Роль психолого педагогической диагностики на разных этапах развития ребенка
1) скрининг-диагностика: выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка. Задачи: своевременное выявление детей с отклонениями/нарушениями псих развития; определение спектра психолого-педагогических проблем ребенка; выявление недостатков восп-образ-го процесса в образовательном учреждении, выявление недостатков программы обучения и воспитания. Проводятся скрининг-обследования.
2) дифференциальная диагностика: цель — выявить тип нарушения развития. По результатам определяется направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, т.е оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка. Ведущая роль психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК).
Задачи:
• разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;
• выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;
• оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
• определение и обоснование педагогического прогноза.
3) углубленное изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы (психолого-педагогическая диагностика): цель — выявление индивидуальных особенностей, которые должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Цель — разработка программ коррекции на основании результатов диагностики. Проводятся психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк).
• Задачи:
• • выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;
• • разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;
• • оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;
• • определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;
• • помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;
• • профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;
• • решение проблем социально-эмоционального плана.
Роль психолого-педагогической диагностики на разных этапах развития ребенка
Младенческий: обычно изучение начинают после 1,5 — 2 мес, изучают детей с признаками раннего органического поражения мозга, находящиеся в условиях социальной или эмоциональной депривации.
Оценивают остояние двигательной сферы, сенсорные реакции, предметные действия, взаимодействие со взрослым.
Ранний (от 1 до3): результаты обследования будут иметь ценность только в тех случаях, когда с ребенком был установлен доброжелательный контакт, он был достаточно заинтересован в выполнении заданий.
Основной целью является получение данных, характеризующих:
• познавательные процессы;
• эмоционально-волевую сферу;
• предречевое и речевое развитие;
• двигательное развитие (как общей, так и мелкой моторики).
Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на:
• общий фон настроения, активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенное;
• контактность (желание сотрудничать со взрослым);
• эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение (у невротизированных детей при поощрении наряду с проявлениями радости отмечается резкое повышение результативности выполнения заданий, равнодушное отношение при выраженных интеллектуальных нарушениях);
• эмоциональное реагирование на замечания и требования (с 2,5 — 3 лет дети способны самостоятельно обнаружить ошибочность собственных действий, исправлять ошибки, обращаясь по мере необходимости за помощью к взрослому).
Важной задачей обследования детей 4-5 года жизни является изучение уровня развития их ориентировочно-познавательной деятельности.
В дошкольном возрасте выделяют следующие уровни ориентировочно-познавательных действий:
• хаотические действия;
• перебор вариантов;
• целенаправленные пробы;
• практическое примеривание;
• зрительная ориентировка.
Понятие «психологическая готовность к школе» включает в себя несколько важных компонентов: умственную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовность (т. е. умение ребенка строить свои отношения со сверстниками и с новыми взрослыми).
Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:
• принятие задания;
• понимание условий задания;
• способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
• обучаемость в процессе обследования;
• отношение к результату деятельности.
Особенности психолого – педагогической диагностики детей школьного возраста.
Психолог выясняет причины рассеянности, забывания; искажение в протекании мыслительных операций, построении выводов, умозаключений и т.д. При характеристике личности им устанавливаются особенности протекания эмоционально-волевых процессов (наличие аффектных вспышек, депрессивных состояний, неадекватных реакций; степень внушаемости, наличие негативизма и др.). Обязательно выявляются интересы и потребности ребенка, адекватность его притязаний, самооценки, критичность по отношению к себе и другим; сформированность коммуникативных функций; нарушения в поведении и характере личности. При психологическом обследовании выявляется актуальный уровень развития, устанавливаются потенциальные возможности ребенка, а также взаимозависимости процессов, обеспечивающих познавательную деятельность и влияющих на эмоционально-волевую сферу и личность.
Как правило, поводом для проведения психолого-педагогической диагностики становится неуспеваемость или отклонения в поведении. Психолог и дефектолог должны поставить психолого-педагогический диагноз и разработать конкретные практические рекомендации по работе с ребенком.
Источник
Психодиагностическое обследование ребёнка должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики.
Психодиагностическое обследование организуется с учётом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребёнка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.
Диагностические задания должны быть доступны для ребёнка. В ходе обследования ребёнку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается с заданиями для какой возрастной группы справился ребёнок.
При обследовании важно выявить не только актуальные возможности ребёнка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Это достигается предложением задании разной сложности и оказанием ребёнку дозированной помощи в ходе выполнения заданий.
Необходима строгая научность в подборе диагностических заданий для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны психической деятельности нарушены у обследуемого ребёнка.
При обработке и интерпретации результатов необходимо дать их качественную и количественную характеристику, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.
Важно помнить, что ребенок — специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.
Методы ППД.
Наблюдение
Наблюдение является целенаправленным восприятием фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществление которого проводят при помощи использования органов чувств, или косвенным, которое основывается на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, которыми непосредственно проводилось наблюдение.
Виды наблюдения принято классифицировать следующим образом:
· по времени проведения: непрерывные и дискретные;
· по объему: широкие и узкоспециальные;
· по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые).
Важнейшим достоинством наблюдения является то, что его принято вести в различных ситуациях: в учебной, производственной деятельности, общественной работе, во время отдыха. Проведение наблюдения при этом не нуждается в создании особых условий.
К числу недостатков наблюдения принято относить:
— трудность сопоставления результатов, которые были получены при помощи проведения ряда различных исследований в силу существенной зависимости метода от субъекта наблюдения;
— ограниченность;
— принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;
— сложность, а часто и факт невозможности повторения наблюдений.
Наблюдением включается подготовительный, исполнительный и обобщающий этапы. На первом этапе педагогу необходимо определить цель и задачи наблюдения, провести выбор наиболее перспективных признаков проявления наблюдаемого качества личности, провести уточнение ситуации. В качестве итога подготовительной работы должна выступить непосредственно программа наблюдения.
Следующим этапом является непосредственно наблюдение, характеристика ситуации, осуществление регистрации фактов, выдвижения предположений.
На заключительном этапе происходит процесс систематизации информации, обобщения, установления причинно-следственных зависимостей, постановка диагноза.
Опрос
Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в виде письменного или анкетного опроса.
Применение бесед и интервью требует от исследователя чётко поставленных целей, которые являются основанными на ряде вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально-психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации.
Обычно в педагогике принято использовать ряд следующих методов опроса: интервью (беседы), анкетирование, личностные опросники.
Факт распространенности указанного метода можно объяснить его своеобразной универсальностью. Если при наблюдении педагогом только фиксируются акты реального поведения учащегося, то с помощью опроса представляется возможность получения информации о мотивах поведения индивида, его намерениях, планах на будущее.
Специфика метода опроса заключается в том, что в качестве источника информации для педагога выступают в этом случае сообщения самих детей, хотя этим не гарантируется полнота достоверности информации. По этой причине так важно прежде убедиться, настроен ли учащийся искренне давать ответы на поставленные перед ним вопросы (может ли в принципе на них ответить). Технику проведения опросов как раз и принято сводить к тому, чтобы осуществить обеспечение достоверности и надежности информации.
Интервью
Интервью принято проводить в виде устного опроса, беседы, предварительно обдумывая вопросы, но формулируя их приближенно, в произвольной последовательности.
Достоинством интервью является то, что его проведение можно осуществлять в неформальной обстановке.
Недостатком данного метода является невозможность зафиксировать, а значит, и количественно провести обработку его результатов, так как делать записи и вносить пометки при учащемся не рекомендуется.
В процессе проведения беседы необходимо придерживаться следующих правил:
• Начинать общение следует с тематики, приятной для ученика, это способствует установлению контакта. Доброжелательные, уважительные отношения в разговоре не менее важны, чем умение убедительно говорить, аргументировать сказанное.
• крайне затруднительным является рассчитывать на искренность со стороны ученика, если беседа будет проходить в присутствии других учителей или учащихся, или если ребенок не в настроении; если беседа постоянно прерывается; если разговор проходит «на ходу», попутно. По этой причине в качестве крайне важного момента является проведение выбора времени и места беседы.
• Беседа должна быть не случайным эпизодом, а её нужно планировать.
• Не следует задавать (особенно вначале) вопросов, которые носят анкетный или биографический характер.
• Лексикон учителя, смысл задаваемых вопросов должны быть доступны и понятны, их необходимо задавать принимая во внимание возрастные особенности, интересы, потребности, склонности.
• Формулировать наводящие вопросы более разумно в нейтральной форме, к примеру: «Как это следует понимать?», «В каком смысле?», «Поясни, пожалуйста, свою мысль».
• Учитель должен проявлять внимательность и гибкость в процессе беседы, отдавать предпочтение косвенным вопросам вместо прямых, которые могут поставить порой отвечающего в неловкое положение.
• Необходимо учитывать то, что с точки зрения результативности беседы наиболее уместным и целесообразным будет задать несколько мелких вопросов, чем один крупный. Вопрос должен побудить учащегося отвечать развёрнуто, а не отделываться краткими «да» или «нет».
• Для большей достоверности беседы, получения результатов наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться, тем самым раскрывая и уточняя предыдущие ответы, дополняя их.
• Беседа не должна длиться более 20-40 минут.
Анкетирование
В процессе разработки вопросов для анкеты, педагог должен четко представлять себе, что в конечном итоге желает узнать.
Главные вопросы, которыетребуют искренности, анализа и размышления, лучшеразмещать в середине. Постепенно трудность вопросов необходимо снижать. Число их должно быть ограниченным. Это нужно для того,чтобы работа над ответами не превышала 15-20 минут.
Эксперимент
Эксперимент является научно поставленным опытом, связанным с проведением наблюдения за исследуемыми явлениями в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.
Лабораторный экспериментпринято характеризовать тем, что исследователем самостоятельно осуществляется вызов изучаемого явления, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создавая и меняя условия, при которых это явление протекает. Меняя отдельные условия, исследователь имеет возможность выявить каждое из них.
Естественный эксперимент(был разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) принято проводить в обычных, являющихся привычными, для испытуемых условиях, не задействуя специальную аппаратуру.
Психолого-педагогический эксперимент(ППЭ) создан на основе естественного эксперимента.
В ходе ППЭ исследователь активно воздействует на протекание изучаемых явлений, изменяет обычные условия, целенаправленно вводит новые, выявляет определенные тенденции, оценивает качественные и количественные результаты, устанавливает и подтверждает достоверность выявленных закономерностей.
Виды ППЭ:
· констатирующий;
· проверочный;
· созидательно-преобразующий (формирующий);
· контрольный.
Как правило, все эти виды используются в одном исследовании в качестве отдельных этапов.
Констатирующий экспериментпроводят в начале исследования. Он ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления, построение его схематической модели.
Формирующий эксперименторганизуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует её проверку. Для повышения объективности анализа полученных данных вводятся контрольная и экспериментальная группы.
Дата добавления: 2018-02-13; просмотров: 1732; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9998 — | 7764 — или читать все…
Источник