Роль психолога в развитии ребенка в дошкольном возрасте
Роль психолога в дошкольном образовательном учреждении
,
ФГУ СПб НЦЭР им. Альбрехта Росздрава,
ГДОУ№5 г. Санкт-Петербурга
Увеличение объёма информации, роста темпа жизни, объема человеческих контактов, кризисные явления в обществе – эти и многие другие факторы повышают «температуру» общества и требуют развития новых форм воздействия на ребенка, к одной из которых относится психолого – педагогическое сопровождение. Оно предполагает обеспечение наиболее комфортных условий пребывания ребенка в образовательных учреждениях, позволяющих в полной мере реализовать способности и устремления ребенка, сформировать успешность его деятельности и адекватную самооценку.
Необходимо так же отметить, что современный этап развития возрастной психологии, коррекционной педагогики и системы коррекционно-развивающего обучения характеризуется усилением внимания к особенностям психического и физического развития детей. Возрастает число детей с нарушениями развития, несформированностью отдельных когнитивных функций и эмоционально-волевых процессов. Это вызывает необходимость изучения детей не только до, но и в процессе их организованного обучения для определения и постоянной корректировки, индивидуализации процесса обучения и развития каждого ребенка. На протяжении 10 – 15 лет вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка. Как социальный организм дошкольное образовательное учреждение находится в общем вихре тенденций нашего бурного века.
В типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (1995) сформулированы основные задачи ГДОУ:
— охрана жизни и укрепление здоровья детей
— обеспечение интеллектуального, личностного, и физического развития ребенка
— осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка
— приобщение к общечеловеческим ценностям
— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка
Все это объективно определило потребность общества в таком специалисте как психолог.
Психолог в детском саду – сегодня это словосочетание употребляют как сотрудники дошкольных учреждений, так и родители, но к сожалению не все воспитатели и родители хорошо себе представляют смысл и содержание его работы.
У педагогической практики сформировалась определенная необходимость в психологическом знании о ребенке. Именно единство потребностей практики образования в научном знании о детях дошкольного возраста и готовность науки удовлетворить и углубить эти потребности можно рассматривать как основное условие реального решения задач полноценного психического и личностного развития каждого ребенка.
Психолог в дошкольном учреждении — человек, знающий и понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных и индивидуальных особенностях. Вместе с тем он должен ориентироваться в психологии взрослых, чтобы определить позицию, занимаемую ими по отношению к ребенку.
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих специалистов из разных областей науки и практики. Основу этого термина составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза,
Эксперты ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), обратили внимание на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.
Создание психолого-педагогических условий, в окружающей обстановке, обеспечивающих такое развитие, является главной целью работы психолога дошкольного образовательного учреждения.
Нарушение этих условий мешает своевременной работе реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной работы с ними.
Психолог, работая в детском саду, видит детей не в статике, а в динамике – на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени онтогенеза на другую. Помочь этому переходу – одна из важных и сложных задач психолога. Поэтому в центре его внимания – психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни.
Работа психолога в ГДОУ предполагает не только взаимодействие с детьми, но и работу с родителями детей и их родственниками, воспитателями, администрацией образовательного учреждения. При этом главное, чтобы в центре всей работы находились интересы ребенка как формирующейся личности.
Психолог – равноправный член педагогического коллектива и отвечает за такую сторону педагогического процесса, как психическое (интеллектуальное, эмоциональное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровья детей.
Положение о социальной обусловленности психического развития, признание перспектив в развитии способностей детей и принцип компенсации определяют гуманистическую направленность целей и задач работы психолога в обучении детей.
Приоритеты в работе дошкольного педагога-психолога:
— Психологическое здоровье детей и охрана прав ребенка — основная цель деятельности психологической службы в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях).
— Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка.
— Профилактическая (гр. prophylaktikos — предохранительный) и пропедевтическая (гр. propaideuo — предварительно обучаю) работа с воспитателями по развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства.
— Внимание к созданию эмоционального, психологического комфорта в детском саду как профилактике психосоматических заболеваний,
— Обучение всех сотрудников ДОУ полноценному, развивающему общению с детьми.
— Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
— Изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
— Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации их деятельности.
— Содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развитии ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.
— Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение и консультирование, психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция. Все перечисленные виды работы на практике существуют в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики или профиля учреждения, где он работает.
Психологическое просвещение в дошкольных учреждениях нацелено на знакомство воспитателей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психологического развития ребенка, а также на повышение образовательного уровня указанных участников образовательного процесса.
Психопрофилактика – это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного возраста.
Психологическая профилактика предполагает:
1.Работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для развития.
2.Создание в учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе.
3.Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, поведении и отношениях.
Психологическая диагностика детей дошкольного возраста представляет собой научно-практическую деятельность, которая заключается в изучении ребенка с психологической точки зрения в условия семьи и ДОУ.
Предмет психодиагностики – индивидуальные черты ребенка, связанные с его личностью и возрастом, отклонения в психическом развитии и их причины. Этот вид деятельности может быть направлен на ребенка, его родителей или воспитателей.
Психокоррекция – комплекс психологических средств и методов, направленных на создание оптимальных условий для нормального психического развития ребенка.
В дошкольном образовательном учреждении психокоррекция определяется направлением психокоррекционного воздействия (ребенок, семья или воспитатель), контекстом отклонений в развитии, коррекционной задачей.
Оптимальной адаптивной формой данного направления психологической работы в детском саду считается игра с развивающими и обучающими элементами, направленная на стабилизацию психического развития ребенка.
Психологическое консультирование проводится в рекомендательные формы по инициативе администрации, родителей, воспитателей. Основной метод проведения этого вида работы – беседа в форме индивидуальной консультации. Психолог образовательного учреждения непосредственно находится внутри социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений всех участников образовательного процесса. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.
Важно помнить, что успешное проведение психологической работы во многом определяется наличием соответствующих условий для ее проведения. Поэтому создание интерьера кабинета психолога чрезвычайно важно.
Психолог должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально необходимые: интеллектуальность, эмоциональная сдержанность, деликатность, гибкость поведения.
Специалисту необходимо придерживаться правил, основанных на социально-правовых и этических нормах:
1.Принцип «Не навреди!». Всякое неосторожное использование диагностических данных, поспешные выводы и рекомендации, необдуманное применение методик может нанести вред психологическому состоянию ребенку и окружающих его взрослым.
2.Профессиональная тайна – неотъемлемый элемент деятельности специалиста. Не распространять сведения, полученные в результате разных видов работ, если ознакомление с ними не может нанести ущерба ребенку или его окружению.
3.Не советовать! Квалификация психолога обратно пропорциональна количеству даваемых советов.
4.Не предлагать свои услуги, а ждать, когда об этом попросят.
5.Делать выводы и выбирать методы работы, не противореча научным данным.
6.Препятствовать проведению различных видов психологической работы некомпетентным лицам, не обладающим соответствующей профессиональной подготовкой.
7.В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.
8.Психолог несет профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.
9. Профессионально расти
10. Ориентироваться в своей работе на ценность другого человека.
Таким образом, эффективность образования и психического развития зависят от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития.
Первый опыт работы психологов в наших отечественных детских садах состоялся. Руководители системы дошкольного образования признают, что психологи активно включились в решение непростых задач полноценного эмоционального, интеллектуального, волевого развития детей. Психологи оказались востребованы не только педагогическими коллективами, но и родителями, так как оказание своевременной квалифицированной помощи семье исключает возможность негармоничного воспитания и развития ребенка. Hа психолога возлагают большие надежды в инновационных про — цессах в системе дошкольного образования, в повышении психологической компетентности всех, кто работает с детьми.
Источник
РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Л.Н. Гончарова, МБДОУ ЦРР – детский сад «Теремок» р.п. Хохольский
Хохольского муниципального района Воронежской области [1].
Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
А.С. Макаренко
80-90 годы XX века стали переломной вехой в истории российской системы образования: утверждение личностно-ориентированной (субъект-субъектной) педагогической парадигмы привело к созданию в общеобразовательных учреждениях психологической службы. Основная цель современной системы образования — воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека [2].
В соответствии с «Конвенцией ООН по правам ребенка», семья и государство должны обеспечивать выживание, развитие, активное участие в жизни общества каждому несовершеннолетнему, независимо от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политический или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения [4].
Развитие ребенка (лица, не достигшего 18 лет и требующего особого к себе отношения) в большей мере зависит от таких социальных институтов как: детский сад, общеобразовательная школа, учебные заведения.
В дошкольном учреждении развитие осуществляется в форме воспитания. Воспитание — целенаправленное создание условий: материальных, духовных, организационных для физического, умственного развития человека как личности. [5]. К созданию подобного рода условий в дошкольном учреждении причастен педагог-психолог. Цель его деятельности — оказать помощь воспитателям и родителям в создании условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, эффективному развитию психических процессов и способностей каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями [3].
Совместно с родителями и воспитателями он заботится о формировании познавательной, эмоционально-волевой, межличностной, творческой (креативной) сферы дошкольников.
Психолого-педагогическая деятельность строится по пяти направлениям: 1) психологическое просвещение; 2) психологическая диагностика; 3) психологическая коррекция; 4) психологическая профилактика; 5) психологическое консультирование [1].
Психолого-педагогическое просвещение и профилактика, осуществляемые в форме лекции, беседы, дискуссии, предполагают приобщение родителей, педагогов к знаниям детской психологии; предупреждению возможного неблагополучия в психолого-педагогическом развитии дошкольника.
Чтобы грамотно воспитывать и обучать ребенка необходимо исследовать его зоны актуального и ближайшего развития (по Л. С. Выготскому), освоив соответствующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности.
В процессе изучения психики ребенка нужно руководствоваться принципами:
- принцип гуманизма и педагогического оптимизма — к малышу следует подходить бережно и заботливо (Не навреди!);
- принцип объективности и научности — важно понять собственные законы детского развития и содержание детской психики на каждом этапе;
- принцип комплексности, системности и систематичности — изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени; определение места каждого свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи с остальными сторонами психического развития;
- принцип детерминизма — осознания причинно-следственных связей в становлении психических особенностей;
- принцип единства сознания и деятельности (по С. Л. Рубинштейн);
- принцип индивидуального и личностного подхода — общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо [6].
Если уровень развития дошкольника оказывается низким, педагог- психолог выясняет причину отклонения, организует и проводит коррекционно-развивающую работу, цель которой: профессиональное исправление нарушений в интеллектуальном, эмоционально-волевом, мотивационном развитии ребенка.
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом пяти принципов:
— единство коррекции и развития;
— единство возрастного и индивидуального в развитии;
— единство диагностики и коррекции развития;
— деятельностный принцип осуществления коррекции — психика ребенка развивается в ходе ведущей деятельности (то есть игре);
— подход к дошкольнику в коррекционно-развивающей процедуре как к одаренному; дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как ребята «второго сорта», они требуют коррекции своего развития до оптимальной нормы.
После изучения диагностических данных, результатов коррекционноразвивающей деятельности педагог-психолог составляет личностный портрет дошкольника, ставя в известность родителей и педагогов.
Работа с последними проводится в рамках психологического консультирования, подчиняющегося следующим принципам:
- принцип доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту;
- принцип ориентации на ценности и нормы клиента;
- принцип запрета давать советы;
- принцип конфиденциальности (анонимности) сообщения информации;
- принцип разграничения личных и профессиональный отношений в общении с клиентом [2].
Таким образом, педагог-психолог отслеживает комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на полноценное развитие дошкольника как личности. XXI век в истории нашего Отечества стал эпохой гуманизации образования. Достойный вклад в утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности внесет профессиональная деятельность педагога- психолога.
Литература
- Васильев В.В., Кондратова Ю.В. Азбука школьного психолога. — Воронеж, 2000.
- Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. — М., 1999.
- Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. — М., 1993.
- Конвенция ООН по правам ребенка. / Составитель В.Н. Колупаев. — Воронеж, 1996.
- Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М., 1995.
[1]© Гончарова Л.Н., 2015
Источник
О работе детского психолога
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель детского сада и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то с какого возраста? Чем детский психолог отличается от других специалистов? Когда нужно к нему обращаться? Эти и многие другие вопросы часто волнуют родителей. Попробуем ответить на некоторые из них.
Хотелось бы развеять распространенный «миф» о психологах в дошкольном учреждении. Большинство родителей полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. Уверяю вас это не так. Педагог — психолог в детском саду работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями.
Существует еще одно ошибочное мнение, что: психолог, психоневролог, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог — это все одно и то же. То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее дефектами. На основании этого родители требуют от психолога невозможного. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Психолог детского сада располагает информацией, касающейся в основном не физического, а психического состояния ребенка. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права.
Цель работы педагога — психолога — сделать жизнь ребенка в условиях ДОУ удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.
Психолог выявляет скрытые причины некоторых детских неудач, поступков, нарушение развития психических процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения. Для того чтобы вместе с родителями и другими специалистами ДОУ помочь ребенку справиться с ними еще до школы.
Для решения поставленных задач, педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям:
Первое направление – это консультации. Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые — психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для детского сада, возрастной группы и контингента родителей. Консультации «по запросу» — любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, вы можете и должны обращаться к психологу, когда вам кажется, что с ребенком что-то не так.
Второе направление – это диагностика. В течение всего учебного года проводиться психолого-педагогическая диагностика. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад, Если результаты показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, проводится дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов. И если на этом уровне выявляются проблемы, то психолог совместно с воспитателем и родителями старается их решить.
Психологическое сопровождение детей в период адаптации, также в течение года изучается отношения в детском коллективе, выявляются лидеры, и те, с кем «никто не дружит», совместно с воспитателем планируется работа по улучшению взаимоотношений между детьми.
В течение года изучается отношения в детском коллективе, выявляются лидеры, и те, с кем «никто не дружит», совместно с воспитателем планируется работа по улучшению взаимоотношений между детьми.
Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, так же проводятся и «ситуативные» исследования. Например, затянулся процесс адаптации, появились у ребенка страхи, с помощью специальных тестов и методик выявляется причина. И проводится коррекционная работа.
Позже в подготовительных группах проводиться отдельный вид диагностики — это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Если ваш ребенок будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание.
Так же проводиться коррекционная работа. Дети все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью планируется и проводится с ребенком коррекционная работа. Предварительно получив ваше согласие.
Развивающая работа. В каждом новом учебном году выбирается направление, на которое в течение года будет делать основной акцент. Например, тема формирования межличностных отношений в детском коллективе и навыков общения у дошкольников. Исходя из выбранной темы, планируется развивающая работа. В ходе которой малыши учатся общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор.
И конечно, так же проводится индивидуальная работа.
Не нужно пугаться, если педагог — психолог назначает вам встречу для беседы о вашем ребенке. Приглашая вас, он хочет поделиться информацией о психическом и эмоциональном состоянии вашего малыша.
Родители и сами, могут прийти на прием к психологу, если их интересует:
адаптация ребенка к детскому саду
уровень развития психических процессов
эмоциональное состояние малыша
его самооценка
положение, которое он занимает в группе среди сверстников (почему, например, все стремятся с ним дружить, или наоборот)
отношение ребенка к воспитателям
уровень его тревожности или агрессии…
Если у вас появилась проблема, и вы готовы ее сформулировать, педагог — психолог постарается помочь выявить причины ее возникновения. С помощью надежных и апробированных методик, тестов и опросников он выработает рекомендации, следование которым поможет скорректировать нежеланные проявления в поведении вашего ребенка. Психолог так же поможет подобрать литературу о развитии детей, об играх и пособиях для дошкольников.
Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка».
Труд педагога-психолога, как правило, не очевиден родителю, но ребенку он, поверьте, необходим.
Психолог? Нет, он не волшебник,
Не чудотворец, не атлет,
Не жизненных задач решебник,
И он не супер — человек.
Он так же дышит, так же любит,
И так же чувствует, как все.
Он не вершит великих судеб,
Он все не знает о тебе.
Твои измерить может память,
Мышленье, темперамент, речь.
Он может лишь чуть-чуть исправить,
Но он не в силах уберечь.
Души твоей путеводитель,
Он лишь подсказка – не ответ,
Дорожный знак, ограничитель,
Твоих ошибок, друг побед.
Гармонии в душе желая,
За вас не сотворит ее,
Советом в жизни помогая,
За Вас ее не проживет.
Психолог? Нет он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он – человек среди людей.
Источник