Роль приемной семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Предложенный материал носит ознакомительный характер, предназначен для дополнительной помощи в освоении тем курса.
Программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 августа 2012 г. N 623 г. Москва «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»
№ | Наименование раздела, темы | |
Раздел 1. «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители» | ||
1. | Содержание, цели, этапы, задачи проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители. | Открыть |
2. | Основы законодательства Российской Федерации, касающиеся устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (процедуры выявления, устройство в организации, устройство в семью). | Открыть |
3. | Понятие об обучающе-психологическом тренинге. | Открыть |
4. | Вопросы, связанные с темами раздела 1. | Открыть |
Раздел 2. «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей» | ||
5. | Потребности развития ребенка. | Открыть |
6. | Социальные нормы, правила поведения, социальные роли. | Открыть |
7. | Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка и наличие компетенций по воспитанию ребенка, имеющихся у них. | Открыть |
Раздел 3. «Этапы развития ребенка» | ||
8. | Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка. | Открыть |
9. | Роль психологических потребностей в личностном развитии. | Открыть |
10. | Вопросы, связанные с темами раздела 3. | Открыть |
Раздел 4. «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка» | ||
11. | Виды жестокого обращения и их последствия для развития ребенка. | Открыть |
12. | Диспропорции развития ребенка. | Открыть |
13. | Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. Проведение оценки кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение. | Открыть |
Раздел 5. «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)» | ||
14. | Основа благополучного развития ребенка. Депривации. | Открыть |
15. | Типы «нарушенной привязанности». | Открыть |
16. | Понятие «горе и потери» в жизни ребенка. Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка. | Открыть |
Раздел 6. «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи» | ||
17. | Особенности ожидания приемных семей. | Открыть |
18. | Этапы адаптационного периода. | Открыть |
19. | Тайна усыновления. Способы сказать ребенку, что он приемный. | Открыть |
20. | Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье. | Открыть |
21. | Вопросы, связанные с темами раздела 6. | Открыть |
Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка» | ||
22. | Формы «трудного» поведения приемного ребенка. Способы работы с ними. | Открыть |
23. | Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. | Открыть |
24. | Влияние собственного опыта приемных родителей на отношение к детям с «трудным» поведением. | Открыть |
Раздел 8. «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка» | ||
25. | Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и обществе. | Открыть |
26. | Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. | Открыть |
27. | Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком. | Открыть |
28. | Медицинские аспекты ухода за ребенком. | Открыть |
Раздел 9. «Особенности полового воспитания приемного ребенка» | ||
29. | Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. | Открыть |
30. | Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. | Открыть |
31. | Способы защиты ребенка от сексуального насилия. | Открыть |
Раздел 10. «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка» | ||
32. | Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители. | Открыть |
33. | Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации. | Открыть |
34. | Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи. | Открыть |
35. | Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. | Открыть |
Раздел 11. «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан» | ||
36. | Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства. | Открыть |
37. | Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители. Порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем. Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка. | Открыть |
38. | Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изме-нения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье. | Открыть |
39. | Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью. Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства. | Открыть |
40. | Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации. | Открыть |
41. | Правовые последствия усыновления, установления опеки (по-печительства) — личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку. | Открыть |
Раздел 12. «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям» | ||
42. | Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия. | Открыть |
43. | Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом. | Открыть |
Раздел 13. «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители» | ||
44. | Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители. | Открыть |
45. | Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию). | Открыть |
46. | Итоговая аттестация (собеседование). | Открыть |
Источник
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация «Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка» (Школа приемных родителей)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Занятие № 7-8 «Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка».
2 слайд
Описание слайда:
План лекции: 1. Семья как институт, малая группа, система. Понятие и типы родительского отношения и семейного воспитания. 2. Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейные роли, семейные правила, семейный уклад. 3. Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации. 4. Роль сотрудничества членов семей, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в процессе обучения и воспитания ребенка.
3 слайд
Описание слайда:
Семья — это первая в жизни человека социальная группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, развивается как личность, осваивает первые социальные роли. Основные функции семьи: Репродуктивная. Воспитательная. Хозяйственно-бытовая. Экономическая. Сфера первичного социального контроля. Сфера духовного общения. Социально-статусная. Досуговая. Эмоциональная. Сексуальная
4 слайд
Описание слайда:
Типы семей
5 слайд
Описание слайда:
Структура семьи Численный и персональный состав. Семейные правила. Семейные роли. Семейные подсистемы. Границы семьи. Мифы и легенды.
6 слайд
Описание слайда:
Параметры семьи А.Я. Варга выделяет шесть параметров семейной системы, с помощью которых можно описать любую семейную систему: Стереотипы взаимодействия. Семейные правила. Семейные мифы. Границы. Стабилизаторы. Семейная история.
7 слайд
Описание слайда:
Типы родительского отношения Особенности 1. «Принятие-отвержение» 2. «Кооперация» 3. «Симбиоз» 4. «Авторитарная гиперсоциализация» 5. «Маленький неудачник»
8 слайд
Описание слайда:
Границы семьи Внешние границы — насколько семья отделена от общества. Внутренние границы — это границы внутри семьи для каждого члена. Границы бывают жесткие, размытые, проницаемые. Жесткие на внешнем уровне – внешние влияния не допускаются в семью, правила не изменены. Страх перед внешним миром. При жестких границах размыты внутренние границы, требования диктуются родителями детям. Размытые внешние границы предполагают, что семья становится проходным двором. Например, семья алкоголиков. Размытые границы внутри – ребенку не дают простаивать свое пространство. В норме границы должны быть взаимопроницаемыми. Когда нужно, они открываются.
9 слайд
Описание слайда:
Эмоциональная близость !!! Неотъемлемая составляющая доверительных отношений. Три составляющие эмоциональной близости: 1. Открытость чувств и эмоций, намерений и планов, мыслей и соображений. 2. Уважение и принятие чувств, желаний, мыслей, привычек друг друга. 3. Личная психологическая зрелость обоих партнеров.
10 слайд
Описание слайда:
Семейные роли. Распределение ролей. 1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. 2. Хозяин — хозяйка. 3. Ответственный за поддержание родственных связей. 4. Организатор семейной субкультуры. 5. Организатора развлечений. 6. Семейный психотерапевт. 7. Любовный партнер. 8. Ответственный по уходу за младенцем. 9. Воспитатель
11 слайд
Описание слайда:
Семейный уклад. Семейные традиции. Семейный уклад — устоявшийся стиль семейного поведения, отношений к семейным праздникам, жизненным проблемам, проявляющийся в отношениях членов семьи друг к другу и событиям и характеризующий дух семьи. Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.
12 слайд
Описание слайда:
Стрессогенные факторы — неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний.
13 слайд
Описание слайда:
Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации «Жизнь продолжается». «Взглянуть под другим углом». «Глубокий вдох». «Умение расслабиться». «Крик души». «Перемена мест». «Неуверенным в себе людям».
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-037248
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.
Паттерны семейного взаимодействия.
Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители и возможность их развития. Семейная история и ее обсуждение.
Построение семейной генограммы. Обсуждение с кандидатами в замещающие родители распределения ролей в семье.
Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи кандидата в замещающие родители. «Система поддержки» и ресурсы семьи. Личная и семейная ситуация кандидатов в замещающие родители в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.
Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции.
Семейные и индивидуальные способы принятия решения.
Опыт воспитания родных и приемных детей в семье кандидата в замещающие родители. Изучение темы проводится в различных формах: обучающе-психологический тренинг, подготовка домашних заданий, заполнение анкет, а также индивидуальное и семейное консультирование кандидатов в замещающие родители совместно с членами их семьи.
Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.
Понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Самооценка кандидатов в замещающие родители.
Составление Карты семьи.
Роль сотрудничества членов семьи кандидатов в замещающие родители в процессе воспитания ребенка.
Подраздел 1 раздела 10. Семейное устройство детей с особыми потребностями. Дети особыми потребностями развития, роль семьи в развитии и реабилитации.
Ожидания и страхи граждан в отношении принятия в семью ребенка с особыми потребностями. Мифы о детях-инвалидах.
Общая характеристика нарушений психофизического развития детей: виды (ментальные нарушения: умственная отсталость, расстройство аутистического спектра (РАС); сенсорные нарушения: слабовидение — слепота, слабослышание — глухота; инфекционные заболевания: ВИЧ, гепатит С, туберкулез, сифилис; нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА), множественные нарушения, генетические нарушения: синдром Дауна), первичные, вторичные и третичные (социальные) дефекты. Эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на развитие детей с особыми потребностями. Различие последствий собственно болезни и условий жизни ребенка. Компенсаторные возможности.
Особенности содержания детей в учреждениях для детей-инвалидов и влияние на их развитие и поведение: как дети попадают в эти учреждения, структура учреждений, специфика жизни детей в учреждениях.
Динамика развития детей после устройства в семью.
Изменения, происходящие в семье в связи с приемом ребенка с особыми потребностями: распорядок жизни в семье, семейные роли, семейные правила. Адаптация ребенка в семье. Обустройство жизни ребенка-инвалида в быту и в социуме. Ресурсы (внутренние/внешние), необходимые семье, принявшей ребенка-инвалида: близкие родственники, друзья; социальное окружение; общественные организации; специалисты, учреждения, оказывающие специализированную помощь (медицинская, педагогическая, юридическая, психологическая, социальная помощь; реабилитация, организация отдыха).
Особенности, возможности и способы социализации, реабилитации, обучения ребенка с особыми потребностями.
Перспективы: социализация, образование, профессиональная деятельность, включенность в жизнь семьи, в семейную структуру, медицинская, социальная, юридическая помощь. Позитивные моменты в воспитании особого ребенка.
Самоанализ ресурсов (возможные компетенции): возможности и ограничения личные; возможности и ограничения семьи; возможности и ограничения социального окружения.
Если по итогам изучения данного раздела программы участник (участники) группы выразит желание более подробно узнать о детях с особыми потребностями, следует назначить 1-2 дополнительных занятия, проводимых индивидуально или в малой группе в соответствии с темами Дополнительной программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-инвалида и/или ребенка подросткового возраста, оставшегося без попечения родителей (Приложение 3 к приказу Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от _________ N ____). Проводить эти занятия может ведущий группы или приглашенный специалист, имеющий опыт работы с детьми дайной категории. Дополнительное занятие может быть по предварительной договоренности проведено также на базе учреждения, в котором воспитываются дети с особыми потребностями (нарушениями).
Источник