небольшой законченный рассказ по данным моделям. Картинки подсказки можно использовать в любой последовательности.
(Фиолетовым цветам): А вам досталась игра «Включи воображение!». Эта игра была изобретена парижским поэтом Дуло еще в 1648 году.
Крокодил, окна, сводил, луна.
Дано четыре рифмующихся слова, используя их, составьте коллективное четверостишие.
А пока наши коллеги готовятся, предлагаю поиграть.
1. Представьте, что вы написали план на 2 недели вперед. Что бы это значило?
Ответы наших педагогов:
— Значит, дети, наверно, были предоставлены сами себе.
— Захотелось отдохнуть от писанины.
-Уж очень многое воспитатель хочет дать своим детям.
-Не обольщайтесь, вы выполнили бесполезную работу, завтра вас отправят на курсы.
2. Если ребенок заглядывает вам в глаза, прижимается щекой к вашей руке. Что бы это значило?
Ответы наших педагогов:
— Значит, что-то натворил.
— Просит поносить мои туфли.
-Просится в гости к воспитателю.
-Чтобы угостили чем-нибудь.
3. Если родитель дает положительный отзыв о вас. Что бы это значило?
Ответы наших педагогов:
-Хочет польстить.
-Хочет чтобы его ребенку уделяли много времени.
-Хочет, чтобы вы попали под его зависимость.
— Не обольщайтесь, значит другой пишет на вас жалобу.
4. Заведующий сегодня приветлив с вами, улыбается. Что бы это значило?
Ответы наших педагогов:
— Попросит вас поработать сверхурочно.
-Жди неприятностей или проверку.
— Или, вас сегодня попросят участвовать в конкурсе «Воспитатель года».
Уважаемые коллеги, вы готовы?
(Красным цветам): Кто из вас отгадает, какие 2 слова здесь зашифрованы. Пожалуйста, выйдете и расскажите придуманную вами историю.
(Фиолетовым цветам): А теперь расскажите стихотворение, которое у вас получилось.
А есть такой вариант.
По небу плавала луна,
А элегантный крокодил.
Мне рожи строил из окна
И тем с ума меня сводил.
Может быть, кто-то еще хочет поделиться своей придуманной историей.
Таким образом, представленные приемы работы позволяют повысить эффективность развития связной речи, повысить интерес к данному виду деятельности, развивать воображение, речь, внимание, мышление. Поэтому к концу обучения дети могут свободно сочинять достаточно интересные и оригинальные истории.
Кроме того, Л. А. Венгер использует этот подход в работе с пациентами, пережившими инсульт и имеющими расстройства речи, т. к. словесно-логическое мышление деформировано и специалист может опираться только на наглядно-образное мышление, с помощью активизации воображения.
Источник
Наталья Норманская
Роль сказки в развитии воображения и речи детей
Роль сказки в развитии воображения и речи детей
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и совсем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Смотреть легче и интереснее. Сказки, как богатейший материал и «кладезь мудрости» далеко не в полной мере используется для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Дети – это удивительные фантазёры, и стоит только им сказать, что бы они что-то придумали, как тут же заработает воображение и ребёнок начинает сочинять, рисовать и т. д. Способность сочинять, придумывать связанно с развитием воображения и мышления. Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказки заставляют детей волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира. В сказке черпаются новые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Сказка особенно побуждает активность ребенка. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли слушателя, им хочется действовать, активно помогать. Есть дети, которые слушая сказку, застывают в напряженной позе. Их захваченность событий не проявляется явно. Однако они переживают их, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально-подвижные и открытые дети. Эффективным способом развития мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение. Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким-либо выражением. Любовь к сказкам и счастливая способность верить им должна оставаться с детьми на долгие годы, по сути дела, навсегда.
Любая сказкаориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности, выполняет функцию социализации, т. е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. Сказка – это как бы социальная память этноса. В ней аккумулирована его многовековая практика с её положительными и отрицательными сторонами, подвигами и поражениями, радостями и печалями.
Пути развития творческого воображения и мышления средствами сказки.
Развивая воображение и мышление детейнеобходимо придерживаться принципов:
1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.
2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,
3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.
5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, можно обратиться к его внутреннему, идеальному миру, осознать его чувства, эмоциональное состояние. Таким образом, несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший жизнь, и дети, и взрослые тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт.
Анализ и составление собственной сказкипозволяет решить следующие задачи:
1. Развитие творческого мышления ребёнка.
2. Совершенствование вербального языка (ребёнок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли) .
3. Развитие фантазии и воображения.
4. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно-следственных связей.
5. Развитие эмпатии и умения слушать (т. к. в ходе анализа ребёнок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети) .
Педагогу необходимо создавать условия, в которых ребенок мог бы приобщиться к сказке, проявить самостоятельность и творчество. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
Сказка способствует развитию детейво всех направлениях: умственном, психическом, физическом, эстетическом и т. п. Малыши расширяют свой кругозор,черпают из них множество познаний: о времени и пространстве, о связи человека с природой, о свойствах предметного мира. В сказках дети впервые испытывают на себе храбрость и смелость, добро и зло. Понятие о добре в сказке предстает в виде богатыря, принца, воплощающего силу и храбрость; в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Через сказки дошкольники получают глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решений. Дети легко учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретая уверенность в них и в себе.
Литература.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: «Академия», 1998.
2. Барутчева, Е. Поезд из нашего детства / Е. Барутчева // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 6. – C. 70
3. Бородич А. М.. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981.
4. Вачков И. В. Сказкортерапия: Развитие самосознания через психологическую. сказку. -М.: Ось-89,2001.
5. Ворошнина, Л. Обучение творческому рассказыванию / Л. Ворошнина // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 2,3,4.
6. Макунина, Е. Б. Придумываем истории и сказки / Е. Б. Макунина // Ребенок в детском саду. – 2006. – №1. – 2005. – № 6. – С. 12
Источник
Ирина Лебедева
Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста как способ формирования речевой активности
Многие ученые, такие как Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская и т. п., в своих исследованиях обращали внимание на необходимость развития у детей творческого воображения. Развитые творческие способности занимают центральное место в формировании речевой активности ребенка, а значит и всесторонне развитой личности, в характере которой объединены творческое воображение и воля, мысль и действие. Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.
Творческое воображение, как известно, развивается в игре. А игра является основным видом деятельности дошкольника.В игре ребенок реализует все свои качества: проявляются черты характера ребенка, его способность мыслить, творческий потенциал, раскрываются наклонности ребенка к тому или иному виду деятельности. Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку». Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи.
Для развития творческого воображения детей дошкольного возраста наиболее подходят сюжетно – ролевые игры, а также театрализованные и режиссерские игры. В таких играх ребенок может фантазировать, придумывать сюжет, брать на себя различные роли. Происходит общение детей друг с другом и со взрослыми. Дети учатся договариваться об игре, распределять роли, создавать сюжет, а затем имитировать его.
Например, в сюжетно – ролевой игре «Семья», дети берут на себя роли взрослых – мамы, папы, бабушки и т. д. Здесь большое поле деятельности для развития воображения.Можно придумать много разных сюжетов: «Мама готовит завтрак», «Готовимся к приходу гостей», «Бабушка приехала», и т. п. А в сюжете «Дочка заболела» появляется доктор, который осматривает заболевшую дочку, а затем идет в свой кабинет принимать больных. И вот уже одна игра переходит в другую.
В «режиссерских» играх ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах – и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол театра игрушек, «Би-Ба-Бо», а также пальчикового театра «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
В театрализованных играх происходит развитие интонационной речи ребенка, эмоционального самовыражения, а также монологической и диалогической речи. Дети сами становятся персонажами сказок или каких – либо историй. Они инсценируют готовый сюжет, придумывают продолжение или изменяют концовку сюжета.
Например, показывая сказку «Теремок», в домике могут поселиться любые персонажи, а медведь не хочет ломать дом, и они весело водят хоровод вокруг теремочка.
А в сказке «Зайкина избушка» лисичка просит прощения у зайчика и остается жить у него, а может быть звери вместе строят дом для лисы.
В своей работе для развития творческого воображения детей мы используем следующие дидактические игры.
Младшая группа
Упражнение, «Какая игрушка?»
В выполнении этого упражнения может участвовать вся группа, но лучше его проводить по подгруппам из 3-7 человек.
Дидактическая задача. Научить детей придумывать разнообразные ответы, основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета.
Материал. Набор из 10 карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка, которая представляет собой схематическое изображение нескольких игрушек. Картинки.
Возможные варианты ответов:
Неваляшка, матрешка, паровоз, лодка, корабль, кукольная ванна, ведро, мисочка, формочка, пирамидка, башенка, ракета, елочка, парус, мячик, тарелка, воздушный шарик, колесо от машины, обруч, руль, собака, кошка, утенок и т. д.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям глядя на картинку придумать, на какую игрушку похожа изображенная на ней фигурка.
Взрослый показывает первую картинку из набора. Спрашивает детей по очереди, на какую игрушку она похожа. Обращает внимание на то, чтобы малыши не повторяли ответов друг друга. При предъявлении каждой следующей картинки воспитатель спрашивает ребенка, который не отвечал первым.
При проведении упражнения детям можно предложить не более 5-6 картинок.
Примечание. Важно поддерживать инициативу каждого ребенка, но постараться создать установку на оригинальный ответ.
Игра «Что это такое?»
В игре может участвовать вся группа детей.
Дидактическая задача. Научить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т. п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.
В дальнейшем можно использовать кружки разных цветов, полоски разной длины.
Примечание. Воспитатель должен отметить оригинальность ответов детей, обратить на это внимание остальных. За одно проведение игры можно предлагать 2-3 различных вида материала.
Упражнение «Дети на прогулке. «
В выполнении упражнения может участвовать вся группа детей, но лучше проводить его по подгруппам в 5-7 человек.
Дидактическая задача. Научить на основании восприятия схематических изображений создавать новые образы.
Материал. Несколько картинок такой величины, чтобы они хорошо были видны всем детям. На каждой картинке изображен ребенок (мальчик или девочка, в руке у которого неопределенный предмет (например, палочка, полукруг, веревочка и т. п.). Картинки.
Возможные варианты ответов:
Шарик, флажок, цветок, мороженое, машинка, собака, лодка, корзинка, сумка, портфель, ведро, удочка, сачок, ружье, мяч, лодочка, корзинка.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку.Объясняет: «Художник нарисовал мальчика, который идет на прогулку, но не успел дорисовать то, что у него в руках». Педагог предлагает детям самим придумать, что мальчик взял с собой на прогулку. Например, если на картинке изображен мальчик с палочкой, то можно сказать, что он идет на прогулку с флажком, шариком, цветком, мороженым. Каждый ребенок должен дать свой ответ, отличающийся от ответов товарищей. Если дети затрудняются, то воспитатель сам предлагает несколько вариантов ответов.
Примечание. Упражнение можно проводить неоднократно, меняя картинки. На одном занятии следует анализировать одну — две картинки.
Игра «Камушки на берегу. «
В игре может участвовать вся группа. Но лучше проводить ее по подгруппам в 5-7 человек.
Дидактическая задача. Научить создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.
Материал. Большая картинка, изображающая морской берег. Нарисовано несколько камушков (5-7) разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком.
Ход игры.Воспитатель показывает детям картинку и говорит: «По этому берегу прошел волшебник и за несколько минут все, что на его пути, превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камушек, на кого «или на что он похож».Камушки могут быть самые разные: похожие на мячик, волчок, птичку, рыбку, человечка, ведерко.
Желательно, чтобы несколько камушков имели практически одинаковый контур, но воспитатель должен помочь детям найти разные варианты ответов. Упражнение можно предлагать неоднократно, но при этом следует менять картинку с изображением формы камушков.
Для старшего возраста
«Составь загадку»
Научите детей придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая и характеризовать предмет с нескольких сторон (горит, но не огонь; груша, но несъедобная). Игра развивает воображение и мышление.
«Нарисуй и расскажи»
Попросите детей нарисовать какой – либо сюжет или персонаж, а затем придумать и рассказать историю, которая могла бы произойти с этим персонажем. Можно героев историй вылепить из пластилина.
«Что у меня за спиной?»
Ребенок прячет за спиной какую – либо игрушку, а дети по описанию должны узнать, что это за игрушка. Развивается связная речь, воображение.
«Космическое путешествие»
Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите детям представить, что круги – это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите детей придумать названия планет, заселить их различными существами. Можно высказать предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой – злые, на третьей – грустные и т. д.
Пусть дети проявят фантазию и нарисуют жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
«Необитаемый остров»
Предложите детям поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.
Высадите героев на остров и начинайте планировать, что нужно путешественникам, чтобы построить дом, наладить свой быт. Можно рассматривать самые необычные версии. Например, дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева.
Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.
«Волшебные превращения»
Игра развивает воображение, образную память, образное движение.
Задача – жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой – нибудь предмет. Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.
«Сочиняйка»
Игра способствует развитию речи, воображения, памяти.
Сочиняйте сказки вместе с детьми – истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Записывайте эти истории – их потом можно продолжить или просто прочитать.
«Пластилиновый театр»
Из пластилина можно вылепить персонажей любимой сказки или мультфильма и оживить их – провести кукольное представление.
В процессе работы над развитием творческого воображения дети активно реализуют свои способности. Каждая новая игра способствует проявлению, а, впоследствии, и закреплению новых поведенческих характеристик у воспитанников, расширению словарного запаса, совершенствованию коммуникативных качеств. Дети становятся более любознательными, активными, у них формируется стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Таким образом, происходит активизация речевого развития детей, а, следовательно, дети более подготовлены к новому этапу их жизни – школьному обучению и легче адаптируются в современном обществе.
Источник