Роль проектной деятельности в речевом развитии ребенка дошкольника

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №5»

                         Выступление

                на педагогическом совете

«Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников».

                                                           Воспитатель: Мордик И. С.

Г. Кашира 2017г.

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи.

Речь – одно из наиболее совершенных проявлений деятельности человеческого мозга. Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения рядом языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Это составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением

Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины этих явлений?»

Причин этому много. Это и разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, вытеснение содержательных живых способов общения (разговор, беседа, рассказывание) просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка со взрослыми, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. А ведь уже давно доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

В этой связи я хочу обратить ваше внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения и совместной деятельности, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Известно, что одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе общего развития детей, является потребность в новых впечатлениях и новых знаниях,         которые выступают базой для развития личности ребенка.

В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда активен и успешен. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. Ребенка дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы, делать умозаключения, что становится универсальным средством получения от взрослого знаний об окружающей действительности, а также основой развития коммуникативной компетентности дошкольников. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними познавательные, творческие и другие задачи.

В соответствии с перспективным планом каждую неделю с детьми разбирается новая лексическая тема, поэтому по продолжительности проекты у нас могут и краткосрочные — неделя. Однако есть темы, которые можно объединить в один общий проект, например одежда и обувь; фрукты и овощи; зима и зимние развлечения и др. и тогда проект может быть среднесрочным (2 недели)

Планируя образовательную деятельность,  серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным следующим  единым проектом. Особый интерес представляет интеграция искусства, естествознания, развития речи. Таким образом, проект, начатый в организованной деятельности, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину, дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения.

Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются задачи речевого развития дошкольников:

На первом, мотивационном этапе проекта идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных (умений договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения), речевых (развитие диалогической и полилогической речи: умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения), познавательных задач.

На втором, проблемно-деятельностном этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности. Содержание данного этапа проекта позволяет решить задачи обогащения и активизации словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество; развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы); развитие планирующей функции речи, а так же развитие всех групп коммуникативных умений детей (информационных, регуляционных и аффективных).

На третьем, творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Педагог

продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умения публичной самопрезентации. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.

В течение нескольких лет я применяю проектный метод в своей педагогической деятельности. Мною были проведены как монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области — «Страна волшебных слов» (Цель: развитие умений обращаться к взрослым с просьбой, используя вежливые слова; употреблять вежливые слова в общении с другими людьми); и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы: «Будь здоров» (Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни), Зимующие птицы-наши друзья» (Цель: Нравственное воспитание) , «Овощная грядка» (Цель: Ознакомление детей с процессом прорастания семян при благоприятных условиях и беседа о «Делах огородных»); «Выращиваем фасоль» (Цель: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности), «Наураша в стране Наурандия» (Цель: Пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям.)

 В дальнейшем намечено реализовать следующие проекты: педагогический проект на тему: «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» и творческий «В стране сказок».

В результате работы по реализации проектов обогатился и пополнился словарный запас детей, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками, с интересом стали относиться к аргументации, доказательству и широко ими пользоваться.

У детей сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности.

 Список литературы

1. Боброва Ю.О. Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности / Ю.О.Боброва, Н.И.Левшина // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. — С. 7-8. URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=5528

2. Минеева Ю.В Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников/ Ю.В.Минеева, З.Салихова, Н.И.Левшина//Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.

Источник

Светлана Примаченко
Консультация «Роль проектной деятельности в речевом развитии детей»

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей

Воспитатель: Примаченко С. Ю

Обращение к проектной деятельности как к средству речевого развития дошкольников, объясняю тем, что, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.

Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?»

Несомненно, все вместе – это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на мой взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, лишение их содержательных (живых) способов общения. К сожалению, мы – взрослые, все чаще относимся крайне неуважительно к слову, не владеем им, не умеем грамотно выражать свои мысли, недооцениваем роль звучащего слова в развитии и воспитании ребенка. Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае. Доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

Метод проекта является совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности взрослого и ребенка, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные, реализуемые программой знания, умения и навыки.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ним познавательные, творческие и другие задачи.

Например, при ознакомлении с социальным, предметным, природным миром у дошкольника пробуждается интерес к истории и культуре родного города, к людям, чьи имена носят улицы, к событиям, в честь которых воздвигнуты памятники, к жителям, с достижениями которых они знакомятся и т. д. Это, в свою очередь, имеет определенную ценность, как условие для развития детской вопросительности и формирования умения выражать свою познавательную потребность в слове. Дети начинают увлеченно задавать вопросы, рассуждать, анализировать, сравнивать, то есть у них развивается познавательный интерес, позволяющий систематизировать представления о событиях, о людях, предметах, их развитии в природе. И чем старше дошкольный возраст, тем ярче проявляется познавательно-речевая активность, которая переходит от любопытства к интеллектуальному, самостоятельному словесно-логическому мышлению.

В жизни большинства современных дошкольников семья занимает особое место: родители, близкие – это самые важные и значимые для них люди. Поэтому, огромную роль в воспитании у детей интереса к истории, культуре, природе своей малой родины отводим родителям, родственникам ребенка, поскольку истоки этого интереса во многом лежат в понимании и ознакомлении с традициями своей семьи. Общение дошкольника с близкими стимулирует его интерес к самопознанию, помогает устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим, заложить основы свойств личности, определить успешность его будущего. С учетом этого подхода, можно реализовать проекты познавательно-речевого и социально-нравственного направления «Моя семья», «Родословная моей семьи», «Семья традициями сильна» и другие. В эту деятельность я включала специальные упражнения на освоение «трудных» звуков, развития внимания к звуковой стороне речи, воспроизведение звукоподражания животных и бытовой техники; упражнения на различение и употребление существительных в единственном и множественном числах; упражнения на формирование предпосылок монологической речи; проводила работу по обогащению словаря воспитанников. Итог такого проекта -составление семейных газет и их «защита» на итоговом занятии.

Примером ознакомления детей с историей своей семьи служит познавательно-исследовательский проект «Родословная моей семьи». Перед детьми ставится проблема,стимулирующая интерес ребят к ее изучению: «Кто такие родные? Что такое родословная?»

Проект, который развивает исследовательские умения детей: это создание альбома «Мой край родной», составление описательных рассказов по представленным фотографиям, об отношении детей к родному городу, к малой родине. «Что такое Родина? Какая бывает Родина? Можно жить без Родины?

Таким образом, у детей совершенствуются умения разных видов продуктивной деятельности. Например, рисование на тему «Дом, где я живу», нарисовать занавески не снаружи, а изнутри и рассказать. Данный этап проекта может стать основой для проявления индивидуальности детей, осознания ими своих способностей, решаются задачи по развитию коммуникативно-речевых навыков детей:

— обогащение и активизация словаря детей за счет широкого охвата проблемы проекта,

развитие связной речи (диалогической и инициативной форм речи,

развитие планирующей функции речи, за счет индивидуальных и коллективных форм работы,

развитие грамматически правильной и выразительной речи.

В проектах открываются замечательные возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности не только детей, но и родителей и педагогов, посредством сопровождения детей в поисках необходимой информации в книгах, музеях, журналах, интернете, в оказании помощи в изготовлении промежуточных продуктов проекта и подготовке его к публичной презентации.

Данные подходы к организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников, существенно обогащают содержание деятельности по развитию речи детей, позволяя развивать личностные субъективные качества ребенка посредством активизации мотивов общения.

Источник

Ольга Балашова
Роль проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников

«Роль проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи.

Речь – одно из наиболее совершенных проявлений деятельности человеческого мозга. Лингвистические исследования показывают,что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения рядом языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Это составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.

Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины этих явлений?»

Причин этому много. Это и разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, вытеснение содержательных живых способов общения (разговор, беседа, рассказывание) просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с взрослыми,способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. А ведь уже давно доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении с взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

В этой связи необходимо обратить внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения и совместной деятельности, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Известно, что одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе общего развития детей, является потребность в новых впечатлениях и новых знаниях, которые выступают базой для развития личности ребенка.

В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда активен и успешен. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. Ребенка дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы, делать умозаключения, что становится универсальным средством получения от взрослого знаний об окружающей действительности, а также основой развития коммуникативной компетентности дошкольников. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними познавательные, творческие и другие задачи.

В соответствии с перспективным планом каждую неделю с детьми разбирается новая лексическая тема, поэтому по продолжительности проекты могут и краткосрочные — неделя. Однако есть темы, которые можно объединить в один общий проект, например одежда и обувь; фрукты и овощи; зима и зимние развлечения и др. и тогда проект может быть среднесрочным и долгосрочным.

Проект, начатый в организованной деятельности, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину, дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения.

Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются задачи речевого развития дошкольников:

На первом, мотивационном этапе проекта идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Данный этап проектапозволяет решить множество задач:

— коммуникативных (умение договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения,

— речевых (развитиедиалогической и полилогической речи: умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения,

познавательных.

На втором, проблемно-деятельностном этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности. Содержание данного этапа проектапозволяет решить следующие задачи:

— обогащение и активизация словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество;

развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы);

развитие планирующей функции речи, а так же развитие всех групп коммуникативных умений детей (информационных, регуляционных и аффективных).

На третьем, творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Педагог продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умения публичной самопрезентации. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.

Я также стараюсь применять проектный метод в своей педагогической деятельности. В этом учебном году мною были проведены такие проекты,как:

1) Проект «Осенний урожай».Цель: формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.

2) Проект «Хлеб – всему голова».Цель: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе, способствовать творческому и речевому развитию детей.

В данный момент реализуется проект «Мастерская Деда Мороза».Цель: приобщение детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников.

В дальнейшем намечено реализовать следующие проекты:

1) «Здоровье – это здорово!»

2) «Загляните в семейный альбом»

3) «Огород на окне»

4) «Здравствуй, школа»

В результате работы по реализации проектов обогащается и пополняется словарный запас детей, речь становится более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети проявляют инициативу в общении, делятся впечатлениями со сверстниками, с интересом относятся к аргументации, доказательству и широко ими пользуются.

У детей формируется потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчезает страх перед публичными выступлениями, обогащается и расширяется личный опыт детей, повышается уровень самостоятельности.

Источник