Роль развивающих игр в развитии речи ребенка
Любовь Голубева
Роль игры в речевом развитии дошкольника
Речь — это важный элемент человеческой деятельности. Овладение род-ным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве [1, с. 18].
Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.
Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению и закреплению знаний. Использование игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Основой для научного изучения данного вопроса будут служить исследования психологов, педагогов, методистов, которые прямо или косвенно затрагивают тему игры как средства обогащения словаря (Е. А. Аркин, П. А. Рудик, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, В. А. Сухомлинский, В. И. Яшина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Д. Б. Эльконин, Т. А. Репина и другие авторы).
Игра — основной вид деятельности ребёнка и способ переработки полу-ченных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях разностороннего воспитания и речевого развития детей [3, с. 3].
Основными задачами развитияречи в детском саду являются:
Воспитание звуковой культуры речи.Работа по данному разделу включает: формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия; развитие артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
Формирование грамматического строя речи. Проводится работа по обучению правильному образованию форм слов, словообразованию, совершенствованию синтаксического строя речи дошкольников.
Словарная работа включает в себя работу над правильным пониманием слов и употреблением их в контексте, обогащением словаря новыми словами, активизацией словаря, устранением из речи детей нелитературных слов.
Развитие связной речи направлено на овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение; формирование умения употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц; обучение пересказу готового литературного текста без помощи взрослого.
Можно сказать, что все вышеперечисленные речевые задачи в той или иной степени могут быть решены в игровой деятельности.
С целью развития речи ребёнка следует подбирать игры,позволяющие реализовать ряд функций: развлекательную, коммуникативную, диагностиче-скую, коррекционную и функцию социализации. При организации игры педагог должен выбрать в качестве основной цели одну-две функции, которые будут для него наиболее важными.
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация дет-ских игр, базирующаяся по степени самостоятельности и творчества детей в игре. Наиболее популярной является классификация Н. К. Крупской, которая разделила детские игры на две группы [2, с. 259]:
I. Творческие игры:
1) режиссерские,
2) сюжетно-ролевые,
3) театрализованные,
4) игры со строительным материалом.
II. Игры с правилами:
1) подвижные игры,
2) дидактические игры.
В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, формируются умения связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности ведут к интенсивному овладению языком, его словарным богатством и грамматическим строем, в результате чего речь ребенка становится более ясной и связной [4, с. 7].
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, выразительности речи, вкуса и интереса к художественному слову, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь [1, с. 69].
Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Например, ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре,анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей [1, с. 68]. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец правильной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.
Внимательно изучив и проанализировав литературу по теме исследова-ния, мы осознали, что игры являются ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В каждой игре заложен потенциал развития речи детей. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время для организации игры, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать содержание игровой деятельности.
Систематическое применение игр в детском саду и вне его может послу-жить созданию благоприятных условий для развития всех сторон речи дошкольников и успешной подготовки детей к обучению в школе.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия». — 2000. — 400 с.
2. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. /Под ред. Маркова Т. А. – М.: Просвещение. — 2002. — 42 с.
3. Мудрик А. В. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия. — 2002. — 200 с.
4. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. М.: АПН РСФСР. — 1958. — 116 с.
Источник
Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста
Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому воспитатели строят свою работу с дошкольниками на основе игры.
Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы — познавательные, эмоциональные, коммуникативные.
Игра выполняет множество функций в плане развития речи:
формирование мотивации к процессу говорения;
воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;
развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;
пополнение и активизация словаря;
совершенствование грамматического строя речи;
закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
совершенствование монологической и диалогической форм речи;
развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.
Дидактические игры помогают выработать умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить ребенка к школе. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения звуков. Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей и задач. Для примера рассмотрим серию игр с картинками, с помощью которых возможно воздействовать на различные стороны речи.
Игры с картинками.
Картинки: молоток, пила, лопата, ложка,
1.«Назови правильно».
Ребенок произносит названия картинок, стараясь правильно произнести звуки Л.
2.«Что здесь лишнее».
Необходимо сказать, какая картинка является лишней по смыслу и полным предложением объяснить почему.
3.«Что пропало?».
Внимательно рассмотрев картинки, ребенок закрывает глаза. Ведущий прячет одну картинку и просит сказать полным предложением, какую картинку он спрятал.
4.«Закончи предложение».
Ведущий начинает предложение, а ребенок заканчивает картинкой, показанной ведущим. Названия картинок используются в различных падежах, в ед. и мн. числе
5.«Фокус».
Сложив картинки в стопку, ведущий говорит, что может угадать картинки по запаху. Принюхиваясь к картинке, ведущий описывает её. Ребенок отгадывает картинку, четко называя её.
Для ребенка речь является средством общения, играет важную роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки.
Правильное речевое воспитание направлено на развитие коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми при помощи языковых (фонетических , лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Особое значение в речевом развитии имеет диалог со сверстником.
Подводя итоги вышесказанного, хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно нам педагогам стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь мы является образцом (эталоном) правильной речи для ребенка. Во время игры педагог, родители должны стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо.
Источник
Наталья Гончаренко
Роль игры в речевом развитии ребенка младшего дошкольного возраста
Роль игры в речевом развитии ребенка младшего дошкольного возраста
Игра занимает огромное место в жизни детей младшего дошкольного возраста. Она совершенно необходима как для общего психического развития ребенка, так и конкретно для становления его самосознания [Т. Н. Доронова 2006. – 208 с].
В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом народной педагогики. Ее образцы передавались самым маленьким детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей [Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др. 2007. – 303с. ].
Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей к себе самим. Как указывают А. С. Выготский [Л. С. Выготский1966. — с. 17 – 25], А. В. Запорожец [А. Н.. Леонтьев 1975. – 359с], А. Н. Леонтьев [А. Н.. Леонтьев 1975.- 193с], А. А. Люблинская [А. А Люблинская 1972. — 256с], С. А. Рубенштейн [Л. С. Рубинштейн Т. 1. — с. 360-480, Т. 2. -с. 78-89]., Д. П. Эльконин [Д. Б. Эльконин 1978. – 304с] считают игру ведущей деятельностью дошкольника.
Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности [М. Г. Генинг, Н. А. Герман 1980. – 270с].
«Для ребят дошкольного возраста игрыимеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» — эти слова принадлежат русскому педагогу Н. К. Крупской [Н. К. Крупская, 1980. –263 с. ].
В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него – норма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка активной деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество.
Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребёнка в целом даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
В игре происходит развитие речи и мышления.
Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе.
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место. Посредством игровых комнат, спортивных залов, площадок для прогулок и дидактических игр создаются специальные условия, в которых в игровой форме ребенок развивает речь.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присуще свой глагол [Е. И. Тихеева, 1981 – 52с. ].
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык. [Е. И. Тихеева, 1981 – 52с. ].
Именно благодаря лингвистическим играм у детей происходит формирование культуры общения и речи: правильность постановки ударений в словах, чёткость произношения, способность правильно формулировать предложения и свою мысль в целом.
Поэтому роль игр в развитии речи остаётся актуальной. С ребенком можно начинать играть в дидактические игры, которые стимулируют развитие речи. Они формирует связную речь и память, а так же учит внимательности.
Роль игр в развитии речи колоссальна – с их помощью пополняется и формируется словарный запас. Игровая ситуация требует от каждого ребёнка определённого уровня развития речевой коммуникации. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.
Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра совершенствуется под влиянием речи.
Игра представляет собой именно тот вектор движения в образовательном пространстве, который реализует образовательные, коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, объединяет педагогов, детей и родителей, отвечает запросам образовательной политике государства и новым федеральным государственным стандартам.
Позиция М.Монтенсори: «Игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияние на развитие ребенка» [С. А. Козлова, Т. А Куликова, 2002.].
Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая считают, что ведущая роль в игре отводится педагогу. Педагог обогащает представления детей об окружающем путем организации занятий, экскурсий, чтения художественных произведений и работу по созданию предметно-игровой среды. В связи с этим в педагогике складываются методы прямого и косвенного руководства игрой.
Прямое руководство заключается в том, что воспитатель оказывает влияние и на выбор темы, и на развитие ее сюжета, и помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием. Косвенное руководство – это опосредованное влияние воспитателя на игру через внесение игрушки, через принятие на себя определенных ролей [Р. И. Жуковская, 1975. – 333с. ].
Рядом авторов (Л. Б. Баряевой, А. П. Зариным, Н. Д. Соколовой) отмечается, что в процессе обучающих игр необходимо учить детей сопровождать игровые действия речью, мимикой, жестами. В процессе обучения учитель-логопед, воспитатель, с одной стороны, сам дает образец правильной, четкой речи, а с другой – стимулирует их собственные высказывания [Л. Б. Баряевой, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой, 1996. – 95с. ].
Опыт логопедов (Ю. Ф. Гаркуша, В. И. Селиверстов, Л. Н. Усачева, Т. Б. Филичева и др.) показывают, что усвоение знаний, речевых умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения логопедом различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения [Ю. Ф. Гаркуши, 2002. – С. 44 – 47]. [Л. Н. Усачева, 1983. — 24с. ]. [Т. Б. Филичева, 2003. – 480с. ].
Таким образом, мы выяснили, что проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Большинство педагогов рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность, но каждый со своей точки зрения. Игру считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.
Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие развития речи и всестороннего развития их личности, интеллекта. С другой стороны, недостатки звукопроизношения, ограниченность, словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности. Задача педагога заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у ребенка возможностей. Полнота развития игры, а, следовательно, и ее коррекционная ценность повышаются при условии планирования воздействий педагога. Речь детей в игровой деятельности развивается быстрее, так как игра — ведущий вид деятельности ребенка — дошкольника, и большую часть своего времени ребенок проводит за разнообразными играми. Игра в речевом развитии является неотъемлемой частью жизни ребенка младшего дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.
Библиографический список
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1966. — с. 17 – 25.
2. Гаркуши Ю. Ф., Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушениями речи [Текст] / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М.: Академия, 2002. – С. 44 – 47.
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Прграмма и методические рекомендации. М., 2007.
4. Гербова В. В. Развитие речи. 2 -4 года. М., 2003.
5. Доронова Т. Н. Воспитание, образование и развитиедетей 3 -4 лет в детском саду: метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / сост. Доронова Т. Н. – М.: Просвещение, 2006. – 208 с.)
6. Доронова Т. Н., Галигузова Л. Н. Программа «Из детства – в отротчество» — М., 2007
7. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре [Текст] / Р. И. Жуковская. – М. Просвещение, 1975. – 333с.
8. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду. //Пед. соч. – М.: 1980. –263 с.
9. Леонтьев А. Н. Слово в речевой деятельности. – М.: Мысль, 1975.- 193с.,
10. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1983. – 323с.
11. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. – М.: Просвещение, 1972. — 256с.
12. Рубинштейн Л. С.Основы общей психологии: уч.пособие: в 2-х т. т. Т. 1. — с. 360-480, 1988
13. Рубинштейн Л. С.Основы общей психологии: уч.пособие: в 2-х т. т. Т. 2. -с., 78-89, 1988
14. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми [Текст] / В. И. Селиверстов. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344с.
15. Тихеева. Е. И. Развитие речи детей : Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1681. — 159с.
16. Усачева. Л. Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи (сюжетно-ролевая игра) [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Н. Усачева. – М.: МГУ, 1983. — 24с.
17. Фролова А. Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Фролова А. Н. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 251с.
18. Эльконин Д. Б. Психология игры – М.: Педагогогика, 1978. – 304с.
Источник