Роль развития речи в умственном развитии ребенка
Роль речи в умственном развитии ребёнка
Татьяна Путинцева
Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средство к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким.
Владеть по возможности в совершенстве всеми видами проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества.
Особого внимания к себе требует взаимоотношение языка и мышления. Язык есть непосредственная действительность мысли.
Ребёнок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путём. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным.
Для ребёнка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств – из окружающего его вещественного мира.
Всякое знание, олицетворяющееся в слове, вытекает из опыта, т.е. восприятий, получаемых субъектом из внешнего мира, мира конкретных явлений и вещей.
В раннюю пору детства языка – нечто нераздельное с человеком и постигаемым им конкретным миром. Ребёнок не может ещё отличать слово от вещи; слово совпадает для него с обозначаемым им предметом.
Язык развивается наглядным, действенным путём. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первое место – вещь как предмет познания и речи, об этом говорил ещё Коменский
Вне конкретного мира язык развиваться не может, а мы знаем, что ничто не отражается так отрицательно на общем развитии ребёнка, как отсталость в развитии языка.
Для того чтобы развивался язык ребёнка, понимаемый как отражение ясных и отчётливых представлений, а не пустая, вредная болтовня, дети должны окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдения отражать в слове.
Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Педагог должен организовать
обстановку так, чтобы дети могли из неё непринуждённо и свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь. Организованная обстановка – тот фундамент, на котором должно строиться всё дело воспитания и который обуславливает развитие языка.
Необходимо приспособлять к интересам развития детей уже существующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять и этим расширять круг представлений детей и запас их речевых форм. Оказывать ребенку помощь в овладении пространством, в накоплении конкретных представлений, понятий, руководить при поддержке слова процессом его ориентировки в окружающей обстановке, обучать его наблюдению и языку в неразрывном единении- таковы требования, которые должны предъявлены к воспитателю.
Ощущения и восприятия — первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.
Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами, при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.
Мысль ясная, обусловленная точным знанием, самостоятельно добытая человеком, найдет свое словесное выражение; обеспечить этот процесс, ему содействовать -основная цель школы речи.
Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено в памяти. Для того чтобы слово сохранилось в памяти, ребенок должен воспроизводить его слухом и сознанием много раз, а чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен часто его повторять.
Источник
Характерно, что
речь ребенка гуманисты-просветители
рассматривали как обязательную часть
общего развития ребенка и как средство
его воспитания.
Умение ребенка
хорошо говорить Коменский и Руссо
относили к обязательной составной части
общего
воспитания ребенка. По мнению Коменского,
мы все в
детстве учимся «знать, действовать,
говорить». Поэтому основные задачи
воспитания ребенка сводятся:
к знанию им природы
и общественных отношений;к умению действовать;
к умению говорить.
Среди элементов
знаний, которыми ребенок должен
овладеть в раннем детстве, знания родного
языка занимают, таким образом, одно из
важных мест.
Как составная
часть общего воспитания ребенка, развитие
его речи тесно связано с развитием его
познавательных и умственных
способностей. Развитие речи
и умственных способностей ребенка
неотделимы. Причем
речь значительно способствует развитию
умственных способностей ребенка. «С
того времени, — писал Радищев, — как
ребенок начинает говорить, развержение
его умственных сил становится все
приметнее». Особо тесную связь он
усматривал в развитии речи ребенка
с развитием его мышления и памяти. По
мнению Одоевского умственное развитие
ребенка начинается, когда он входит в
соприкосновение с окружающим миром,
знакомится с ним в процессе личного
опыта. Получаемые таким образом
первоначальные знания дополняются
и расширяются посредством речи, а именно
разговоров с детьми.
Беспредельно
значение языка как источника знаний.
«Речь предназначена для того, чтобы
учиться», — писал Коменский.
Считая язык важнейшим средством
познания,
Песталоцци относил его к «вспомогательной
силе человеческой
природы», предназначенной помочь
ребенку
плодотворно усвоить знания, приобретенные
путем чувственного
восприятия. Поэтому главную цель и
значение
языка он видел в том, чтобы вести ребенка
от смутных чувственных восприятий к
четким понятиям.
При этом Песталоцци
отмечал, что «язык дает ребенку в
короткое мгновение то, что человек
получил от природы
за тысячелетия». Эту мысль прекрасно
развил впоследствии
Ушинский. Усматривая тесную связь между
языком и народом, который им владеет,
Ушинский находил,
что каждое новое поколение, овладевая
без особого
труда родным языком, «усваивает в то же
время плоды
мысли и чувства тысячи предшествующих
поколений».
Поэтому ребенок, овладевая родным
языком, учится
не только условным звукам, но «пьет
духовную жизнь
и силу из родимой груди родного слова».
При этом ребенок
усваивает не только слова, их сложения
и видоизменения,
но бесконечное множество мыслей, чувств,
художественных
образов, логику и философию языка.
И делает это легко
и скоро. В этом отношении он делает
столько, что не сможет и половины сделать
в 20 лет прилежного и методического
учения.
Оценивая роль
языка в развитии познавательных и
умственных способностей детей, Ушинский
с полным основанием
называет его в этом отношении «великим
народным педагогом», «наставником и
учителем».
Сказанное выше о
значении языка, о его роли в общем
развитии ребенка предполагает уже вывод
о том, какой
непоправимый вред могут иметь
несовершенства, недостатки, расстройства
речи для формирующегося человека.
Прямых указаний на это в работах
энциклопедистов-просветителей
мы не находим, но предполагать
такое заключение вполне правомерно.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Характерно,
что речь ребенка гуманисты-просветители
рассматривали как обязательную часть
общего развития ребенка и как средство
его воспитания.
Умение
ребенка хорошо говорить Коменский
и Руссо
относили к обязательной
составной части общего воспитания
ребенка.
По
мнению Коменского,
мы все в детстве учимся «знать, действовать,
говорить». Поэтому основные
задачи воспитания ребенка сводятся:
к
знанию им природы и общественных
отношений;к
умению действовать;к
умению говорить.
Среди
элементов знаний, которыми ребенок
должен овладеть в раннем детстве,
знания родного языка занимают, таким
образом, одно из важных мест.
Как
составная часть общего воспитания
ребенка развитие
его речи тесно связано с развитием его
познавательных и умственных
способностей.
Развитие речи и умственных способностей
ребенка неотделимы. Причем речь
значительно способствует развитию
умственных способностей ребенка. «С
того времени, — писал
Радищев,
— как ребенок начинает говорить,
развержение его умственных сил становится
все приметнее».
Особо тесную связь он усматривал в
развитии речи ребенка с развитием
его мышления и памяти.
По
мнению Одоевского
умственное развитие
ребенка начинается, когда он входит в
соприкосновение с окружающим миром,
знакомится с ним в процессе личного
опыта. Получаемые таким образом
первоначальные знания дополняются
и расширяются посредством речи, а именно
разговоров с детьми.
Беспредельно
значение языка как источника знаний.
«Речь предназначена для того, чтобы
учиться», — писал Коменский. Считая
язык важнейшим средством познания,
Песталоцци относил его к «вспомогательной
силе человеческой природы», предназначенной
помочь ребенку плодотворно усвоить
знания, приобретенные путем чувственного
восприятия. Поэтому главную цель и
значение языка он видел в том, чтобы
вести ребенка от смутных чувственных
восприятий к четким понятиям.
При
этом Песталоцци отмечал, что «язык дает
ребенку в короткое мгновение то, что
человек получил от природы за тысячелетия».
Эту мысль прекрасно развил впоследствии
Ушинский. Усматривая тесную связь между
языком и народом, который им владеет,
Ушинский находил, что каждое новое
поколение, овладевая без особого
труда родным языком, «усваивает в то же
время плоды мысли и чувства тысячи
предшествующих поколений». Поэтому
ребенок, овладевая родным языком, учится
не только условным звукам, но «пьет
духовную жизнь и силу из родимой груди
родного слова». При этом ребенок усваивает
не только слова, их сложения и
видоизменения, но бесконечное
множество мыслей, чувств, художественных
образов, логику и философию языка.
И
делает это легко и скоро. В этом отношении
он делает столько, что не сможет и
половины сделать в 20 лет прилежного и
методического учения.
Оценивая
роль языка в развитии познавательных
и умственных способностей детей, Ушинский
с полным основанием называет его в этом
отношении «великим народным педагогом»,
«наставником и учителем».
Сказанное
выше о значении языка, о его роли в общем
развитии ребенка предполагает уже вывод
о том, какой непоправимый вред могут
иметь несовершенства, недостатки,
расстройства речи для формирующегося
человека. Прямых указаний на это в
работах энциклопедистов-просветителей
мы не находим, но предполагать такое
заключение вполне правомерно.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Речь детей как объект изучения и воспитания
В трудах Коменского, Песталоцци, Руссо, Ломоносова, Радищева, Одоевского, Ушинского и других имеются в разной степени выраженные сведения о роли речи в развитии ребенка, последовательности формирования детской речи, об устной и письменной речи, речи воспринимаемой и речи звучащей, об обязательных предпосылках образования речи (психические и физиологические компоненты), о составных компонентах звучащей речи (звук, слово, фраза, голос, выразительность, жестикуляция, мимика, темп) и письменной речи (чтение, письмо).
Характерно, что речь ребенка гуманисты-просветители рассматривали как обязательную часть общего развития ребенка и как средство его воспитания.
Умение ребенка хорошо говорить Коменский и Руссо относили к обязательной составной части общего воспитания ребенка. По мнению Коменского, мы все в детстве учимся «знать, действовать, говорить». Поэтому основные задачи воспитания ребенка сводятся:
1) к знанию им природы и общественных отношений;
2) к умению действовать;
3) к умению говорить.
Среди элементов знаний, которыми ребенок должен овладеть в раннем детстве, знания родного языка занимают, таким образом, одно из важных мест.
Как составная часть общего воспитания ребенка, развитие его речи тесно связано с развитием его познавательных и умственных способностей. Развитие речи и умственных способностей ребенка неотделимы. Причем речь значительно способствует развитию умственных способностей ребенка. «С того времени, — писал Радищев, — как ребенок начинает говорить, развержение его умственных сил становится все приметнее». Особо тесную связь он усматривал в развитии речи ребенка с развитием его мышления и памяти. По мнению Одоевского умственное развитие ребенка начинается, когда он входит в соприкосновение с окружающим миром, знакомится с ним в процессе личного опыта. Получаемые таким образом первоначальные знания дополняются и расширяются посредством речи, а именно разговоров с детьми.
Беспредельно значение языка как источника знаний. «Речь предназначена для того, чтобы учиться», — писал Коменский. Считая язык важнейшим средством познания, Песталоцци относил его к «вспомогательной силе человеческой природы», предназначенной помочь ребенку плодотворно усвоить знания, приобретенные путем чувственного восприятия. Поэтому главную цель и значение языка он видел в том, чтобы вести ребенка от смутных чувственных восприятий к четким понятиям.
При этом Песталоцци отмечал, что «язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». Эту мысль прекрасно развил впоследствии Ушинский. Усматривая тесную связь между языком и народом, который им владеет, Ушинский находил, что каждое новое поколение, овладевая без особого труда родным языком, «усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествующих поколений». Поэтому ребенок, овладевая родным языком, учится не только условным звукам, но «пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова». При этом ребенок усваивает не только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка.
И делает это легко и скоро. В этом отношении он делает столько, что не сможет и половины сделать в 20 лет прилежного и методического учения.
Оценивая роль языка в развитии познавательных и умственных способностей детей, Ушинский с полным основанием называет его в этом отношении «великим народным педагогом», «наставником и учителем».
Сказанное выше о значении языка, о его роли в общем развитии ребенка предполагает уже вывод о том, какой непоправимый вред могут иметь несовершенства, недостатки, расстройства речи для формирующегося человека. Прямых указаний на это в работах энциклопедистов-просветителей мы не находим, но предполагать такое заключение вполне правомерно.
Дата добавления: 2014-02-17; просмотров: 1586; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9111 — | 7346 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Доклад
Развитие речи – основа умственного воспитания детей
Выполнила: воспитатель
Хорлунова Наталья Владимировна
Воспитатель, Хорлунова Н. В.
Доклад.
Развитие речи – основа умственного воспитания детей
Умственное развитие ребёнка происходит как в общения с взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Важнейшую роль при этом играет осуществляемый на занятиях в детском саду процесс умственного воспитания. Умственное воспитание ребёнка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определённых качеств личности.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие ребёнка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. Установлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние существенные связи и отношения.
Большое значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей. В ряде исследований показано, что в среднем и старшем дошкольном возрасте оно приобретает значительную широту. Одна из линий усложнения этого содержания может быть представлена как последовательное овладение детьми, следующими основными отношениями действительности: 1) «часть – целое», 2) «предмет – предмет», 3) «предмет – система предметов».
Планомерное и систематическое обогащение знаний детей осуществляется воспитателем, прежде всего на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, на которых они учатся объединять полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.
На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети учатся чётко и правильно произносить звуки, слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом, учатся слышать в словах отдельные звуки, различать их на слух и в произношении.
В процессе формирования звуковой культуры речи воспитатели используют разнообразные речевые средства: игры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы, потешки, стихи, считалки. При умелом и правильном подборе они способствуют не только формированию правильного звукопроизношения, выработке чёткой дикции, развитию артикуляционного и голосового аппаратов, развивают фонематический и речевой слух, но и воспитывают детей в умственном плане: расширяют кругозор, уточняют и обогащают знания и представления об окружающей действительности, явлениях общественной жизни. Поэтому занятия по воспитанию звуковой культуре речи желательно проводить на таком речевом материале и строить таким образом, чтобы они, помимо решения своей основной задачи, способствовали в различной степени и умственному воспитанию дошкольников.
В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления. Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей.
Необходимо уже с младшего возраста уделять внимание качественной стороне развития словаря, т.е. решать следующие задачи 1) работать над правильным понимание смысла слов; 2) расширять запас синонимов и антонимов; 3) формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу; 4) активизировать в речи детей такие части речи, как прилагательные и глаголы.
В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребёнка учат правильно говорить. Только при комплексном решении задач умственного и речевого развития в тесной взаимосвязи задач обучения разным сторонам языка при правильном соотношении коллективных и индивидуальных форм обучения, возможно, обеспечить гармоничное речевое развитие в частности формирование полноценных словообразовательных навыков и умений. При усвоении способов словообразовании важнейшей задачей является воспитание интереса к слову, чуткости его семантике и форме, создание широкой ориентировки в формально-семантических отношениях между одно структурными и однокоренными наименованиями, опыт творческого применения знаний и умений. Без этой основы невозможно сформировать грамматически правильные способы словообразования. Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребёнка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной. Требование к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи. Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком освоения его звуковой стороны, определённого словарного запаса, грамматического строя речи. В старшем дошкольном возрасте, когда дети достигают высокого уровня в практическом владении родным языком «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусматривает обучение членению предложений на слова и составлению предложение из слов, т.е. приобретение умений проводить анализ и синтез предложения. Для этого дети должны осознавать, что наша речь состоит из отдельных слов, которые следуют одно за другим. Эта работа важна не только в плане подготовки к обучению грамоте. При правильной организации и методике проведения занятий работа над лексическим составом предложения способствует обще речевому и умственному развитию детей. Таким образом, проводимая работа не только подготавливает детей к усвоению грамоты, но и оказывает влияние и на умственное развитие дошкольников развитие умственной активности на формирование осознанного отношения к своей речи. Вместе с этим ребёнок учится сознательно и произвольно строить свою речь, выбирать средства языка для более точного выражения мысли. Воспитание умственной активности при ознакомлении старших дошкольников с речью как языковой действительностью, формирование умений осознавать речь становится существенным условием воспитания культуры речи – необходимого звена во всестороннем развитии личности ребёнка.
Источник