Роль речевого окружения в развитии речи ребенка

Роль речевого окружения в развитии речи ребенка thumbnail

РЕЧЕВАЯ СРЕДА В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА.

В дошкольном детстве одним из важнейших приобретений ребенка является овладение родным языком. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием личности, сознания. «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи», — к этому выводу пришел Л.С. Выготский, изучая процессы мышления и речи.

Всем известно, что речь взрослого является образцом для ребенка, а ее правильность определяется той языковой средой, в которой находится ребенок. Он будет говорить так же, как окружающие его люди. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Функциональные нарушения возникают в результате различных социальных причин: соматические заболевания и соответственно ослабленность, педагогическая запущенность, воздействие стрессов, социальной и эмоциональной депривации (недостаточность речевого, эмоционального общения с близкими, особенно с матерью). Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто добавляется к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отражается на поведении, а также деятельности в различных ее формах, отрицательно сказывается на общении детей с окружающими людьми.

Уже в раннем возрасте у ребенка обращают на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях. Минимальное количество слов, либо их отсутствие сохраняется на длительное время. Первые слова и фразы появляются поздно и понятны только родителям. Речь замедлена, словарный запас формируется медленно и искаженно. Часто встречаются неправильное использование слов, трудности построения фразы. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от возрастных норм увеличивается почти в геометрической прогрессии. По данным Н.С. Жуковой из института дефектологии, если в возрасте 3 лет ребенок отстает на 1-1,5 года, то в 6 летнем возрасте он отстает почти на 3 года.

Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются. Взрослые наносят большой вред развитию речи ребенка, если подделываются под детскую речь, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово взрослых должно быть значимым, должно помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Воздействовать на формирование речи необходимо с ранних лет жизни, когда окружающая речь является основой речи ребенка.

Общение — один из ближайших факторов общего психического развития ребенка. Оно было и остается важнейшим условием развития речи.

Именно поэтому ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой социальной педагогики не только в России, но и во всем мире.

Планомерная, системная коррекционная работа помогла создать благоприятные условия для успешного развития каждого ребенка.

Литература

1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.В. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. — Спб: Детство — Пресс, 2001. — 308 с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

РОЛЬ РЕЧЕВОГО ОКРУЖЕНИЯ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА Подготови

Описание слайда:

РОЛЬ РЕЧЕВОГО ОКРУЖЕНИЯ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА Подготовила: Сальникова О.М

2 слайд

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благода

Описание слайда:

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, — можно передать только с помощью речи. Но речь, не только средство общения, — это главный инструмент мышления.

3 слайд

Все психические процессы у ребенка — воспитание, память, внимание, воображени

Описание слайда:

Все психические процессы у ребенка — воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются с прямым участием речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.). У ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи он мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.

4 слайд

Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с его физ

Описание слайда:

Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с его физическим и умственным развитием и служит общим показателем развития. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большей степени зависит от речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания, которое начинаются с первых дней его жизни.

5 слайд

Предпосылки нормального речевого развития ребенка: Биологические: Социальные:

Описание слайда:

Предпосылки нормального речевого развития ребенка: Биологические: Социальные: отсутствие наследственной отягощенности; нормальное течение внутриутробного развития и родов; отсутствие хронических соматических и инфекционных заболеваний в первые 3 года жизни; нормативное функционирование всех анализаторных систем; полноценное развитие ЦНС целостность и сохранность переферического речевого аппарата. правильное воспитание ребенка; отсутствие шумового окружения ребенка; целенаправленное, планомерное развитие речи ребенка; потребность эмоционального контакта ребенка с близкими; отсутствие психотравмирующих ситуаций в семье; отсутствие билингвизма в семье; благоприятное речевое окружение.

6 слайд

Условия нормального речевого онтогенеза Для нормального развития речи, ребено

Описание слайда:

Условия нормального речевого онтогенеза Для нормального развития речи, ребенок должен быть: психически и соматически здоровым; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; иметь потребность в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение.

7 слайд

Процесс формирования речевой деятельности, в концепции А.А. Леонтьева, подраз

Описание слайда:

Процесс формирования речевой деятельности, в концепции А.А. Леонтьева, подразделяется на ряд последовательных стадий, или периодов: Подготовительный (с момента рождения до 1 года); Преддошкольный (от 1 года до 3 лет); Дошкольный (от 3 до 7 лет); Дошкольный (от 3 до 7 лет);

8 слайд

Важную роль М.Е. Хватцев отводил социально-психологическим причинам, понимая

Описание слайда:

Важную роль М.Е. Хватцев отводил социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды. Л.С. Выготский, подчеркивая связь психического развития с воздействием окружающей среды, ввел понятие социальной ситуации развития. Она представляет собой сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфичными для каждого возрастного этапа.

9 слайд

Роль речевого окружения и речевого общения очень велика и их недостаточность

Описание слайда:

Роль речевого окружения и речевого общения очень велика и их недостаточность может быть одной из основных причин, нарушающих формирование речи. Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением, отстают в развитии речи.

10 слайд

Для нормального речевого развития ребенка, общение должно быть значимым, прох

Описание слайда:

Для нормального речевого развития ребенка, общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать ребенка к ответу. Детям недостаточно просто слышать звуки (радио, магнитофон, телевизор), необходимо прежде всего прямое общение со взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности.

11 слайд

Неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, равно как и их невнимани

Описание слайда:

Неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, равно как и их невнимание к его речи — частые причины нарушений речи. Если ребёнок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки, то он и следует этому образцу за неимением другого.

12 слайд

Безразличное отношения со стороны взрослых к речи ребёнка, отрицательно сказы

Описание слайда:

Безразличное отношения со стороны взрослых к речи ребёнка, отрицательно сказывается на формировании не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. В таких случаях приходится говорить о педагогической запущенности. С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку здесь также отсутствует образец правильного произношения звуков речи.

13 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Роль речевого окружения в развитии речи ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Роль речевого окружения в развитии речи ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Роль речевого окружения в развитии речи ребенка

Курс повышения квалификации

Роль речевого окружения в развитии речи ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-596249

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Слайд 1

«Роль речевого окружения и речевого общения в развитии речи ребенка». Кабанова Светлана Анатольевна Психолого-педагогический факультет Логопедия

Слайд 2

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию , которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, — можно передать только с помощью речи. Но речь, не только средство общения, — это главный инструмент мышления.

Слайд 3

Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию. Самым первым и главным является создание правильной речевой среды в семье, а самое важное здесь – благоприятная эмоциональная обстановка.

Слайд 4

Речь ребенка начинает развиваться до его рождения на свет и что крайне важно уже в этот прекрасный период вынашивания малыша, общаться с ним, что-то ему рассказывать, делиться положительными впечатлениями и создавать уже тогда тёплую эмоциональную атмосферу.

Слайд 5

Если родители: — часто общаются с ребенком; — играют с ним; — читают ему книги ; — учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Слайд 6

Очень важно, чтобы взрослые в разговоре с ребенком : — следили за своим произношением; — говорили с ним не торопясь ; — четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Неряшливая , торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он может также не внимательно относиться к своему высказыванию, не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем.

Слайд 7

Чем раньше родители научат ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе

Слайд 8

Отрицательно сказывается на речи ребенка : — частое употребление взрослым слов с уменьшительно — ласкательными суффиксами; произнесение недоступных для понимания слов ; — слов сложных в звуко — слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться, или, наоборот хвалить его за такие успехи. В то же время нельзя требовать правильного произношения в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Слайд 9

Родители (законные представители) должны знать, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных жизненных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи.

Слайд 10

Родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха ребенка. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий. При заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Слайд 11

Немаловажная задача, стоящая перед родителями – научить ребенка управлять речевым дыханием. Следующая важная задача, которая стоит перед родителями – научить ребенка управлять своим голосом.

Слайд 12

Общение со взрослыми обогащает ребенка, доставляет ему много радости. Свое ощущение, радость от увиденного и познанного ребенок выражает в рисунке, в стихотворении.

Слайд 13

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи ребенка родителям нужно учесть следующие моменты: Следует реально оценить состояние здоровья своего ребенка (в последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь). Если родителей (законных представителей) что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. Здесь надо отметить важность и необходимость пропедевтической работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста .

Слайд 14

Таким образом важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребенка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности , поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления , речевого общения , планирование и организации деятельности его поведения , формирование социальных связей . Спасибо за внимание!

Источник