Роль предметного мира в развитии ребенка
Роль предметного мира в развитии ребёнка дошкольного возраста
Ни для кого не секрет, что окружающие нас предметы оказывают огромное влияние на нашу жизнедеятельность. Мы не можем без них обходиться!!!. С момента рождения они входят в жизнь малыша и сопровождают его в дальнейшем. Именно предметы обеспечивают выживание ребёнка, помогают адаптироваться к новой социальной среде.
Мир предметов постепенно входит в жизнь ребёнка. Ребёнок начинает познавать этот мир сначала дома вместе с мамой, потом в детском саду под руководством воспитателя или вместе с другими детьми.
Отличительной особенностью дошкольника в процессе познания окружающего мира предметов, является его активное взаимодействие с ним. Именно взаимодействие ребёнка с предметным миром помогает выработать необходимые представления о социальной действительности, знания о трудовой деятельности взрослых, о том, как та или иная вещь создавалась, сколько трудов вложено в тот или иной предмет.
С ранних лет нужно не только учить различать, группировать вещи по их назначению, признакам, но и учить ценить вещь по тому — труду, который вложен в нее. Народ, создавая вещи, не только думает об их прямом использовании, но и стремится сделать их красивыми, иногда как подлинные предметы искусства. Эстетическое восприятие вещи имеет очень большую ценность. У ребенка с ранних лет нужно воспитывать вкус и способность окружать себя вещами, приносящими радость, эстетическое удовольствие, создавать уют, красоту. Тогда вещи становятся друзьями человека. Именно такое воспитание чувства уважения к человеческому труду закладывают в ребёнке понятие ценностей. Ребёнок с ранних лет приобщается к нравственным нормам общества, к его моральным и этическим принципам, правилам поведения среди членов общества в котором он живёт.
Эмоциональная оценка предметов несет в себе нравственный заряд воздействия на чувства ребенка, вызывает эмоционально-положительное отношение к предметному миру и человеку. Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать.
Основным способом познания связей между предметами и явлениями окружающего мира для ребёнка становится игра, которая способна удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами взаимодействия с предметами этого мира. Увлекательные игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и точному запоминанию. Предметы и цели игры формируют способы поведения соответствующие моральным и нравственным нормам общества. Игра, выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Помимо закрепления и расширения имеющихся у ребенка знаний, в игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, умение считаться с товарищами, т.е. умение жить в коллективе сверстников.
Таким образом, стоит сказать, что основной задачей людей, участвующих в воспитании ребёнка, как можно больше играть с ним, и помнить, что именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения, нравственно-этическое поведение. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на его всестороннее развитие.
Источник
Роль предметного мира в развитии ребёнка дошкольного возраста
Уважаемые мамы и папы! Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какую роль в жизни ребёнка играют окружающие его предметы? Вам стало интересно, тогда этот материал для вас!
Ни для кого не секрет, что окружающие нас предметы оказывают огромное влияние на нашу жизнедеятельность. Мы не можем без них обходиться! С момента рождения они входят в жизнь малыша и сопровождают его в дальнейшем. Именно предметы обеспечивают развитие ребёнка, помогают адаптироваться к новой социальной среде.
Мир предметов постепенно входит в жизнь ребёнка. Ребёнок начинает познавать этот мир сначала дома вместе с мамой, потом в детском саду под руководством воспитателя или вместе с другими детьми.
Отличительной особенностью дошкольника в процессе познания окружающего мира предметов, является его активное взаимодействие с ним. Именно взаимодействие ребёнка с предметным миром помогает выработать необходимые представления о социальной действительности, знания о трудовой деятельности взрослых, о том, как та или иная вещь создавалась, сколько трудов вложено в тот или иной предмет.
Как изменяется предметный мир ребёнка старшего дошкольного возраста? Когда близкие люди это поймут, они научатся правильно подбирать игрушки для ребёнка, а самое главное-предоставят ему право выбора игрового материала. В этом возрасте ребёнка интересует не только внешний вид игрушки, но её технические характеристики: открываются ли двери у машинок, с помощью каких устройств передвигается то или иное средство, а девочкам интересно, что находится внутри игрушечной косметички или чемоданчика Айболита. Заметили, как начинают дети играть? Они сначала обустраивают своё игровое пространство, а затем начинается сам процесс игры, иногда даже в воображаемом плане. Содержание игр старших дошкольников- это отражение социальных отношений и отношений к окружающим предметам. Обратите внимание, на любимые предметы ребёнка: это могут быть не только игрушки, но и предметы одежды, обуви, мебель и т.д. Ребёнок начинает окружать себя предметами, приносящими ему радость, и они становятся его друзьями. Каждой любимый предмет несёт определённый эмоциональный заряд, всегда для ребёнка эмоционально положительно направленный, т.е ребёнок начинает воспринимать каждый предмет эстетически. Эстетическое восприятие вещи имеет очень большую ценность: воспитывается вкус и развивается способность окружать себя красивыми вещами, создавая красоту и уют.
Какие же предметы оказывают влияния на ребёнка старшего дошкольного возраста?
- это предметы домашнего интерьера, среди которых должны быть личные предметы ребёнка: будь то целый шифоньер с его одеждой или отдельная полочка для детских вещей – это не суть важно. Важно то, как он относится к этим предметам: равнодушно, безразлично или с любовью и восторгом. Его отношение во многом зависит от вашего отношения к окружающему интерьеру. И здесь очень важно приобщать сына или дочку к нравственным нормам отношения к предметам, которые его окружают. Как это можно сделать?
- Сформировать у ребёнка понятие, что в каждую вещь вложен труд человека. Например: «Мы с тобой читаем интересную книгу. А ты знаешь, как она к нам пришла? Над её изготовлением потрудилось много людей: это и работники типографии, когда набирали текс книги, и художники, иллюстрируя её страницы, и мастера преплётного дела, и много- много других людей. Каждый из них вложил частицу своего труда.»
- Постоянно показывать своё положительное отношение к аккуратно сложенным вещам, убранным на место игрушкам, чистоте и порядку в доме: «Посмотри, как приятно чистым ботинкам отдыхать на своей полке, они сегодны славно потрудились и теперь могут отдохнуть» или « Чтобы моё платье было всегда красивым и опрятным, я вешаю его на плечики и убираю в шкаф».
- Использовать разные игровые ситуации при обучении ребёнка аккуратности в обращении с вещами. Например, можно обратиться от имени брошенной одежды или неубранной игрушки: « Почему Серёжа совсем про меня забыл? Я так хочу попасть в свой домик».
- Не ругать и не наказывать ребёнка за небрежное отношение к вещам, а самим взрослым попытаться понять, почему сын или дочка не убирает на место игрушки: может быть их слишком много для ребёнка? Или он просто не знает, куда нужно убирать? Почему так не бережёт вещи? Может быть, их тоже очень много или его не научили бережному отношению к ним.
- Использовать любую возможность похвалить, одобрить положительно направленные действия ребёнка по отношению к предметному миру: «Какой изумительный порядок в твоём игрушечном домике!», « Ты так чисто постирала кукольное белье, что оно даже поёт тебе песенку. Послушай, в ней такие добрые слова о тебе.
- Научить ребёнка способам оказания помощи предметному миру. Не торопитесь выбрасывать сломанные вещи, постарайтесь вместе с ребёнком отремонтировать их, добавить новых деталей, чтобы игрушка снова стала любимой и интересной. Разорванные вещи тоже можно совместно отремонтировать: например, пришить заплатку, украсить какими- то пуговичками и т.д. Главное, чтобы ребёнок участвовал вместе с вами в этом процессе творчества, а затем всем вместе порадоваться, что удалось продлить жизнь какому- то предмету.
И ещё несколько слов о различии интересов детей к предметному миру. Мальчикам больше нравится техника, девочкам — посуда и украшения. Девочки любят более замкнутые пространства, мальчикам нужно больше места для организации игр. Создавая интерьер своей квартиры, учитывайте это.
И помните, что дети- это маленькие подражатели. Они во всём берут пример только с вас, взрослых! Будьте же последовательны во всём, в том числе и в воспитании у детей ценностного отношения к предметному миру. Пусть каждый предмет несёт для ребёнка только эмоционально положительный заряд и станет его другом.
Источник
Cтатьи и Публикации ПРЕДМЕТНЫЙ МИР И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
ПРЕДМЕТНЫЙ
МИР И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
©
Иванова О.С.
Контакт с автором:
ivankod47@yandex.ru
воспитатель,
ГБДОУ №38
Предметный мир,
окружающие ребенка вещи и игрушки имеют
особое значение в развитии дошкольников.
Именно в предметной деятельности возникает
познавательная активность, складываются
первые эмоциональные предпочтения как
основа воспитания целостного отношения к
предметному миру. Название предметов, их
свойства и качества, многообразие действий
с предметами обеспечивают словарный запас
малыша, развитие его речи.
_________________________________________________________________
Задача взрослого – помочь
ребенку войти в предметный мир, научиться
ориентироваться в его многообразии,
правильно называть и использовать по
назначению предметы материальной культуры,
которые окружают дошкольника в
повседневной жизни дома, в детском саду и на
улице.
Предметный мир (предметы,
объекты) имеет в жизни ребенка
самостоятельное значение: являясь первым
объектом деятельности, он становится и
первым объектом познания окружающей
действительности.
В предметах
материализован, овеществлен многовековой
человеческий опыт, который предстает перед
ребенком в обобщенном виде, раскрывающимся
в физических и динамических свойствах,
качествах и отношениях. При этом качество
понимается как объективная и общая
характеристика предметов,
обнаруживающаяся в совокупности их свойств,
а свойство – сторона предмета, которая
обусловливает его отличие от других
предметов или общность с ними и ярче
проявляется в их отношениях.
В теории и практике
педагогической науки проблема
ознакомления с миром предметов уже
рассматривалась в педагогической теории
Яна Амоса Коменского (1592-1670). В своем труде «Мир
чувственных вещей в картинках» (1658) он
предложил для накопления конкретных
представлений с помощью органов чувств
использовать различные предметы. Его труд
– своеобразная энциклопедия для детей, в
основе которой лежит идея: «Ребенку можно
рассказать обо всем многообразии мира и
достижениях науки, но делать это доступно с
помощью наглядности». Из этого следует, что
главным критерием отбора знаний он назвал
принцип энциклопедичности.
В русской педагогике
прогрессивные деятели 19 века (К.Д. Ушинский,
Л.Н. Толстой) считали, что ребенок,
родившийся у определенного (русского)
народа, должен «впитать» в себя дух своего
народа, стать его частью через познание
культуры, быта, языка. При этом значительный
акцент делается на введение малыша в
непосредственно окружающую его среду.
Можно сказать, что позиция русских
педагогов по приобщению детей к
социальному миру основана на краеведческом
принципе, учете национальной
принадлежности, принципе народности.
Однако на русскую
педагогику влияла педагогика Запада.
Наибольший интерес представляли теории Ф.
Фребеля и М. Монтессори.
Ф. Фребель указывал на
важность ознакомления с предметным миром.
Он считал, что главное умение для
маленького ребенка – это умение правильно
рассматривать, обозначать предметы,
устанавливать связи. С этой целью он создал
систему даров, позволяющую знакомить детей,
начиная с раннего возраста, с формой, цветом,
материалом различных объектов социальной
действительности.
М. Монтессори считала, что
главное – упражнения детей в выявлении
наиболее важных характеристик предмета (формы,
цвета, величины и др.). Она применяла
материал, который был устроен так, что
ребенок мог самостоятельно обнаружить и
исправить свои ошибки, приобретая тем самым
знания и активность.
Информативная функция
предмета заключается в предоставлении
детям знаний о свойствах предмета: форме,
величине (размере), цвете, материале и т.д.
Знания, с одной стороны, ориентируют
ребенка в социальном окружении, с другой –
формируют представление о деятельности
человека, его личностных качествах,
проявляющихся в процессе деятельности.
Информативная функция
предметного мира открывает ребенку
многоаспектное его содержание (сенсорное,
культурологические, социальное,
этнографическое, трудовое, эстетическое и т.д.).
И.М. Сеченов писал: «Корни
мыслей ребенка лежат в его чувствовании».
Продолжая развитие этого положения,
психолог А.Б. Брушлинский говорил о том, что:
«Та чувственная картина мира, которую дают
органы чувств, необходима, но недостаточна
для глубокого ориентирования в мире
предметов». Правомерно предположить, что
богатство ощущений и восприятия –
предпосылка для ознакомления с внутренними
связями, так как «Внешние чувства
доставляют материал для всех рассудочных
работ» — К.Д. Ушинский. Затем, с помощью
мышления, ребенок начинает постигать
причинно-следственные временные отношения
и ориентироваться в них.
Информативная функция
предметного мира способствует выработке
необходимых представлений о социальной
действительности, центральным звеном
которых выступают знания о трудовой
деятельности взрослых. Выработка
представлений достигается потому, что
предмет представляет собой реальный, яркий
продукт творческого процесса. Он является «овеществленным
трудом» (К. Маркс), поскольку содержит
знания человека по созданию и
преобразованию предмета, об отношении
создателя к процессу и результату своей
деятельности. В исследовании В.И. Логиновой
предмет выступает как компонент трудовой
деятельности и системности познания мира.
Информативная функция
предметного окружения обеспечивает детям
доступные знания об общественной ценности
продуктов труда: каждая вещь является
результатом труда и создана для того, чтобы
служить не одному человеку, а многим.
Для осуществления
трудовой деятельности человек должен
владеть знаниями трудового процесса,
технологией.
Исходные представления о
творчестве человека, а также формирование
опыта творчества у самого ребенка на основе
соответствующего образа – ориентира (взрослого),
доступно детям с младшего дошкольного
возраста в силу их психофизиологических
особенностей.
В последнее время большое
внимание уделяется программе социального
развития ребенка. Основная задача этой
программы – показать детям социальный мир
«изнутри» и помочь ребенку понять свое
место в этом мире как его члена, участника
событий, преобразователя. Но социальная
действительность становится средством
воспитания и обучения только в том случае,
если факты и события, с которыми
встречается ребенок, понятны и доступны. А
собственное познание социальной
действительности будет происходить через
действия с предметами, через общение.
Поэтому важной педагогической задачей
является анализ и отбор того содержания из
социального окружения, которое несет в себе
развивающий потенциал и может стать
средством приобщения ребенка к социальному
миру.
Большое значение для
развития и социализации ребенка имеют
предметы. Они окружают его с момента
рождения и сопровождают всю жизнь. В
предмете материализован опыт человечества,
накопленный на протяжении многих веков.
Еще до того. Как ребенок
начинает действовать с предметами. Они уже
входят в его жизнь, обеспечивают ему
выживание, помогают адаптироваться в новой
социальной среде, в которую малыш попадает
с момента рождения.
Эта функция
жизнеобеспечения реализуется и в
дальнейшем постоянно. Взрослые
заворачивают ребенка в пеленку, кормят
через соску, надевают одежду, дают в руку
ложку и т.д. Так предметы помогают сохранять
тепло, питаться, двигаться, т.е. составляют
окружение, которое обеспечивает человеку,
как биологическому существу, жизнь.
По мере познания
предметного мира ребенок овладевает
умениями различать опасные и безопасные
для него предметы, выделять полезное и
интересное, осваивает способы действия с
ними, умение ориентироваться в мире
предметов. Через предметный мир малыш
узнает, что мир обладает разными свойствами
и качествами: он и теплый, и холодный, и
шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый…
Ребенок овладевает способами действий с
предметами, и это помогает ему приобретать
«власть» над миром, в котором он живет.
Данное обстоятельство, в свою очередь,
порождает чувство уверенности, спокойствия,
желание познать мир. Предмет вводит ребенка
в мир взрослых, «информирует» его об этом
мире, обогащает содержание социального
опыта и влияет на всестороннее развитие.
Таким образом,
ориентировочная функция является главной в
процессе социализации личности.
Исходя из этого,
целесообразно составить схему предметного
мира, объединив предметы в три группы:
Предметы, которыми ребенок
не действует Предметы, которыми ребенок
постоянно пользуется Предметы,
которые ребенок способен изменить,
преобразовать, приспособить для своих нужд
Сухопутный транспорт;
водный транспорт; воздушный транспорт;
электроприборы; проф. инструмент
Одежда; обувь; головные уборы; игрушки;
посуда; мебель; постельные принадлежности;
спортинвентарь; школьные принадлежности
Пластилин; глина; песок; тесто; снег; нитки;
ткань; бумага; дерево; бросовый материал;
природный материал
Ребенок не сразу познает
мир предметов. Этот процесс состоит из трех
этапов.
Спонтанно-исследовательский.
Происходит первое
знакомство с предметом. Предмет
попадает в поле зрения малыша, и ребенок,
взяв его в руки, «пробуя на язычок», узнает о
его свойствах и качествах, конечно, еще не
осознанно. Задача педагога на этом этапе
организовать предметную среду таким
образом, чтобы в ней были предметы, разные
по форме, цвету, материалу, звучанию. Важная
задача первого этапа освоения предметного
мира – ознакомление детей с назначением
предметов. Ребенок должен усвоить, зачем
нужен этот предмет, что и как можно им
делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не
стучать).
Вариативный.
Второй этап
характеризуется усвоением детьми
представления о вариативности
использования предметов. Ребенок усваивает,
что один и тот же предмет можно
использовать по-разному: палочкой копают,
рисуют, достают предметы… Это приводит к
появлению предметов-заместителей, к
зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный
этап способствует развитию воображения,
творческих способностей.
Преобразующий.
Третий этап в освоении
ребенком предметного мира – спонтанно-исследовательский
и преобразующий. Дети хотят изучать
предметы, узнать, как они устроены, какими
свойствами обладают, какой цели могут
служить. У ребенка развивается наглядно-образное
и логическое мышление, способность
оценивать деятельность другого человека,
происходит дальнейшее развитие «ручной
умелости», возникает стремление к
преобразующим видам творческой
деятельности.
На третьем этапе задачи
решаются через игры-упражнения, логические
задачи, дидактические игры, наблюдения.
Например, в игре «На что похоже?» дети
придумывают, на что похож тот или иной
предмет, облака, чернильная клякса, ветка,
шишка и т.д. Полезны игры типа «Продолжи
линию», «Дорисуй», «Измени рисунок», «Что
предмет расскажет о себе?», «Найди пару» (найди
предмет с тем же способом действия или с тем
же назначением: веник – пылесос, счеты –
калькулятор).
В процессе работы над этой
темой у детей появился прочный запас знаний,
владение терминологией и бережное
отношение к предметам рукотворного мира.
В результате проведенной
работы по теме: «Предметный мир вокруг нас»
у детей запас знаний и характер
представлений значительно повысился. Дети
стали лучше ориентироваться в мире
предметов, выделять опасные и безопасные
для них предметы, полезные и интересные,
осваивать способы действия с ними. У детей
повысилось содержание социального опыта,
что повлияло на развитие памяти, речи,
ручной умелости. Расширились представления
о предметах, их свойствах, качествах,
функциях.
Литература
1. Дыбина, О.В.
Ознакомление дошкольников с предметным
миром / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое
общество России, 2007
2. Волчкова, В.Н.
Развитие и воспитание детей младшего
дошкольного возраста / В.Н. Волчкова, Н.В.
Степанова. – Воронеж: ТЦ Учитеть, 2001
3. Максаков, А.И.
Учите, играя / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. –
М.: Просвещение, 1983
Дата публикации: 28 ноября 2012
Источник: SciTecLibrary.ru
Вы можете оставить свой комментарий по этой статье или прочитать мнения других в
следующих разделах ФОРУМА:
Точные науки и дисциплины |
Дебаты по Теории Относительности Эйнштейна. Все кому не лень хотят опровергнуть Теорию Относительности Эйнштейна. Вам предоставляется слово для аргументации. |
Физика, астрономия, математические решения. Физико-математические вопросы, наблюдения, исследования, теории и их решение. |
Физика альтернативная. Новые взгляды на физические законы, теории, эксперименты, не вписывающиеся в общепринятые законы физики. |
Teхника, узлы, механизмы, электроника и аппаратура. Все про технику, приборы, детали, узлы и механизмы. Электроника, компьютеры, программное обеспечение. Новые технические решения в самых разных областях. |
Биология, Генетика, Все о жизни. Генетика и другие вопросы биологии. Их развитие. Медицина. Биотехнологии, агротехника и сельское хозяйство. Эволюционные теории и альтернативные им. |
Химия. Вопросы по химическим технологиям, разработкам и применению химических материалов. Химические элементы и их свойства. |
Геология, все о Земле и ее обитателях. Геология, метеорология, антропология, сейсмология, атмосферные явления и непознанные эффекты природы. |
Хотите разместить свою статью или публикацию, чтобы ее читали все?
Как это сделать — узнайте здесь.
Назад
О проекте | Контакты | Архив старого сайта | Copyright © SciTecLibrary © 2000-2017 Агентство научно-технической информации Научно-техническая библиотека SciTecLibrary. Свид. ФС77-20137 от 23.11.2004. |
Источник